«12 клоунов в поисках счастья».
Театр на Цветном.
Режиссер Кирилл Вытоптов, драматург Михаил Дегтярев, художник-постановщик Тимофей Рябушинский.
Не каждый день в Москве открывается новый театр. Не каждые сто лет в мире открывается театр, объявляющий себя домом клоунов. Да и было ли вообще такое…
Речь о Театре на Цветном, который открылся 12-го числа 12-го месяца 2024 года спектаклем «12 клоунов в поисках счастья». Он — результат совместных усилий компании MTC Live, сети ресторанов Антона Пинского Pinsky & Co и лейбла «Клаунхаус». Но если «Клаунхаус» уже довольно давно и последовательно развивает клоунское направление, то интерес крупных коммерческих компаний к клоунаде скорее из разряда неожиданных приятных чудес.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Театр на Цветном рождается волей крупного бизнеса, решившего вложиться в искусство. На сегодня это театр без труппы, без единой творческой команды, но с твердым намерением двинуться по скользкому, очень скользкому пути клоунады. И в столичном театральном ландшафте это напоминает езду по льду весной — шанс провалиться велик как никогда. Ведь это в Петербурге живут и даже неплохо существуют полдюжины клоунских театров — «Лицедеи», «Семьянюки», «Комик-Трест»… В Москве клоуны во все времена приживались хуже и собственных театров-долгожителей не создавали. Ситуация начала меняться с появлением «Клаунхауса» под руководством Елизаветы Гамбург, но и этому агентству клоунов пришлось непросто: в дефиците оказались не только сами артисты, но и режиссеры, драматурги, художники с чутьем на клоунское.
Автор идеи Театра на Цветном Андрей Фомин амбициозно позиционирует новую площадку как место переосмысления жанра. В новом здании — предельно сложный лабиринт из лестниц, стекол, зеркал и светящихся экранов в фойе, но счастливо не испорчен удобный зрительный зал на добрую тысячу мест. Компания МТС обеспечила суперсовременную техническую начинку новой площадки.
Покорять клоунскую тему идеологи проекта взялись давно — изначально было понятно, что подступиться будет непросто. Подготовка к спектаклю стартовала более года назад с раздутого кастинга (его результаты были более чем изумляющи — отобраны по большей части были те, кого учить надо было с нуля) и шла в несколько сессий с долгими тренингами. Режиссером выступил Кирилл Вытоптов, драматургическую часть взял на себя Михаил Дегтярев. За проектом можно было следить в соцсетях — у его авторов были и амбиции, и уверенность в том, что клоунская сущность и удачные гэги рождаются, стоит лишь повести плечом. Премьера откладывалась раз за разом. По счастью, это можно было объяснить неготовностью здания.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
В финальной стадии подготовки спектакля спасать ситуацию таки позвали «Клаунхаус», а к команде создателей спектакля присоединился Андрей Шарнин. Вытягивать клоунскую тему отдали мастерам: в первый состав спектакля по большей части вошли совсем не те, кто долго и, как выяснилось, бессмысленно упражнялся целый год.
В спектакле можно увидеть тех, чьи имена хорошо известны в отечественном клоунском ландшафте: трио «Без носков» (Артем Бабинов, Константин Копейкин, Максим Карпов), дуэт Евгения Майхровского и Евгения Минина, Анатолия Окулова, Алису Курбатову и Наиля Сафина, мастера жонгляжа Рудольфа Левицкого и др.
Драматургическая канва спектакля — история о 12 персонажах, проживающих внутри или около жилого комплекса «Счастье». Персонажи разложены на типажи: охранник, курьер, мачо, гранд-дама, работяга, двое мошенников, бизнес-леди, бармен, бомж, голубь. Свое «счастье» они ищут посредством элементарной канвы гэгов, на придумывание которых явно не хватило времени. При этом большинство артистов остались в пределах бессловесной физической клоунады: органичный мачо Славик Артема Бабинова наследует его клоунскому образу в манеже, столь же предсказуем работяга Масик Константина Копейкина. Явно в самостоятельное и рискованное, но не бессмысленное плавание без режиссерской огранки отправились Максим Карпов (Курьер) и Алиса Курбатова (Полусладкая). Недюжинный цирковой потенциал исполнителей в спектакль не вошел — к месту пришлись лишь пара сальто, подброшенных предметов, экзерсисов в воздухе да прыжков на батуте.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
В исполнительской части существенный скачок совершил разве что Евгений Минин в роли одного из мошенников. Вспомнив о своем образовании драматического артиста, он оказался способен покинуть пределы физической клоунады и органично присвоить разговорный жанр, что для клоуна, несомненно, грандиозное приобретение. Минин держит большой зал легко и не за счет шуток а ля стендап, но пребывая совершенно в роли своего чудаковатого прохиндея. Удачной находкой оказался образ голубя, который то и дело подгаживает умильным жителям ЖК, оставляя тут и там следы своей жизнедеятельности в виде сгустков белой пены.
От первоначальной идеи осталась декорация. В ее качестве выступает объемный видеоарт в стиле игровых градостроительных симуляторов с их эффектно распахивающимися пространствами, сменой цветов, внезапными кинетическими особенностями объектов. Действие происходит в городском ЖК «Счастье», что и оправдывает урбанистический экстерьер визуала, который по ходу спектакля нередко начинает жить отдельной увлекательной жизнью. Продукт компьютерной графики существует на правах самодостаточного и недостижимого пространства и кажется созданием искусственного интеллекта, настолько это фантастическое изображение города будущего не коррелируется с повседневностью ЖК «Счастье» с его двенадцатью карикатурами на человека. Тут скорее просятся Супер Марио, Бэтмен или хотя бы дюжина других всесильных мультяшных персонажей.
На фоне стильной графики — видеохудожник явно мечтал о городах будущего — живые люди кажутся предельно несовершенными. Художник по костюмам Анастасия Нефедова впрямую восприняла сверхзадачу «смешить» как стилевую свободу. Последняя проявлена в произвольной выборке по большей части кричащих цветов и паттернов, материалов, кроя и аляповатой атрибутики вроде лохматой шубки, остроконечных грудей, облипающих лосин и боксерских трусов.
Еще одним свободно парящим элементом спектакля оказывается хор. Этот осколок древнегреческих трагедий развлекает публику до начала спектакля, а потом хорошо, но неразборчиво поет откуда-то сверху, видимо, о превратностях судьбы.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Совершенно очевидно, что разнополярный поиск авторов спектакля, а впоследствии и артистов стал результатом ненужного акцента на центральной идее. «Клоунский спектакль» — категория размытая априори и в качестве декларации зачастую пагубная. И одно дело, если созданием такого спектакля заняты клоунские театры вроде «Лицедеев» и «Семьянюков», для которых клоунада — это вся их жизнь. Совсем другие предпосылки у тех, кто вдруг решил стать клоуном или делать клоунский спектакль. Может не получиться, как это вышло у Юрия Муравицкого со спектаклем «Черная кошка, белый кот» в Театре на Таганке. А может получиться, как это вышло в спектакле Александры Толстошевой «Клоуны» в театре «Около дома Станиславского».
При очень прозрачной драматургической канве спектакль «12 клоунов в поисках счастья» напоминает упражнения в духе Comedy Club или КВН в расчете на то, что зритель пришел поржать, и поржать бессмысленно, будто на поверхностном стендапе. Большие мастера манежа и сценической клоунады предпочли отработанные годами приемы комического, не отдавая себе отчета в том, что в пределах спектакля их можно и нужно трансформировать. Неопытные в клоунаде артисты творчески зажались от высокого звания «клоунов» и двинулись путем банальных шаржей и комиксов, хотя без сомнения способны быть смешными и остроумными. Получается, что клоунада — отличная сверхзадача, но в качестве назойливого зуммера она скорее фатальна для тех, кто вдруг бросается смешить любой ценой.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
В Театре на Цветном вышел спектакль сырой, оставивший самые сумбурные впечатления от первого показа, несколько выровнявшийся ко второму и обреченный вызревать и далее. Последнее — классика жанра: даже простые репризы в манеже требуют обкатки на зрителях, и смотреть их на первом показе по большей части сущая мука — ритм точных пауз, апартов в публику, звуковой регистр и пр. и пр. только настраиваются. Хотя уже сейчас понятно, что этой настройкой будут заниматься сами артисты, что при их опыте даже не такой плохой вариант.
Настраивается на клоунаду и Театр на Цветном, и понятно, что первый спектакль — лишь пробный камень. Следующая премьера — весной.
Комментарии (0)