
-
В мае в Красноярске при поддержке фонда Прохорова в восьмой раз прошел фестиваль «Драма. Новый код»
Восьмой «ДНК» как будто бы вышел из недолгой спячки — в прошлом году, несмотря на любопытные эскизы, казалось, что интерес к современной пьесе поугас, по крайней мере в Красноярске. Чувствовалась усталость — фестиваль шел спокойно, без особого ажиотажа, на скамейках зрителей сидели все те же люди, и их было не то чтобы много. В этом году, кажется, вернулась былая бодрость — по крайней мере, на читке «Пьяных» администраторы раскладывали поролоновые седушки под ноги первому ряду. Многие стояли.
-
«Женитьба». Н. Гоголь.
«Мирнинский театр», Республика Саха (Якутия), г. Мирный.
Режиссер Александр Свечников, художник Андрей Волков.Подлетая к городу Мирному, пассажиры отчаянно крутят головами, пытаясь что-то разглядеть в иллюминаторы. Самолет заходит на посадку, и становится видна огромная воронка карьера «Мир». Добычу алмазоносной руды открытым способом здесь прекратили в 2001 году, но карьер остался самой главной достопримечательностью небольшого города с населением в 30 000 человек.
В Мирном все подчинено распорядку работы промышленных предприятий. Жизнь машин и техники в жгучие морозы зимой и в жару летом — повод для неустанной заботы жителей. О самих мирнинцах заботятся, как и положено, учреждения здравоохранения и... театр, которому приходится очень стараться, чтобы привлечь зрителя. Нужно конкурировать не только с погодой, дачей, ленью и удобным телевидением, но и вступать в незримый бой с кино на одной и той же площадке. «Мирнинский театр» находится в здании бывшего кинотеатра «Якутск», ныне превращенного в концертно-развлекательный комплекс.
-
«Хочу в Париж». Инсценировка и авторские тексты Маргариты Зайчиковой по мотивам одноименного рассказа Михаила Веллера.
Городской драматический театр Нижневартовска.
Режиссер и художник Вячеслав Зайчиков.
Моноспектакль Евгения Наумова.«Я вспоминаю о Париже, в котором никогда не был. В этой балке — и о Париже! Это на каком-то другом свете... И есть ли этот Париж? Не исчез ли и он из жизни?» Это слова из «Солнца мертвых» Ивана Шмелева. В его страшной прозе о гражданской бойне Париж — «призрачный город», которого нет. Пропал, растворился. Весь прежний мир исчез. Неужто Париж мог остаться?..
-
К 75-летию Иосифа Бродского
С Григорием Дитятковским беседует Евгений АвраменкоВстретившись с Григорием Дитятковским, чтобы поговорить об Иосифе Александровиче (в 1996 году Дитятковский поставил «Мрамор», спустя несколько лет снялся в роли Бродского у Андрея Хржановского), я не ожидал, что разговор получится столь долгим и плотным. Тем не менее, я решил не прибегать к резкому монтажу, а сохранить беседу в ее текучести и эссеистичности, не сочиняя умышленно красивого заголовка и финала.
-
Само название лаборатории говорит о том, что на ней были представлены пьесы для двоих, выбранные театром, а Олег Лоевский пригласил режиссеров и актеров, которые за три дня подготовили эскизы. Предполагался конкурс — путем зрительского голосования должен был определиться лидер, который впоследствии получил бы возможность превратиться в полноценный спектакль и войти в репертуар театра.
-
С 15 по 17 мая в Петербурге впервые прошел общегородской театральный шоукейс, который подготовили и провели сотрудники проекта «Открытая сцена» в сотрудничестве с Фондом им. Д. С. Лихачева и Дирекцией театрально-зрелищных касс при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Предлагаем вашему вниманию интервью с организаторами — Андреем Прониным и Филиппом Вулахом
-
В Малом драматическом собрали вечер памяти Ефима Михайловича Падве.
В день его 70-летия.
В год юбилея театра.
В том зале, в который он, ученик Товстоногова (уже поставивший к тому времени на Литейном «Веселый тракт» и «Свидания в предместье»), пришел в начале 70-х вместе с легендарным впоследствии директором Романом Савельевичем Малкиным. Тогда в этом областном театре не было ни гримерок, ни туалетов, ни балкона в том зале, где сейчас собрались (Михаил Самочко вспоминал на вечере, как, начиная реконструировать, их, молодых артистов, созывали на бесконечные субботники). Не было и репертуара. И, уж конечно, не было у театра на Рубинштейна никакой славы...
-
В Театре им. Ленсовета провели лабораторию, посвященную текстам, ни разу не ставившимся в России.
Лаборатория названа «Арт-субъекты». Красиво. Через, как видите, дефис. Звучит и значительно, и театрально.
Кто эти люди, за чьими усилиями на протяжении двух дней наблюдал полный зал Малой, Камерной, чердачной сцен Театра имени Ленсовета? Зорко/цепко смотрел и сам Юрий Бутусов...
Шесть персонажей в поисках автора. Без кавычек и без каламбурной интонации.
-
«Город. Женитьба. Гоголь». По пьесе Н. Гоголя «Женитьба».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Бутусов, художник Николай Слободяник.«Женитьба» — непривычно тихий и самый пустынный из спектаклей Юрия Бутусова. Персонажей — даже меньше заявленных в пьесе. Из привычного в нем — темы и вариации, обилие рифм и просто повторов. Режиссер опять отправляет зрителей по лабиринту свободных ассоциаций, не сильно заботясь о том, насколько извилист этот «сад расходящихся тропок», как далеко уведут нас сцены-импульсы, не затеряемся ли мы в нем.
-
Сегодня в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской в последний раз сыграли «Сиротливый Запад» по пьесе М. МакДонаха в режиссуре Виктора Крамера. Спектакль не успел состариться и уходит спустя пять лет после своего рождения по причинам, не связанным с его художественным состоянием. О нем в ПТЖ № 60 писали Евгения Тропп и Надежда Таршис.
-
«Месяц в деревне». И. Тургенев.
Театр драмы им. Федора Волкова (Ярославль).
Режиссура и сценография Евгения Марчелли, художник по костюмам Ваня Боуден.В прошлом сезоне Евгений Марчелли начинал ставить «Месяц в деревне» в Петербурге, в Театре им. Ленсовета. Сложилось так, что репетиции были прерваны в самом начале — Марчелли вернулся в Ярославль, а спектакль выпустил Юрий Бутусов, с названием «Все мы прекрасные люди».
И все-таки Марчелли поставил пьесу Тургенева — теперь уже в этом сезоне и на родной сцене, со своими актерами. Изменилось ли что-то за это время в режиссерском замысле — теперь уже не узнать, но все родовые черты режиссуры Марчелли в этом спектакле видны отчетливо. Как и в спектаклях по пьесам Чехова, Марчелли открывает «Месяц в деревне» ключом трагифарса, разбавляет кружевное изящество текста Тургенева комичностью сценических ситуаций и плотской энергией.
-
«Парень из прошлого». А. Архипов.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Семен Серзин, художник София Матвеева.Кружат и падают в темноту листовки, сброшенные с вражеского самолета. Где-то вдалеке раздается гул снарядов. Замерзают и умирают люди. Их тут же забирают людоеды. Ленинград. Блокада. Страшно.
А вместе с тем — здесь сочиняют стихи, поют, танцуют, признаются друг другу в любви. И им не страшно, им хорошо. А если и нападает ужас, то можно перевернуть ситуацию: забыть о войне и придумать новый, дивный мир. В этом мире всегда весна. Порхают вперемежку с чайками ласточки. Один Пушкин встречается на дуэли с другим Пушкиным, но дуэль понарошечная, стихотворная, да еще и у Медного всадника. Ходят отмененные военным приказом трамваи, в парках играет музыка, люди вальсируют, а те, кто не желает или не умеет, бегут к киоску мороженого и мучаются выбором: ванильное или шоколадное? Торжество жизни, полнота бытия.
-
«Zholdak Dreams: похитители чувств». По мотивам пьесы К. Гольдони «Слуга двух господ».
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрий Жолдак, сценография Андрия Жолдака и Даниэля Жолдака.Жолдак в Питере — это загадочная история. Помню, как на прошлогодней церемонии «Золотой Маски» я поздравила Кехмана, получившего за отсутствующего режиссера все премии, присужденные его «Онегину», и спросила, когда можно будет приехать и посмотреть спектакль. «Он снят с репертуара», — был мне ответ. Сейчас, правда, вернули. Жду на нынешней уже «Маске» приезда в Москву «Мадам Бовари» — нет, не приедет. Сказали, таково решение директора. Прошлой осенью радостно читаю на афише Александринки объявление о грядущей постановке «Трех сестер» — откладывается. Наконец, еду в БДТ на премьеру спектакля Жолдака «Слуга двух господ» Гольдони — и прямо в назначенный день узнаю из интервью Андрея Могучего о том, что премьера переносится, название меняется и все непросто.
-
14 мая исполняется 150 лет со дня рождения человека, без которого не было бы театроведения вообще, а также и современного театра. Создателем профессии «театровед — исследователь театра» был, как известно, немецкий ученый Макс Герман. Его книга 1914 года «Исследование по истории немецкого театра Средневековья и Возрождения» перевернула представление о театре так же, как незадолго до этого — возникновение режиссуры. Смысл этого переворота прост: был впервые найден аппарат для исследования собственно театра. До этого изучение театра и в историческом плане, и в плане театральной критики производилось средствами других наук.
-
С художественным руководителем Луганского областного академического Украинского музыкально-драматического театра Михаилом Васильевичем Голубовичем, известным актером, который и по сей день выходит на сцену, а в кино сыграл без малого 90 ролей, Людмила Фрейдлин беседовала в Новочеркасске, куда театр приехал с несколькими спектаклями (рок-оперой «Распятая юность», музыкальной комедией «Нам всем одна досталась роль» и сказкой для детей «Летучий корабль»), играл при полных залах в городах Шахты и Новочеркасск, в поселках Каменоломни и электровозостроителей. Но, заранее зная об этих гастролях, редакция просила автора расспросить театральных людей не о политике (в политике брода нет...). Хотелось из первых рук узнать, как работает театр в условиях войны и работает ли вообще. Мы мало знаем о быте городов в зоне военных действий, еще меньше можем представить себе жителей этих городов в театральном партере. Или все не так страшно? Или вообще не так? Или — что? Хотелось беседы в жанре doc...
-
«Пьяные». И. Вырыпаев.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрей Могучий, художник Александр Шишкин.Премьера Андрея Могучего в БДТ едва ли оправдает ожидания поклонников «классического Могучего» времен «Школы для дураков», «Изотова» или «Счастья». Удивит она, скорее всего, и тех, кто привык считать, что Могучий пренебрегает актерами и они в его спектаклях играют служебную роль. Потому что «Пьяные» ‒ это крутой замес наваристого актерского театра, мелодрамы и почти цирковой эквилибристики. И все это — на основе самого «умышленного» из текстов Ивана Вырыпаева.
-
«Фронтовичка». Анна Батурина
Прокопьевский драматический театр
Режиссер Александр Хухлин, художник Екатерина Никитина«Фронтовичку» Анна Батурина — ученица Николая Коляды — написала в 2009-м, когда ей, как и главной героине в начале этой пьесы, было двадцать четыре года. Драматург исходит из того, что любовь и предательство семьдесят лет назад значили ровно тоже, что и сегодня. Исторически достоверная пьеса с внятным сюжетом в первую очередь все же является вневременной. Об этом свидетельствуют и имена главных героев — Мария и Матвей — отсылающие, пусть и неявно, к Евангелию. И фамилия главной героини — Небылица.
-
Театр на Литейном и Театр на Васильевском, решением комитета по культуре Ленинградской области, объединяются общей дирекцией под управлением Владимира Словохотова. И пока ПТЖ собирает все больше и больше подписей противников «слияния» под открытым письмом в защиту Театра на Литейном, об этом как о свершившемся факте директор двух театров пришел сообщить труппе. Представить его должна была глава комитета по культуре Ленинградской области Наталья Кононенко, но она приехала на час позже назначенного и кроме трогательной просьбы «не обижаться» и мантры «оптимизация» ничего так и не сказала. Говорил Владимир Словохотов.
-
«Маленькие трагедии». А. С. Пушкин.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Руслан Кудашов, художник Николай Слободяник.К тетралогии Александра Пушкина Руслан Кудашов уже обращался, и не раз, но то было в куклах, теперь — «в людях». Надо сказать, к поэтическому циклу режиссер вернулся после того, как завершил свою — ветхозаветную — трилогию, куда вошли «Екклесиаст», «Песнь Песней» и «Иов». В результате премьерные «Трагедии» предстали в новом измерении: и без того вечные сюжеты возведены в ранг библейских.
-
«Я делаю мир» и «Сказки из маминой сумки».
Театр «Домик Фанни Белл».
Внеконкурсная программа фестиваля «Арлекин».С какого возраста ребенок может ходить в театр?
Судя по афишам питерских театров для детей — с 3–4 лет.
Более юных в театр водят редко, и только те родители, которые не боятся скопления микробов. Для них, готовых начать знакомство своего ребенка с театром еще с младенчества, спектаклей в Петербурге как будто и нет.
комментарии