
-
«Тихий Дон». М. Шолохов.
Ростовский академический театр драмы им. М. Горького.
Режиссер Геннадий Шапошников, художник Виктор Герасименко.На родине Шолохова его произведения, естественно, не раз обретали сценическую жизнь: и «Тихий Дон», и «Поднятая целина», и «Судьба человека», и «Они сражались за Родину», и «Бабий бунт». У «Тихого Дона», естественно, особая история — и театральная, и экранная. Он инсценировался к датам и без связи с ними, ставился, снимался, у нас, у них...
-
Сегодня 65 лет Светлане Крючковой.
О ней написано столько, что пытаться сказать что-то новое — затея утопическая. Можно, конечно, вновь вспомнить, что она была совершенно гениальной Агафьей Тихоновной в гоголевской «Женитьбе», и рассказать о том, как в ней волшебным образом тихо-тихо «включался» свет, когда возникало чувство к Подколесину, и как потом он гас...
-
В Казани прошел XII Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз».
Жара и колыхающееся марево миража в пустыне, цвет песчаника и фактура холста — фестиваль «Науруз-2015» пронесся в Казани, оставив после себя восточный сладковатый аромат. В этом году он был посвящен культуре одной из активных стран-участниц фестиваля — Казахстану, но «акцент» был, скорее, шекспировский. И дело даже не в количестве спектаклей по пьесам английского драматурга (их было относительно немного), а в темах и героях. Благородные эпические и героические персонажи, простоватые плуты демонстрировали свое родство с шекспировскими. Площадная форма театра, где обращение к зрителю в порядке вещей, а игра с предметом важнее декорации, выглядела самой уместной.
-
К гастролям Свердловской Музкомедии в Москве
«Скрипач на крыше». Композитор Джерри Бок, режиссер Кирилл Стрежнев, дирижер Борис Нодельман, художник Сергей Александров, хореограф Гали Абайдулов.
«Яма». Мюзикл по мотивам повести А. Куприна. Композитор Сергей Дрезнин, режиссер Нина Чусова, дирижер-постановщик Борис Нодельман, сценография и костюмы Павла Каплевича, хореограф Татьяна Баганова.
В рамках Фестиваля Ассоциации музыкальных театров России в Москве выступил Свердловский театр музыкальной комедии. Театр, который под руководством Кирилла Стрежнева, восприемника идей ленинградского режиссера Владимира Воробьева, культивирует и развивает жанр русского мюзикла, показал два спектакля, характеризующие магистральные устремления своей репертуарной политики.
-
Джон Кейдж. «Лекция о нечто».
Театр post. Копродукция с «Открытой сценой».
Режиссер Дмитрий Волкострелов.Надо быть в авангарде! Вот почему, едва прилетев с фестиваля в Ивановской области и услышав, что Дмитрий Волкострелов поставил «Лекцию о нечто» Джона Кейджа, я направился в арт-пространство FREEDOM (Казанская, 7) — не заходя домой.
-
«Красный табак».
«Компания майского жука» (Франция).
Режиссер Джеймс Тьере.Чеховский фестиваль расщедрился и привез в Петербург не только Филиппа Жанти (совместно с фестивалем «Радуга»), но и «Красный табак» Джеймса Тьере. Тут же прессу наводнили статьи, кричащие: «К нам приехал внук Чаплина!» Однако Джеймс Тьере — не Анна Бродская, и родство с Чаплиным далеко не единственное его достоинство. Тьере, как и Жанти, создатель уникального театрального мира. Он вышел из «нового цирка» его родителей — Виктории Чаплин и Жана Батиста Тьере, но с каждым следующим спектаклем его театральная реальность все более и более непохожа на их обаятельный, но ожидаемый калейдоскоп номеров.
-
В Воронеже завершился V Международный Платоновский фестиваль искусств
На футболках нынешнего Платоновского фестиваля цитаты из Андрея Платонова, остроумно выбранные автором фестиваля Михаилом Бычковым. Особенно мне понравились две эти: «Некуда жить, вот и думаешь в голову» (такие носит, в основном, дирекция фестиваля) и «Если не стоять на месте, то дорога доведет».
-
«Шоколадный солдатик». Б. Шоу.
Малый драматический театр — Театр Европы.
Режиссер Андрей Щербан, художник Анка Лупеш.Когда Малый драматический театр анонсировал премьеру спектакля «Шоколадный солдатик» по пьесе Бернарда Шоу, более известной как «Оружие и человек», в постановке маститого оперного и драматического режиссера американского происхождения Андрея Щербана, у многих, кажется, сам собою возник один вопрос. И Шоу, и Щербан, и МДТ — имена сами за себя говорящие. Но как согласуются между собою эти три типа театра? Пьеса ирландского острослова, в российской традиции сохраняющая статус лейзе-драмы, авторская труппа Льва Додина, тяготеющая к славянофильскому поиску правды жизни, и европейский режиссерский язык Щербана, знакомый Петербургу по постановке «Дяди Вани» в Александринском театре?
-
Сколько лет прошло, а все помню — то неяркое сияние фонарей, которое так манило в Измайловский сад в середине 90-х обещанием сокровенного разговора.
Тогда в Молодежном все для меня было в первый раз. И молодая драматургия Нины Садур («Лунные волки») и Алексея Шипенко («Смерть Ван Халена»), и первый опыт художественных иносказаний, и пленительное чувство отсутствия дистанции, прямого разговора — на расстоянии вытянутой руки, и первые актерские влюбленности (как хороши были Анатолий Петров в «Танго» и Валерий Кухарешин в «Лунных волках»), и первая классика не «на котурнах» («Гроза» и «Мещанин во дворянстве»), и неподдельное ощущение студийности, семейственности, как много позже узнала — вошедшее на Фонтанку вместе с Молодым театром Семена Спивака (об этом — в давнем интервью Елены Марковой).
-
Славе Полунину 65, это период расцвета для творческого человека, и он совпал для Славы с периодом реконструкции Цирка Чинизелли, а новый цирк может стать прижизненным памятником выдающемуся клоуну и человеку!
В этот день мы не просто поздравляем Славу, а поздравляем горячо и искренне. А в качестве подарка читателям открываем статью из № 78. Прошлым летом Марине Дмитревской удалось заглянуть в святую святых полунинского творчества — на Желтую мельницу...
-
«Все оттенки голубого». В. Зайцев.
Театр «Сатирикон».
Режиссер Константин Райкин, художник Дмитрий Разумов.Константин Райкин поставил спектакль, который начинается с фразы главного героя: «Я гей». История, легшая в основу пьесы Владимира Зайцева, документальная. Это история старшеклассника, который обнаруживает в себе определенные склонности и честно сообщает об этом родителям. Далее начинается настоящий ад. И, хотя пьеса линейна и незамысловата, к тому же содержит много откровенно смешных ситуаций и диалогов, развитие событий вызывает эмоциональный шок. Такого простого, честного, бьющего наотмашь спектакля в «Сатириконе» еще не было. Впрочем, не только в «Сатириконе», но и в других больших театрах.
-
«Человек». По мотивам книги Виктора Франкла «Скажи жизни „да“. Записки психолога, пережившего концлагерь».
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Томи Янежич, художник Бранко Хойник.«Детство 45-53: а завтра будет счастье». По мотивам одноименной книги Л. Улицкой.
Театр-фестиваль «Балтийский дом». Автор инсценировки и режиссер Анджей Бубень, художник Елена Дмитракова.Две премьеры двух крупных петербургских театров посвящены войне и сделаны на документальном материале.
Два режиссера (один — словенец Томи Янежич, другой — поляк Анджей Бубень) поставили спектакли по сильным книгам, но пошли разными путями. Один отработал расхожие постановочные европейские (условно — немецкие) театральные матрицы, другой многократно поклонился польской театральной традиции, бесконечно цитируя в спектакле «Акрополь» Ежи Гротовского и «Мертвый класс» Тадеуша Кантора.
Две абсолютно разные дороги дали на удивление схожий результат.
-
Международный театральный фестиваль «Радуга» открылся роскошным театральным зрелищем — спектаклем «Не забывай меня» (компания Филиппа Жанти в сотрудничестве с Национальной сценой Невера и Ньевра).
Спектакль немолод. Он поставлен в 1992 году, а сейчас возобновлен с молодыми норвежскими артистами. Хореограф Мэри Андервуд создала странную, нежную танцевальную композицию, которая помещена в арктические пространства (дань национальной идентификации), но и на деле добавляет холода и бесприютности людям и ростовым куклам, которые мечутся среди этих нечеловеческих пространств, пытаясь найти друг друга. Музыка Рене Обри погружает то в тоску, то в какое-то полуэкстатическое состояние, то обдает вселенским холодом. Людей и кукол вообще-то жаль, потому что непонятно, как они оказались в этих снегах и что они тут делают. У каждого артиста есть кукольный двойник, они настолько похожи, что, во-первых, не сразу различаешь, кто есть кто, а во-вторых, подмены происходят так искусно, что становится страшновато.
-
В наукограде Дубна (Московская область) завершился XIII Фестиваль театров малых городов России. Фестиваль уникальный: вот уже почти 20 лет он дает возможность представить на суд авторитетных столичных критиков все самое интересное, что создается в театральных «недрах» негромкой, непарадной, провинциальной России. Фестиваль этот не зря с энтузиазмом поддерживает столичный Театр Наций, называя его своим приоритетным проектом: художественные достижения провинции порой способны поразить самое взыскательное воображение.
В этом году эксперты отсмотрели более ста спектаклей. В финал конкурса прошли 14. В составе жюри — известные критики обеих столиц: Елена Груева, Наталия Каминская, Андрей Пронин, Олег Лоевский, Алла Михалева, Алла Шендерова, Анна Банасюкевич. Председателем жюри в этом году стал Игорь Костолевский.
-
«Бесконечный апрель». Я. Пулинович.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Иван Латышев.Я не умею слагать дифирамбы. От меня сложно ждать тех эмоций, которые обычно бьют через край в статьях про бенефисные спектакли заслуженных, народных, любимцев публики — с перечислением заслуг и превосходными степенями. Нет, это не значит, что градус моей любви ниже. Я просто не люблю играть в поддавки. Тем более, когда актер и сам не собирается в них играть. Это, знаете ли, чувствуется с первой секунды его существования на сцене.
-
В рамках фестиваля «Радуга».
Несовременный концерт. Учебный театр Школы-студии МХАТ. Режиссер Виктор РыжаковЯ только что со спектакля. То есть, они сейчас играют второй раз (идет фестиваль «Радуга»), а я уже пишу.
И даже могу объяснить, почему тороплюсь.
Спектакль курса Виктора Рыжакова «Несовременный концерт» сделан из таких легких энергий (Рыжаков — мастер легких театральных энергий), которые могут во мне до завтра не сохраниться. Они вообще долго не хранятся, испаряются, улетают, не оседая длительным эмоциональным впечатлениям. Им отзываешься синхронно времени спектакля: и слеза тут секундная, и улыбка-смех тут же во что-то переходят, смываются следующей эмоцией. И сейчас я пишу лишь отзыв на этот студенческий спектакль, чтобы сохранить отзвук его. и не утяжелять впечатление сопоставлениями (с Херманисом, например)...
-
Открытие XVI Международного театрального фестиваля «Радуга».
«Не забывай меня».
Компания Филиппа Жанти (Франция).
Режиссеры Филипп Жанти и Мэри Ундервуд.
На сцене Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева.ТЮЗ уже второй год привозит на гастроли спектакли Жанти.
В прошлом году был «Dustpan Одиссей», выросший из работы учеников Жанти 2009 года. Кого-то он разочаровал своей простотой и показался даже устаревшим — обманул ожидания.
Формулу зрительских ожиданий от Жанти хорошо описала Дина Годер: «парадоксальный, непредсказуемый, смешной и щемяще лиричный... От Жанти всегда ждут волшебства, чистой поэзии, чего-то необъяснимого и завораживающего».
-
Споры о том, насколько эффективно работает Национальная театральная премия «Золотая Маска», отражает ли она картину российской театральной жизни за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и нужна ли ей реорганизация, не умолкают. Предлагаем вашему вниманию несколько мнений руководителей театров регионов на этот счет.
-
В мае миновало уже четыре года с момента вступления Миндаугаса Карбаускиса в должность художественного руководителя Московского Академического театра имени Владимира Маяковского. О том, что изменилось за это время в театре и в нем самом, о диалоге с тридцатилетним прошлым, о реформах и реформаторах, о законопослушничестве и компромиссе с самим собой ‒ в этом интервью.
-
«Земля». По мотивам фильма Александра Довженко.
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер Максим Диденко, композитор Иван Кушнир, художник Галя Солодовникова, хореограф Селия Амаде (Нидерланды).Для Максима Диденко образы советской культуры 1920‒30-х годов, периода становления нового молодого государства и, как казалось, нового человека и нового сознания, часто становятся ключевыми. Гимнасты «Леньки Пантелеева» еще сооружали из своих тел «белый пароход», на котором протагонист мечтал отправиться в счастливое будущее, а персонажи самовыражались в свободной песенной стихии городского фольклора.
Для «Земли» Диденко берет культ маскулинности, физической силы, установку на соревновательность, пронизывавшую театральную культуру начала 30-х годов. Однако установка на победу вытесняет любое творчество, а обезличенность — установку на самораскрытие свободного индивида в творческом порыве, как мечталось когда-то идеологам Пролеткульта.
комментарии