
-
В архиве появился № 97. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Чайка». А. П. Чехов.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Оскарас Коршуновас, сценография Оскараса Коршуноваса и Ирины Комиссаровой.Пьеса «Чайка» написана о театре и людях искусства, и это утверждение, не требующее доказательств, режиссер акцентирует впрямую. Спектакль начинается с бодрой и победно пошлой презентации: по сцене ходят артисты в современных костюмах. Они спускаются в зал, обращаются к публике, презентуют коллег в качестве героев заявленной пьесы, и подтанцовывают при этом, и подкалывают друг друга. Нам предоставляется возможность угадывать: вот этот, юный и злой, вооруженный видеокамерой, наверное, Костя Треплев; а эта, которая в черной косухе, черных ботинках, в общем, ходит в черном, — Маша; а тот седой, благообразный и старомодный — Сорин; а эта шикарная, в белом костюме — Аркадина; а та, оплывшая, неопрятная, с копной нечесаных волос — Полина Андреевна.
-
Ушел из жизни Владимир Туманов — режиссер, с именем которого в 90-е было связано очень много. И когда мы делали легендарный «режиссерский» № 17 и, с легкой руки Клима, фиксировали появление в Петербурге новой режиссерской волны, — Туманов отвечал на вопросы редакции как первый среди равных. Шумели его прекрасные спектакли: «Лунные волки», «Таня-Таня»... Вернее — не шумели, Туманов был режиссер негромкий, пристальный, чуждый тусовок и пиара. Его спектакли звучали — и звук их был нежен и весел...
С 2011 года Владимир Туманов был главным режиссером Театра на Васильевском. Он занял эту должность после Анджея Бубеня, при котором театр на Васильевском поднялся и стал важным театральным адресом. Может быть, в силу предыстории тропа на Васильевский не была плотно утрамбована ногами критиков, но о театре писали, и — главное — когда ты попадал туда на тумановский спектакль, то сталкивался с пристальным разбором, получал внятное послание и попадал в пределы настоящего драматического театра. В том понимании, какое свойственно тумановскому поколению, которое поредело с уходом «Севика», как звали его все театральные люди...
-
«Север».
Проект Архангельского молодежного театра.
Режиссер Сергей Чехов, художник Анастасия Юдина, композитор Владимир Бочаров.В заброшенном здании Морского-речного вокзала Архангельска можно увидеть скелет мифической нерпы и услышать истории из жизни известных северян — горячих, импульсивных, страстных. Именно таким людям посвящен спектакль «Север» — а вовсе не холодным и расчетливым, как можно было бы подумать.
«Север» — экспериментальный проект Архангельского молодежного театра, над которым работали режиссер Сергей Чехов, художник Анастасия Юдина и композитор Владимир Бочаров. Два этажа вокзала, включая бывшие хозяйственные помещения, превращены авторами в необъятную инсталляцию, зайти в пространство которой и покинуть ее можно в любое время, когда здание открыто для посещения. Здесь каждый выстраивает свой маршрут, создавая свой собственный спектакль с уникальным сюжетом.
-
«Домашние монстры».
Театр «Karlsson Haus».
Режиссер Светлана Бень, художник Лина Хесина, композитор Денис Кудрявцев.В «Карлссон Хаусе» вышел спектакль, который очень близок петербургскому зрителю. Ведь где, как не в Петербурге, развлекаться нюансами коммунальных соседских разборок. Однако постановщики спектакля во главе со Светланой Бень придумали детский спектакль и сознательно дистанцировались от всяких аллюзий с коммунальной квартирой, — они у взрослого зрителя возникают сами по себе.
-
«Ромео и Джульетта». У. Шекспир. Перевод Т. Щепкиной-Куперник и И. Диденко.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Александр Морфов, художник Семен Пастух.Александр Морфов, известный петербургскому зрителю по работам в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, выпустил на сцене ТЮЗа спектакль «Ромео и Джульетта» по пьесе У. Шекспира. Мнения о нем разделились. Публикуем отзывы о долгожданной премьере Алексея Исаева и Майи Праматаровой.
-
«Гамлет». У. Шекспир.
Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова.
Режиссер и сценограф Андрей Тимошенко.Увидев на афише красные струи крови, стекающие на череп в короне, — подумаешь, что это что-то готское, тинейджерское, китч какой-то...
Обнаружив затем на сцене могучую двухъярусную декорацию, «рыцарскую» установку с водой, мостами и бутафорскими фигурами воинов в человеческий рост, — можешь заподозрить, что попал на «Макбета». Вот и в прологе слово HAMLET выплывает на мрачной стене так же зловеще, как обычно MAKBETH, и музыка звучит тяжелая, и замерли манекены, будто «войска короля Дункана»...
-
«Lё Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
Театр на Таганке.
Режиссер Юрий Муравицкий, художник Галя Солодовникова.У нового спектакля в Театре на Таганке — три главных автора. Мольер, написавший «Тартюфа», Юрий Муравицкий, высветивший вернувшуюся актуальность пьесы XVII века, и Галя Солодовникова, сочинившая неизгладимый образ спектакля.
Коробка сцены сужается в перспективу, ее четырехугольный раструб направлен на зрителя, как кинокамера. Две стены, пол и потолок, поначалу белые, будут менять леденцовые цвета от сцены к сцене — Сергей Васильев выстроил световую партитуру, напоминающую кислотный клип, создающую ирреальную и манящую картинку.
-
«Фаина. Эшелон».
Театр «Школа современной пьесы».
Режиссер Иосиф Райхельгауз, художник Мария Трегубова.Любопытный опыт работы с документом предъявлен в спектакле Иосифа Райхельгауза «Фаина. Эшелон» в театре «Школа современной пьесы». Режиссер ставит воспоминания своей мамы о войне. Историю рассказывает актриса Елена Санаева, и ее личные воспоминания мешаются с воспоминаниями по роли. В течение всего спектакля готовится борщ на всех зрителей, и здесь торжествует эта идея совместной коллективной памяти, в которой растворяются индивидуальные сюжеты.
-
«Садко». Н. А. Римский-Корсаков.
Большой театр.
Дирижер-постановщик Тимур Зангиев, режиссер-постановщик и художник-сценограф Дмитрий Черняков.Дмитрий Черняков поставил на сцене Большого театра оперу "Садко" Н. А. Римского-Корсакова. О долгожданной премьере рассказывают Елена Губайдуллина и Дарья Макухина.
-
Фестиваль KammerCampus #22: Friendly Confrontations в Мюнхене
Фестиваль мюнхенского театра «Каммершпиле» был направлен прежде всего на то, чтобы предоставить театральное пространство тем, кого обычно не ждут даже в качестве зрителя. Если приглядеться к зрительному залу даже в «продвинутой Европе», то очевидно, что лишь 1% зрителей — цветные, и то на отдельных представлениях, что уж говорить об авторстве. Тем не менее, небелые люди отчаянно нуждаются в том, что называется уже надоевшим в западном дискурсе словом «репрезентация» — то есть в создании своего нарратива, в творческом исследовании идентичности, вообще в существовании в театральном и художественном мире наравне с белыми. Они хотят рассказывать свои истории. И фестиваль предоставил такую возможность всем тем, кто обычно лишен голоса или возможности говорить на больших площадках.
-
На Основной сцене БДТ идут гастроли «Гоголь-центра» с двумя спектаклями Кирилла Серебренникова. Уже прошли показы «Маленьких трагедий». Завтра и послезавтра, 21 и 22 февраля, можно увидеть «(М)ученика». Предваряем показы статьей Оксаны Кушляевой, напечатанной в №77 «Петербургского театрального журнала».
-
«Маленький господин Фридеман». Т. Манн.
Московский театр юного зрителя.
Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев.Большое с потертой обшивкой кресло, на которое мы любовались перед началом, унесли. Теперь в белой комнате пусто. Приоткрывается дверь, в щель просачивается всклокоченное существо, бормоча что-то невнятное и по-немецки. Оно издает всхлипы и стоны. Не понимая, в чем дело, зрители готовы рассмеяться, но быстро обрывают свой смех.
Спектакль Андрея Гончарова по рассказу Томаса Манна балансирует между комедией и драмой, между оцепеневшим взглядом главного героя и ироничным, чуть презрительным ртом героини, между прозрением и отстранением, между агрессивной чечеткой под ирландский мотив и современным танцем, между Максом Коржем и Томасом Манном.
-
Мы, театральные критики и журналисты, призываем своих коллег, а также режиссеров, актеров, драматургов, художников, менеджеров и всех деятелей театра присоединиться к нашему протесту против так называемого «Дела „Сети“».
-
«Meta-Андерсен». По мотивам сказки «Гадкий утенок» и биографии Г. Х. Андерсена.
РГИСИ. Мастерская профессора Н. П. Наумова, Учебный театр «На Моховой».
Режиссеры Яна Тумина и Александр Балсанов.Спектакль посвящен безвременно ушедшим поэту Олегу Григорьеву и клоуну Коле Никитину.
У Андерсена был нос, похожий на клюв диковинной птицы. С детства будущий писатель мечтал стать знаменитым человеком. Это с ним произошло, но до конца своих дней Андерсен продолжал волочить за собой тяжелый чемодан своих страхов, чужих усмешек, враждебных взглядов. Опутанный канатами, тащит его и герой спектакля. Груз утяжеляет шаг, и все попытки дотянуться до картонных птиц, что покачиваются над его головой на тонких проволоках, оказываются тщетными. Из чемодана высовывает серый клюв и взъерошенную голову Гадкий утенок.
-
«...свет повсюду гаснет, но виден его след». По мотивам пьесы Д. Данилова «Что вы делали вчера вечером?».
«Школа драматического искусства».
Режиссер Александр Плотников.Мы складируем вечера, в которых ничего не происходит, серые будни, о которых совсем нечего рассказать, дни, месяцы, похожие как две капли воды один на другой, так что даже стыдно становится, когда вдруг задают простой вопрос: «Что вы делали вчера вечером?» Сразу выпирает размеренный автоматизм жизни, ее длящаяся суета.
-
Лаборатория «Володин в городе» на Театральном фестивале «Пять вечеров» имени Александра Володина
Писать о лабораторных эскизах — все равно что ловить сачком ветер. Созданные за несколько дней на режиссерском и актерском кураже, показанные единственный раз для немногочисленной публики небольшие работы; не спектакли — пробы, наброски. Вспыхнули и погасли. Но оставили впечатления, которыми стоит поделиться хотя бы потому, что больше уже никто этих работ не увидит.
В этом году Володинский фестиваль был впервые осуществлен в новом формате: спектакль был сыгран всего один, в день рождения Александра Моисеевича, 10 февраля, а в остальные дни параллельно шли образовательная программа для школьников, традиционная «Первая читка» и новая лаборатория «Володин в городе» под руководством Олега Лоевского. Шесть режиссеров были «внедрены» в петербургские театры, где работали с незнакомыми им артистами (только Андрей Горбатый ставил в своем родном театре «Мастерская»).
-
«Жирная свинья». Н. ЛаБут.
Театр «Мастерская».
Режиссер Максим Блинов, художник Марина Завьялова.Творения Нила ЛаБута, будь то пьесы или фильмы, всегда многословно банальны. И никто бы о нем не узнал, если бы не мелочность и жестокость — две постоянные составляющие его драматургии, которые сделали его заметным. Взять хотя бы картину «Форма вещей», в которой молодая художница за пять месяцев создает дипломную социальную скульптуру, творя из недотепы-ботана красавчика-мужчину всеми доступными для этого средствами. В первую очередь используя, конечно же, свою сексуальность. Такой своеобразный антипигмалион, можно даже сказать — месть Галатеи. Естественно, все заканчивается расставанием. Мелочность и жестокость, отчаянно осуждаемые здесь автором под ярлыком «современного искусства», видны даже в этом коротком фабульном пересказе — использовать привязанность героя для достижения своих «художественных» целей и только. Типичный эгоизм творца. Проблема фильма, однако, в том, что помимо банальных сентенций про искусство он снят так же, как написана оригинальная пьеса — долгими нудными статичными планами с огромным количеством слов. Говоря языком Андре Базена, это тот самый «экранизированный театр», который обречен на провал.
-
«Пять песен по памяти».
Рижский русский театр им. М. Чехова.
Режиссер Владиславс Наставшевс, текст, сценография и костюмы группы «Орбита».Владиславс Наставшевс поставил спектакль «Пять песен по памяти» в Рижском русском театре имени Михаила Чехова, и, безусловно, эта работа — особенная, необычная и для театра, и для режиссера. Несколько лет здесь же шла «Медея» Наставшевса, но это была реконструкция спектакля, уже созданного за два года до этого для Гоголь-Центра. А спектакль, случившийся в начале 2020 года, уникальный.
Режиссер обратился к своим друзьям — рижским поэтам, предложив им написать пьесу для своего спектакля. Текст создавался не просто, поэты и мультимедийные художники — группа «Орбита» (Сергей Тимофеев, Александр Заполь, Артур Пунте, Владимир Светлов) — рассказали о том, что их привычный механизм сотрудничества здесь пришлось перестраивать и придумывать заново, чтобы уже в новоизобретенном способе сотворчества написать эту пьесу.
-
«Перемирие». А. Куралех.
Театр «На Литейном».
Режиссер Юлия Ауг, художник Полина Гречко.Говорить о войне художественным языком так же не просто, как говорить о вере. Особенно о сознании человека войны, профессионала, сделавшего убийство своей работой.
Одно дело, когда бежит с донесением через поля, окопы и блиндажи солдат Первой мировой в фильме Сэма Мендеса «1917». На его месте мог бы быть хоббит и нести кольцо в самое сердце Мордора. И чувства по поводу миссии хоббита мы бы испытывали те же самые — общечеловеческие.
комментарии