
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
«Гроза». А. Н. Островский.
Няганский театр юного зрителя.
Режиссер Екатерина Гороховская, художник Анвар Гумаров.Народно-поэтическое начало пьесы Островского, о котором немало написано и сказано, в спектакле Екатерины Гороховской оборачивается поэзией с декадентским уклоном, берущей начало в самой жизни в ее сегодняшнем виде. Калинов — это любой российский городок, застрявший в 90-х и живущий по законам сермяжной правды. Здесь четкие пацанчики сидят на кортах, развлекаясь только водкой, половыми сношениями и разборками по понятиям.
Мир, выстроенный Гороховской, в определенном смысле мужской, в нем царят законы бинарных оппозиций: есть сильные и слабые, и прав тот, кто сильнее. Женщины здесь — самостоятельные, эмансипированные, но отчаянно жаждущие обратить на себя внимание мужчин.
-
«Я — женщина». Автор и режиссер Дмитрий Акриш.
Автор и исполнитель Ана Дауд. На фестивале SOLOВ анонсе спектакля «Я — женщина» сказано, что это история о столкновении с насилием.
Режиссер Дмитрий Акриш говорит, что этот спектакль «театральное испытание, через которое стоит пройти каждому, чтобы исследовать неукротимый женский дух и заново прочувствовать, с какой силой бьется сердце в каждом из нас».
Спектакль позиционируется как феминистский, а история — как автобиографическая. Английская актриса Ана Дауд играет себя. Но простите, со времен Золя и натуралистов ни в какую «жизнь в формах самой жизни» мы не верим. Есть отбор и художественная правда. Есть субъективный взгляд Дмитрия Акриша.
-
В Театре на Таганке поставили две новые пьесы об абсурде нашей реальности
В этом году «Таганка» неожиданно стала форпостом новой драмы и пополнила репертуар сразу двумя свежими топовыми пьесами с фестиваля «Любимовка». В конце прошлого сезона на малой сцене Лера Суркова поставила «Соседа» Павла Пряжко, победившего на Конкурсе конкурсов в рамках фестиваля «Золотая Маска». А в начале нынешнего Данил Чащин выпустил на большой сцене «Горку» Алексея Житковского, признанную лучшей пьесой 2018 года на фестивале «Кульминация». Причем обе постановки стали московскими премьерами этих текстов.
-
«Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
Национальный драматический театр Литвы на фестивале «Балтийский дом».
Режиссер Оскарас Коршуновас.Литовские актеры играют «Тартюфа» раскрепощенно, с видимым удовольствием. Еще и потому, что с мольеровских персонажей сбивают спесь. Никакого правильного поведения и готовых образцов добропорядочности. Кокетство Эльмиры нарушает все границы одноразового приема для того, чтобы разоблачить лицемера. Кокетство Эльмиры — это ее природа, ничем не замаскированная. Даже не природа, а сексуальный профессионализм. Эльмира, вернее, актриса, роскошная блондинка, берет для себя в «модели» звезд разной величины и происхождения, вплоть до Волочковой с ее оголтелым шпагатом.
Второй подобный удар нанесен Оргоном. Ничего добродушного, наивного в нем нет. Это эгоист и честолюбец. Он работает только на себя и на камеру (оператор следует за ним по пятам). Оргон полон энергии, и отнюдь не деревенской, патриархальной. Тартюф оказался при нем как удобный инструмент продвижения. (Куда? Об этом позднее.)
-
Вот уже 35 лет в Киото работает программа «Traditional Theater Training» (T.T.T.). Ежегодно около 30 человек, прибывающих в Японию со всего мира, встречаются здесь в надежде похитить у традиционного театра то, что, к сожалению или к счастью, похитить невозможно — уникальную технику. То, что сами актеры постигают чаще всего с самого детства (хотя есть исключения), получают от отца или деда, то, что иностранным соискателям предлагают воспринять за месяц очень интенсивного тренинга и работы с мастерами-наставниками. В этом году одним из участников тренинга стала автор этой статьи Леда Тимофеева, исследователь японского театра Кёгэн.
-
«Lõhe / Разлом».
Театральный центр Vaba Lava (Таллин — Нарва, Эстония).
Режиссер Юрий Квятковский, художник Ксения Перетрухина.Стоящие, как в толкиеновском фэнтези, друг против друга две крепости — Нарвская и Ивангородская — мгновенно дают каждому проезжающему представление о роли этого города в истории. На берегах реки Нарвы, где вторая, Ивангородская, крепость появилась вместе с границей, на протяжении веков встречались — или сталкивались — цивилизации. С течением времени граница становилась то более, то менее явной, пока в 1992 году между почти слившимися при СССР в единый организм городами не случился разлом: они оказались на территории разных государств. Нарва, отделенная от Ивангорода государственной границей, а от остальной Эстонии своим русскоязычным большинством, представляет собой уникальный объект для исследований. О результатах одного из них пойдет речь далее.
-
«За белым кроликом». М. Огнева.
Центр им. Вс. Мейерхольда и Творческий центр «Среда».
Режиссер Полина Стружкова, художник Александра Дашевская.Реальная трагедия стала поводом для пьесы Марии Огневой. Она сложно устроена — три плана постепенно плотно стягиваются в узел. Две девушки садятся в чужую машину, эта поездка становится для них последней. Матери требуют наказания убийцы. Третья девушка десять лет назад оставила подруг одних и теперь мучительно возвращается к тем страшным событиям, которые рифмуются в тексте с прыжком Алисы в кроличью нору. Сам Кролик объясняет: «Это кроличья нора. Если не прыгнешь, то никогда не узнаешь, что там. Такой вот закон кроличьей норы, я его сам придумал».
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
«Причал. Воздух детства». Г. Шпаликов.
Омский академический театр драмы.
Режиссер Борис Павлович, художник Ольга Павлович.Борис Павлович обратился к творчеству Геннадия Шпаликова и поставил в Омском театре драмы не только его первый сценарий — «Причал», но и последний — «Воздух детства».
Первая омская постановка Павловича была осуществлена на камерной сцене: «Жизнь» по повести Л. Толстого воссоздавала тонкую, мерцающую, музыкальную и фатальную атмосферу линчевского «черного вигвама». Спектакль по Шпаликову появляется на большой сцене и во многом повторяет приемы, использованные режиссером в постановке по Толстому. «Причал» — это история-атмосфера. Сначала погружаешься в атмосферу кинозакулисья. Действие разворачивается в огромном пустом кинопавильоне (художник Ольга Павлович), но если в «Причале» историю из ничего создают люди, то «Воздух детства» начинается с того, что пустого пространства не остается вообще — все заполняет реквизит, детально воссоздающий быт 70-х.
-
«Занос». В. Сорокин.
Театр «Практика» и «Мастерская Брусникина».
Режиссер Юрий Квятковский, художник Полина Бахтина.«Занос» — «что-то вроде пьесы» Владимира Сорокина, которое превратил в пьесу Михаил Дегтярев, а поставил в театре «Практика» Юрий Квятковский. Спектакль начинается до звонка — собравшихся в фойе зрителей молодой человек с предупредительной настойчивостью отправляет в затемненное помещение, каждому вручают наушники и проводят краткий инструктаж, сопровождаемый бодрым «Родина слышит!». Все вместе напоминает вербовку или тайную сходку.
-
«Парк крушений. История одного острова».
Театр Нантер-Амандье (Нантер, Франция) на Новой сцене Александринского театра в рамках Международной Театральной олимпиады.
Режиссер Филипп Кен.«А где трагедия?» — недоуменно переговариваются зрители, выходя из зала. А нет ее! Сложно представить, что люди, оказавшиеся после крушения самолета, упавшего в море, на необитаемым острове, не впадут в истерику и не станут есть друг друга, а примутся танцевать, обмотав чресла пластиковыми ветками, а под финал вообще устроят вечеринку с коктейлями.
-
Каждые два года в сентябре Самарский театр юного зрителя «СамАрт» собирает театры России на фестиваль «Золотая репка», которому в этом году исполнилось 25 лет.
Изменился ли за эту четверть века театр для детей? Или по-прежнему торжествует «театр детской радости», где юным поколениям предъявляется вечный праздник жизни, в которой нет ни страданий, ни одиночества, ни смерти? Российские театры, безусловно, начали меняться в сторону честного разговора с детьми и подростками. Но, разумеется, этот процесс происходит не везде. Фестиваль «Золотая репка» проявил многие проблемы, существующие в ТЮЗах, и поставил много вопросов. Иногда на них даже удавалось получить ответы.
-
«Средство Макропулоса». Л. Яначек.
Цюрихская опера.
Дирижер Якуб Хруша, режиссер и сценограф Дмитрий Черняков.«Средство Макропулоса» Леоша Яначека — странное и противоречивое произведение. В 1923–1925 годах композитор положил на музыку только что написанную и очень эффектную пьесу своего соотечественника Карела Чапека. Последняя, однако, являет собой довольно поздний рецидив расхожей темы: оперная дива, сегодня знаменитая и почитаемая, но с темным прошлым, скрывающим сексуальный либертинизм. Этот стереотип, помноженный на фантастическую способность героини жить больше 300 лет и иметь бесчисленное количество любовников и незаконно прижитых — и брошенных — детей, накладывается на другой: стареющая дама, хитро скрывающая свой возраст и заманивающая в ловушку молодых людей. Возможно, для Чапека весь этот сюжет был поводом поговорить об обществе, где тяжба об имении может идти больше ста лет и только пришествие фантастически-живого свидетеля, проставляющего подписи за особ, давно числящихся умершими, может что-либо разрешить. Об обществе, где в конце концов оказывается не нужен рецепт вечной жизни — потому как все «зиждется на краткосрочности жизни»: договоры, пенсии, страхования и уж тем более брачные контракты.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
В Выборге с 15 по 22 сентября проходил первый Международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот», его программу составили спектакли из Аргентины, Испании, Норвегии, Польши, России и Финляндии.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
-
«Кошка на раскаленной крыше». Т. Уильямс.
Московский театр юного зрителя.
Режиссер Кама Гинкас, художник Сергей Бархин.Сюжет пьес Теннесси Уильямса всегда настолько прост, что в пересказе выглядит нелепо: она влюблена в него, он любит другую, та больна и не замечает ничего вокруг, а ее брат... и так далее, и тому подобное, мелодраматически дешевое. Но персонажи Уильямса, заброшенные в банальные ситуации, чувствуют мир оголенным нервом, тонкой кожей, лихорадочно бьющимся сердцем — и добираются до таких эмоциональных глубин, что сюжет вовсе растворяется, утопая в шепотах, криках, вздохах, взглядах, полушагах и поворотах головы на пятнадцать градусов влево.
-
В Черемхово прошла очередная лаборатория Театра Наций
Лаборатории — явление практически повсеместное, но проект Театра Наций (он проходит под руководством Евгения Миронова при поддержке Министерства культуры РФ, о чем ПТЖ уже не раз писал) в этом ряду занимает особое место. Стартовал он в 2011 году как производное от Фестиваля театров малых городов России. Сейчас Театр Наций организует шесть лабораторий в год, а в 2019-м их было семь (о летних — в Пушкинских Горах, Ивангороде и Каменске-Уральском — ПТЖ писал). В этом году была сделана удачная попытка интеграции лабораторий в пространство других творческих форумов: каменск-уральские эскизы сыграли на «Реальном театре», а черемховская «акция» по инициативе ее руководителей (арт-директора Олега Лоевского и куратора проектов Театра Наций Елены Носовой) стала частью внеконкурсной программы XVIII Байкальского международного кинофестиваля им. В. Г. Распутина «Человек и природа».
-
Лариса ушла.
Удар судьбы сильнейший. По нашей мастерской, по кафедре, по институту, по всей нашей отечественной театральной педагогике, по нашему театру.
28 лет тому назад мы начали наше сотрудничество, нашу совместную захватывающую непрерывную работу.
Лариса стала крупнейшим театральным ученым — теоретиком, исследователем, сделала бесценные предложения для практической театральной педагогики.
комментарии