
-
О Международном биеннале циркового искусства. Часть четвертая, заключительная
Это четвертый материал «Петербургского театрального журнала» о спектаклях Международного биеннале циркового искусства. Первые три — «Цирк = игра», «Цирк + театр = ...» и «(Не)классика шапито».
«Entre les lignes» («Между строк»), «Ariane(s)» («Ариадн (ы)»). Компания Lunatic. Режиссер Сесиль Мон-Рено
Спектакль «Entre les lignes» («Между строк») определен как «хореографический цирк», но на самом деле представляет собой цирковой беби-театр. В яслях Канн его играли для малышни, которая еще совсем не говорит, да и ходит с трудом. Фигурально получается красиво: первый шаг в жизни этих маленьких зрителей совпадает и с первым шагом в искусство. Спектакль идет 40 минут, и пытливые любопытные глаза не отвлекаются ни на мгновение.
-
«Лето Господне». И. Шмелев.
РАМТ.
Режиссер Марина Брусникина, художник Нана Абдрашитова.На большой сцене РАМТа появился явный зрительский хит. Очевидно, что роман Ивана Шмелева «Лето Господне» привлечет в театр поклонников как самого Шмелева, так и доброй старой Россиюшки, православных бытовых традиций и праздников, семейного чтения, тех, кто хочет умиления, любования и благолепия, кто видит в прошлом идеал и стремится отдохнуть от беспокойного настоящего. Все они придут в театр и будут счастливо кивать весь первый акт, наблюдая, как кружат по сцене актеры в ярких костюмах, как движутся панели декораций, как маленький Ванятка забавно пританцовывает вслед за взрослыми, а на условных окнах распускаются первые клейкие листочки. Эти зрители наверняка останутся довольны. Но театр, кажется, ставил перед собой куда более трудную задачу, чем воплощение розовых снов ребенка, вспоминающего о безмятежных днях своего детства.
-
«Аркадия». Т. Стоппард.
Театр «Мастерская Петра Фоменко» (Москва).
Режиссер Евгений Каменькович, художник Алексей Трегубов.«Аркадия» Тома Стоппарда — премьера «Мастерской Петра Фоменко» — стала особым спектаклем не только для автора этого текста, но для многих.
Во-первых, потому что сам театр, сами «фоменки», остаются для театральной Москвы местом знаковым и очень любимым, несмотря на довольно сильную, после ухода Мастера, перемену судьбы. Но мы выросли на их спектаклях: на «Двенадцатой ночи» Каменьковича, на «Приключении» Поповски, на «Волках и овцах» Фоменко. Мы восхищались артистами, которые были ненамного старше нас. Мы постигали театр как таковой через призму фоменок. Они были мечтой. Они были отдушиной. Они были домом. Это потом для нашего поколения появились Додин и Гинкас, Някрошюс и Туминас, Яновская и Ефремов. Но сначала, еще до поступления в ГИТИС, были фоменки. -
К юбилею Анвара Гумарова
Среди первых лиц сегодняшней сценографии — Анвар Гумаров. До последнего времени главный художник Театра Комиссаржевской (создавший там отличную постановочную часть), он давно и сценограф всея Руси, от Москвы до самых до окраин. Он сотрудничает со многими театрами, регионами, режиссерами. Некоторые из них прорвались на наши страницы в круглый день рождения Анвара. Если бы прорвались все — блог бы лопнул. Так что дальше — в комментарии...
-
Вышла книга Любови Овэс к 100-летию Марта Китаева
Сегодня, 30 марта, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося русского театрального художника Марта Китаева. Наша редакция дружила с Мартом Фроловичем, писала о нем, он был завсегдатаем наших давних, еще «чердачных», посиделок — неизменно доброжелательный, ироничный, улыбчивый. Нас связывал еще и Арсений Сагальчик, с которым много лет работал Китаев.
-
О Международном биеннале циркового искусства. Часть третья
Это третий материал «Петербургского театрального журнала» о спектаклях Международного биеннале циркового искусства. Первые два — «Цирк = игра» и «Цирк + театр = ...».
-
«Мертвые души». Н. В. Гоголь.
Пространство «Внутри» (Москва)
Режиссеры Владимир Комаров и Андрей Маник, художник Аня Гребенникова.Пространство «Внутри», маленькая независимая площадка на улице Казакова, поставщик театральных событий последних сезонов в Москве, показала новую работу — «Мертвые души». Это проект театральной группы «Озеро» — товарищества актеров и режиссеров, где состав собирается под конкретный спектакль, а ядро — три единомышленника, выпускники гитисовской мастерской Каменьковича — Крымова: Андрей Маник, Владимир Комаров и Гоша Токаев. Работать с ними рады звезды первой величины. Драматургическую основу авторы сочиняют сами, и пусть никого не обманывают классические названия: «Три сестры», «Ричард», «Заповедник», «Красная Шапочка» — это поводы для игрового диалога с хрестоматийными текстами.
-
«ЛайкаРоллингСтоун».
Театр Lusores (Санкт-Петербург).
Режиссер Александр Савчук.Дисклеймер: многие размышления здесь являются автофикциональным текстом лирического героя, придуманного автором рецензии.
Не пойти на этот спектакль я не мог. По многим причинам, одна из которых — пристрастие к творчеству нобелевского лауреата Боба Дилана. «Like a Rolling Stone». Именно эта композиция совершила революцию в рок-музыке в 1965 году, научив весь рок-н-ролльный мир сочинять вместо дешевых песенок о любви осмысленные тексты о сложноустроенном мире. Это был мощный автофикшен от фолк-выскочки, перевернувший своим пронзительным саркастичным взглядом на окружающую действительность весь тогдашний песенный мир. Можно сказать, что Дилан был бунтовщиком Чацким с гитарой наперевес. И если бы, скажем, у грибоедовского героя были гитарный усилитель и микрофон, то его услышали бы не только представители фамусовского истеблишмента. Дилана услышали. Настолько, что спустя 60 лет название его песни красуется на афише театра Lusores.
-
О Международном биеннале циркового искусства. Часть вторая
«Петербургский театральный журнал» продолжает публикации о Международном биеннале циркового искусства в Марселе (первую часть можно найти по ссылке: Цирк = игра).
«La bete noire», «Petite Reine», «Ombres portes». Компания L’Oublie, режиссер Рафаэль Буатель
В программе биеннале 2025 года Рафаэль Буатель стала одной из ключевых фигур. Ей и ее компании L’Oublie была предоставлена возможность представить сразу четыре спектакля на разных фестивальных площадках: две сольные получасовые короткометражки — «La bete noire» и «Petite reine», объединенные в один спектакль, и две полноценные многофигурные постановки — «Ombres Portes» и «La chute des anges». Режиссер, хореограф и артистка в одном лице, Буатель известна в цирковом мире как обладательница одной из самых знаковых биографий: еще ребенком она, выступая на улице, вместе со своими братьями и сестрами собирала средства на обучение в Академии Фрателлини. Затем последовало сотрудничество с Джеймсом Тьери и рядом известных европейских режиссеров, а впоследствии — основание в 2012 году собственной компании.
-
«Фабрика по изготовлению вундеркиндов».
Театральный проект 27.
Режиссер и драматург Анна Морозова, художник Анна Полякова.Идейный посыл Театрального проекта 27 — создать театр, понимающий подростка и сопереживающий ему, делать спектакли, интересные зрителям того возраста, когда уже скучно на постановках для детей и еще скучно на спектаклях для взрослых. Подростки этот театр знают и лояльно к нему относятся. Им нравится, когда с ними разговаривают о том, что для них важно, и делают это понятными им языковыми средствами.
-
О Международном биеннале циркового искусства. Часть первая
Международный биеннале циркового искусства под эгидой французского Национального циркового центра Archaos прошел в шестой раз с 9 января по 9 февраля в Марселе. В афише крупнейшего в мире фестиваля современного цирка в 2025 году были представлены 64 спектакля из Франции, Канады, Бельгии, Швейцарии, Бразилии, Великобритании, Австралии, Чили и Финляндии. Основные показы проходили в Марселе, в деревне шапито на берегу моря, но география биеннале охватывала фестивальные площадки всего Южного региона — от Фо-Сюр-Мера и Авиньона на западе до Ниццы на востоке и Бриансона на севере. Первая неделя фестиваля — эффектный пролог с большим количеством уличных спектаклей. Последний день — грандиозный финал с показами в старом порту и на главной пешеходной улице в Марселе. Посмотреть все физически невозможно, но то, что удалось — а это добрых тридцать спектаклей, — отражает основные направления, по которым движется современный цирк. О них — первый из четырех материалов «Петербургского театрального журнала».
-
Поскольку в номере интервью с Евгением Цыгановым и рецензия на его «Мрамор» и на его ввод в спектакль «Му-Му» Театра Наций, — он будет раскуплен завтра. Торопитесь :)
Конечно, это шутка. Под обложкой номера — прекрасные актерские лица, множество отменных премьер — просто одна к одной — и, как никогда, просто парад разнообразных авторских стилей, будто критика как литература снова жива...
На парад вышла не только «олдскульная» критика с литературно-театроведческой выправкой и индивидуальным письмом, но и идущие следом... Несколько поколений хорошо пишущих критиков. Горжусь.
В этом номере мы учли пожелания читателей, чуть разредили верстку...
№ 119 — номер процесса. «Выход в город» по премьерам сезона и новые событийные спектакли, а также пропущенные в прошлом или географически далекие. На привычном фоне множества мелких «несобытий» города (а когда было иначе?) есть на удивление немало интересного, серьезного, настоящего. Театр учится новому способу отражения реальности. Это не фиги, не намеки, не аллюзии, как было полвека назад, это новый способ театральной рефлексии, новый драматический язык ее актерского и режиссерского выражения, рассчитанный на чуткого зрителя.
А зрителями наши театры полны. Театралы караулят открытие продаж, билетов не достать билетов на очень многое, зрительницы несутся на спектакли из Москвы в Петербург и из Петербурга в Москву. Они хотят обсуждать увиденное, сопоставлять впечатления. И мы помогаем им в этом — письменно и устно, статьями и на встречах, комментариями и работой в соцсетях. Хотя до сих пор читатели путают блог с бумажной версией, мы уже отчаялись объяснять.
Итак, «номер первый»-2025 открывается героем «Первого номера», Евгением Цыгановым... А дальше... Читайте!
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам -
К 250-му юбилейному показу спектакля Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда»
Все началось с того, что мне позвонил Кама Гинкас и сказал: 23 марта будет 250-й(!) показ «Скрипки Ротшильда». Путь к этому спектаклю, как оказалось, был долгим, путаным, со многими ответвлениями и боковыми тропинками, начинался еще в Ленинграде, о чем Гинкас и рассказал в преддверии юбилея спектакля. А накануне нашего разговора я пересмотрела спектакль впервые после премьеры.
-
Весть оказалась невероятно болезненной.
Потому что он был с нами, со всеми нами, все это время.
Помню, буквально наизусть, первый его феерический капустник в Учебном театре на Моховой. «День птиц» (имелось в виду 7 ноября). Автор и сам был на сцене. К нему грозно подступал милиционер: «Почему на одной ноге?!!» — «Я Цапля!» — отвечал этот высокий худющий студент театроведческого факультета.
-
«Лучшевсехний папа, или Краденое солнце». Инсценировка И. Васьковской по произведениям К. Чуковского «Краденое солнце», «Бармалей» и «Айболит».
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Иван Миневцев, сценография и костюмы Варвары Иваник.Первое, на что я обратила внимание в этом спектакле, — коридор с серыми обоями с узнаваемым дамасским орнаментом, с настенным телефонным аппаратом, пожалуй, слишком современным, и хрустальной люстрой, так знакомо звенящей, когда кто-то идет. Коридор на самом деле в глубине, он ведет в темноту, туда, где ничего уже нет, где театральная условность заявляет свои права. Но заметила я его раньше, чем большую бумажную комнату на первом плане — угол с низким потолком, неровными окнами, вырезанными в бумажных стенах. Это комната Муры.
-
«Торговцы резиной». Х. Левин.
Театральное агентство «Арт-Партнер XXI».
Режиссер Петр Шерешевский, художник Анвар Гумаров.Спектакль Театрального агентства «Арт-Партнер XXI» «Торговцы резиной» — в программке обозначен как проект, автором которого является Леонид Роберман. Очевидно, увлечение этой пьесой у Робермана давнее, несколько лет назад ее в постановке Виктора Шамирова с успехом играли Татьяна Васильева, Ефим Шифрин и Иван Агапов. Сейчас Роберман попросил поработать с новыми актерами режиссера Петра Шерешевского и его постоянную команду, включающую художника Анвара Гумарова и композитора Ванечку с его «Оркестром приватного танца». Спектакль, прежде длившийся полтора часа, растянулся на три с лишним, оброс музыкальным сопровождением, масштабными декорациями и даже фирменным экраном Шерешевского.
-
«Пятый». По повести О. Жанайдарова.
Прокопьевский драматический театр.
Режиссер-постановщик Вера Попова, художник-постановщик Алексей Лобанов, художник по свету Андрей Козлов.В повести Олжаса Жанайдарова «Пятый» интрига закручивается буквально с первых предложений: «В детстве цыганка нагадала мне, что я умру, когда у меня появится пятый мужчина. Причиной смерти станет рак». После этого следует история героини (ее можно назвать историей взросления), написанная в форме монолога, в которой героиня, встречая разных мужчин, долгое время тщетно пытается стать счастливой. Несмотря на то что сюжет держит внимание читателя от начала до конца, все-таки завязка с пророчеством чрезвычайно выигрышный ход — кажется, что сценические возможности этого текста ограничены. Монологическая форма как бы подсказывает ставить моноспектакль — в самом деле, не выводить же на сцену всех персонажей, о которых вспоминает героиня, — но Вера Попова подошла к этому иначе.
-
В архиве появился № 116. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Педагогическая поэма». А. Макаренко.
Театр «Мастеровые» (Набережные Челны).
Режиссер Егор Чернышов, художник Светлана Тужикова, инсценировка Ярославы Пулинович.Толстая книга Антона Семеновича Макаренко «Педагогическая поэма» — роман, проза и совсем не поэма, хотя есть в этой книге романтическая тема...
Макаренко — не профессор Преображенский, никто из его расчеловеченных Гражданской войной воспитанников, прибывавших в колонию агрессивными зверьками, в дальнейшем не воровал и не бандитствовал. Если верить источникам, эксперимент по созданию нового человека удался. И, конечно, если верить тем трем тысячам учеников, что трое суток несли почетный караул у гроба своего учителя.
-
Проект «Театральная экосистема» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
На излете 2024 года мастерская Вениамина Михайловича Фильштинского — знаменитая 51-я аудитория — отмечала юбилей: 35 лет.
Что и говорить, территория мастерской — особая: территория работы. То, что принципиально скрыто от посторонних глаз. Здесь — пахота. Артистический и режиссерский пот. Не до чествований.
комментарии