Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

30 августа 2024

ЗАКИПИТ ЛИ ЧАЙНИК, ПЕНЕЛОПА?

«Одиссея».
Приморский краевой театр кукол (Владивосток).
Режиссер и автор инсценировки Наталья Слащева, художник Виктор Клочко.

На сцене Приморского краевого театра кукол натянута волейбольная сетка, стоят большие камни — кажется, что сценография вдохновлена тихоокеанским пейзажем самого Владивостока. Оно и неудивительно, ведь даже местные бухты носят имена, отсылающие к древнегреческим мифам: Патрокл, Улисс, Аякс.

Наталья Слащева написала инсценировку, в которой смешала поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», актуализируя их, но не перенося в современность, а подчеркивая универсальную природу описываемых в них событий. Трудный для уха современного зрителя гекзаметр переведен в легкие стихотворные строки, разбавленные вполне бытовыми прозаическими текстами. Эпический дух в спектакле связан с его вневременностью, стремлением связать «сегодня» и «тогда» в единую картину жизни человека на земле. На его же создание работает и сценография (художник Виктор Клочко).

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Огромные валуны, ставшие основным художественным образом спектакля, одновременно вписаны в локальный контекст Владивостока и находятся вне времени и пространства. Горы стояли всегда. Они, может быть, помнят Гомера и, возможно, запомнят нас. В причудливых каменистых узорах угадываются лица — строгие, крупные черты Аякса, Гектора и других древнегреческих героев. Слащева и Клочко работают с обнаружением живого в неживом, что рифмуется с гомеровским сюжетом. Пенелопа, двадцать лет ожидающая мужа, не знает ничего о его судьбе, но надеется и верит, что он жив.

Наталья Слащева прокладывает мостик от Древней Греции к дню сегодняшнему. С горами соседствуют пластиковые бутылки (которые потом превращаются в Троянского коня) и резиновые лодки, с гомеровским слогом — повседневная речь сегодняшних людей. Спектакль начинается как игра — сначала спортивная, когда актеры в легкой летней одежде играют в пляжный волейбол, а потом и театральная. На сцену выходит предсказательница Кассандра — вполне современный подросток в оверсайз и с наушниками. Она и распределяет роли между актерами, зачитывая ритмичный речитатив. Елизавета Потурай не играет подростка, ее существование естественно, повседневно, расслабленно и иронично. Она как будто наблюдает за героями прошлого прямо сейчас, уже зная, что ждет каждого из них.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Практически все актеры играют сразу нескольких персонажей, как бы только примеряя их на себя, а не вживаясь в образ. Особенно хорош в переключении между масками Алексей Белов, играющий Париса, Харона и Антиноя. Рисунок роли каждого здесь переходит от движения — живого и сегодняшнего — к статуарности, графическим танцам (хореограф Павел Самохвалов). Молодая Пенелопа (София Горовая) — сначала совсем еще девочка, беззаботно бегающая по песку, а потом она замирает на одном из камней, как древнегреческая статуя, как памятник вечной любви, верности и надежды. Вся ее жизнь, молодость — это только ожидание мужа или хотя бы вестей о нем.

Сам Одиссей (Алексей Авдеев) хоть и вынесен в заглавие, все же персонаж второстепенный: он воюет, влюбляется, стремится вернуться домой — в общем, делает свои мужские дела. Уезжая воевать (когда жена предлагала просто поехать к маме), он кричит Пенелопе на прощание, чтоб ставила чайник, намекая на скорое возвращение.

Спектакль Слащевой — не про героев и богов с Олимпа, он про простых людей, таких же, как мы, но живших много лет назад. Фокус режиссерского внимания с фигуры бравого Одиссея смещен на Пенелопу. История получается женской: о боли, тоске, одиночестве, о разорванных семьях и о детях, лишенных отцов. На отсутствие Одиссея и даже на его боевые подвиги мы смотрим глазами Пенелопы, неподвижно стоящей на камне и вглядывающейся в морскую даль.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Спектакль, на первый взгляд, тяготеет к комедии — смешной текст с многочисленными шутками, сценические гэги и утрированные актерские оценки. Но это только внешняя оболочка — ведь чем еще спасаться в мире, где столько боли? Только юмором. Ситуация переворачивается, когда на сцену выходит изменившаяся за двадцать лет Пенелопа (Виктория Орешкина) — постаревшая и пополневшая, она ставит тот самый чайник. И это самая пронзительная сцена спектакля. Пенелопа нажимает на кнопку электрического чайника с прозрачным корпусом и синей подсветкой, и мы мучительно ждем, когда вода закипит. Режиссерская дерзость — почти пятиминутная сцена, в которой ничего не происходит, — становится физически ощутимым эквивалентом двадцатилетнему ожиданию Пенелопы. Мы недоумеваем, злимся, раздражаемся, хотим, чтоб время шло быстрее, но вода все никак не закипает. Это позволяет зрителю на короткой дистанции перенести на себя тягостный опыт и трагедию Пенелопы. Простое бытовое действие становится метафорой извечного женского ожидания мужей и сыновей, пропадающих где-то там, в боях с Циклопом или объятиях Калипсо.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

«Одиссей» — эксперимент для Приморского краевого театра кукол, в репертуаре которого не так много спектаклей для подростковой и взрослой аудитории. Спектакль Натальи Слащевой обращается к семейной аудитории. Это и приключенческая сага о странствиях Одиссея, и мелодраматическая история о любви и расставании, и эпос о жизни человека в любом году любой эпохи под угрозой большой Троянской войны, разделяющей семьи. И все-таки спектакль дает надежду на то, что когда-нибудь хаос закончится, а выбор между поездкой к маме и на войну будет сделан в пользу первого.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога