
-
В Екатеринбурге подвели итоги драматургического конкурса о 90-х
В знойном-знойном Ебурге (+36 в тени)...
В прохладном-прохладном ЕЦ (Ельцин Центре)...
В светлой-светлой комнате Театральной платформы, а затем в Зале Свободы...
Были подведены итоги IV драматургического конкурса «Зачем я это помню», посвященного 90-м годам.
-
«Сказки на всякий случай». По мотивам сказок Е. Клюева.
Театр КУКФО.
Режиссер Кирилл Смирнов, художник Екатерина Петухова.«Ромео и Джульетта».
Театр КУКФО.
Режиссер Борис Константинов, художник Виктор Антонов.Эти спектакли ничем не похожи, кроме наличия одного и того же персонажа — червяка. В «Сказках на всякий случай» червяк стремится успеть переползти разводной мост, что с его скоростью сделать непросто. В «Ромео и Джульетте» червяк начинает рассказывать эту знаменитую историю любви и смерти и сразу задает зрителям ироничный ракурс восприятия.
Возможно, появление этого персонажа в столь разных спектаклях — дело случая. Но возможно и другое — только через представителя пищевой цепочки размах истории в спектакле Бориса Константинова возвращает себе грандиозность звучания. А огромный разводной мост в спектакле Кирилла Смирнова — не препятствие для того, кто спешит домой, вне зависимости от размера спешащего.
-
«В поисках времени». О. Михайлов.
Омский государственный музыкальный театр.
Автор либретто и режиссер Александр Лебедев, дирижер Сергей Воробьев, художник-постановщик Сергей Новиков, балетмейстер Елена Еремеева, видеоконтент Максима Рущенко.В июне в Омске прошел юбилейный ХХХ Областной конкурс-фестиваль «Лучшая театральная работа по итогам 2023 года». В разделе «Музыкальный театр» больше всего внимания досталось спектаклю «В поисках времени» Омского государственного музыкального театра: специальные премии жюри получили режиссер и два исполнителя.
-
Владимир Матвеев умер скоропостижно, рано утром 2 июля пришло это известие. И будто его давний феноменальный Каренин вынырнул — и вновь трагически захлебнулся.
Артист родился в 1952 году в уральской глубинке, и оттуда, видимо, его матёрая личностная и актёрская «закваска». Он не случайно возник на курсе Игоря Петровича Владимирова, затем в его театре, где стёртых лиц отродясь не было, палитра сильных индивидуальностей была не пёстрая, а терпкая. Даже и тут Матвеев, кажется, был не до конца «в обойме», со своим не характером даже, а норовом, и с какою-то своей нерациональной траекторией.
-
«Жаркое ковидное лето». Я. Пулинович.
Пространство «Театр Линии».
Режиссер Павел Зобнин, художник Никита Сазонов.Не в первый раз в мировой драматургии (особенно в русской) звучит тема ответственности человека за то, как он распорядился своей жизнью. Чеховская тема. При несомненном авторском сочувствии персонажам они не освобождаются от ответственности. Не так уж далека от нас ситуация с «тремя девушками в голубом», жизненная лодка которых разбилась о быт. Проблема у действующих лиц пьесы Ярославы Пулинович будет покруче, быт их не интересует ни в какой степени. Из вещей, окружающих Алевтину Павловну (Ольга Щелокова), — парковая скамейка глубоко советских времен и видавший виды скособоченный книжный шкаф, может быть, времен очаковских и покоренья Крыма. Скамейка может пригодиться как врачебная кушетка, на которую для осмотра доктор вместе с псом Федором Михайловичем расстелят простынку. По существу, сквер и квартира воспринимаются как единое пространство. Более исчерпывающий лаконизм трудно представить.
-
Новый номер 116. В нём мы рассказываем и о «Холопах» Андрея Могучего, и о «Палате № 6» Льва Додина, и о «Собачьем сердце» Антона Фёдорова, и о трёх «Воскресениях», случившихся в нашем городе, и о нашумевшей «Козлиной песне» Романа Муромцева. А ещё об Игоре Черневиче в чеховских ролях и двойниках Анны Кочетковой, и... о гитисовской режиссёрской мастерской Юрия Бутусова, спектакли которой гастролируют сейчас увидеть в Петербурге. А еще спектакли Березников и Нижневартовска, Самары и других городов. Читайте!
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам -
«Коралина в стране кошмаров». По мотивам повести Н. Геймана.
Калининградский драматический театр.
Режиссер Анна Морозова, художник Анастасия Никонова, драматург Евгений Ионов.Калининградский театр драмы в последние несколько сезонов, с приходом нового директора — художественного руководителя, взял курс на обновление репертуара. В афише появились новые спектакли, поставленные молодыми режиссерами, проводятся лаборатории, идет работа с горожанами. В общем, жизнь кипит. Не обошли стороной и репертуар, ориентированный на детскую и подростковую аудиторию: здесь идет «Гипс» Романа Бокланова по повести Анны Вольтц, «Гудбай, Берлин» Анны Морозовой по Вольфгангу Херрндорфу.
-
«Хозяйка Медной горы». Г. Матвейчук, Е. Ханпира, С. Стрейзанд.
Театральная компания Глеба Матвейчука, Театр Эстрады.
Композитор, автор идеи и режиссер Глеб Матвейчук, второй режиссер Александра Каспарова, хореографы Виктория Гончарова и Искандер Фахрутдинов.Юбилей великого деятеля, даже некруглый — повод для музыкального театра продать побольше билетов школьникам, отбывающим культурную повинность, так отчего бы им не воспользоваться. Алексей Франдетти в начале июня выпускает в театре «Ленком» музыкальный спектакль «Кабаре Пушкин» к 225-летию юбиляра, а независимый продюсер и композитор Глеб Матвейчук создал мюзикл «Хозяйка Медной горы» к 145-летию Павла Бажова. Первые показы прошли в облюбованном компанией Матвейчука фольклорном центре «Москва» (бывший Театр Людмилы Рюминой), на второй блок спектакль переместился на сцену Театра Эстрады, благо минусовая фонограмма и легкая застройка позволяют проекту существовать в мобильном формате.
-
«Недоросль». Д. И. Фонвизин.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Роман Кочержевский, художник Дарья Здитовецкая.Времена, когда от классики ждешь ностальгии и тепла, как от встречи с тем, кто с детства знаком, и вот сейчас возникнет с ним «сон золотой», исчезли безвозвратно. И ясно: чем «классичнее», тем будет неожиданнее. А уж если из школьной программы, так точно не для деток. Впрочем, учебник нынче — петроглиф, когда-нибудь его так и поставят, будто на умершем языке, и будет забавно.
-
О XXI Фестивале театров малых городов России в Уфе
В Уфе прошел XXI Фестиваль театров малых городов России. Фестиваль ежегодно организует Театр Наций, проходит он при поддержке Министерства культуры и министерством явно любим: заявленные в афише коллективы приезжают на все восемь дней фестиваля и получают доступ не только к спектаклям, но и к обширной программе мастер-классов. Отобранная экспертами программа оказалось масштабной и любопытной: вопросы вызвала, пожалуй, лишь тройка-четверка названий из шестнадцати конкурсных спектаклей.
-
«В ученом обществе». По мотивам рассказа А. П. Чехова «Каштанка».
Независимый проект в рамках фестиваля «М.150.11.» на Новой сцене Александринского театра.
Режиссеры Ира Криворукова и Ваня Заславец.В рамках фестиваля «М.150.11.» на Новой сцене Александринского театра был показан «кочующий» спектакль Вани Заславца и Ирины Криворуковой «В ученом обществе». У постановки нет своей площадки, где бы она регулярно демонстрировалась, поэтому она странствует по фестивалям. Она создана по мотивам чеховской «Каштанки», которая первоначально называлась «В ученом сообществе».
-
Сегодня, 21 июня, исполняется 30 лет Воронежскому Камерному театру. Накануне в редакции «ПТЖ» мы разговаривали с его создателем и бессменным до последнего времени руководителем Михаилом Бычковым.
-
«Одиночество». Р. Отарбаев.
Областной академический казахский драматический театр им. Махамбета (Атырау, Казахстан) в рамках фестиваля «Молодежь. Театр. Фест» ТЮЗа им. А. А. Брянцева.
Режиссер Мухангали Томанов, сценограф Темирбек Мухтаров.Замедленный, словно загустевший ритм «Одиночества» театра Атырау переносит зрителей в состояние экзистенциальной опустошенности, внутреннего тупика — не пугающего глубиной бездны, не кричащего о своей безвыходности, а пришедшего тихо и незаметно, как сама смерть.
-
«Ретрит». А. Петрова, Л. Киселев.
«Рэп-театр» (Москва).
Режиссер и сценограф Сергей Азеев, художник по костюмам Виктория Макаркина, художник по свету Михаил Глушков, хореограф Banzay, саунд-дизайн Якова Фиша, звукорежиссер Артемий Коселев.«Рэп-театр», во главе которого стоит рэп-исполнитель и автор текстов Лев RE-pac Киселев, заявил о себе в 2022 году мюзиклом «Преступление и наказание». Датский (это был сезон, когда праздновалось 200-летие Достоевского) грантовый проект без потерь сконденсировал громадный роман в эффектное и энергичное полуторачасовое действо и вошел в лонг-лист «Золотой Маски». Следующий мюзикл театра — «Идиот» по Достоевскому же — слишком сильно ушел в эстетику остранения, дисгармонирующую с витальной искренностью рэп-музыки. И вот третьим проектом стал совершенно оригинальный комедийный мюзикл на злободневную тему духовных поисков того, что не спрятано.
-
«Матрешка».
Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.
Режиссеры-постановщики Евгений Шевцов и Ольга Полтарак, художники-постановщики Надежда Русс и Анатолий Нежный, режиссер клоунады Андрей Шарнин, композитор Дмитрий Кузнецов.Дивертисмент — программная форма циркового спектакля в Цирке Никулина на Цветном бульваре вот уже долгие годы. В этой почти неуязвимой позиции, с одной стороны, дань советской цирковой традиции ХХ века. С другой стороны — это ответ на запрос самой разномастной публики, наполняющей из представления в представление здание Цирка почти до отказа.
-
Сегодня земля прощается с ней. Муж Галы Олег Федоров написал, что она завещала развеять свой прах. Решают — то ли над Сеной, то ли над Ла-Маншем...
-
«Буря». У. Шекспир.
Челябинский театр кукол им. Валерия Вольховского.
Режиссер Александр Янушкевич, художник Екатерина Шиманович.Визуальное решение спектакля аскетично: остров в «Буре» — серое, скалистое место. Задник сцены — каменная глыба с расщелинами разных форм. Туда уходят артисты, там прячутся герои. «Убогая пещера», — говорит об этом месте Просперо, и его слова описывают это место как нельзя лучше. Убогое, затерянное, ненужное.
Все начинается, конечно, с бури. Бедствие в спектакле решено так: на вертикальные полосы ткани проецируется видеоряд с лицами актеров. На них дует поток воздуха, наполняя щеки, деформируя лицо. Это физиологичная, намеренно неэстетичная картинка. С этого начинается спектакль, и первая мысль, которая приходит в голову, — ничего красивого в этих героях нет.
-
«Коридор».
Пермский академический Театр-Театр.
Режиссер Дмитрий Волкострелов.В Пермском Театре-Театре вышел новый спектакль Дмитрия Волкострелова «Коридор». Спектакль, нетипичный для режиссера: в нем есть 36 разработанных персонажей, вполне ясная актерская игра с использованием выразительных средств. И даже — кажется — есть история. Все это правда, если вы начали просмотр спектакля в Коридоре. И совсем иначе все это выглядит, если начать с Закулисья.
-
«Воскресение». Пьеса А. Житковского по мотивам романа Л. Н. Толстого.
Самарский театр юного зрителя «СамАрт».
Режиссер Денис Хуснияров, художник Семен Пастух.В постановке «СамАрта» все внимание сконцентрировано на князе Нехлюдове. Режиссер Денис Хуснияров создает из романа Толстого историю о человеке, потерянном в собственных воспоминаниях и попытках осмыслить себя и меру своей вины за совершенные поступки.
В спектакле два Нехлюдовых: до и Нехлюдов после всех испытаний (Петр Касатьев и Алексей Меженный). Второй персонаж выступает в роли рассказчика, который находится над историей и остальными героями, заранее знает, чем все закончится. Но это не просто один человек в разные промежутки своей жизни, это две разные личности, одна вырастает из тех испытаний, которые проходит другая. В то время как Нехлюдов-Касатьев порывист, импульсивен и отчаянно хватается за любую возможность искупить свою вину, Нехлюдов-Меженный устало спокоен, в его блестящих от слез глазах заметны печаль и скорбь, в голосе — горькая усмешка над самим собой и собственной беспомощностью, невозможностью что-то изменить ни сейчас, ни даже тогда.
-
«Мамлеев». Психоделическая опера по рассказам Ю. Мамлеева.
Театр «Практика».
Режиссер Арсений Мещеряков, художник Катя Эрдэни.Не буду останавливаться на петербургском спектакле «Шатуны» Романа Муромцева, о котором уже достаточно сказано, просто отмечу для подкрепления тезиса «Мамлеева начали ставить». А вот в Москве теперь есть целых две постановки по рассказам автора. И обе — оперы. «Прозу», где наряду с прозой Чехова есть и мамлеевский «Жених», поставил в 2017 году Владимир Раннев. Режиссер Арсений Мещеряков для постановки в театре «Практика» тоже взял за основу рассказы — десять штук из разных циклов — и объединил их в «психоделическую оперу».
комментарии