Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДУ Я...»

    «Мама». А. Волошина.
    Театр им. Ленсовета.
    Акция Юрия Бутусова.

    Мамы нет. Про маму будет. Мамой не буду.

    Это короткий пересказ исповедальной пьесы Аси Волошиной, которую главный режиссер Театра Ленсовета Юрий Бутусов представляет в формате читки на Малой сцене и лаконично называет «акцией». Поначалу кажется, что мы слушаем историю про взаимоотношения дочери с матерью. Но ближе к финалу понимаем, мама — повод сказать о чем-то большем.

    Читать дальше | Комментарии 19 комментариев
  • КЛАССОВАЯ СХВАТКА

    «Трамвай „Желание“». Т. Уильямс.
    Малый театр (Москва).
    Режиссер Сергей Потапов, художник В. Беспалова.

    Западная переводная драматургия в репертуаре этой цитадели русской классики — редкость, раритет. И спектакль так и выглядит — отдельно, и идет на Малой сцене филиала поэтому. При всей иллюстративности по отношению к Уильямсу и нежелании режиссера вторгаться в замысел драматурга, в спектакле чувствуются нерв и ритм сегодняшнего дня. Намечена (но только намечена) любопытная тема: Бланш, которую играет народная артистка Елена Харитонова, — человек театра, манерная, всматривающаяся в несуществующую точку, с блуждающими многозначительными эмоциями на лице, часто со словно выродившейся мимикой. Человек элитарной культуры, она залетела в реальность из далекого прошлого, не заметив, как резко поменялось время.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 83

    В архиве появился № 83. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • «...ПОД НАЗВАНИЕМ „МОЛОДОСТЬ“»

    О спектаклях няганского ТЮЗа

    Ровно год назад произошло мое знакомство с театром Нягани. За это время многое переменилось. Появился художественный руководитель — им стал балетмейстер Николай Реутов. Из «детского музыкально-драматического» театр стал ТЮЗом. Труппа, и без того не старая, еще больше помолодела — в ее состав вошли выпускники драматического факультета петербургского Университета культуры и искусств. Директору Анастасии Постниковой, заманившей на работу восемь молодых актеров и обеспечившей их жильем, удалось невозможное. Ведь выпускники петербургских вузов редко покидают город, а выпускники драматического факультета СПбГУКИ вообще редко работают по специальности: если учесть, что драмфак РГИСИ что ни год выпускает 2–3 курса, то шанс работать в театре сводится к нулю, слишком высока конкуренция.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИСПОВЕДЬ

    «Ахматова. Поэма без героя».
    Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова.
    «Гоголь-центр».
    Художник и художник по костюмам Кирилл Серебренников.

    «Ахматова. Поэма без героя» — третий спектакль проекта «Звезда» в «Гоголь-центре». Театр задумал цикл постановок о советских поэтах. Вышли две работы: «Пастернак. Сестра моя жизнь» Максима Диденко и «Мандельштам. Век-волкодав» Антона Адасинского. Последнее название могло быть дано всему циклу, ибо «Ахматова. Поэма без героя» — тоже о «веке-волкодаве».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПЛЕНУ У ВРЕМЕНИ

    «1987». И. Васьковская.
    Театральная платформа «В Центре» (Екатеринбург).
    Режиссер Дмитрий Зимин, художник Владимир Кравцев.

    В екатеринбургском Ельцин Центре, помимо Музея первого президента России Б. Н. Ельцина и Арт-галереи, открылась театральная платформа «В Центре», создание которой позволило президентскому Центру заниматься не только сохранением и трансляцией исторического прошлого, но и осмыслением его посредством театральных постановок. Документальный спектакль Дмитрия Зимина «1987» — это попытка представить свердловских авангардных художников 80-х годов и первые уральские художественные выставки авангардного искусства, самая яркая из которых состоялась в 1987 году в Свердловске, в доме по улице Сурикова, 31.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАССТАВАНИЯ В ОСТЫВАЮЩЕМ МИРЕ

    А. Володин «С любимыми не расставайтесь».
    Тюменский Большой драматический театр.
    Режиссер Александр Баргман. Художник Анвар Гумаров

    Если кто-то думает, что существует полнометражная пьеса «С любимыми не расставайтесь», — он сильно заблуждается. Есть буквально несколько страниц маленьких диалогов в суде — по сути, стихотворений в прозе. Есть несколько сценок Мити и Кати, Мити и Ирины. Отдельным текстом — «Перегородка», отдельным стихотворением — «Сначала были встречи...» (его читает в «Любимых» Женщина, пришедшая по объявлению о размене квартиры, героиня «Перегородки»).

    Вот, собственно, и все. А дальше — полная свобода любому режиссеру наполнять спектакль то ли советскими играми «Бег в мешках» и «Безбилетный пассажир», то ли песнями начала 1970-х, то ли володинскими стихами. Лишь бы говорить о человеческой тоске и этом легендарном — «Я скучаю по тебе!».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В НОЧНУЮ СМЕНУ

    VII Фестиваль экспериментальных театральных форм «Ночь в театре»

    Театр «Наш дом» живет и работает в Озерске, небольшом закрытом городе в Челябинской области. «Закрытость» обусловлена опасным производством системы предприятий Росатома. О судьбе театра в таком сложном городе директор «Нашего дома» Владимир Кулик говорит без трагических интонаций, дельно и серьезно: «Специфика не просто малого, но еще и закрытого города в первую очередь заключается в ограниченности зрительской аудитории. В Озерске зарегистрировано 80 тысяч жителей, фактически проживает тысяч на 10 меньше. И только 20% из них действительно ходят в театр. И это еще очень хороший результат, скорее плюс, чем минус. По статистике, театральные зрители обычно составляют лишь 5–8% городского населения. У нас город высокого культурного уровня, в большинстве своем интеллигентный, на театре воспитанный».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СОН ОПРИЧНИКА

    «День опричника». Антиутопия по романам В. Сорокина.
    Театр «Ленком».
    Режиссер Марк Захаров, художник Алексей Кондратьев.

    В «Ленкоме» одновременно произошли два изменения в репертуаре: художественный руководитель театра Марк Захаров снял спектакль Константина Богомолова «Князь» по «Идиоту» Федора Достоевского и показал свою новую работу «День опричника» по одноименному произведению Владимира Сорокина. При отсутствии внешней связи между этими событиями оба они — поступки не только художественные, но и политические, и если первый выглядит уступкой господствующим умонастроениям дня, то второй — высказыванием о них же.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АЛЛЕГОРИЯ

    «Урод». По пьесе М. фон Майенбурга.
    Театр Поколений.
    Режиссер Валентин Левицкий, сценография Данилы Корогодского.

    Премьера «Урода» в режиссуре Валентина Левицкого состоялась 26 марта 2016 года. С тех пор спектакль был номинирован на «Золотой софит», включен в лонг-лист фестиваля «Золотая Маска» и вошел в текущую афишу «Рождественского парада». В свое время мы не писали о спектакле. Теперь исправляем ситуацию.

    «Урод» — закономерный выбор для Театра Поколений, главный режиссер которого немец Эберхард Келер. Автор текста, Мариус фон Майенбург — один из лучших немецких драматургов современности. Постоянного автора берлинского «Шаубюне» причисляют к кругу так называемых «новых рассерженных» — Майенбург говорит о проблемах сегодняшнего общества, в котором человек сведен к роли товара и покупателя на сексуально-денежном рынке.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО?

    В Краснодаре завершился пятнадцатый краевой фестиваль «Кубань театральная»

    Юг России принято считать скверным для театра местом. Краснокирпичной крепостью стоит на рубежах великой степи Воронежский Камерный Михаила Бычкова, а дальше — земли неизвестные, страшные, не ходи туда со своей дружиной, чтоб Ярославне не плакать. Не без оазисов, найдутся даже центры театральной контркультуры вроде ростовского «18+», но исключения лишь подтверждают правило. В России хороший театр предпочитает процветать в скверном климате.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШОУ ПО РЕЦЕПТУ

    «Вернувшиеся». По мотивам пьесы «Привидения» Г. Ибсена
    Проект компании YBW (Москва, Россия) в рамках фестиваля NET.
    Режиссеры Виктор Карина (Journey Lab) и Миа Занетти (Journey Lab).

    Спектакли-«бродилки» сегодня популярны, и вот уже русский вариант иммерсивного шоу известной американской компании Journey Lab можно увидеть сегодня в Москве. Полгода режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти вместе с большой командой актеров обустраивали и обживали старинный особняк в Дашковом переулке, чтобы погрузить участников (уже не зрителей) в мир «Привидений» Ибсена. Больше всего интересовало, чего же там будет больше — театра или аттракциона, искусства или коммерции. Меньше всего я рассчитывала на какое-то тайное, личное переживание — и, как выяснилось, была неправа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЮБИЛЕЕМ, СЕРГЕЙ БЫЗГУ!

    Сегодня празднует первоначальный юбилей уникальный театральный человек Сергей Бызгу.

    Человек, которого любят друзья, однокурсники, зрители, студенты и много поколений разнообразных детей, которых он выращивает 20 лет в студии «Театр-класс».

    Что удивительнее всего — Сергея Бызгу любят театральные критики, сравнивающие его дар с чаплиновским, вспоминающие то Живокини, то Мартынова, то характеризующие Бызгу как мольеровского актера, то считающие его абсолютно «володинским» человеком.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РУЖЕВИЧ В «СОВРЕМЕННИКЕ»

    «Дама». По пьесе Т. Ружевича «Старая женщина высиживает».
    Перевод Ивана Вырыпаева, стихи в переводе Владимира Окуня.
    Театр «Современник».
    Режиссер Анджей Бубень, художник Анита Боярска.

    Название новой премьеры «Современника» смещает акцент: театр знает свою протагонистку, Даму с большой буквы. Что ж, она того стоит! Режиссер, однако, ставит пьесу Ружевича, и феерические метаморфозы Марины Нееловой, почти не уходящей со сцены, он собирает в фокус спектакля — сколь изощренного, столь и проникающего в сердце зрителя (сужу по себе и по реакции публики).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «МЫ ЛЮБИМ ВСЕХ, КТО ПРИЕЗЖАЕТ!»

    IV Дальневосточный театральный форум в Южно-Сахалинске

    Сахалинский «Чехов-центр» (так для краткости называют Международный театральный центр им. А. П. Чехова) в четвертый раз провел Дальневосточный форум, одна из задач которого — привлечение внимания публики, власти и общества к театральной деятельности в этом регионе.Всем понятно, что Дальний Восток удален от центра России, но, может быть, не всегда мы, жители этого самого центра — густонаселенной части нашей необъятной родины, понимаем, какие расстояния разделяют города и районы внутри одного огромного региона — и, соответственно, какие сложности в коммуникации испытывают живущие там люди. Например, участнику форума Татьяне Фроловой, режиссеру из Комсомольска-на-Амуре, чтобы добраться до Южно-Сахалинска, нужно потратить больше времени, чем гостям, прилетающим из Москвы!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КРУГОВАЯ ПОРУКА

    «3/10 заповеди. Не лги. Не прелюбодействуй. Не убий».
    Театр-Театр(Пермь).
    Режиссер и автор инсценировки Андреас Мерц-Райков. Художник - Надежда Осипова

    Андреас Мерц поставил свой третий спектакль в пермском Театре-Театре на камерной «Сцене-Молот». В прошлом сезоне здесь играли «Догвиль» по знаменитому сценарию Ларса фон Триера, на этот раз немецкий режиссер, преимущественно работающий в России, снова обратился к киноматериалу — к телевизионному циклу Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог». Вернее, к трем его частям: если Кесьлёвский в своем кинополотне разбирался с тем, как сегодняшним днем поверяются десять библейских заповедей, то Мерц сосредоточился на трех из них — не лги, не прелюбодействуй, не убий.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТКРЫВАЕТСЯ VII ФЕСТИВАЛЬ ARTOКРАИНА

    С 1 по 9 декабря в театре «За Черной речкой» очередной фестиваль камерных спектаклей и спектаклей малых форм. Девять дней спектакли смотрят, ежедневно описывают и комментируют здесь в блоге наши авторы — Марина Дмитревская и Евгения Тропп.

    1 декабря
    Македонский Национальный театр совместно со Скопьенской киностудией (Скопье, Македония)
    Ингмар Бергман
    «Частные беседы». Драматическая исповедь

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • БРОДСКИЙ. КОМЕДИЯ

    «Бродский. Ниоткуда».
    Большой театр кукол.
    Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.

    Начали с «Большой элегии Джону Донну», распетой на два голоса актерами в жабо и актрисами в стилизованных елизаветинских кринолинах: папиросная бумага поверх стальных каркасов. И эта полифония, заданная в прологе — метафора двойственности, на которой построен весь спектакль.

    На сцене два поэта, две ипостаси. Порывистый и угловатый Бродский, прошедший застенки, с разбегу бьется о стену под жизнерадостные советские песни. А потом, сидя у этой же стены с неизменной сигаретой, наблюдает за самодовольным Бродским периода славы — картавящим блюзик на слова «От окраины к центру» в коричневом вельветовом костюме. В этом взгляде нет осуждения, скорее удивление от жанрового несоответствия. По всему вроде бы начинали играть трагедию, но ведь поворот от несчастья к счастью — родовой признак комедии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАТУРА MORTE, НАТУРА VIVA

    Споры об эрмитажной выставке Яна Фабра вроде бы поутихли, но напряжение держится. Это, кажется, позволяет посмотреть на нее уже с дистанцией, но не безучастно.

    Были бурные обсуждения в СМИ и соцсетях, петиции, хэштег #позорэрмитажу, встречный хэштег #кошкизаФабра... По одну сторону баррикад Милонов и Ваенга, по другую — Куклачев и Шнуров... В выставочном журнале отзывов — вся широта мнений. От «Кощунство должно быть наказано! Директора и куратора — вон из Эрмитажа!» до «Ничего оскорбляющего не увидела, все корректно, спасибо, Галина Петровна, пенсионерка», в таком духе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАРТЮФ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

    «Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
    Электротеатр Станиславский.
    Режиссер и художник Филипп Григорьян, художник по костюмам Галя Солодовникова.

    Тартюф в одноименной мольеровской пьесе — всегда главное лицо, центр интриг и средоточие зрительского внимания. В Электротеатре, для которого хрестоматийную вещь переписала Ольга Федянина, внимание перенесено на тех, кто рядом — поклонников, жертв и потомков великого вероломца.

    Читать дальше | Комментарии (1)