
-
С 12 по 17 апреля 2011 года в Санкт-Петербурге впервые пройдут мероприятия, посвященные XIV Европейской Театральной Премии и XII Европейской Премии «Новая Театральная Реальность»
Европейская Театральная Премия была учреждена в 1986/1987 гг. высшим исполнительным органом Европейского Союза — Европейской комиссией и признана Европарламентом и Советом Европы самой престижной наградой, присуждаемой за достижения в культурной сфере (в разные годы лауреатами Премии были Пина Бауш, Питер Брук, Гарольд Пинтер, Роберт Уилсон, Лев Додин и др.). Со времени основания Премии и до 2001 года церемонии вручения проводились на Сицилии в городе Таормина, затем — в Турине, а с 2006 года Премия стала «кочующей», за право ее проведения соревнуются ведущие европейские культурные центры. В 2007 и 2008 годах Премию проводили в Салониках (Греция), в 2009 году церемония вручения состоялась во Вроцлаве (Польша). В 2010 году из-за последствий мирового финансового кризиса Премия не вручалась.
В 2011 году церемония вручения Европейской Театральной Премии впервые будет проводиться в России (организатор — Театр-фестиваль «Балтийский дом»). Лауреат 2011 года — патриарх мировой режиссуры Петер Штайн, который представит в Петербурге фрагмент «Фауста» (на сцене будут только рояль и Штайн), созданного им для Всемирной выставки в Ганновере. В рамках Премии будет показан еще один спектакль мастера — «Разбитый кувшин» фон Клейста, поставленный режиссером в театре «Берлинер Ансамбль» (в главной роли — Клаус Мария Брандауэр).
-
В Санкт-Петербурге показали спектакль «Титий Безупречный» — первую постановку одноимённой пьесы Максима Курочкина (лауреата премии «Антибукер» «За поиски новых путей в драматургии», Гран-при VII-го фестиваля современной пьесы «Новая драма») на большой сцене
Максим Курочкин. «Титий Безупречный». ТЮЗ им. Брянцева.
Режиссёр Борис Павлович, сценография Александр Мохов, костюмы Мария Лукка,
музыка Illuminated Faces, художник по свету Гидал Шугаев«Это невозможно понять. Это современная пьеса» — констатирует Врач-убийца, персонаж произведения Максима Курочкина. Подтрунивая таким образом над поэтикой новейших драм и (особенно) над отношением к ним публики, автор несколько сгущает краски. Понять «Тития» возможно. Вернее, возможно упростить сознательно усложненные числитель и знаменатель до вполне лаконичной дроби, которая не исчерпает содержания, но будет в какой-то мере описывать его. Можно, впрочем, не предпринимать усилий, а просто созерцать затейливую вязь «цифр». Как число секунд до конца света.
-
Комитет по культуре объявил о грядущих переменах в Санкт-Петербургском Государственном академическом театре балета имени Л. Якобсона: на посту художественного руководителя театра хореографа Юрия Петухова сменит артист Мариинского балета Андриан Фадеев. Неожиданная новость взволновала не только театр — свою обеспокоенность сложившейся ситуацией в письмах губернатору выразили многие деятели культуры: М. М. Плисецкая, А. А. Асылмуратова, Н. Н. Боярчиков, Н. В. Буров, А. Н. Осипенко, вдова хореографа Л. Якобсона И. Якобсон и многие другие. Дабы не прослыть ретроградом, можно было бы сказать: «Зачем бояться перемен? Господин Фадеев еще не был представлен труппе и не огласил свою творческую программу. Может, у него в планах есть сохранение наследия Якобсона?» Можно понадеяться на благие намерения, но за этими намерениями стоят несправедливые обвинения...
-
Каждый наш номер имеет «внутреннее имя». Этот — уже не первый — «режиссерский». Думаем, он будет называться «режиссерский, который с человечками» (на обложке — разнообразные существа руки Резо Габриадзе). В связи с быстро меняющейся действительностью, когда многие черты театральных профессий требуют занесения в условную «Красную книгу», в связи с постановками молодых, поисками мэтров и запросами зрителей, мы собрали в разделе «Режиссерская лаборатория» многих режиссеров, задав им одни и те же вопросы. Сперва за редакционным столом на нашей кухне говорили о своей «кухне» Андрей Могучий, Анатолий Праудин и Лев Эренбург, а потом на те же вопросы отвечали Юрий Бутусов, Алвис Херманис, Валерий Фокин, Григорий Козлов, Евгений Марчелли, Николай Коляда, Виктор Рыжаков, Борис Павлович, Эльмо Нюганен, Дмитрий Волкострелов, Дмитрий Егоров, Ирина Керученко, Александр Савчук, Константин Богомолов, Михаил Бычков, Ксения Митрофанова, Андрей Корионов, Анджей Бубень, Яна Тумина, Василий Бархатов. А внутри режиссерской лаборатории ТПАМ, которую в декабре проводил Могучий (о ней тоже речь) на те же темы высказывались Кристиан Смедс, Эрик Содерблем и Аттила Виднянский, и их тексты тоже в номере, как и соображения о лаборатории Могучего ее участников. Статья Натальи Скороход «Человек и сверхчеловек» и размышления молодых критиков о режиссуре Дмитрия Крымова — вот примерное содержание того раздела, который посвящен режиссуре прицельно.
-
С 1 по 7 апреля 2011 года на сцене Санкт-петербургского театра музыкальной комедии состоятся гастроли одного из лучших театров жанра оперетты — Свердловского театра музыкальной комедии
По поводу гастролей Свердловского театра музыкальной комедии хочется как-то по-старинному воскликнуть: «Спешите видеть!». Во-первых, сегодня большие гастроли музыкального театра — редкость. Это вам не чес. Это серьезное дело, программное, с глубокой и длительной подготовкой, и к тому же весьма затратное. Недельные гастроли в северной столице — творческий отчет, проверка самих себя на эстетическое соответствие (известно, что зритель у нас непростой и требовательный). Во-вторых, Свердловская музкомедия — знаменитый театр, с прочной традицией лидерства в своем деле. Таковым он и сейчас является. Здесь всегда работали любимцы публики, одно появление которых способно вызвать аплодисменты. В-третьих, Свердловская музкомедия — режиссерский театр, что для легкого жанра нетипично. Ясно, что в этом залог его «нетрадиционной ориентации» (извините за каламбур в духе жанра). Просто вы не увидите спектаклей, где штамп на штампе и бессмыслица с пошлостью вперемежку. К нам едет театр высокой музыкальной и театральной культуры.
-
Франц Кафка. «Die Verwandlung».
Частный театр «Провинция» (Гродно, Беларусь).
Режиссер Олег Жюгжда.Вопрос о руках в театре кукол перманентно актуален и дискутируется. С одной стороны (технической) — их всегда не хватает. С другой (визуальной) — их всегда много, и, чаще всего, не на пользу «картинке». Разумеется, речь не идет о классически-ширмовых спектаклях или «черном кабинете» (где артист затянут в черный бархат до кончиков пальцев), но вот, прибегая к повсеместно актуальному нынче открытому приему кукловождения, по большому гамбургскому счету, с руками приходится хоть что-нибудь делать. И тут уж — кто как умеет... В спектакле «Die Verwandlung» (то есть «Превращение», то самое, Франца Кафки) гродненского частного театра «Провинция» вопрос рук решили радикально. Впрочем — все по порядку, то есть, начиная с замысла режиссера Олега Жюгжды (он же автор идеи и сценографии).
-
«12 месяцев, или Путешествие по кругу». Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов. Художники Андрей Запорожский, Алевтина Торик«Так, значит, я не понимаю, что нам здесь показывают? — произнесла сидящая рядом с нами женщина, которая привела в театр внучку. — Я надеялась на серьезный спектакль. А это что? Какая-то пантомима. Какая-то... фантасмагория. — С этими словами женщина воззрилась на меня. — Вот вы знали, что будет фантасмагория? Нас, например, никто не предупредил».
— Нас тоже. Но нам интересно, что там дальше.
— А нам — нет. Я не вижу здесь никаких «12 месяцев».
-
«Счастье» (пьеса Андрея Могучего и Константина Филиппова по мотивам произведений Мориса Метерлинка).
Режиссер-постановщик Андрей Могучий, художник Александр ШишкинПьеса Метерлинка, конечно, органичный выбор для импульса режиссуры Могучего. Это было ясно. Я представлял себе в каком-то виде продолжение его циркизованного, довольно абстрактного, загадочного, ассоциативного зрелища по Гофману «Кракатук», отсылавшего к образам подсознания, к страхам в детских снах. Было бы логично: от романтической сказки к символистской сказке прямой путь. Были в опыте режиссера и другие мифические, сказочные и сверхреальные тексты — «Неистовый Роланд» Ариосто, «Турандот» Гоцци, да, в общем, и «Лысая певица» Ионеско у него была перемещена куда-то Туда, за пределы. Новый спектакль оказался в этом ряду неожиданным, по языку совсем другим. Наверное, это первый «плюс» режиссеру, он выходит на новую художественную территорию. Вообще-то, «Счастье» — это совершенно оригинальное произведение (пьеса Андрея Могучего и Константина Филиппова), в котором от Метерлинка взяты некоторые элементы, не конструкция, не система, не философия.
-
С Днем театра, читатели и коллеги! С международным днем! Желаем вам «живого театра» в том смысле, как понимал эти слова Питер Брук! Желаем радости встреч с «живым, живым и только» искусством. Не заштампованным, не захватанным. Чтобы по одну сторону рампы его делали живые талантливые, а по другую воспринимали талантливые живые.
Мы отмечаем День театра сигнальным № 63. На страницах номера мы собрали многих — молодых и не очень — режиссеров для разговора о том, куда движется театр и режиссура. В качестве праздничного подарка публикуем ответы на вопросы журнала Алвиса Херманиса. Считаем, что этот текст имеет вполне международный смысл. С праздником!
-
В этом году исполнилось 10 лет со дня премьеры «Оркестра» — спектакля-манифеста Небольшого драматического театра под руководством Льва Эренбурга (о том, как воспринимался спектакль 10 лет назад, читайте в № 27). 24 марта в Балтийском Доме состоялся юбилейный «Оркестр», в котором участвовали актеры из прошлых составов.
Как известно, персонажи «Оркестра» — музыканты во французском санатории послевоенного времени. И зрителям было предложено попытаться погрузиться в атмосферу спектакля. На входе всех встречали потоком французских приветствий и угощали вином приветливые официантки. В холле слонялись раненые французские солдаты, словно бы пришедшие послушать музыку в исполнении оркестра под руководством мадам Ортанс. В украшенном нотными листами и фотографиями фойе играла живая музыка, и звучали французские песни — «разогрев» перед игрой оркестрантов...
-
В Петербурге завершились трехдневные гастроли театра DEREVO со спектаклями «Арлекин» и «Мефисто-вальс». Про «Арлекин» мы писали в блоге в ноябре 2010 года. Про премьеру 2011 года, «Мефисто-вальс», мысль о котором возникла у Антона Адасинского во время съемок в «Фаусте» Александра Сокурова, рассказываем сейчас.
«Мефисто-вальс». Театр «DEREVO».
Концепция — Антон Адасинский и DEREVO.«Мефисто-вальс» начинается с эпизода обыкновенной, нетеатральной жизни: с полуденного отдыха, с идиллии эмигранта. Антон Адасинский (а это пока именно он, а не его сценическое воплощение) дремлет на раскладушке. Желтые штаны, желтая шапка. Желтые цветы подсолнухов в вазе на полу. Из радиоприемника — сладчайшая баллада The Bee Gees «How Deep Is Your Love». Жизнь хороша, и жить хорошо. Но вот, с улыбкой сообщив залу, что спектакль «про меня», Адасинский облачается в длинное черное платье — и начинается танец. Шальной, ломкий, коварный танец Мефистофеля.
-
Генрик Ибсен. «Привидения». МТД — Театр Европы.
Режиссер Олег Дмитриев, художник Елена Дмитракова«Привидения» в МДТ — очень правильный спектакль «по Ибсену» и столь же логичное (в контексте других его постановок) высказывание режиссера Олега Дмитриева.
«Исследование деформации души, духовной мутации, происходящей в человеке под давлением государственного насилия, и передача этой мутации по наследству — для нас принципиально важная тема. Собственно, попытка ответить на вопрос, обратим ли процесс уродования человека, — и есть суть наших поисков», — говорит Дмитриев в интервью «Петербургскому театральному журналу» (оно выйдет в № 63), формулируя программу созданного им Авторского театра. «Привидения» именно об этом: о поколении отцов и матерей, грехи которых падают на изуродованных ими детей.
-
«Я — клоун божий. Нижинский». «Приют комедианта».
Режиссер-постановщик Юрий Цуркану, сценография и костюмы Олег МолчановНа сцене «Приюта комедианта» установлен хореографический станок cо стеклом вместо зеркала. Когда-то станок знал лучшие времена, но сейчас это инвалид (прозрачная поверхность в разводах грязи, куски стекла выбиты). Перед станком мается немолодой Нижинский (Сергей Янковский). Дневник «клоуна Божьего», отрывки которого легли в основу словесной партитуры спектакля, написан Нижинским в 1919 году, уже не во здравии, а в болезни. На пути к совершенной шизофрении, к полному затмению. Однако в спектакле мы не увидим Нижинского времен написания дневника, или же Нижинского несколькими годами раньше — в ореоле мировой славы. Перед нами бывший гений, человек в период распада личности. И мутное, битое стекло балетного станка за спиной героя — символ его крайнего душевного расстройства.
-
В понедельник, 21 марта 2011 года в галерее «Эрарта» прошла 16-я «Печа-куча». Проекты своих театральных работ представили молодые режиссеры Екатерина Гороховская (детский спектакль «Стучитесь, и вам откроют»«), Семён Серзин (спектакль «Река Потудань» по Андрею Платонову), Рикардо Марин (спектакль «Человек-подушка» по Мартину МакДонаху), Денис Ширко (спектакль «Миф о любви царевны Тей Ям Ти Ти, божьей коровки и Патакама, крылатого бобрика» по мотивам мифа о Амуре и Психее), Константин Смирнов (спектакль «Аукцион»).
-
Александр Володин. «Ящерица». Учебный театр «На Моховой».
Режиссер-постановщик Геннадий Май, сценограф Ирина БируляНа спектакль учебного театра, где актеры — пока еще студенты, а постановщики — преподаватели, мы почти неизбежно идем не только как зрители, но немножечко и как экзаменаторы: «Ну, посмотрим, посмотрим, чему там они за четыре года научились? Как справятся?». Соответствующая подоплека присутствует, должно быть, в этой ситуации и для участников: конечно же, им хочется, помимо всего прочего, — успешно «сдать». Хочется высоких оценок. И они стараются. Но, кроме стараний, знаний и умений, тут, как и на всяком экзамене, важно, какой достанется билет.
-
Открытие «Этюд-театра»
19 марта в 18:30 в Театре Сатиры на Васильевском состоялось открытие «Этюд-театра». Мероприятие это было камерное, для своих. Да и само помещение, где собрались зрители и артисты «Этюд-театра» (студенты выпускного курса В. М. Фильштинского, которые только в этом, 2011 году, получат свои актерские и режиссерские дипломы) — Малая сцена театра — было крохотным, если на глаз, так даже меньше знаменитой 51 аудитории.
Впрочем, директор театра Владимир Словохотов торжественно пообещал, что «ничего этого здесь скоро не будет», а будет — капитальный ремонт, после которого — красота и роскошество.
-
Совсем не хочется думать о театре.
Категорически не могу принять интонацию всех без исключения телевещунов, рассказывающих о трагедии Японии. По большей части слышу ледяной новостной голос. Прекрасно при этом считываю, откуда дует этот еще не радиоактивный ветер. Вглядываюсь в выражение лиц первых персон государства и вижу их застекленевшие глаза. А ведь обладают умением в других случаях смотреть в камеру, транслируя сердечность, когда кажется: вроде как люди, ну вот же зрачки крупным планом, а в них, типа боль. Японская катастрофа в моем телевизоре — прежде всего страх властьпредержащих: как бы до нас не долетели вихри враждебные, атомные. Плюс циничный минимум сопереживания.
-
Сижу, смотрю в компьютер. Перед глазами лежит книжка с подписью автора. Автор сегодня ночью умер.
В Контакте пишу знакомой, которая бывала в Новосибирске: «Сегодня ночью умер Изяслав Борисович Борисов. Знаешь такого?». — «Нет... кажется. А кто это?».
Весной в Новосибирске проходил фестиваль «Ново-сибирский транзит». Фестиваль был всем хорош, не хватало одного — обсуждений. То есть, про свой спектакль режиссер мог что-то услышать только из фестивальных газет и от благодарных зрителей. Неблагодарные, естественно, не подходили.
-
Эльфрида Елинек. «Вавилон». Польский театр (Быдгощ).
Режиссер Майя Клечевская. Инсценировка Лукаш Хотковский, Майя Клечевская. Сценография, костюмы, свет Катажина БорковскаяО спектакле «Вавилон», поставленном в театре маленького провинциального города Быдгощ, писали как об ультрасовременном произведении, о высказывании, сделанном на новом театральном языке. Есть потребность с этим спорить. Потому что «новый язык» как-то слишком похож на жаргон психоневрологов. Или патологоанатомов.
-
«Небольшой рассказ». Театр «Studio» (Варшава).
Автор и исполнитель Войчек Земильский«Небольшой рассказ» Войчека Земильского — документальная история одной перипетии. Одного переосмысления мира. Молодой перформер, драматург и актер говорит о себе. О том, как вместе со всей страной узнал, что его дедушка, известный польский аристократ, некогда сотрудничал с КГБ. Информацию обнародовал Институт национальной памяти. Войчек пил пиво в Голландии, позвонила мама, в истерике сообщила новость. Вся Польша в одночасье возненавидела девяностолетнего старика, которого его внук помнит благодушным, обаятельным, домашним.
комментарии