О Фестивале современного циркового искусства CIRQU’ (Арау, Швейцария)
Фестиваль в Арау основан десять лет назад, в 2015 году, Романом Мюллером (Roman Müller) и Мадлайной Бунди (Madlaina Bundi). Роман — в прошлой жизни известный швейцарский жонглер, объездивший полмира со своей цирковой компанией Tr’espace. В цирке его всегда привлекали оригинальность подхода, импровизация и полет фантазии, и во многом это определяет лицо CIRQU’. Мадлайна же, будучи уроженкой Арау, знает все его тайные уголки и скрытые возможности, и благодаря ее организационным способностям цирковые представления проходят в самых неожиданных локациях: не только в местном театре, но и на улице, в храме и даже в лесу.

Сцена из спектакля «OM».
Фото — Francis Rodor.
Таким образом, фестиваль становится важным культурным событием в жизни небольшого старинного города на севере Швейцарии, привлекая не только иностранных журналистов, промоутеров и агентов, но и «обычного» зрителя. В течение двух недель все желающие могут познакомиться с лучшим, что существует в современном независимом цирке: соло, дуэтами, массовыми акробатическими номерами в городском пространстве, ворк-ин-прогресс по результатам резиденции. По сложившейся традиции на CIRQU’ можно увидеть не только швейцарских артистов разных поколений, но и представителей таких развитых цирковых держав, как Франция, Бельгия, Германия, а также отдельных гостей из Скандинавии и Нидерландов.
При всей современности CIRQU’ все-таки не ожидаешь встретить в программе настоящий политический цирк. Тем более что спектакль Роксаны Кювен Арсалан (Roxana Küwen Arsalan) заявлен как история о детстве и двух бабушках главной героини. Роксана — профессиональная жонглерка и акробатка, и ее особенность в том, что она активно задействует ноги, создавая при помощи своих выразительных ступней целые представления. Все это можно увидеть и в спектакле «OM»: извиваясь под сложными углами, артистка удерживает на стопе поднос с чашками тонкого фарфора, разливает в них чай и даже умудряется петь, лежа на спине и одновременно жонглируя руками и ногами.
Но все-таки трюки — не самое главное в ее истории. Они — лишь способ создать у зрителей определенное настроение, иногда игривое и возвращающее в детство, иногда по-домашнему уютное, а иногда напряженное. Фокус же внимания актрисы направлен на осознание собственной национальной идентичности (одна ее бабушка из Германии, другая из Ирана), так что помимо собственно цирковых эпизодов в спектакле присутствуют танцы и пламенный стендап. Неслучайно постановка имеет подзаголовок «Привилегии картошки»: Роксана вместе со зрителями много смеется над мнимым преимуществом этого «истинно арийского овоща», забывшего, что он прибыл в Европу из Южной Америки и в этом плане ничем не отличается от экзотического граната.

Сцена из спектакля «ama».
Фото — Watson Studio.
И все-таки нельзя сказать, что цирковая составляющая в ее спектакле — это только обрамление. В финале именно диалог двух бабушек, решенный как теневой театр с эквилибром, переводит ракурс с остро-политического на общечеловеческое, и зритель уходит с ощущением, что искусство — это то поле, где отдельный человек может совместить свои различные составляющие, а люди в целом могут договориться.
Йорг Мюллер — один из давних участников фестиваля в Арау. Он влюбил в себя публику еще на дебютном фестивале в 2015 году, представив звуковой спектакль «Mobile», в котором жонглировал подвешенными алюминиевыми трубками. В этом году «Mobile» был повторен на открытии CIRQU’, но еще более эффектным оказался новый спектакль живущего во Франции немецкого артиста — «Ama». Его действие разворачивается в главном городском храме, где зрителей рассаживают вокруг сложной конструкции из натянутых черных шнуров. Яркие прожекторы выхватывают из полутьмы свернутое в центре белое полотнище. Дергая за шнуры, как звонарь за веревки, артист «заставляет» ткань разворачиваться и принимать причудливые формы, при этом она издает странные и разнообразные звуки.
То, что сначала воспринимается как трюк или причудливый танец, постепенно перерастает в поэтический спектакль. Послушная воле артиста, ткань взлетает вверх и плавно опускается чуть ли не на голову зрителей, парит как птица и стекает как водопад. Если сначала все внимание сконцентрировано на взаимодействии артиста и объекта, то ближе к середине 25-минутного перформанса публика практически забывает о существовании Мюллера и переключается на созерцание метаморфоз, происходящих с белым полотнищем. Особую роль в этом действии играет музыка композитора Бертрана Вольффа, едва слышная, возвышенная и таинственная. Великий экспериментатор и изобретатель, Мюллер тем не менее остается приверженцем метафорического и магического, составляющего самую суть цирка.

Сцена из спектакля «Sono Io?».
Фото — Tom Herbots.
Прямая ему противоположность — Дэнни Рональдо (Danny Ronaldo) из цирковой компании Circus Ronaldo. Его спектакль «Sono Io?», созданный в соавторстве с Пепином Рональдо (Pepijn Ronaldo) и Сеппе Вербистом (Seppe Verbist), — яркий пример того, как косность и апроприация чужой идентичности могут убить интересный замысел. Спектакль посвящен теме преемственности поколений и построен предельно просто: старый клоун вспоминает свое славное прошлое и вышучивает неумеху-сына, пошедшего по его стопам.
Предсказуемость сюжета не смущает зрителей — ясно, что в финале сын докажет, что достоин быть продолжателем семейного дела, и отец станет им гордиться. Смущают несколько моментов, связанных как с формой, так и с содержанием. Прежде всего, спектаклю не помешал бы режиссер, который убрал бы длинноты и выстроил логические связи. Возможно, в этом случае спектакль не казался бы таким старомодным, хотя кардинально это ничего бы не изменило.
Главная проблема здесь — попытка бельгийских артистов выглядеть итальянцами, изображать итальянский темперамент, говорить на псевдоитальянском языке и делать отсылки к комедии дель арте. Все это в сочетании с полным отсутствием итальянского обаяния выглядит странно и неуместно. Закатывание глаз, постоянные крики, «случайное» буханье в полную воды ванну, голая ж… па и заигрывание с публикой не работают, потому что все это абсолютно неактуально, а значит и не смешно. Клоунада всегда была «проблемным» местом в цирке. Осталась она таковой и в новом цирке: придумать новый сложный трюк или даже новую концепцию жонглирования по-прежнему проще, чем хорошую шутку.
Настоящей же сенсацией фестиваля в Арау стал «Мебиус» французской компании XY, знаменитой своими сложными, многофигурными акробатическими композициями. В 2019 году, став ассоциированными резидентами Национального Театра танца в парижском Шайо, совместно с его руководителем — известным хореографом Рашидом Урамданом, — XY создали этот спектакль-трансформер, который сыграли уже более 300 раз в 15 странах мира.

Сцена из спектакля «Möbius».
Фото — Christophe Raynaud De Lage.
С технической точки зрения «Мебиус» совершенен — 19 просто одетых акробатов на бешеной скорости исполняют сложнейшие трюки: выстраивают пирамиды из двух, трех и даже четырех человек; крутят сальто; перегруппировываются в воздухе и перебрасываются партнершами. Благодаря продуманной хореографии это не отдельные номера, а цельная история — все эпизоды плавно перетекают друг в друга и складываются в единый сюжет. По замыслу XY (коллектив компании является горизонтальным, и все художественные решения принимаются совместно), спектакль рассказывает о жизни птиц и взаимоотношениях внутри стаи.
Однако с момента появления спектакля ситуация в мире сильно изменилась, и сегодня он воспринимается скорее как зарисовка из жизни людей, имеющих дело с непредсказуемой и тревожной реальностью. Соответствие моменту еще больше усиливает впечатление от и без того эффектного зрелища — зрители приветствовали артистов восторженным ревом и долго не отпускали их с танцпола.
Комментарии (0)