
-
Сформирован шорт-лист конкурса «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров». Напоминаем, что на втором этапе конкурса пьесы читали и отбирали режиссеры: Павел Зобнин (Томский ТЮЗ), Алексей Крикливый (Театр «Глобус», Новосибирск), Борис Павлович (Санкт-Петербург), Виктор Рыжаков (ЦИМ, Москва), Дамир Салимзянов (Театр «Парафраз», Глазов), Петр Шерешевский (Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург). По условиям конкурса каждый эксперт должен был назвать одну пьесу, которая войдет в итоговую программу. Выбор седьмой пьесы программы определен голосованием экспертов, формировавших лонг-лист. Есть и восьмая пьеса, адресованная подростковой аудитории, ее в атмосфере строжайшей секретности выбирали представители издательского дома «Самокат».
-
«Прелестница Амхерста». У. Люс.
Няганский ТЮЗ.
Режиссер Анастасия Старцева, сценограф Анвар Гумаров.Монопьеса Уильяма Люса «Прелестница Амхерста» (The Belle of Amherst) посвящена Эмили Дикинсон, фигуре в высшей степени странной. Затворница своего родового поместья в городишке Амхерст, последние лет двадцать почти не покидавшая пределов дома, она опубликовала только восемь стихотворений (и то анонимно), но оставила богатейшее поэтическое наследие, обнаруженное только после ее смерти. «Тронутая поэтесса из Амхерста», как определил Дикинсон адресат ее писем Томас Хиггинсон, ныне признана гением-самоучкой, достоянием американской литературы и в этом Амхерсте практически обожествлена.
-
В Россию приехал на гастроли спектакль «La Verità» Даниеле Финци Паски, поставившего закрытие Олимпийских игр в Турине и в Сочи, «Кортео» в Цирке дю Солей, «Донку» на Чеховском фестивале. Один из главных героев постановки по мотивам жизни и творчества Сальвадора Дали — занавес к балету «Безумный Тристан» 1944 года, выполненный в полную величину. В Петербурге гастроли проходят в Большом драматическом театре. Софья Козич поговорила с Даниеле Финци Паской о том, как работать в цирке с музейным объектом и как переживать потери, рассказывая истории.
-
«Саша, вынеси мусор». Н. Ворожбит.
«Невидимый театр».
Режиссер Алессандра Джунтини, художник София Матвеева.Сочетание «Невидимый театр» звучит сегодня довольно часто. Особенно в контексте культурно-социальной деятельности. Но чтобы не путать: одноименный проект Семена Серзина отношения к теориям социального театра не имеет никакого. Название нового независимого театра под его руководством стоит понимать буквально — театр, которого не видно.
Появился «Невидимый театр» совсем недавно, но когда именно, сказать сложно — не было ни пресс-конференций, ни праздничной церемонии открытия, просто в социальных сетях возникла новая группа, постепенно заполняемая анонсами «невидимых» спектаклей.
-
«Валентинов день». И. Вырыпаев.
Национальный театр Карелии.
Режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина.В ноябре в Национальном театре Карелии прошла историческая премьера — впервые в Петрозаводске со сцены прозвучал текст Ивана Вырыпаева. Новейшая драматургия тяжело завоевывает свои позиции во многих регионах — Карелия не исключение. Поэтому особенно интересно поговорить о спектакле «Валентинов день» Максима Соколова. Для молодого режиссера петербургско-московской выучки (актерская мастерская С. Черкасского, РГИСИ, режиссерская — Т. Ахрамковой, Ю. Йоффе, ГИТИС) Вырыпаев — автор не случайный. Снова и снова обращаясь к драматургии современного классика, Максим Соколов, кажется, ищет и утверждает собственную художественную платформу.
-
«Алиса в стране чудес». Л. Кэрролл. Перевод А. Рождественской, литературная редакция А. Громовиковой.
Краснодарский академический театр драмы им. Горького.
Режиссер Радион Букаев, художник Сева Громовиков, художник по свету Евгений Ганзбург.История, написанная математиком-священником о девочке в стране чудес, — одна из самых причудливых сказок мировой литературы. И, наверное, одна из самых трудных для сцены. Вызовом для постановщика становится почти каждое приключение Алисы: и ее падение в нору, и перемены размера, и свойства ее чудесатых встречных. Притом что и сама история выстроена не по законам сказки, а по законам сна: ассоциативна, по большому счету бессвязна, необязательна. И тем не менее, за 155 лет, прошедших со дня того самого «июльского полдня золотого», сказка Кэрролла поставлена на сцене более тысячи раз.
-
«Мизантроп». Ж.-Б. Мольер.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Григорий Дитятковский, художник Владимир Фирер.«Цензор Харитон Чеботарев комедию Мольера читал и не нашел в ней ничего предосудительного», — с казенной твердостью объявляет нам слуга сцены и глас судьбы Ефим Каменецкий, начиная спектакль; он разрешает так, будто запрещает.
-
Юрий Михайлович Барбой умел воспитывать и объединять театроведов. Он собрал «Введение в театроведение» как коллективную монографию и справедливо гордился тем, что это единственный учебник основ науки о театре. Он задумал серию ежегодников «Петербургские театральные сезоны» и, преодолевая леность и занятость десятка авторов, добивался год за годом выхода нескольких выпусков... А ведь мог бы, вполне обеспеченный талантом и научной базой, сидеть в отстранении и писать книгу за книгой. На юбилее коллеги он сказал, что кони делятся на коренных и пристяжных и тот коллега — пристяжной. Барбой, несомненно, — коренной. В нашей «упряжке», наверное, самый коренной. Он умел быть коренным. Его руководящие должности совершенно естественны, они для него, и он — для этих именно должностей. Заведовал кафедрой он осмысленно, стратегически, концептуально. Просчитывал, на кого какие делать ставки на будущее, принципиально вникал в учебные планы перестройки систем образования из специалистов в бакалавры и магистры и обратно в специалисты. Даже (как он это называл) «вечный спор славян между собою» — гротескную борьбу русской кафедры с зарубежной за ставки, нагрузки, распределение предметов — он вел не для себя, не для кого-то лично, а за идею.
-
Сформирован лонг-лист драматургической программы «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина. В него были отобраны следующие пьесы:
1. Викентий Бриз «Рашн Лалабай»
2. Андрей Васильев «Женский пол»
3. Виктория Дергачева «Сердце мое, где же ты»
4. Алексей Житковский «Битва за Мосул»
5. Олжас Жанайдаров «Мания»
6. Иман Исмаил «Сады Астары»
7. Анастасия Мордвинова «Живая вода»
8. Дима Соколов «Огонек»
9. Константин Стешик «Самонаводящийся бог»
10. Юлия Тупикина «Это лето»
11. Гала Узюртова «Тондо»
12. Сергей Филлипов «Феликс»
13. Елена Шахновская «Секта свидетелей Мелании Трамп»
14. Екатерина Шиямаллан «Мама умерла» -
Сегодня нам 25! И нам удалось собрать несколько реплик актеров, режиссеров, драматургов, журналистов о том, как состоялось их знакомство с журналом.
Илья Дель, актер
Помню, в детстве в Скопине один номер «ПТЖ» у нас лежал в туалете, я выучил его практически наизусть, и там было интервью Марины Юрьевны с Максимом Сухановым (№ 29. — Ред.) о том, почему актерская профессия считается женской. И, по-моему, Максим говорил, что женщинам присуще желание понравиться, а мужчинам нет — и именно поэтому ему, Суханову, актерство и интересно, интересно себя переламывать и пробовать стать другой природой...
-
Фестиваль «Молодежь теснит» в театре «Около дома Станиславского»
Фестивальные фанфары и суета — не об этом событии. Просто выстроили в ряд спектакли молодых режиссеров, уже живущие в репертуаре «Около». Четверть месячной афиши — негромкий парад планет. Пять вечеров.
Свою роль в подготовке дипломных спектаклей режиссерской мастерской в Щукинском училище Юрий Погребничко свел к формуле «при товарищеском участии». Мера участия в таких тонких процессах, как известно, учету не поддается. А вот товарищество — величина более осязаемая. Его можно почувствовать в том, что все выпускные спектакли сегодня прописаны в Вознесенском. Еще — в самой возможности приостановить свои репетиции, дав зеленый свет выходу детского спектакля Саши Толстошевой. И не товарищеский ли жест — приглашение на фестиваль ученика Юрия Еремина, актера «Около» Алексея Артемова, открывшего программу «Сонатой» по Орсону Скотту Харду — первым своим постановочным опытом.
-
«Последний ветер Дикого Запада».
Театр ТРУ на Малой сцене БДТ.
Текст Александра Артемова и Настасьи Хрущевой, режиссер Александр Артемов.На малой сцене БДТ возрожденный театр ТРУ показал третью часть своего сериала. Первая — «Молодость жива» — упражнялась с бардовской песней. Вторая — «Это было со мной» — стилизовала декадентскую поэзию. «Последний ветер Дикого Запада» заявлен как «русский вестерн». Все три части так или иначе являются «житиями», в центре которых фигура некого «спасителя» или сакрального персонажа, ушедшего или, наоборот, только готовящегося прийти в этот мир. Эта фигура явлена в отражении взглядов «апостолов» и последователей.
-
«Wanted Hamlet». М. Кремер.
Театр-студия Karlsson Haus.
Режиссер Алексей Лелявский, художник Алексей Лелявский младший.В его мире все четко. Я — это Гамлет. Все «мы» — это Лаэрт, Гертруда, Клавдий, Офелия.
Только одно «вы». Все «вы» — Горацио.Пьеса Марселя Кремера «Wanted Hamlet» — ритмизованный монолог Гамлета, персонажа Шекспира, переосмысляющего события своей жизни, выглядывающего из детских и подростковых травм в мир еще более травмированных взрослых. Он примеряет на себя их роли (жертвы, убийцы, короля, друга, предателя), негодует и пытается отказаться от любой — как от навязанной роли, так и от роли известной пьесы Шекспира. К тому же не хочет умирать, убивать и быть убитым. Марсель Кремер, родившийся в 1955-м и умерший в 2009 году, — бельгийско-немецкий режиссер и драматург, сторонник и последовательный апологет метода автобиографического театра, и пьеса написана в этом ключе, когда жизнь человека или персонажа рассматривается с субъективной стороны, исходя из того, как он сам видит свою жизнь.
-
В декабре 30-летие отмечает один из самых важных музыкальных театров Петербурга — театр «Зазеркалье», театр, который, по слову одного из наших коллег, формирует культурную идентичность маленьких петербуржцев. Театр, который помимо текущей творческой работы, аккумулирует усилия и энергию всех театров России, что работают для детей и с детьми, и проводит ежегодную Российскую Национальную театральную премию и Фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин».
К юбилею публикуем беседу Марины Корнаковой с художественным руководителем театра Александром Петровым и музыкальным руководителем театра Павлом Бубельниковым из архива «Петербургского театрального журнала».
-
«Гамлет». У. Шекспир.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Бутусов, художник Владимир Фирер.Премьеру «Гамлета» Юрия Бутусова я ждал, предвкушал и боялся. Боялся не в меру развернутых ассоциаций и реприз, уводящих от магистрали сценического действия. В этой пьесе, давно ставшей мировым театральным мифом и названной когда-то моим учителем М. М. Молодцовой «сценарием», есть где разгуляться режиссерской и актерской фантазии. В том, что «Гамлет» будет спектаклем парадоксальным, как и прочие постановки Ю. Бутусова, сомнений не было. Парадокс предстояло обнаружить и понять. Не удивительно, что на сайт театра я забрался заранее и заранее изучил программку во всех ее деталях.
-
«Про Федота-стрельца, удалого молодца». Л. Филатов.
Ульяновский театр кукол.
Режиссер Владимир Бирюков, художник Виктор Никоненко.Скромный госслужащий Федя страдает от безумных поручений своего начальника-самодура. Волею случая он знакомится с очаровательной девушкой, которая становится его женой и лучом света в серой безотрадной жизни. Однако начальник, подлец и сластолюбец, решает заполучить Федину супругу. Сможет ли простой работяга-парень противостоять бездушной государственной машине? Долго ли будет народ терпеть самоуправство властей предержащих? Неужели главному герою придется обратиться к мистическим силам, чтобы добиться справедливости?..
-
«Толстого нет». О. Погодина-Кузьмина.
«Приют комедианта».
Режиссер Денис Хуснияров, худ. руководитель постановки Андрей Могучий, художник Эмиль Капелюш22 декабря, в день своего 80-летия, она вышла в бенефисной премьере «Толстого нет», сыграв Софью Андреевну, — констатировал бы рецензент позапрошлого века.
Ольга Антонова вышла в одной из недавно написанных драматических версий жизни семьи Толстых в Ясной Поляне-1910.
-
«Нос». По мотивам повести и другим произведениям Н. В. Гоголя.
Театр «Цехъ».
Режиссер Виктор Бугаков, художник Антон Батанов.На премьере спектакля на аплодисменты вышел сам автор и долго кланялся. Огромная ростовая кукла Гоголя с трудом поместилась в небольшом зале театра «Цехъ». Забредший из другой постановки, автор был явно доволен спектаклем актера, а теперь и режиссера Виктора Бугакова, ученика Анатолия Праудина.
-
«Чайка. ВидЕние перед премьерой». А. П. Чехов.
Режиссер Константин Рехтин.«Папин след». По повести Г. Вормсбехера «Наш двор». Режиссер Константин Рехтин, художник Владимир Сафронов.
Омский Северный драматический театр им. М. А. Ульянова (г. Тара).
О театре, живущем нелегкой жизнью в маленьком городе Тара на севере Омской области, на малой родине великого артиста Михаила Ульянова, «Петербургский театральный журнал» пишет уже почти 15 лет, практически с рождения Омской Северной труппы. Писали и о ранних спектаклях («Пролетный гусь» по В. Астафьеву, «Весенние побеги» по Ф. Ведекинду), и о постановке прошлого сезона «Наташина мечта» по Я. Пулинович.
-
«Земля Эльзы». Я. Пулинович.
Березниковский театр драмы.
Режиссер Андрей Шляпин, художник Татьяна Кудрявцева.Спектакль «Земля Эльзы», признанный лучшим на фестивале «Сотоварищи» в Омском Северном драматическом театре им. М. А. Ульянова, поставил Андрей Шляпин, молодой режиссер, недавно возглавивший березниковскую труппу и всерьез взявшийся за ее продвижение. Разителен контраст между сегодняшним состоянием коллектива и его же работой несколько лет назад. В «Земле Эльзы» труппа предпринимает самые серьезные шаги, чтобы не сыграть банальную мелодраму, — у пьесы Ярославы Пулинович действительно есть шансы предстать таковой, ее можно поставить просто, но можно, как доказывает спектакль, сложно. В интерпретации Березниковского театра современная пьеса обретает масштаб классики. Актеры ищут формы нестереотипной сентиментальности — высокие чувства настигают тебя там, где их не ждешь.
комментарии