Сегодня 75 лет человеку, лицо которого чаще других встречается на фотографиях, которыми обвешан наш редакционный подвал. Следовательно, многие знают в лицо замечательного режиссера и нашего давнего друга Арсения Овсеевича Сагальчика. А кто не знает в лицо — читал о нем в ПТЖ. А кто не читал о нем — читал его самого. Любимец Москвы в молодые годы, настоящий гусар Арсений Сагальчик потом долгие годы работал в Пушкинском (ныне Александринском) театре, в последнее десятилетия ставил опять же в Александринке, на Литейном, в ТЮЗе. Его любят актеры, чтят режиссеры, именно он придумал Клаву для Володинского фестиваля, но это уже после того, как открыл Анатолия Солоницына (о нем он писал в нашем журнале) и отдал его в руки «Андрюши Тарковского» и после того, как привел в театр Альфреда Шнитке и сделал множество спектаклей с Мартом Китаевым и Борисом Тищенко (об этом тоже у нас было).
Он замечательный друг, советчик, гуру, человек необычайной стойкости, потрясающего юмора, а главное — абсолютно свихнутый на театре персонаж, наш дорогой Арсений Овсеевич.
С днем рождения!
С днем рождения, роскошный, мудрейший, искусительнейший, рокочущий Арсений Овсеич! Здоровья вам крепкого и верных людей рядом! Уважаю безмерно, помню и люблю!
Сначала (в 1980-е) Сагальчик для меня был странной фамилией из красивого буклета к 225-летнему юбилею Александринского театра (тогда — Академического театра драмы им.Пушкина). Я знала, что он поставил спектакли «Иванов», «Дети солнца», «Таланты и поклонники»… А еще однажды я пришла (кажется, в 12-й раз) на свой любимый спектакль в Пушкинском театре «Много шума из ничего», а его заменили на премьеру «Молвы», которую поставил как раз А. О. Сагальчик. Честно говоря, я тогда очень рассердилась и на АОС, и на этот премьерный спектакль!
Потом, спустя множество лет, я посмотрела (нет, не 12, но 6 или 7 раз точно) его «Бориса Годунова» и написала о нем в «Петербургском театральном журнале». Важный для меня спектакль, да и не только для меня. Он был серьезным и сильным, очень мужским. В нем был ход к пушкинской трагедии, Сагальчик слышал ее ритмы, ощущал ее стиль, переживал ее смысл…
И как-то счастливо получилось, что мы подружились.
Сагальчик – потрясающе обаятельная личность, он воздействует магнетически, люди попадают под его чары – и всё, они покорены навсегда. Он любит и умеет рассказывать, причем, его рассказ всегда переполнен невероятно точными деталями, цветом, светом, запахами и вкусами, предметами и мелодиями, как будто перед его глазами прокручивается кинолента и он только воспроизводит то, что видит. А как он говорит! Какой русский язык, какие обороты, какой юмор, какой темперамент! О чем бы он ни рассказывал – о давнем спектакле, о человеке, встреченном на просторах родной страны, о каком-то смешном или трогательном случае – всё это запомнится уже навсегда, станет фактом жизни слушателя.
Глубокий и всегда небанально (антибанально) думающий человек, он страстно (иначе не скажешь) включен в происходящее в стране, яростно бушует и негодует – а поводов для этого все больше и больше… И в чувстве смешного ему тоже равных мало, он и сам смеется с удовольствием! Притом, что жизнь его побила очень сильно, он не сдается никогда, это самый мужественный человек из всех, кого я знаю.
Арсений Овсеевич Сагальчик – это голос в телефонной трубке. Почти каждый день. Я звоню, и он расспрашивает обо всем, что я видела, слышала и читала. Я рассказываю, мы спорим – почти всегда, он распаляется, я тоже, мы орём, заглушая криком крик друг друга, и это так хорошо, так необходимо! Будьте здоровы, дорогой Арсений Овсеевич, продолжайте бушевать и ругаться со мной, будьте, будьте, будьте!
Дорогой Арсений Овсеич! Будьте, пожалуйста, здоровы! Мы редко разговариваем, но каждую беседу с Вами воспринимаю как подарок судьбы. Обнимаю Вас и люблю.
Ваша блокадница
Поздравляю!
Арсений Овсеевич! Мое поздравление — это привет из далекого прошлого. Тогда Вы были молодой режиссер, а я молодая актриса, и нас объединяли спектакли, поставленные Вами. Незабываемые спектакли "Борис Годунов" и "Как закалялась сталь" в театре "Красный факел". Пусть прошли годы, но осталась память о Ваших репетициях, после которых плохо играть было просто грешно. Вы создавали актеров! Спасибо Вам за прекрасное прошлое! А в настоящем — желаю Вам здоровья! С днем рождения!
Мой Сагальчик: «Тот, кто получает пощёчины» в Ленсовета, «Борис Годунов» в Александринском театре, «Дуэль» на Литейном. И всегда в его спектаклях пряно, мудро, без поверхностных очевидностей.
А когда увидела человека, то тоже сразу полюбила, хоть и на расстоянии.
Снимаю шляпу.
(Однажды почти случайно Арсений Овсеевич Сагальчик надел мою шляпу: театральный эффект помню.)
Дорогой Арсений Овсеевич!
Рада, что могу ПУБЛИЧНО Вас поздравить! Ура!!! Будьте, пожалуйста, здоровы! И улыбайтесь чаще Вашей обезоруживающей улыбкой! С Вами рядом невозможно не улыбаться. Спасибо Вам отдельное за «Бориса Годунова» в Александринке и за «Дуэль» на Литейном. Это — мой Сагальчик.
Из ленты Facebook:
Сергей Бархин: Арсений Овсеевич! Поздравляю, если вспомните.
Николай Жегин: Прими, дорогой, и мои поздравления тоже! Но неужели и впрямь — 75? Обнимаю!
Арсений Овсеевич — поистине человеческая глыба! Уникальной души человек и чрезвычайной скромности, сохранивший редкий талант — удивляться, влюбляться и радоваться жизни!
ушел дорогой человек Арсений Овсеевич, ушел очень далеко….тишина
Солнце!