
-
«Страх и отчаяние в Третьей империи». Б. Брехт (сценическая версия Т. Кулябина и Р. Должанского).
Vene Teater — Русский театр Эстонии (Таллин).
Постановка Тимофея Кулябина, сценография Олега Головко.Спектакль, поставленный в конце августа и сыгранный в Русском театре в Таллине, возможен только за пределами Российской Федерации. Отсюда, со сцены ближайшего к российским границам свободного театра (если не считать нарвскую Vaba Lava), авторы спектакля говорят о том, что на родине им гарантировало бы как минимум букет зрительских доносов. Таллинская постановка — аллегорический крик через погранполосу о боли, об уже прожитом в вынужденной эмиграции. Крик-предостережение неуехавшим. И да, крик-страх тоже. Потому что никто не знает подробностей этого витка истории.
При этом препозиции Бертольта Брехта и Тимофея Кулябина рифмуются устрашающим образом.
-
«Король Лир». У. Шекспир (перевод Б. Пастернака).
Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина.
Режиссер Георгий Цнобиладзе, художник Александр Храмцов.«Давным-давно, все равно когда, в доблестной Англии, все равно где...» Цитата не из Шекспира, из Диккенса, начало повести «Битва жизни», рисующее пейзаж через много лет после страшной битвы, когда «природа, которая выше дурных человеческих страстей, скоро вновь обрела утраченную безмятежность».
-
«Король Лир». У. Шекспир.
Малый драматический театр — Театр Европы.
Режиссер Лев Додин, художник Давид Боровский (выпускающий художник Александр Боровский).Абстрактная, вневременная геометрия изысканного пространства Давида Боровского, аранжированная светом Дамира Исмагилова, — как шахматная доска, на которой движутся черно-белые фигуры. Оно позволяет разыгрывать любые партии в любые времена. В 2006-м была разыграна одна комбинация, сегодня опробована другая. Когда-нибудь, возможно, возникнет третья — на том же черно-белом поле добра и зла... «Какое время — такие и герои», — многократно акцентировано в спектакле (если что-то здесь вообще педалируется, то это).
-
«Караваджо. Пейнтитблэк». М. Сапранов, А. Кисаков.
Творческое объединение «Прекрасные дилетанты».
Режиссер Максим Сапранов.«Прекрасные дилетанты» — творческое объединение, организованное недавними выпускниками-единомышленниками одной из мастерских института на Моховой Максимом Сапрановым и Иваном Капориным. Вместе с Дмитрием Крестьянкиным они создали аншлаговый спектакль «Красный фонарь» в Театральном музее.
-
О культурно-исследовательском проекте «Культурная Гатчина. Адаптация»
Не фестиваль и не лаборатория, «Культурная Гатчина. Адаптация» обозначена создателями как культурно-исследовательский проект. Придуманный Театром «На Литейном», он выходит за пределы исключительно театрального события: за три дня, которые были посвящены прошлому, настоящему и будущему Гатчины, жители и гости посетили, кроме читок, лекции (разговоры о прошлом и будущем) и экскурсию (разговор о настоящем). И все-таки акцент был сделан на драматургической составляющей проекта. Мало думать статистическими данными об историческом прошлом и о таинственном будущем — важно предпринять попытку вписать город в художественное пространство, разнообразив виды рефлексии.
-
«Вспомни себя». По произведениям Д. Нигро «Крокодила» и «Лунные горы» и Л. Андреева «Рассказ змеи о том, как у нее появились ядовитые зубы».
Ростовский частный театр «Человек в кубе».
Режиссер Катерина Рындина, хореограф Анна Кривонос.В начале спектакля они выходят на сцену (которая, как обычно, вровень с залом) втроем: Нина Буцаленко, Юлия Кидалова и Анна Кривонос. Ступают медленно, сторожко, точно проверяя зыбкость почвы под ногами. Потом каждой будет дан монолог, и в него будут вклиниваться двое летучими персонажами, олицетворяющими внешние силы.
-
«Речи немых». В. Бердинских, О. Лихачева.
Новая сцена МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Екатерина Шихова, художник Нина Антропова.Экспериментальная лаборатория «АРТХАБ» в МХТ — явление отрадное, что тут говорить. Когда в театре столько артистов, приглашать новых режиссеров, пестовать инициативу, поощрять поиск, искать необычный драматургический материал — очень правильно. И то, что некоторые эскизы становятся спектаклями, тоже богоугодно. Потому что пример другим: смотрите, вы тоже сможете. Даже если спектакль не шедевр, все равно — важно его показать, выйти с ним к зрителю, потому что без публики артист засыхает и портится.
-
О XV лаборатории «Молодая режиссура» в СамАрте
С 24 по 27 октября в Самарском ТЮЗе «СамАрт» состоялась XV лаборатория «Молодая режиссура». Впервые прошедшая 17 лет назад, за годы существования она стала творческой площадкой «Эскиз-театра», проекта, направленного, с одной стороны, на освоение современной драматургии, с другой — на создание просветительской и дискуссионной площадки. В рамках проекта проводятся лекции и обсуждения эскизов, в которых участвуют актеры, режиссеры и критики после каждого показа.
-
«Мальчик, державший в руках солнце». По повести С. Раева.
Иссык-Кульский областной музыкально-драматический театр им. К. Джантошева.
Режиссер Уланмырза Карыпбаев, сценография и костюмы Садыра Ниязакунова.— Мама, почему люди не могут смотреть на солнце?
— Перед солнцем, сынок, все мы грешные, поэтому не можем прямо смотреть.На IX Международном театральном фестивале «ART-ОРДО», который проходил в столице Киргизии Бишкеке с 24 по 29 сентября, был показан спектакль Иссык-Кульского областного музыкально-драматического театра им. К. Джантошева «Мальчик, державший в руках солнце» по книге известного киргизского писателя Султана Раева в постановке молодого режиссера, выпускника РГИСИ Уланмырзы Карыпбаева. Спектакль получил Гран-при фестиваля, а вот среди общественности Киргизии и в социальных сетях вызвал бурные споры. Режиссера стали обвинять в том, что на сцене он показал обнаженное человеческое тело, что многих оскорбило.
-
«Субботин-Пермяк. Здешний». А. Гончаренко.
Коми-Пермяцкий национальный драматический театр.
Режиссер Александр Янушкевич, художник Екатерина Шиманович.Петр Субботин-Пермяк — кудымкарский genius loci: художник-авангардист, теоретик искусства, педагог, организатор, стоявший у истоков местных музея, театра, библиотеки, собиратель и пропагандист коми-пермяцкой культуры. Спектакль имеет подзаголовок: «Байопик о коми-пермяцком художнике-авангардисте».
Байопик — в последнее время востребованный на театре жанр. Чтобы выбраться из тенет лжи и неопределенности, надо держаться корней. И, несмотря на отбор фактов для освещения определенной идеи, театральный байопик воспринимается зрителями как нечто достоверное. Особенно здесь, в Кудымкаре, где каждый житель с детства знает, кто такой Субботин-Пермяк.
-
«Макбет». По мотивам пьесы У. Шекспира.
Театр Наций.
Режиссер Елизавета Бондарь, художник-сценограф Валида Кажлаева, драматург Анна Лифиренко.Еще до премьеры об этом спектакле стали говорить, что он чуть ли не самый мрачный на московской сцене. Вообще, ждать от шекспировского «Макбета» безоблачного веселья или легкости необычайной, в принципе, довольно странно. История о том, как верный королю вояка соблазнился ведьминским предсказанием и превратился в убийцу и тирана, не сулит жизнеутверждающего пафоса. Но спектакль Елизаветы Бондарь, действительно, даже на фоне других известных театралам «Макбетов» самый беспросветный. Просто слово «мрачный» не точное — скорее, неприятный. Неприятное, раздражающее искусство. Очевидно, он, спектакль, таким и был задуман. И цель достигнута. Публика Театра Наций, привыкшая к искусству достаточно благообразному, качественному и аккуратному, была фраппирована.
-
О II Международном фестивале циркового искусства «Без границ» в Цирке Чинизелли в Санкт-Петербурге
Второй Международный фестиваль циркового искусства «Без границ», который проходил в Санкт-Петербурге с 14 по 17 сентября, своего рода веха как для организатора, компании «Росгосцирк», так и в целом для отечественного циркового искусства. Веха, потому что петербургскому цирковому фестивальному движению удалось, наконец, двинуться вперед по части нумерации — прежде все амбициозные проекты (фестивали циркового искусства, клоунские фестивали) оставались в категории «первых» и не имели продолжения.
-
«Цахес». Э. Т. А. Гофман.
Молодежный театр (Краснодар).
Режиссер Артем Устинов, художник Оганес Айрапетян.В городе Светлогорске, что под Калининградом, стоит памятник Гофману, уроженцу этих мест (скульптура Сергея Усачева). Немецкий романтик явлен двуликим. С одной стороны — серьезный чиновник в сюртуке; с другой — из того же постамента вырывается обнаженный, то ли хохочущий, то ли рыдающий человек — вторая ипостась Гофмана, композитора, винопийцы и сказочника. Двоемирие как оно есть.
-
«Лес». А. Н. Островский.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Уланбек Баялиев, художник-постановщик Евгения Шутина, композитор Иван Волков.В премьере ТЮЗа, выпущенной к 200-летию Островского, «Лес» гостеприимно встречает всех комедиантов, трагиков и комиков, лицедеев и паяцев в своей тенистой куще. Уланбек Баялиев строит метавселенную Островского и предлагает к прочтению персонажам «Леса» тексты из различных пьес. Так Аксюша (Ирина Волкова) признается в любви к театру монологом из «Талантов и поклонников», Театральная Моль (Юлия Корж) нападает безумной барыней из «Грозы», а Улита (Анна Лебедь) и Несчастливцев (Олег Сенченко) разыгрывают сцену воссоединения семьи из «Без вины виноватых».
-
«Лес». А. Н. Островский.
Московский театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Егор Перегудов, сценография и костюмы Владимира Арефьева.«Лес» стал третьим спектаклем Егора Перегудова на сцене Театра имени Маяковского в статусе его художественного руководителя, после «Историй» и «Любви по Маркесу» в прошлом сезоне. В год, когда театр празднует свой 100-летний юбилей, новый худрук продолжает выстраивать комфортную систему отношений со зрителем, будто договариваясь и радуя его масштабными и доступными к восприятию спектаклями и отдавая пространства Малой сцены и сцены на Сретенке для эксперимента, творчества молодых режиссеров и еще непривычных для аудитории Маяковки «новых форм» (вспомним «Войцека» Филиппа Гуревича, «Поиск продолжается» Дмитрия Крестьянкина, «Мера за меру» Саши Золотовицкого). Однако, в собственных спектаклях на большой сцене балансировать между угодой зрителю и режиссерскими смыслами Перегудову удается не всегда.
-
«Кукуй, кукушечка!». Д. Левингер.
Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького (Кудымкар).
Режиссер Дарья Левингер, художник Никита Запаскин.Широкий, чуть наклоненный к залу деревянный помост медленно пересекает древняя старушка, согнувшаяся под грузом лет чуть не до земли, да еще и прижимающая к себе большой чемодан. «Ох, бедненькая!» — вздыхает сидящая рядом пожилая зрительница, искренне сочувствующая героине и ее нажитым в деревенских трудах хворобам. (Публика в Коми-Пермяцком национальном театре очень открытая, доверчивая, и особенно живо она принимает спектакли на родном языке.) Но тут же моя соседка удивленно ахает: старушка, сойдя с помоста, распрямляет спину, ставит чемодан, с удивлением смотрит на свои руки — молодые, гладкие, вытаскивает из-под платка вьющиеся пряди светлых золотистых волос, не тронутых сединой. «Меня зовут Зосья... звали Зосья. Сегодня я умерла».
-
О V Межнациональном театральном фестивале «Сообщение» в Кудымкаре
Кудымкар — маленький город с большим театром. В дни V Межнационального театрального фестиваля «Сообщение» Коми-Пермяцкий национальный драматический театр стал местом притяжения не только для Пермского края, но и для всей страны. В самом названии фестиваля заложено два смысла: это и определенное послание, и взаимная коммуникация — «со-общение» — сцены и зала. И то, и другое нашло отражение в каждом фестивальном спектакле. Внутренняя драматургия фестиваля складывалась так, что каждая постановка передавала последующей одну из важнейших тем, как эстафетную палочку.
-
Читатели и коллеги!
Мы обращаем это открытое письмо ко всем вам и призываем театральное сообщество не молчать и делиться здесь своими комментариями и подписями поддержки. Поскольку оно выходит в СМИ и от лица редакции, авторов и коллег «Петербургского театрального журнала», оно непременно дойдет до Министерства культуры Воронежской области и Министерства культуры РФ. Мы хотим, чтобы театральная Россия знала о беспрецедентной ситуации.
21 ноября без объяснения причин учредителем (в лице министра культуры Воронежской области Марии Мазур) был уволен из Воронежского Камерного театра его создатель Михаил Бычков.
-
21 ноября 2023 года, нам, коллективу Воронежского Камерного театра, стало известно об увольнении создателя и художественного руководителя театра Михаила Бычкова с занимаемой должности, «в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора», то есть по решению учредителя. Соответствующий приказ был подписан министром культуры Воронежской области Марией Мазур тем же числом. Об этом решении министр сообщила Михаилу Владимировичу, человеку, создавшему Камерный театр и отдавшему ему жизнь, человеку, так много сделавшему для театрального искусства и культуры Воронежа, без объяснения причин и за два часа до окончания его последнего рабочего дня.
-
«Чучело. Квартирник».
Казанский ТЮЗ.
Режиссер Радион Букаев, драматург Анастасия Чернятьева, художник Надежда Иванова.По просьбе главного режиссера театра Радиона Букаева драматург из Екатеринбурга Анастасия Чернятьева написала инсценировку известной повести Владимира Железникова «Чучело», задав вектор в день сегодняшний. Всегда непросто создавать спектакль «по следам», тем более, когда след проложен Роланом Быковым в его знаменитом фильме «Чучело».
комментарии