Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ АНГЕЛОМ?

    «Быть ангелом».
    Площадка «Скороход».
    Авторы Евгений Анисимов, Александр Кошкидько, Игорь Устинович.

    Глядя на актерский «послужной список» Евгения Анисимова, Игоря Устиновича и Александра Кошкидько (участие в проектах Максима Диденко, Джулиано ди Капуа, Инженерного театра «АХЕ»), казалось бы, можно без труда представить, из каких компонентов будет состоять их самостоятельная работа — хаотичный поток эпизодов с размытым сюжетом, экспрессивный пластический язык, сочетающий в себе множество танцевальных техник (непременно с элементами буто), игра с предметом... Но спектакль опровергает эти предположения — артисты, не пытаясь подражать языку «учителей», пробуют отыскать собственный оригинальный стиль.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ МАЙИ МИХАЙЛОВНЫ МОЛОДЦОВОЙ

    7 марта ушла из жизни Майя Михайловна Молодцова (1936 — 2014), профессор кафедры зарубежного искусства СПбГАТИ, кандидат искусствоведения. Замечательный педагог, Майя Михайловна была любима и почитаема многими поколениями студентов Моховой.

    Читать дальше | Комментарии 13 комментариев
  • ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР

    «Жанна». Я. Пулинович.
    Театр Наций.
    Режиссер Илья Ротенберг, художник Полина Гришина.

    Столичный Театр Наций, очень мощно работающий в этом сезоне, вероятно, решил взять паузу и дать публике немного отдохнуть. Ну хотя бы перед не менее мощным завершением театрального года — в мае-июне зрителей ждут премьеры режиссеров-ньюсмейкеров Константина Богомолова и Тимофея Кулябина по Рабле и Шекспиру. А до того, как мы помним, здесь публику то погружали в медитативный транс «Трех дней в аду» Дмитрия Волкострелова, то будоражили историческую память «Камнем» Филиппа Григорьяна, виртуозно развлекали «Укрощением строптивой» Романа Феодори и буквально потрясли «Гамлетом» Робера Лепажа с художественным руководителем театра Евгением Мироновым в заглавной роли.

    Пьеса молодого драматурга Ярославы Пулинович «Жанна» востребована российскими театрами, пожалуй, не меньше, чем ее же «Наташина мечта». Только если Наташ играют молодые актрисы, то роль бизнес-леди Жанны Георгиевны — подарок для актрисы зрелой. Причем подарок бенефисного свойства.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕТОДОМ ПОГРУЖЕНИЯ

    «Я люблю тебя, К. М.»
    «Dance. АМЁБА. Project».
    Площадка «Скороход».
    Авторы спектакля: Руслан Рычагов, Ксения Митрофонова, Вероника Иванова, Сергей Илларионов.

    Напротив зрительных рядов, на месте сцены, выстроен еще один зрительный зал, почти такой же, только без подъема. Зрители догадываются, что будет использован прием «театр в театре» или что-то типа того...

    И действительно, трое из «Dance. АМЁБА. Project» занимают свои места и начинают зачитывать вслух отрывки из рецензий на фильмы Киры Муратовой. Читают в порядке очереди, слева направо: Сергей — Ксения —Руслан. Иногда как бы случайно порядок нарушается, Сережа запинается, Руслан, честно говоря, читает откровенно плохо — мямлит, Ксения вообще непростительно «колется» — смотрит на зрителей, смеется

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БАЛЕТНЫЙ HI-TECH ОТ УЭЙНА МАКГРЕГОРА, ИЛИ АГОНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

    «Инфра».
    Мариинский театр.
    Хореография Уэйна МакГрегора, музыка Макса Рихтера.

    Хореография Уэйна МакГрегора ворвалась в поток современного танца, словно болид Формулы-1 на городские улицы. Хореограф нашел себя в стиле hi-tech: высокая скорость, точность и технологичность движений; изощренность и детализация; акцент на работу корпуса — сильные «волны» и перегибы; растяжка в минус; универсальный танцовщик-андрогин (в универсальном костюме: майка и трусы). К этому необходимо добавить активное включение в спектакли компьютерных технологий и видеодизайна, в том числе 3D проекций; соединение живой и электронной музыки; применение результатов научных изысканий в области психофизиологии танцовщика (полученных на кафедре экспериментальной психологии Кембриджского университета). Хореограф нашел свой путь — это аналогия научно-технического прогресса в мире танца. Развитие исполнительской техники, равно как и внедрение новых технологий, неизбежно, и именно это направление форсирует МакГрегор. Его кредо — эксперимент. Поиск пределов возможностей человеческого тела придает его хореографии спортивность. Следующим этапом, следуя логике МакГрегора, должно стать появление танцовщика-гимнаста-йога, который сможет складываться уже не вдвое, а вчетверо, выполнять необычайной сложности трюки в экстремальных условиях и на базе научно-технического эксперимента.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА АРКАДЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО

    Александр Аркадьевич нас разбаловал. Он блестяще владел, кроме прочих, и юбилейно/поминальным жанром. Весь театральный люд в масштабе страны знал это прекрасно и всегда был спокоен за любого толка ритуал. Выйдет Белинский на сцену и емкое, гиперболизировано яркое и одновременно лишенное банальностей слово — обеспечено. Казалось, так будет всегда. На самом деле, как-то очень трудно было представить, что наступит момент, когда Александр Аркадьевич не сможет нас выручить...

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ПАМЯТИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ ПОКИДЧЕНКО

    2 марта на 89-м году жизни скончалась легендарная новосибирская актриса, народная артистка СССР Анна Яковлевна Покидченко.

    Анна Яковлевна Покидченко была из того поколения актеров, которые еще не жили замученной повседневной жизнью, они были — небожители, им поклонялись, на них ходили, встретив их на улице, возбужденно переживали встречу... Покидченко много лет была такой избранной для жителей Новосибирска, в театре которого — «Красном факеле» — проработала всю жизнь. Вчера Анны Яковлевны не стало. Светлая ей память. Хорошо, что «ПТЖ» успел написать об актрисе при жизни. Вот этот текст.

    Читать дальше
  • ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

    «Роман в письмах». А. Пушкин.
    Театр на Литейном.
    Режиссер Игорь Ларин, художник Анна Лаврова.

    Сегодня уже не только на малых сценах и в театральных подвалах, но и на основных театральных площадках нашего города можно столкнуться с новаторскими постановками молодой режиссуры, вызывающими справедливое отторжение у культурного зрителя. И как же отрадно в связи с этим сознавать, что остались еще в Петербурге театры и режиссеры, верные традициям милой старины.

    На днях свидетельством такого чуда стала премьера «Романа в письмах» А. С. Пушкина, которой в Театре на Литейном открылась Малая сцена.

    Читать дальше | Комментарии 12 комментариев
  • ЭТОТ МИЛЫЙ СТАРЫЙ ДОМ

    «Дом Бернарды Альбы». Ф.-Г. Лорка.
    Молодежный театр на Фонтанке.
    Режиссер Евгений Титов, художественный руководитель постановки Семен Спивак, художник Елена Беккер.

    Известно: в России «Дом Бернарды Альбы» ставили, ставят и будут ставить. До тех пор, пока в разросшихся труппах театров останутся неохваченные работой артистки. Только в Санкт-Петербурге за последние годы пьеса появилась в таких «непоследних» театрах, как БДТ и МДТ. Не далее как в этом году на «Золотую маску» выдвинут спектакль Евгения Марчелли. А уж сколько «Альб» в провинции, и не сосчитать...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АЛЕКСАНДРУ ХОЧИНСКОМУ 70 ЛЕТ
    Александр Хочинский праздновал свой день рождения, если следовал строго дате, не каждый год, как практически все мы. Раз в четыре. Родился потому что 29 февраля.

    Нынче ему исполнилось бы 70. Шестнадцать лет, как его не стало. Цифры иногда наводят на забавные мысли. 16 лет — классический возраст для влюбленности в артиста. Не знаю, знакомо ли это чувство сегодняшним юным созданиям, вернее, не вполне понимаю, по кому именно можно «сохнуть». Как нетрудно догадаться, о сырихах не печалюсь. Я — о возвышенном чувстве любви к артисту.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ПЛАКАТ БЕЗ ПОДПИСИ

    «Доктор Живаго». По роману Б. Пастернака.
    Независимый театральный проект «Лестница», театр «Зазеркалье».
    Инсценировка Анастасии Мордвиновой, режиссер Василий Заржецкий, художник Алексей Левданский.

    Жанр спектакля обозначен его авторами как «плакат». Плакат по «Доктору Живаго»... Это, несомненно, интригует. Плакат должен побуждать к действию, в яркой и доступной форме доносить простую мысль. Хороший плакат минималистичен, конкретен. Как удастся свести роман Пастернака к одному высказыванию, к лозунгу? На что может толкать «Доктор Живаго»? Или необычное определение жанра — только игра, провокация, и не имеет отношения к художественному тексту?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТРИЖКА ДЛЯ ФИГАРО

    «Севильский цирюльник». Дж. Россини.
    Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля, Казань.
    Постановка Юрия Александрова, художник-постановщик Виктор Герасименко.

    В Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля в Казани прошел XXXII Международный оперный фестиваль им. Ф. Шаляпина. Его завершал традиционный гала-концерт оперных солистов, а открывала премьера оперы Россини «Севильский цирюльник» в постановке Юрия Александрова.

    «Севильский цирюльник» — опера-буффа, комическая, то есть смешная, где смеяться показано, а не смеяться нельзя, ибо это будет противоречить ее природе. Но годы эксплуатации не просто превратили ее в штамп, а выветрили из нее, как нити из дорогого ковра, погрызенного молью, кажется, все смыслы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О СПЕКТАКЛЕ «ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»

    «Жизнь за царя». По документам Исполнительного комитета партии «Народная воля».
    «Театро Ди Капуа».
    Режиссер Джулиано Ди Капуа, художник Сергей Гусев, автор идеи Илона Маркарова.

    Какие выкрутасы выписывает история! Ее фигурное катание поражает. Пируэт, исполненный актерским ансамблем спектакля, дорогого стоит. Заумная спираль, закрученная Клио, становится сюжетом. Метаморфозы, которые претерпело отношение к народовольцам в девятнадцатом, двадцатом и вот уже в двадцать первом веках, стали его живым нервом. Улицы, носившие имена террористов (Желябова, Перовской, Халтурина, Каляева), снова заголосили по-революционному. Зритель оказывается будто бы в музее-квартире заговорщиков. Их страстное стремление к свободе, пассионарная готовность к самопожертвованию обжигают — и тут же иронически переосмысляются лицедеями, в силу исторической дистанции знающими гораздо больше, чем их герои; возникает драматичное сопряжение с нашей эпохой тотального цинизма.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СЮЖЕТ ЧУТЬ ЛИ НЕ КОМИЧЕСКИЙ

    22 февраля на Новой сцене Александринского театра состоялась презентация книги Ханса-Тиса Лемана «Постдраматический театр» и ее последующее обсуждение.

    Книга Лемана «Постдраматический театр», изданная в 1999 году и переведенная едва ли не на все европейские языки, наконец, дошла до России, благодаря режиссеру Анатолию Васильеву, выступившему ее издателем, и историку философии Наталье Исаевой, сделавшей замечательный перевод.

    Читать дальше | Комментарии 29 комментариев
  • «ВЯТЛАГ» В ЦЕРКВИ ПЕТРА И ПАВЛА

    Сегодня 21 февраля в лютеранской церкви Святых Петра и Павла петербургская премьера спектакля «Вятлаг» Бориса Павловича. В роли жены Артура Страдиныша дебютирует жена режиссера. О кировском варианте спектакля — статья Сергея Лебедева

    Читать дальше
  • СТАРАЯ ЖЕНЩИНА ТРЕБУЕТ

    «Старая женщина высиживает». Т. Ружевич.
    Александринский театр.
    Постановка, сценография, костюмы, свет, сценическая редакция текста Николая Рощина, композитор, автор звукового оформления Иван Волков.

    Спектакль «Старая женщина высиживает»— авторская, от сценографии и сценической редакции текста одноименной пьесы Т. Ружевича до костюмов и постановки света, работа Николая Рощина, создателя и художественного руководителя московского театра «А. Р. Т. О», имеющего репутацию экспериментатора. Уникальные способности артистов труппы Валерия Фокина к эксцентрическому существованию на сцене, типичная для Александринского театра лаконичность сценографии, да и сама Новая сцена с ее космическими возможностями оказались прекрасным полем для постановки постиндустриальной антиутопии.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НЕГОДНЫЙ КОРОЛЬ

    «Ричард II». У. Шекспир.
    Королевская Шекспировская компания (RSC), Великобритания, 2013 год.
    Режиссер Грегори Доран, художник Стивен Бримсон Льюис.

    В Петербурге и России продолжают показывать лучшие спектакли Национального и Шекспировского театров, перенесенные на экран.

    Первое, о чем задумываешься на «Ричарде II», что и этот спектакль (заснятый специально для показов в кинотеатрах) — тоже «маниакально точная иллюстрация к тексту», по верному замечанию Т. Джуровой о «Макбете» К. Браны. Все идет вслед слову. Бодро развивается сюжет: два кряжистых, упитанных «брутала» в доспехах и латах — Генри Болингброк (Найджел Линдси) и Томас Маубрей (Энтони Бирн), призывая зрителей в свидетели, пытаются доказать королю Ричарду II (Дэвид Теннант), кто из них верный подданный, а кто предатель. Аргументов ни у того, ни у другого нет, оба красноречивы, у обоих глаза сверкают праведным гневом. И как тут поступить душке-королю, желающему принять правильное, но, скорей всего, просто быстрое решение и покончить со всем этим?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАМЕНЬ ИЗ ПРОШЛОГО

    19 февраля в офф-программе премии «Прорыв» — «Камень» М. фон Майенбурга в постановке Театра Наций (Москва). Предлагаем вашему вниманию рецензию Сергея Лебедева на этот спектакль.

    Читать дальше
  • ДРУГОЙ ГОРОД. ДРУГОЙ ФЕСТИВАЛЬ

    С 3 по 10 февраля в Пскове проходил XXI Международный Пушкинский фестиваль.

    Бывает так, что театр в городе есть, а театральной жизни нет. Так и в Пскове, белом городе на реке Великой, с 1000-летней историей, приземистыми «супрематическими» церковками и сохранившимся кольцом средневековых городских стен, в 50 километрах от которого родилась моя мама и мимо которого я ни летом, ни зимой не могу проехать, не заглянув в него. Городе, в последние годы печально известном поджогом исторической Покровской башни и убийством священника Павла Адельгейма.

    Как и во многих других городах «с историей», театральная жизнь Пскова, олицетворяемая уныло-обязательным списком культурно-зрелищных организаций, казалась навеки уснувшей.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • И КАКОЙ ЖЕ РУССКИЙ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ?

    «Сказка о Попе и о работнике его Балде». А. С. Пушкин.
    Театральная компания «Открытое пространство».
    Режиссер Борис Константинов, художник Виктор Антонов, художник по костюмам Наталья Корнилова.

    Что именно побудило авторов спектакля «для всякого лика от мала до велика» обратиться к «Сказке о попе и о работнике его Балде»? Можно предположить, что причиной стала актуализация темы взаимоотношений народа и церкви. Вероятно, поиск истинно народного героя, которого явно недостает театральной современности. А возможно и сценическая история «Сказки о попе...», довольно богатая, связанная со знаковыми спектаклями и громкими именами советского периода (к пушкинскому сатирическому сюжету когда-то обращались, и небезуспешно, великие: Сергей Образцов, Олег Попов...). Так или иначе, спектакль театральной компании «Открытое пространство», вторично привлекшей к сотрудничеству режиссера-кукольника Бориса Константинова, выполнен в жанре «скоморошья потеха». Решение, признаем, не новаторское. Хотя и оправданное стилистическими особенностями первоисточника.

    Читать дальше | Комментарии (0)