Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли декабря 2022. Выбор редакции


  1. 2, 3 декабря — «Братья Карамазовы», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Великий спектакль — я так считаю… И не только я.

  2. 9 декабря — «Антигона», театр «Мастерская», режиссер Григорий Козлов.

    Лучше отошлю к своему тексту…

  3. 16, 18, 23 декабря — «Ольга. Запретный дневник», (16, 23 декабря — в Театре «ТОК», 18 декабря — в Городском театре), режиссер Лариса Шуринова.

    Надо идти и смотреть, и слушать дневники Ольги Берггольц в исполнении Анны Геллер. Поразительный резонанс с сегодня, просто насквозь.

  4. 18 декабря — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», Театр им. Ленсовета, режиссер Борис Павлович.

    Вот уже полгода рекомендую…

  5. 23, 24 декабря — «Палата № 6», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    У Праудина давно не было премьер в Петербурге. Как и в прошлые разы, спектаклю предшествовала экспедиция исполнителей. На сей раз — в психиатрическую больницу, где режиссер и актеры трудились санитарами, наблюдая «героев» чеховского рассказа…


  1. 7, 25 декабря — «Академия смеха», Театр им. Ленсовета, режиссер Федор Пшеничный.

    Уверенный режиссерский дебют талантливого Федора Пшеничного. Пьеса о драматурге и цензоре в блистательном исполнении Ильи Деля и Сергея Перегудова звучит пугающе актуально. Серия абсурдных ситуаций вдруг начинает отчаянно напоминать нашу жизнь, полную тревоги, неопределенности, ежедневных компромиссов. Смешно и страшно. Финал вызывает в зрителе целую бурю чувств.

  2. 9 декабря — «немножко СЛИШКОМ одиноко», Большой театр кукол, режиссер Петр Чижов.

    Девочка Сара пишет письма знаменитой детской писательнице, Астрид Линдгрен ей отвечает — и этот многолетний диалог оказывается серьезной опорой для взрослеющего подростка. Талантливый, грустный и красивый спектакль про юного человека, которому трудно, иногда страшно, иногда больно во взрослом мире. Спектакль номинирован на Национальную премию «Арлекин».

  3. 12 декабря — «Ленин из Ревды», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    Сносить или не сносить памятник «вождю пролетариата», стоящий на центральной площади небольшого уральского города? Этот вопрос провоцирует дискуссию среди горожан (текст документального спектакля — реальные речи жителей Ревды), а зрители имеют возможность подключиться к спору и проголосовать за один из вариантов. Что же делать с нашим прошлым, как начать двигаться дальше и какие ценности брать с собой в будущее — об этом приходится думать в течение полутора часов спектакля, да и потом, что уж скрывать, от этих мыслей трудно отмахнуться…

  4. 16, 18, 23 декабря — «Ольга. Запретный дневник», (16, 23 декабря — в Театре «ТОК», 18 декабря — в Городском театре), режиссер Лариса Шуринова.

    Глубоко и с огромной эмоциональной силой существует в спектакле Анна Геллер. Для нее как для актрисы и человека большим вызовом стала самая искренняя потребность поведать зрителям о том, что пережила Ольга Берггольц, поделиться ее строем чувств и мыслей. Стихи и фрагменты дневника звучат очень индивидуально и с точно найденной мерой художественного обобщения.

  5. 23, 24 декабря — «Палата № 6», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Премьера эта готовилась долго и, как любит режиссер Праудин, тщательно, с погружением, с «экспедициями» и наблюдениями. Экспериментальная сцена продолжает изучать жизнь во всей ее сложности, проблемной неразрешимости, неоднозначности, а также — продолжает проверять на деле, как эту жизнь на сцене превратить в искусство театра. Что может быть интереснее?


  1. 2, 3, 30 декабря — «Барон Мюнхгаузен», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Роман Габриа.

    Мюнхгаузен снова в моде, а трактовка Романа Габриа, выпустившего в прошлом сезоне множество премьер, не может не вызвать интереса: каким будет на этот раз образ бунтаря и выдумщика? Тем более, что в основе спектакля — сценарий Григория Горина.

  2. 9, 10, 24 декабря — «Мудрецы», Театр «На Литейном», режиссер Сергей Морозов.

    В Островском можно найти все. Любопытно, что по нынешним временам в нем нашли в Театре «На Литейном» — кроме того, что материал связан с юбилеем писателя. Актерский состав многообещающий, и одно это уже повод посмотреть.

  3. 16, 17, 19 декабря — «Джинжик», Театральная лаборатория Яны Туминой на сцене Большого театра кукол, режиссер Яна Тумина.

    Спектакль, оставляющий впечатление чуда. Идет редко, пропустить нельзя.

  4. 23, 24 декабря — «Палата № 6», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Чтобы создать этот спектакль, режиссер и актеры проработали санитарами в соответствующем учреждении. Уже давно и очень сильно хочется посмотреть, что получилось.

  5. 28, 31 декабря — «Чайка», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Премьера, о которой говорят и пишут все. Додин снова — наше все.


  1. 2, 3, 30 декабря — «Барон Мюнхгаузен», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Роман Габриа.

    Премьера спектакля Романа Габриа, в котором обещают предъявить амбициозного, резкого, наглого философа, критикующего привычный порядок вещей. Ждем.

  2. 3 декабря — «Лицом к стене», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Лиза Дороничева.

    Спектакль-конструктор в духе датской школы кинематографа, который в финале сделал невозможное — превратил драматургическую математику в одну из сильнейших эмоций, которые я испытывал когда-либо в зрительном зале. Интеллигентный, оглушающий спектакль.

  3. 20 декабря — «Holden», театр «Суббота», режиссер Роман Габриа.

    Дерзкая и на редкость удачная попытка театра дать Холдену Колфилду альтернативный билет в будущее — вместо возвращения домой стать Джоном Ленноном…

  4. 24 декабря — «Идиот», театр «Приют комедианта», режиссер Петр Шерешевский.

    Спектакль-палиндром Петра Шерешевского, предъявляющий миру и человеку в нем весьма серьезные претензии. Как говорится у классика: «Свечи запалены с обоих концов».

  5. 24 декабря — «Гамлет», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Когда ты выходишь один на один со временем и всем королевством…


  1. 3, 7 декабря — «Дни Савелия», Городской театр, режиссер Наталья Лапина.

    Декабрь — последний месяц, когда можно увидеть спектакли Городского театра. Город не захотел помочь молодому независимому театру. Печальный итог — минус еще одна театральная точка на карте Петербурга. Рождественского чуда уже не случится, но увидеть в последний раз прелестный спектакль для семейного просмотра еще возможно.

  2. 4 декабря — «Саша, не бойся!», Независимая площадка «Скороход», режиссер Сергей Азеев.

    Блестящий актер Сергей Азеев пытается, вопреки всему, заниматься независимым театром. «Саша, не бойся!» — это инсценировка повести Евгения Ельчина «Сталинский нос», одной из немногих детских книг о большом терроре. Автор инсценировки — Константин Федоров. Выбрать подобный материал сегодня и сказать нам «не бойся!» — это шаг, на который способен только смелый и талантливый человек.

  3. 23, 24 декабря — «Палата № 6», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    На Малой сцене «Балтийского дома» — большая премьера, одна из самых ожидаемых в этом сезоне. Анатолий Праудин, ставящий о мире душевнобольных в то время, когда употребление антидепрессантов в стране выросло на сотни процентов. Не удивлюсь, если зрителям на входе будут выдавать смирительные рубашки.

  4. 24 декабря — «Идиот», театр «Приют комедианта», режиссер Петр Шерешевский.

    В канун Рождества все немного волхвы. Мышкин Ильи Деля — несомненно несет весть для всех, кого встречает на своем пути в квартирах и на улицах Петербурга 2022 года. Блестящий молодой актерский состав, классический сюжет, приобретающий в режиссуре Петра Шерешевского градус острого драматического высказывания, все для того, чтобы стать любимым спектаклем у поколения next.

  5. 29 декабря — «Дядя Ваня», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Под Новый год будет горько и сладко слиться с чеховскими героями в истовом желании любви и счастья и горько рассмеяться над бесплодными усилиями в достижении счастливых мгновений. Один из лучших спектаклей Юрия Бутусова с великолепным актерским ансамблем.


  1. 2 декабря — «Ньюргун Боотур» Марка Жиркова и Генриха Литинского, Театр оперы и балета Республики Саха на сцене Мариинского театра, режиссер Андрей Борисов, дирижер Константин Хватынец.

    Действие якутской оперы происходит в Верхнем мире, в Нижнем мире, в Срединном мире — все составляющие вселенной заняты в истории о том, как нехороший богатырь, превращающийся в скорпиона, умыкает земную девушку и утаскивает ее к себе под землю, а хороший небесный богатырь ее спасает. В музыку перелиты волшебные краски эпоса Олонхо, и театр точно ждет тех, кто любит фантастические (хотя и страшноватые) сказки, где неизменно побеждает добро.

  2. 2, 3, 4 декабря — «Петр I» Фрэнка Уайлдхорна, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, режиссер Юрий Александров, дирижер Алексей Нефедов.

    Мировая премьера — специально для Музкомедии сочинили новый мюзикл американский композитор Фрэнк Уайлдхорн и российский либреттист Константин Рубинский. Театр заявляет, что ни в коем случае не собирается идеализировать первого русского императора, задача спектакля — рассказать, каким он был человеком. Повествование начинается с десятого дня рождения героя и заканчивается закладкой Санкт-Петербурга.

  3. 16 декабря — Юбилейный вечер Родиона Щедрина в Мариинском театре.

    В программе — балет «Кармен-сюита» в исполнении звезд Мариинского театра, дивертисмент и премьера нового одноактного балета «Озорные частушки», который ставит для Театра балета Леонида Якобсона екатеринбургский главный хореограф Вячеслав Самодуров. Поскольку чувство юмора у одного из лучших российских сочинителей танцев отменное, можно ожидать чрезвычайно бодрой премьеры.

  4. 17, 18 декабря — «Иван Грозный» Жоржа Бизе, театр «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссер Юрий Александров, дирижер Александр Гойхман.

    В один и тот же месяц худрук «Санктъ-Петербургъ Оперы» выпускает две премьеры о знаменитых российских правителях: в Музкомедии запоет Петр Великий, в родном театре Александрова — Иван Грозный. Долгое время считавшаяся утерянной и до сих пор крайне редко появляющаяся на афишах опера автора «Кармен» и «Искателей жемчуга» рассказывает историю любви (если ее можно так называть) жуткого российского царя и черкесской княжны Марии Темрюковны.

  5. 17, 18 декабря — Вечер современного танца на Новой сцене Александринского театра.

    В 2020 году Санкт-Петербургская консерватория впервые набрала курс, где учат будущих артистов современного танца. Первые опыты этих студентов в качестве танцовщиков и хореографов можно увидеть на вечере, где только-только складывающаяся компания выступает под маркой #ist26. Сначала они исполнят одноактовку «Качающаяся луна» в постановке не раз номинировавшегося на «Золотую Маску» дуэта Ольга Тимошенко — Алексей Нарутто, а затем покажут спектакль «Re-composition: взгляд на традицию», плод коллективного творчества. Сами сочиняли — сами исполняют; курировал их работы один из ветеранов отечественного контемпорари Александр Любашин.