
-
Б. Брехт. «Покупка меди»
Экспериментальная сцена п/р А. Праудина
Режиссер Анатолий Праудин6 и 7 декабря на Экспериментальной сцене в Балтдоме показывают «Покупку меди». Мы публикуем статьи об этой работе из «Петербургского театрального журнала» № 66, который сейчас находится в типографии. Впервые спектакль был показан на фестивале "Пространство режиссуры", где его и видели наши авторы.
-
Брайан Фрил. «Мой уникальный путь»
Театр «Приют комедианта»
Режиссер Григорий Дитятковский«Любимая, никогда, никогда не меняйся», — подпевает старой виниловой пластинке герой Сергея Дрейдена — Тэдди, антрепенер. Он выглядит как бывший щеголь — в белой сорочке с запонками, сером пиджаке в мелкую клетку и засаленном кепи. Нынче каждый вечер Тэдди приходит в пустой, почерневший зал с пятью рядами деревянных сидений, чтобы, аккуратно расставив бутылочки с виски и повесив старую афишу, рассказать публике о том, чего он так и не смог понять за всю свою жизнь — кем же был Фрэнсис Харди, этот странный человек, исцеляющий верой, которого Тэдди двадцать лет возил по дорогам Англии в маленьком фургоне.
-
«Зачарованные смертью» (по прозе Светланы Алексиевич).
Авторский театр.
Режиссер Олег ДмитриевБелорусский писатель и журналист Светлана Алексиевич много лет создает книги-оратории о жизни и смерти (в «Чернобыльской молитве» звучат голоса жертв катастрофы, в «Цинковых мальчиках» — матерей, чьи дети погибли в Афганистане). «Зачарованные смертью» (1994) — документ того же порядка. Это рассказы-монологи неудавшихся самоубийц (или же, в случае «удачи», — монологи их друзей и родственников) из бывшего СССР. «Безногий фронтовик, кавалер орденов Славы, расстрелял из обреза мирно обедавших в частном кафе; старая большевичка вскрыла вены: рухнул мир ее нерушимых представлений; бывший воин-„афганец“ пытался сжечь себя на площади». То, что самоубийцы из Союза, — принципиально. Большая часть из них — люди, намертво сросшиеся с идеей коммунизма, трагически не принявшие новый, возникший на развалинах утопии, мир.
Режиссер Олег Дмитриев выбрал из книги один монолог и на его основе написал камерную пьесу про феномен загадочной русско-советской души. Идея и последствия — ключевые слова этого сочинения.
-
2 декабря состоялось открытие IX Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске — самого крупного международного форума культуры за Уралом.
Идея фестиваля, который стал бы праздником культуры и искусства, без конкурсной основы, зародилась в 1994 году. И в декабре 1995 года Новосибирск открыл на своей территории новый фестиваль искусств, названный Рождественским. Было решено проводить фестиваль один раз в два года. Его основой стала широкая программа, включающая разнообразные виды искусства: драму, балет, музыку, живопись, прикладное искусство. За годы своего существования фестиваль свой международный статус, обрел постоянных участников и поклонников в разных странах. -
С 25 по 27 ноября Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства и режиссерская лаборатория «ON. Театр» провели международную научно-практическую конференцию «Американская драматургия: новые открытия».
В течение трех дней теоретики и практики рассказывали о новых тенденциях современного американского театра, знакомили зрителей с авторами, определяющими лицо сегодняшней американской драматургии. Популярные в США Сюзан Лори-Паркс, Энни Бейкер, Эрик Богосян стали открытием для русской публики, а ключевое для американцев слово «action» плотно вошло в русский лексикон. Ведь, как точно заметила профессор СПбГАТИ Ирина Цимбал: «Американская нация ступила на новую землю, чтобы действовать. Оттого и пьесы их необыкновенно событийны и действенны». Убедиться в этом можно было на примере семи читок, сделанных молодыми петербургскими режиссерами.
-
Эден фон Хорват. «Казимир и Каролина». Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Мария ПлаксинаВ Ленсовете сыграли премьеру «Казимира и Каролины». Проблема не в том, что спектакль пока сырой, не собранный, аритмичный. И сыграется, и собьется, и прочистится, и ритм обретет, и актеры разыграются. Но вряд ли это изменит его принципиально. Потому что проблема в другом.
-
Вице-губернатор посетил ДВС
О проблеме Дома ветеранов сцены мы писали много раз (краткое содержание предыдущих серий см. здесь). Недавно опубликовали обращение ветеранов сцены к съезду СТД с просьбой не выселять их в Комарово на время ремонта (этот вариант как единственный предлагал СТД). «В новом здании Крестов предусмотрены камеры по 7 метров, а нам дают по 5,5», — говорит Дина Петровна Кальченко, председатель Совета ветеранов.
На съезде выступил Олег Басилашвили. Он сообщал, что «Калягин и Стеблов предложили сформировать комиссию, которая разберется, можно ли сделать ремонт без выселения и насколько он тогда затянется. Если это возможно и сроки не критичны, то, по их словам, к этому приложат все силы».
-
Наталья Мошина. «Жара».
Театр «Практика» (Москва).
Режиссер Владимир АгеевРоссийское общество, пройдя период острой политизации, когда все смотрели заседания съезда, бегали на митинги, собирали подписи, погрузилось в разочарованную апатию. Интересоваться политикой стало не модно. Что касается политического театра — вряд ли он, в принципе, в русских традициях, история этому не способствовала. В советское время не дремала цензура, хотя в условиях несвободы политикой становилась любая метафора, любой намек. А в постимперское время, когда показателем успеха стала наполняемость зала, политический театр попросту невыгоден. В последние годы, когда в удушливой атмосфере вновь замаячил призрак «застоя», театр стал внимательнее к социальным проблемам и политическим реалиям. По естественной логике отзывчивей ко времени оказались театры маленькие, андерграундные.
В театре «Практика» Владимир Агеев поставил пьесу современного драматурга из Уфы Натальи Мошиной «Жара». Спектакль недвусмысленно фиксирует состояние войны и непреодолимую пропасть между народом и властью.
-
«Скорость слова». Паратеатральный проект театра «LUSORES».
Непрерывное словоизвержение руководителя театра Александра Савчука под руководством лаборанта (кандидата наук) Александра КошкидькоИдея «непрерывного словоизвержения», или «говорения от одной смысловой точки к другой» возникла в первом же спектакле театра «LUSORES» под названием «Losers XP». Там Александр Савчук брал случайное слово, например, «стул», и с помощью речевого наговора выстраивал от него смысловой мост к понятию «симулякр». Длилась эта импровизация две-три минуты. Прием был заимствован из хорошей старой игры в слова «цепочка». Затем укоренился в театральной деятельности LUSORES и наконец вырос в отдельную акцию-эксперимент «СкороСть Слова».
-
Фестиваль SpielArt 2011 в Мюнхене
Фестиваль SpielArt существует с 1995 года, занимается поиском и исследованием новых течений в театральном мире, чтобы каждые два года представлять их на смотр публики. Критерии, по которым совершается отбор, — необычные формы выражения, новая эстетика, актуальные темы, сильные личности, внушительные инсценировки.
В этом году SpielArt проходит с 18 ноября по 4 декабря и вскоре здесь покажут «Двое в доме» — недавнюю, но уже нашумевшую постановку московского Театра. doc. Пока же наш корреспондент Анастасия Фишер посетила спектакль японского режиссера Тосхики Окада, рассказывающий о жителях современного мегаполиса.
-
Интервью с Алдоной Бендорюте
Алдону Бендорюте петербургские театралы хорошо помнят как Машу из «Трех сестер» Эймунтаса Някрошюса, Суламифь из его «Песни песней» и булгаковскую Маргариту из спектакля Оскараса Коршуноваса. В ноябре на Небольшом фестивале драматических спектаклей Финляндии, проходившем в «Приюте комедианта», она играла в «Печальных песнях из сердца Европы» Кристиана Смедса. С актрисой поговорил Евгений Авраменко.
-
«Дождь». Канадский цирк «Элуаз».
Режиссер Даниэль Финци ПаскаГоворят, «Дождь» Даниэля Финци Паски, идущий в эти дни на сцене Мюзик-Холла, играет свои последние представления. А поскольку очередной спектакль «театра нежности», как определяют искусство Финци Паски, делится с нами тающими, иссякающими, исчезающими ощущениями отрочества, то и исчезновение спектакля, последние его явления зрителю — как бы из этого ряда. Все проходит: детство, премьера, жизнь человеческая и жизнь спектакля...
-
Только что были объявлены номинанты Премии «Золотая маска» (сезон 2010-2011).
Среди номинантов на премию много спектаклей, о которых мы писали и в журнале, и в блоге (см. ссылки на материалы блога). На сайте мы публикуем полный список номинантов.
-
Дорогие друзья, 21 ноября в 12:00 в Зеленом зале Российского института истории искусств (Исаакиевская пл., д. 5) состоится научная конференция «Золотой сезон» советского театра 1921/1922 гг. Вход на мероприятие свободный. В блоге мы публикуем программу конференции.
-
Лаборатория «Игра с классиками» на XII Международном Волковском фестивале в Ярославле
В Ярославле завершился XII Международный фестиваль им. Федора Волкова. В рамках фестиваля работал Центр им. Константина Треплева, созданный на базе Волковского театра в мае этого года. Как ясно из названия, цель Центра — воплощать на сцене театра новые формы (то есть ставить спектакли по современной драматургии, организовывать читки, мастер-классы и обсуждения — словом, делать в Ярославле все то, чем уже несколько лет занимаются в театрально продвинутых районах нашей страны).
-
Юбилей Театра им. Евгения Вахтангова
«Пристань» (Спектакль по мотивам призведений Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. Де Филиппо, У. Шекспира).
Академический театр им. Евг. Вахтангова. Идея и постановка Римас Туминас.
Режиссерская группа Анатолий Дзиваев, Владимир Еремин, Владимир Иванов, Алексей Кузнецов.
Сценограф Адомас ЯцовскисВечером 13 ноября на Арбат стремился весь театральный мир — Вахтанговский театр праздновал 90-летие.
1921 год, когда открылся театр Евгения Вахтангова, кажется от нас безумно далеким, но когда на площадку выходят корифеи прославленной сцены — понимаешь, что они сами и есть настоящая живая связь с тем безвозвратно ушедшим временем, знакомым по учебникам истории театра.
-
VIII Международный театрально-музыкальный фестиваль «Юла» (Мюнхен)
«Спектакль № 7». КорнягТЕАТР (Минск/ Белоруссия).
Режиссер Евгений КорнягОб актёрских работах, на которые зрительный зал отзывается эмоционально, говорят «верное наблюдение», «это узнаваемо». Режиссёр «Спектакля № 7» Евгений Корняг определил жанр («черная клоунада»), нарядил четырёх актёров в трогательные, похожие на детские, костюмчики, придумал им грим с лучиками-глазами и образ — «клопики» (то есть не клопы-вредители, а пугливые милые букашки), и предложил понаблюдать, как ведут себя люди, одержимые страхом, и что такое страх вообще.
-
16 ноября 2011 в Карельской гостиной СТД пройдет вечер памяти двух выдающихся людей, Сергея Васильевича Владимирова и Светланы Константиновны Бушуевой.
Владимиров известен более всего своей книгой «Действие в драме», недавно переизданной, и статьей «Исторические предпосылки возникновения режиссуры». Он был и театральным критиком, и тонким ценителем поэзии (книга «Стих и образ»), и автором уникального театрального дневника. В Институте истории искусств подготовлен к печати сборник Владимирова, в который войдет и этот дневник. Тут всплывает целая Атлантида — ленинградская театральная жизнь конца 1950-х — 1960-х годов, с премьерами и гастролями, хлынувшими в связи с приоткрытием железного занавеса. Это ежевечерне возобновляемая попытка всмотреться в живую ткань театра, попытка ухватить и понять его суть. Порой автор возвращается к одной и той же постановке. Этот путь, полвека назад проделанный в одиночку, захватывает теперь и читателя; для историков театра здесь просто клад.
-
В архиве появился № 61. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
8 октября в галерее «Борей» (Литейный пр. 58) — той, где когда-то игрался «Мрамор» Григория Дитятковского с Тулием — Сергеем Дрейденом и где 15 лет назад состоялась первая выставка его рисунков, — открылась выставка «Моя жизнь в картинках», приуроченная к 70-летию Сергея Симоновича, с которым мы уже поздравляли его в нашем блоге.
комментарии