Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ КОРИОЛАН

    В рамках «Театрального киносезона 2013–2014» показывают «Кориолана» лондонского театра «Донмар», примечательного тем, что в роли спесивого римского вояки здесь можно увидеть сумрачного фронтмена джармушевского «Выживут только любовники» — англичанина Тома Хиддлстона. Насколько неожиданной стала трактовка, судила Надежда Стоева...

    Том Хиддлстон — не самый очевидный выбор на эту роль. Кудрявый, улыбчивый, почти блондин, с голубыми глазами — типичный романтический герой-любовник, который мог бы до старости играть несчастных возлюбленных всех мастей и получать награды за роли второго плана.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ» ЛЬВА ДОДИНА — ЛАУРЕАТ  «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»

    Малый драматический театр пополнил внушительную копилку наград еще одной «Золотой Маской» - за лучший спектакль большой формы. Решение жюри можно назвать традиционным. Предлагаем вам прочитать пару развернутых «реплик» петербургских театральных критиков о спектакле — Николая Песочинского и Татьяны Джуровой.

    «Коварство и любовь». Ф. Шиллер.
    МДТ — Театр Европы.
    Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК — ЭТО ЗВУЧИТ. А АНГЕЛ?

    «Прекрасное Далеко». Д. Привалов.
    Совместный проект Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова и Челябинского театра современного танца.
    Режиссер Марина Глуховская, хореограф Ольга Пона, художник Юрий Наместников

    ...Знание умножает скорбь, теперь я понимаю это совершенно точно.

    Видел челябинское «Прекрасное Далеко» дважды: рабочий прогон за несколько дней до премьеры и готовый спектакль через пару недель после нее. Он не сильно изменился: просто наигрался, стал стройнее и гармоничнее, молодые актеры (кто-то из них впервые получил большую роль) начали обретать сценическую уверенность и свободу.

    Изменились мои знания о том, что сопутствовало этому спектаклю. На прогоне думалось, как правильно и мудро выстроила сезон (второй на посту главного режиссера Челябинской драмы) Марина Глуховская.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • БЕСКОНЕЧНО СОЛНЕЧНЫЙ

    «Солнечный удар». И. А. Бунин.
    Александринский театр.
    Режиссер Ирина Керученко, художник Мария Утробина.

    «Солнечный удар» — вторая работа Ирины Керученко на Малой сцене Александринского театра. С предыдущей — «Сон смешного человека» — новую постановку роднит не только единство места. В обоих спектаклях (да, кажется, и во всех других) режиссера волнует существование человека за рамками рационального, логически объяснимого, нарративного. Спектакли эти объединяет в том числе и бережное отношение к авторскому слову. Раскладывая текст Бунина на два голоса, режиссер переносит его на сцену без единой купюры (как и в случае с «Кроткой» Достоевского, например). Сюжет укладывается в полтора часа сценического времени, а паузы и длинноты заполнены физическим действием, воплощающим всеразрушительную силу любви.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ДУШЕ ОСТОЧЕРТЕЛА СПЛОШНАЯ ОБОЛОЧКА...»

    «Диана Вишнева. Грани».
    Совместное производство Сегерстром-центра исполнительских искусств (Калифорния), продюсерского центра Ardani Artists (Нью-Йорк) при участии Балета Монте-Карло, Национального хореографического центра Рубе (Франция), Парижского ателье Каролин Карлсон, Фонда Дианы Вишнёвой.
    В рамках XIV Международного фестиваля балета «Мариинский».

    Программа, показанная Дианой Вишневой на фестивале «Мариинский», уже демонстрировалась на Западе под названием «On the Edge», что буквально означает «На краю». В отечественном варианте оно превратилось в просто «Грани» — разница, между прочим, существенная. Первое, энергичное, несет в себе эмоциональное напряжение, сигнализирует о некоем пределе, намекает на катастрофу. Второе, нейтральное, остроту, напротив, снимает — более того, оно будто бы специально вводит нас в область привычных значений: грани таланта, индивидуальности, творчества.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • 75 ЛЕТ ОЛЬГЕ ВОЛКОВОЙ

    Юбилей Ольги Волковой Ленинград и Москва должны бы отмечать вместе, дружно и весело.

    «Редчайшее сочетание: умница, абсолютно владеющая даром перевоплощения. Невероятной требовательности к себе человек. Всегда живет целым», — писала о Волковой в нашем журнале Любовь Овэс. Под юбилеи тянет к мемуарам... Меня, четвероклассницу, привозят на каникулы в Ленинград — культурно развиваться, и родственники, студенты Моховой, говорят, что надо посмотреть в ТЮЗе «Сотворившую чудо». Я не знаю никакого режиссера Шифферса, я не знаю никакой Ольги Волковой, я оказываюсь на сложном для четвероклассницы спектакле и не в состоянии даже в тот момент внятно осознать свое впечатление, но только в сознание намертво впечатывается (и сейчас помню!) эта диковатая слепоглухонемая девочка.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «P. S.»: ПОСЛЕ SМЕРТИ, РОSЛЕ САРТРА...

    «P. S.». Трагифарс по пьесе Ж.-П. Сартра «Huis clos».
    Театр «Грань» (Новокуйбышевск).
    Режиссер Денис Бокурадзе, художник Алиса Якиманская.

    Жан-Поль Сартр произнес: «Ад — это другие».

    Резо Габриадзе не раз говорил, что ад — это когда целую вечность каждый из нас будет смотреть то, что поставил, рассматривать то, что нарисовал, слушать собственную музыку и читать то, что написал. Тот есть, останется наедине с самим и собой и плодами своей жизни.

    Спектакль Дениса Бокурадзе «P. S.» по той самой пьесе «За закрытыми дверями», в которой Сартр изобразил в виде добротной гостиницы и трех ее обитателей этот самый ад, — на самом деле ближе не к определению «ад — это другие», а к констатации: ад — это я сам.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ

    «Подросток». В. Дурненков.
    Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
    Режиссер Вера Попова, художник Алексей Лобанов.

    С одной стороны — это типичный verbatim: драматург, опросив десятки прокопьевских подростков, положил записанные интервью в основу пьесы. С другой — какой же это документальный театр, если в центре действия — сочиненная автором сюжетная канва. Мальчик Саша сбегает из загородного лагеря, узнав, что в Прокопьевск на три дня приехал из Москвы его отец, с которым мать давно в разводе. Саша мучается сомнениями, встречаться ли с отцом, то и дело попадает в какие-то передряги, вроде драки с гопниками, и в конце концов пересекается с родителем на три минуты перед посадкой того в самолет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧУДОТВОРЕЦ БЫЛ?

    «Чудотворец» «Цеха свободных художников» по мотивам «Старухи» Даниила Хармса покинул сцену Камерного театра Малыщицкого. Спектакль скитается в поисках площадки: 13 апреля — в «Нашем театре», а потом?

    «Чудотворец». По мотивам повести Д. Хармса «Старуха».
    «Цехъ свободных художников».
    Режиссер Александр Кладько.

    Перефразируя Хармса:

    ...это мог бы быть рассказ о выпускниках мастерской Анатолия Праудина, которые живут в наше время и пробуют творить чудеса, но вынуждены съехать из театра. Союз с театром Малыщицкого не сложился, хотя стоит им только подстроиться под репертуарную политику, и сцена останется за ними, но — плоть от плоти Мастера — они этого не делают. Покорно или нет, — актеры съезжают из театра.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОМНИТЬ МЕРКУРЬЕВА

    Выставка в музее Александринского театра собрала много народу, и фотографии Василия Васильевича Меркурьева, программы спектаклей, костюмы вошли в плотное соприкосновение с людьми сегодняшними. Жилет Манилова с цветами по атласному черному полю, его же лаковые черные туфли, должно быть, радовали своего хозяина. Сейчас, в апреле 2014 года, к жилету этому хотелось просто припасть, прикоснуться — к артисту, к театру, к Гоголю, наконец...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СЕГОДНЯ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ» «МОСКВА — ПЕТУШКИ» СЕРГЕЯ ЖЕНОВАЧА

    А у нас в блоге — статьи о спектакле Нины Шалимовой, Аси Волошиной (ПТЖ № 70) и Анны Степановой.

    «Москва-Петушки».В. Ерофеев.
    Студия театрального искусства (Москва).
    Спектакль сочинили: Сергей Женовач, Александр Боровский, Дамир Исмагилов, Григорий Гоберник

    Читать дальше
  • ОТРЕЗАННЫЕ ГОДЫ

    «Бердичев». Ф. Горенштейн.
    Московский академический театр им. Вл. Маяковского.
    Режиссер Никита Кобелев, художник Михаил Краменко.

    На новый спектакль театра Маяковского я попала, можно сказать, случайно — приехав на пару дней в Москву, собиралась посмотреть премьеру в другом столичном театре, но в последний момент планы изменились. А случайностей-то, наверное, не бывает. Оказалось, что мне совершенно необходимо было увидеть эту работу Никиты Кобелева, выпускника мастерской Олега Кудряшова 2011 года, и вспомнить, что не так уж давно я была свидетельницей его, в общем-то, робкого дебюта на режиссерской лаборатории в СамАрте, а потом — вполне уже не робкого первого шага на профессиональной сцене (содержательная и тонкая «Повесть о господине Зоммере» на малой сцене ТЮЗа им. Брянцева). К нынешнему моменту не достигнув 27-летия, Кобелев уже поставил четыре спектакля в театре Маяковского (кстати, «ПТЖ» писал обо всех). Последняя по времени премьера — впервые осуществленная на большой сцене пьеса Фридриха Горенштейна «Бердичев» — свидетельствует об обретенной Никитой Кобелевым режиссерской и человеческой зрелости. Это по-настоящему хороший спектакль.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС

    Сегодня на «Золотой маске» показали «You Make/ ReMake» Танц-компании «Kannon Dance». Премьера спектакля промелькнула мимо блога ПТЖ. Сейчас мы наверстываем упущенное.

    «You Make/ ReMake»
    Танцевальная компания «Kannon Dance».
    Хореограф Ренана Раз (Израиль).

    Неутомимые в своих творческих исканиях руководители «Каннон Данс» Вадим и Наталья Каспаровы увидели «You Make/ ReMake» на фестивале современного танца в Израиле. Автора, Ренану Раз, пригласили в Петербург, предоставили ей танцовщиков, актеров и попросили осуществить ремейк постановки. После российской премьеры, состоявшейся в рамках фестиваля «Open Look»-2013, возникла идея подать заявку на «Золотую маску». И вот спектакль — в числе номинантов в категории «современный танец».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПЕРЕДЕЛКИ НЕ ПРОИЗОШЛО

    «Окна в мир». А. Вислов. По одноименному роману Ф. Бегбедера.
    Красноярский ТЮЗ.
    Режиссер Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов, балетмейстер Наталья Шурганова.

    Начать спектакль с реплики «Конец вы знаете: все умирают...» — очевидная провокация. Это первая фраза романа Фредерика Бегбедера «Windows on the world» («Окна в мир»), посвященного теракту 11 сентября 2001 года. С нее же начинается инсценировка Александра Вислова, написанная специально для Красноярского ТЮЗа. Изначально планировалось, что «Окна» в постановке главного режиссера театра Романа Феодори станут завершающей частью трилогии ТЮЗа «Наглядная переделка человека». Название многозначительное и многообещающее. Но, судя по премьере, состоявшейся в марте, дальше обещаний дело не пошло.

    Читать дальше | Комментарии 13 комментариев
  • КИБЕРМОДЕЛЬ В КУЛИСАХ ДУШИ

    «Нейроинтегрум».
    Александринский театр.
    Постановочная команда: Юрий Дидевич, Евгений Черный, Алексей Олейников, Patrick K.-H., Олег Макаров, Татьяна Гордеева, Станислав Капулкин, Дмитрий Кильдюшкин.

    Лучше всего о проекте «Нейроинтегрум»— его технологии, «закулисной» подготовительной части — рассказано профессионалом, одним из создателей проекта, здесь..

    Человек, хотя бы мало-мальски не сведущий в области science art, наверное, не должен брать на себя такую ответственность. И все-таки я попробую.

    По окончании перформанса (а он трехчастный: презентация, показ, обсуждение) Дмитрий Булатов, художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства, чья лекция в этот день предваряла «Нейроинтегрум», сказал, что обычно при оценке принципиально нового, экспериментального явления мы используем уже сложившиеся паттерны. И это значительно суживает горизонты этого нового, его действительную ценность. Для меня такими паттернами, наверное, стали искания художников-модернистов первой четверти XX века.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • О, ДАЙТЕ, ДАЙТЕ НАМ ТРАГЕДИЙ, ТОГДА ЯСНЕЕ СТАНЕТ ЖИЗНЬ!

    «Антигона». Ж. Ануй.
    Канский драматический театр.
    Режиссер Адгур Кове, художник Кирилл Мартынов.

    Март. Прозрачная капель и мутные лужи. Солнце шпарит, будто светит не над Сибирью, не над Канском, а над Древней Грецией. А ты идешь в зал, огибая черную ширму перед входом, и попадаешь на... евромайдан?.. Антрацитовая, выжженная земля, дым из воронки, завалы из автомобильных шин и тарных ящиков. Женщины сушат на веревках окровавленные бинты. Мрачные мужчины в халатах санитаров и антивирусных масках методично разбирают баррикады, деловито цепляют оборванные провода к покореженной согнутой вышке электропередачи. Самое страшное свидетельство войны — одинокий детский башмачок, висящий высоко на проводе, до которого не допрыгнешь.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НОВЫЙ НОМЕР — № 75

    Все те недели, что мы делали № 75, который только что увидел свет, из головы не шел когда-то напечатанный в «ПТЖ» рассказ.

    Известный искусствовед, много младше актрисы Грановской, друживший с ней много лет, однажды спросил ее:
    — Елена Маврикиевна, вы помните, как началась революция?
    — Ну как же, отлично помню, — ответила Грановская.
    — Ну, пожалуйста, расскажите.
    — Утром лежу я в постели, входит горничная и говорит: «Мадам, к вам пришел человек из французской прачечной и умоляет его принять». — «Хорошо, пусть войдет». Входит человек и говорит: «Мадам, я огромный поклонник вашего таланта, я давно мечтаю попасть на сегодняшний спектакль, помогите мне в этом!» Я говорю: «Хорошо». На следующее утро лежу я еще в постели, входит горничная и говорит: «Мадам, пришел человек из французской прачечной и умоляет его принять». — «Хорошо, пусть войдет». Он входит и долго и восторженно расточает комплименты и говорит: «Мадам, если бы это было в моих силах, я бы усыпал ваш путь к театру розами...»

    Известный искусствовед наконец перебивает ее рассказ:
    — Елена Маврикиевна, а как же революция?
    — Так вот, душенька, как раз тогда она и происходила.

    Примерно в этой исторической ситуации мы делали номер, центральный раздел которого — «Театр-музыка-театр-музыка». Беседы с Л. Десятниковым, А. Бакши, А. Маноцковым, В. Тонковидовым, А. Хрущевой, желание понять законы музыкального строения и оформления (беседа с В. Бычковским) спектакля, понять вообще текст спектакля как музыкальную партитуру — что могло быть лучшим аккомпанементом к русско-украинским событиям зимы-2014?..

    Но, конечно, есть еще и «Процесс» с российскими и зарубежными премьерами, есть отдельный большой раздел «Шапито» — о цирке, во главе которого стоит нынче Слава Полунин. Да что долго говорить — читайте!

    Предлагаем вашему вниманию Содержание нового номера, а также обращение к читателям и коллегам.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • 100 ЛЕТ ЛИДИИ АРКАДЬЕВНЕ ЛЕВБАРГ

    Нашему легендарному учителю, Лидии Аркадьевне Левбарг, сегодня было бы 100 лет. С одной стороны — не верится, с другой — еще 40 лет назад она казалась нам величественно старой и точно — из более ранних эпох: в ней, в ее седых волосах светился серебряный век. Клубы дыма от ее вечной папиросы, казалось, тоже принадлежали утерянным культурам. Она была петербурженкой. Сосредоточенность, строгость, академическая несуетность, достоинство, гордая осанка этого города отразились в ней. Нам, учившимся позже, уже только в преданиях достались рассказы о том, скольких защитила, оградила, даже спасла она в нелегкие, «несеребряные» времена рубежа 40–50-х годов, работая в институте, которому отдала 50 лет и по которому в те поры гуляли ветры борьбы с космополитизмом.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ». ВОЗВРАЩЕНИЕ.

    «Тщетная предосторожность».
    Михайловский театр.
    Музыка Луи Герольда, хореография Фредерика Аштона.

    После семилетнего перерыва в репертуаре Михайловского театра снова появилась «Тщетная предосторожность», на этот раз в хореографии Фредерика Аштона (1960). Прежняя постановка — Олега Виноградова (1971) на музыку Луи Герольда — продержалась в афише до 2007 года. В 2002 году балет Аштона был перенесен в Большой театр, но сейчас в его репертуаре осталась только версия Юрия Григоровича.

    «Тщетная предосторожность» — лирическая комедия (редкий жанр в классическом балете), чудесным образом пережившая все реформы и потрясения XIX и XX веков, считается старейшим балетом, дошедшим до наших дней.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕГОДНЯ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ» «МАКБЕТ. КИНО»

    Одним из первых откликов на спектакль Юрия Бутусова стала рецензия Алексея Вадимовича Бартошевича, опубликованная у нас в блоге. Предлагаем перечитать ее.

    Читать дальше