
-
«Мать». По пьесе М. Равенхилла.
Независимый театральный проект «povod. ovod» на сцене Городского театра.
Режиссер Анастасия Паутова, художник Алена Ромашкина.Спектакль «Мать» Анастасии Паутовой рожден в любви и условиях вынужденной свободы. Долгое время у режиссера не складывались отношения с театрами: в Москве скандально отменили ее спектакль «Кремулятор», далеко не сразу и у команды «Матери» получилось найти площадку и средства. Анастасия Паутова, имеющая большую фан-базу от мем-проекта llllllll1111llllllllll, решила объявить краудфандинг. За один вечер они собрали нужную сумму, и спустя месяц спектакль вышел в свет. Огромная поддержка всевозможных локальных брендов, обычных зрителей и, главное, многолетне слаженной команды спектакля осуществили, казалось бы, уже какую-то невыполнимую мечту создателей: независимый во всех смыслах этого слова дебют режиссера Паутовой состоялся.
-
«Цветы для Элджернона». По мотивам текста Д. Киза.
Театр «Старый дом».
Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев.Спектакль «Цветы для Элджернона» создан по мотивам текста Дэниэла Киза, как написано в программке театра «Старый дом». Текстов у Киза на самом деле два. Сначала был рассказ, написанный в 1959 году и очень высоко оцененный критикой и читателями. И только позже из него вырос превосходный роман, вошедший в список классических романов двадцатого столетия. И кто только не экранизировал и не ставил его! И каких только смыслов в нем не находили...
-
После того, как в «ПТЖ» вышел наш с Риммой Павловной разговор, мы периодически созванивались и говорили на разные темы «под запись»: возникла идея, что, может, когда-нибудь опубликуем эти «позвонки». Сейчас я с ужасом роюсь в своих завалах и пока не нахожу ту мини-карту памяти, на которую скинул аудиофайлы. Что же, Римма Павловна, кажется, не относилась серьезно к сохранению следов вещественного присутствия в нашем «мире безвыходно материальном». Проще, легче, веселей! Сама она казалась невесомой. Была вне направлений, лагерей и кланов. Парила и над границами возраста (но подчеркивала: я человек 1960-х годов!). Почему-то я не удивился, увидев сегодня ВКонтакте, что моему френду Rimma Krechetova 16 лет.
-
Феcтиваль уличных театров «Легкие крылья» в Альметьевске проходит в четвертый раз, но уже набрал серьезные обороты. За два дня публика могла увидеть 22 спектакля и 41 показ в исполнении более чем 20 коллективов и артистов, послушать музыкантов, окунуться в стихию игры, поучаствовать в променадах и даже оказаться в шкафу на аудиоспектакле для одного зрителя. Три автора «ПТЖ» рассказывают о том, что происходило в течение двух фестивальных дней, 20 и 21 июля.
-
«Концертные танцы». И. Стравинский.
Мариинский театр.
Хореограф Александр Сергеев, дирижер Арсений Шупляков, художник по костюмам Леонид Алексеев, художник по свету Константин Бинкин.В ноябре прошлого года Ростовский музыкальный театр выпустил грандиозную премьеру трех балетов на музыку Стравинского, объединенных в один спектакль с общей сценографией дизайнера Леонида Алексеева и музыкальной концепцией дирижера Михаила Грановского. Открывался вечер «Концертными танцами» в постановке Александра Сергеева, затем шла «Игра в карты» Виктории Литвиновой, в финале показывали «Пульчинеллу» с хореографией Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского. Алексеев выстроил на сцене ростовского театра гигантский бункер, в котором и происходило действие всех трех балетов, снабженных короткими прологами с дополнительной музыкой Стравинского. Постановка «Концертных танцев», приуроченная к фестивалю Стравинского, который проводился в Мариинском театре в июне, не стала обычным переносом, ее скорее можно назвать второй редакцией спектакля. Костюмы остались такими же, а монументальную сценографию заменил свет, за концепцию которого отвечал Константин Бинкин, среди авторов ростовской премьеры не значившийся.
-
«Три сестры». А. П. Чехов.
Пространство «Внутри» (Москва).
Режиссер Андрей Маник, художник Маруся Павлова.Режиссер Андрей Маник и театральная компания «Озеро» выпустили в Пространстве «Внутри» премьеру по «Трем сестрам» Чехова. Название не самое очевидное для площадки, где звучат в основном современные тексты, но зато вполне в духе учителей режиссера и большинства исполнителей, окончивших в разные годы мастерскую Крымова и Каменьковича в ГИТИСе или игравших в крымовских спектаклях. Работа с классикой как зеркалом сегодняшнего дня у них, можно сказать, в крови. В Пространстве «Внутри» с большим успехом (билетов не достать) идет «Ричард» того же Андрея Маника, выросший из дипломной работы, где главного шекспировского злодея играет Мария Смольникова. В этой гротескной буффонаде Ричард как галлюцинация является из холодильника к современному неудачнику Вите и постепенно втягивает его в свои грязные дела, уничтожая врагов чужими руками и заливая все вокруг литрами крови.
-
«Из жизни ископаемых». Ф. Строппель.
Театр «Поиск» (Лесосибирск). Режиссер Людмила Исмайлова, художник Наталья Белова.
Краснодарский театр драмы. Режиссер Арсений Фогелев, художник Иван Малыгин.Пьеса Фредерика Строппеля «Из жизни ископаемых» на первый взгляд кажется для любого театра отличным репертуарным выбором.
Во-первых, это комедия. Посмеяться есть над чем: переводчицы и адаптаторы Ольга Варшавер и Татьяна Тульчинская изобретательно передают смеховое содержание текста, пасуя разве что перед труднопереводимым — далеко не всякий русский зритель знает навскидку, что такое конфирмация, например.
Во-вторых, это набор скетчей — забавных и жутковатых диалогов, которые можно перемонтировать, решить одинаково или контрастно, сделать по-концертному ярко.
В-третьих, это отличный способ задействовать мощных «стариков» труппы, которым вечно не хватает ролей в актуальном репертуаре. Пьеса о забавных ситуациях под конец жизни — где можно так еще сыграть!
-
«Летучий голландец». Р. Вагнер.
Московский концертный зал «Зарядье».
Режиссер-постановщик Дмитрий Отяковский, музыкальный руководитель и дирижер Иван Рудин, художник-постановщик Ирина Сид, видеохудожник Мария Варахалина.На сцене «Зарядья» — аэропорт-призрак: скамейки зала ожидания и витрины дьюти-фри укрыты пленкой, на табло сплошь сообщения об отмене рейсов. Рёрвик не принимает, и виной не пандемия, просто непогода.
-
«Люди и рыбы».
Derevo ArtHous и Хор Дурацкого при участии артистов Архангельского молодежного театра в рамках ХХХ Международного фестиваля уличных театров в Архангельске.
Режиссер Антон Адасинский, композитор Женя Клекотнева, художник по костюмам Елена Яровая.Фестивалю уличных театров в Архангельске тридцать лет! Тридцать лет в дни, приуроченные ко Дню города, Молодежный театр Панова собирает грандиозную программу и неизменно наполняет город карнавальным настроением. Этому фестивалю все нипочем — бюрократические преграды, пандемийные ограничения, политические лабиринты, сложности логистики. Стихия театра на улице оказывается сильнее всяких преград, и сама рождает решения проблем самым удивительным образом.
-
О театральной лаборатории фестиваля «Александровская крепость» в Усть-Лабинске
Фестиваль «Александровская крепость», созданный по инициативе фонда Олега Дерипаски «Вольное дело», впечатляет масштабом. На два дня небольшой городок Усть-Лабинск в Краснодарском крае превращается в столицу казачества. Концерты, выступления народных ансамблей песни и пляски, а также большие образовательная и театральная программы. Последняя в этом году была посвящена сложной и малоизученной (в смысле открытости для широкой аудитории) теме расказачивания. Куратор программы Олег Лоевский пригласил к ее исследованию одиннадцать постановочных команд «драматург + режиссер» (в одной команде был еще и художник). На протяжении четырех дней они работали с разными театрами Краснодарского края, не только профессиональными, но и студийными, и студенческими.
-
«Маленький принц». А. де Сент-Экзюпери.
Тверской театр юного зрителя.
Режиссеры Алексей Шульгач и Диана Разживайкина.Ставить «Маленького принца» сегодня — тот еще вызов. Кажется, эта повесть совсем устала от сцены, философские цитаты заезжены и воспринимаются больше как статусы в ВК, нежели как что-то действительно значимое. Тем, кто берется за эту сказку, нужно выдержать достаточную дистанцию, чтобы избежать сентиментальной патетики и затертой банальности. Тем интереснее убедиться, что авторы премьерного спектакля в Тверском ТЮЗе с этой задачей справляются, сохраняя при этом и текст, и атмосферу — прошедшего детства, которое все же где-то рядом.
-
«Идиот». Хореодрама.
ФМД-Театр.
Режиссер Илья Дель, хореограф Александр Челидзе, композитор Федор Пшеничный, идея и сценарий Веры Бирон.Дождь и сильные порывы ветра 6 июля 2024 года чуть не убили весь потенциал субботнего дня. Под унылую погоду, соответствующую настроению романов Достоевского, хотелось дремать, вжавшись в матрас, но все исправило палящее солнце, соответствующее букве романа: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время...» Песочные дороги заменил асфальт, лошадей и навоз — машины и выхлопные газы, так что город пожелтел от лучей солнца, а не от поднятых копытами, пахнущих аммиаком песчаных облаков. Зафиксированный болезненным в произведениях Федора Михайловича, Санкт-Петербург пятнадцатый раз наполнился праздником театра в День Достоевского.
-
«Киви».
Белорусский государственный театр кукол.
Режиссер Евгений Корняг, художник Ольга Дворовая.А вы знали, что альбатрос может шесть дней пролететь без единого взмаха крыла? Или сколько сотен мух съедает летучая мышь? Об этом и не только рассказывают на бэби-спектакле «Киви» Евгения Корняга.
Действие начинается в фойе Белорусского государственного театра кукол, когда несколько «орнитологов» приглашают зрителей на знакомство со вселенной диких птиц. Когда же все оказываются в зале, «орнитологи» не просто начинают говорить о «пернатом мире», расположенном в Новой Зеландии, а превращаются в самих птиц.
-
О XIII Театральном ландшафтном фестивале «Тайны горы Крестовой» в городе Губаха
Губаха — город противоречий. Город с антонимичными топонимами-прилагательными «мертвый» и «живой», «старый» и «новый», «верхний» и «нижний». Город, где с одной стороны — всесезонный курорт (тут брендинг строится на ироническом заигрывании с пермским арт-объектом Бориса Матросова «Счастье не за горами» — «Счастье в горах»), и Великая Пермь — с другой (тут брендинга нет — слава всем пермским богам).
-
С 17 по 30 июня в Южно-Сахалинске проходил V Фестиваль театров Дальнего Востока, в этом году переехавший сюда из Хабаровска. Афиша фестиваля состояла из шестнадцати спектаклей и четырех эскизов режиссерской лаборатории. Энергичная, деловая и улыбчивая команда Сахалинского международного театрального центра им. А. П. Чехова одолела двухнедельный фестивальный марафон без единой накладки и словно играючи.
-
Дорогие читатели и коллеги!
На нашем сайте замигала желтая тревожная кнопка «ПОМОЩЬ». Или радостная кнопка?
Пришел час обратиться к вам за помощью. Без вашего минимального финансового вклада «Петербургский театральный журнал» перестанет существовать.
Вас много, несколько миллионов ip-адресов. Не будем уповать: несколько миллионов по 1 рублю — и мы живем. Это иллюзии. Но вот регулярные посильные донаты хотя бы от тысячи человек (из 60 000 ежемесячно присутствующих в статистике посещаемости сайта), нам кажется, возможны. Иначе мы умрем, и в этом нет никакого преувеличения.
Подписывайтесь на благотворительные взносы, посылайте единоразовую помощь, короче, спасайте журнал... И признательностью нашей будет профессиональная работа для вас и для отечественного театра.Редакция ПТЖ.
Ссылка для донатов: https://ptj.spb.ru/journal/donate/
-
«Похождение повесы». И. Стравинский.
Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Дирижер Федор Леднев, режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили.В Пермском театре оперы и балета — «Похождение повесы» Игоря Стравинского, последняя опера композитора, венчающая неоклассический период его творчества, созданная по гравюрам XVIII века Уильяма Хогарта на либретто Уистена Хью Одена и Честера Колмена в 1951 году. Один перечень имен, времен и культурных отсылов дает увлекательный материал для театра, не говоря уже о том, что сама партитура композитора — общепризнанный кладезь красот и смыслов.
-
О моноспектакле Антона Адасинского «Ракушка с хвостом» на площадке гастрохаба «Фонтанка-69»
Алиса Фельдблюм — Алене Ходыковой
Коллега, мы обе с тобой писали в историческом семинаре о театре DEREVO — и для нас это была самая настоящая история. Потом для диплома я перечитывала все существующие газетные, журнальные, какие угодно другие тексты о независимых театральных коллективах. До сих пор почти наизусть помню текст «Что делать, Владимир? Не знаю, Константин» Марины Юрьевны Дмитревской, где она с большой досадой констатировала непринадлежность DEREVO искусству — лишь субкультуре (1989 год!)...
-
«Журавль и Цапля». Русская народная сказка.
Большой театр кукол.
Режиссер Екатерина Ложкина-Белевич, художник Марина Завьялова.В спектакле Екатерины Ложкиной-Белевич неотвратимо тикают часы. Циферблат крутит стрелку по кругу, и цифры на нем какие-то странные, и стрелка своенравная. Но и циферблат не вполне циферблат. Он загорается бледным диском равнодушного светила с разводами невидимых кратеров и морей. Далекий мир, измеряющий расстояния парсеками, не успевает даже зафиксировать сумбур человеческих мгновений. Тут тикают не часы, а Время — годы, десятилетия, эпохи. И Время равнодушно — оно ведет отсчет с астрономической индифферентностью. Для кого-то отрезок жизни — драматический перелом с фатальными последствиями, а для мутного диска — всего лишь оборот стрелки по циферблату.
-
«Медовый месяц в „Кукольном доме“». С. Саксеев.
Театр МТЮЗ (Москва).
Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.Почему «Медовый месяц в „Кукольном доме“», когда герои пьесы Генрика Ибсена, на основе которой С. Саксеев (литературный псевдоним режиссера Петра Шерешевского) написал новый текст, давным-давно живут в браке? А потому, что они в кои-то веки отправили детей, кажется, к родственникам и остались одни, и жена мечтает о празднике, о романтическом освежении отношений, о чем-то вроде медового месяца. Праздника, как мы знаем из оригинала, не получится.
комментарии