Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПЕРВЫЙ МАЙСКИЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ШОУ-КЕЙС

    С 15 по 17 мая в Петербурге впервые прошел общегородской театральный шоукейс, который подготовили и провели сотрудники проекта «Открытая сцена» в сотрудничестве с Фондом им. Д. С. Лихачева и Дирекцией театрально-зрелищных касс при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Предлагаем вашему вниманию интервью с организаторами — Андреем Прониным и Филиппом Вулахом

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОЛГИ НАШИ.ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЕФИМА ПАДВЕ ПРОШЕЛ В МДТ

    В Малом драматическом собрали вечер памяти Ефима Михайловича Падве.

    В день его 70-летия.

    В год юбилея театра.

    В том зале, в который он, ученик Товстоногова (уже поставивший к тому времени на Литейном «Веселый тракт» и «Свидания в предместье»), пришел в начале 70-х вместе с легендарным впоследствии директором Романом Савельевичем Малкиным. Тогда в этом областном театре не было ни гримерок, ни туалетов, ни балкона в том зале, где сейчас собрались (Михаил Самочко вспоминал на вечере, как, начиная реконструировать, их, молодых артистов, созывали на бесконечные субботники). Не было и репертуара. И, уж конечно, не было у театра на Рубинштейна никакой славы...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • КОЛБА НЕ ВЗОРВАЛАСЬ

    В Театре им. Ленсовета провели лабораторию, посвященную текстам, ни разу не ставившимся в России.

    Лаборатория названа «Арт-субъекты». Красиво. Через, как видите, дефис. Звучит и значительно, и театрально.

    Кто эти люди, за чьими усилиями на протяжении двух дней наблюдал полный зал Малой, Камерной, чердачной сцен Театра имени Ленсовета? Зорко/цепко смотрел и сам Юрий Бутусов...

    Шесть персонажей в поисках автора. Без кавычек и без каламбурной интонации.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

    «Город. Женитьба. Гоголь». По пьесе Н. Гоголя «Женитьба».
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Юрий Бутусов, художник Николай Слободяник.

    «Женитьба» — непривычно тихий и самый пустынный из спектаклей Юрия Бутусова. Персонажей — даже меньше заявленных в пьесе. Из привычного в нем — темы и вариации, обилие рифм и просто повторов. Режиссер опять отправляет зрителей по лабиринту свободных ассоциаций, не сильно заботясь о том, насколько извилист этот «сад расходящихся тропок», как далеко уведут нас сцены-импульсы, не затеряемся ли мы в нем.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПОСЛЕДНИЙ «СИРОТЛИВЫЙ ЗАПАД»

    Сегодня в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской в последний раз сыграли «Сиротливый Запад» по пьесе М. МакДонаха в режиссуре Виктора Крамера. Спектакль не успел состариться и уходит спустя пять лет после своего рождения по причинам, не связанным с его художественным состоянием. О нем в ПТЖ № 60 писали Евгения Тропп и Надежда Таршис.

    Читать дальше
  • ВОЗРАСТ ЛЮБВИ

    «Месяц в деревне». И. Тургенев.
    Театр драмы им. Федора Волкова (Ярославль).
    Режиссура и сценография Евгения Марчелли, художник по костюмам Ваня Боуден.

    В прошлом сезоне Евгений Марчелли начинал ставить «Месяц в деревне» в Петербурге, в Театре им. Ленсовета. Сложилось так, что репетиции были прерваны в самом начале — Марчелли вернулся в Ярославль, а спектакль выпустил Юрий Бутусов, с названием «Все мы прекрасные люди».

    И все-таки Марчелли поставил пьесу Тургенева — теперь уже в этом сезоне и на родной сцене, со своими актерами. Изменилось ли что-то за это время в режиссерском замысле — теперь уже не узнать, но все родовые черты режиссуры Марчелли в этом спектакле видны отчетливо. Как и в спектаклях по пьесам Чехова, Марчелли открывает «Месяц в деревне» ключом трагифарса, разбавляет кружевное изящество текста Тургенева комичностью сценических ситуаций и плотской энергией.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

    «Парень из прошлого». А. Архипов.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Семен Серзин, художник София Матвеева.

    Кружат и падают в темноту листовки, сброшенные с вражеского самолета. Где-то вдалеке раздается гул снарядов. Замерзают и умирают люди. Их тут же забирают людоеды. Ленинград. Блокада. Страшно.

    А вместе с тем — здесь сочиняют стихи, поют, танцуют, признаются друг другу в любви. И им не страшно, им хорошо. А если и нападает ужас, то можно перевернуть ситуацию: забыть о войне и придумать новый, дивный мир. В этом мире всегда весна. Порхают вперемежку с чайками ласточки. Один Пушкин встречается на дуэли с другим Пушкиным, но дуэль понарошечная, стихотворная, да еще и у Медного всадника. Ходят отмененные военным приказом трамваи, в парках играет музыка, люди вальсируют, а те, кто не желает или не умеет, бегут к киоску мороженого и мучаются выбором: ванильное или шоколадное? Торжество жизни, полнота бытия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТРУФФАЛЬДИНО ИЗ КОСМОСА

    «Zholdak Dreams: похитители чувств». По мотивам пьесы К. Гольдони «Слуга двух господ».
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Андрий Жолдак, сценография Андрия Жолдака и Даниэля Жолдака.

    Жолдак в Питере — это загадочная история. Помню, как на прошлогодней церемонии «Золотой Маски» я поздравила Кехмана, получившего за отсутствующего режиссера все премии, присужденные его «Онегину», и спросила, когда можно будет приехать и посмотреть спектакль. «Он снят с репертуара», — был мне ответ. Сейчас, правда, вернули. Жду на нынешней уже «Маске» приезда в Москву «Мадам Бовари» — нет, не приедет. Сказали, таково решение директора. Прошлой осенью радостно читаю на афише Александринки объявление о грядущей постановке «Трех сестер» — откладывается. Наконец, еду в БДТ на премьеру спектакля Жолдака «Слуга двух господ» Гольдони — и прямо в назначенный день узнаю из интервью Андрея Могучего о том, что премьера переносится, название меняется и все непросто.

    Читать дальше | Комментарии 12 комментариев
  • СЕГОДНЯ 150 ЛЕТ МАКСУ ГЕРМАНУ

    14 мая исполняется 150 лет со дня рождения человека, без которого не было бы театроведения вообще, а также и современного театра. Создателем профессии «театровед — исследователь театра» был, как известно, немецкий ученый Макс Герман. Его книга 1914 года «Исследование по истории немецкого театра Средневековья и Возрождения» перевернула представление о театре так же, как незадолго до этого — возникновение режиссуры. Смысл этого переворота прост: был впервые найден аппарат для исследования собственно театра. До этого изучение театра и в историческом плане, и в плане театральной критики производилось средствами других наук.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ОГНЕ БРОДА НЕТ

    С художественным руководителем Луганского областного академического Украинского музыкально-драматического театра Михаилом Васильевичем Голубовичем, известным актером, который и по сей день выходит на сцену, а в кино сыграл без малого 90 ролей, Людмила Фрейдлин беседовала в Новочеркасске, куда театр приехал с несколькими спектаклями (рок-оперой «Распятая юность», музыкальной комедией «Нам всем одна досталась роль» и сказкой для детей «Летучий корабль»), играл при полных залах в городах Шахты и Новочеркасск, в поселках Каменоломни и электровозостроителей. Но, заранее зная об этих гастролях, редакция просила автора расспросить театральных людей не о политике (в политике брода нет...). Хотелось из первых рук узнать, как работает театр в условиях войны и работает ли вообще. Мы мало знаем о быте городов в зоне военных действий, еще меньше можем представить себе жителей этих городов в театральном партере. Или все не так страшно? Или вообще не так? Или — что? Хотелось беседы в жанре doc...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОТЕРЯ РАВНОВЕСИЯ

    «Пьяные». И. Вырыпаев.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Андрей Могучий, художник Александр Шишкин.

    Премьера Андрея Могучего в БДТ едва ли оправдает ожидания поклонников «классического Могучего» времен «Школы для дураков», «Изотова» или «Счастья». Удивит она, скорее всего, и тех, кто привык считать, что Могучий пренебрегает актерами и они в его спектаклях играют служебную роль. Потому что «Пьяные» ‒ это крутой замес наваристого актерского театра, мелодрамы и почти цирковой эквилибристики. И все это — на основе самого «умышленного» из текстов Ивана Вырыпаева.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • РЕАЛЬНОСТИ НЕБЫЛИЦЫ

    «Фронтовичка». Анна Батурина
    Прокопьевский драматический театр
    Режиссер Александр Хухлин, художник Екатерина Никитина

    «Фронтовичку» Анна Батурина — ученица Николая Коляды — написала в 2009-м, когда ей, как и главной героине в начале этой пьесы, было двадцать четыре года. Драматург исходит из того, что любовь и предательство семьдесят лет назад значили ровно тоже, что и сегодня. Исторически достоверная пьеса с внятным сюжетом в первую очередь все же является вневременной. Об этом свидетельствуют и имена главных героев — Мария и Матвей — отсылающие, пусть и неявно, к Евангелию. И фамилия главной героини — Небылица.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «Я ПРИШЕЛ К ВАМ ПО-ДРУЖЕСКИ, А ВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИГЛАСИЛИ»

    Театр на Литейном и Театр на Васильевском, решением комитета по культуре Ленинградской области, объединяются общей дирекцией под управлением Владимира Словохотова. И пока ПТЖ собирает все больше и больше подписей противников «слияния» под открытым письмом в защиту Театра на Литейном, об этом как о свершившемся факте директор двух театров пришел сообщить труппе. Представить его должна была глава комитета по культуре Ленинградской области Наталья Кононенко, но она приехала на час позже назначенного и кроме трогательной просьбы «не обижаться» и мантры «оптимизация» ничего так и не сказала. Говорил Владимир Словохотов.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • ЭКСПЕДИЦИЯ ПОД НАЗВАНИЕМ «HOMO SAPIENS»

    «Маленькие трагедии». А. С. Пушкин.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Руслан Кудашов, художник Николай Слободяник.

    К тетралогии Александра Пушкина Руслан Кудашов уже обращался, и не раз, но то было в куклах, теперь — «в людях». Надо сказать, к поэтическому циклу режиссер вернулся после того, как завершил свою — ветхозаветную — трилогию, куда вошли «Екклесиаст», «Песнь Песней» и «Иов». В результате премьерные «Трагедии» предстали в новом измерении: и без того вечные сюжеты возведены в ранг библейских.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИСПОЛНИЛОСЬ 6 МЕСЯЦЕВ? ГОТОВ ИДТИ В ТЕАТР

    «Я делаю мир» и «Сказки из маминой сумки».
    Театр «Домик Фанни Белл».
    Внеконкурсная программа фестиваля «Арлекин».

    С какого возраста ребенок может ходить в театр?

    Судя по афишам питерских театров для детей — с 3–4 лет.

    Более юных в театр водят редко, и только те родители, которые не боятся скопления микробов. Для них, готовых начать знакомство своего ребенка с театром еще с младенчества, спектаклей в Петербурге как будто и нет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮДИ, КУКЛЫ, МАСКИ И ШАПКИ

    XII Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» в Санкт-Петербурге

    «Арлекин» считается аналогом «Золотой Маски» для детских спектаклей, и так же, как ЗМ, этот фестиваль все больше расширяется, обрастая специальными и внеконкурсными программами, которые проходят параллельно конкурсной и привлекают не меньше внимания. Своеобразный «Арлекин плюс», который поддерживает направления, очень важные для развития современного театра, но пока еще только набирающие силу в России. Продолжающийся проект «Театр равных возможностей» представляет достижения отечественных и зарубежных профессионалов в области театротерапии (в частности, была показана поэтичная и философская «Колыбельная ветра» международного проекта «Театр без границ» (Россия — Швейцария)). Программа «Бэби-сцена» обращена, как можно догадаться, к начинающим зрителям, возраст которых 0+. Несмотря на то что это довольно новое для нашего театра явление, «Арлекин» смог найти и отобрать для показа шесть спектаклей из Москвы, Тюмени, Красноярска и Великого Новгорода. Во внеконкурсной программе было показано десять спектаклей, а в конкурсной — шесть, из них два петербургских — «Далеко-далеко» Анны Ивановой-Брашинской в БТК и «Когда я снова стану маленьким» Евгения Ибрагимова в БДТ. Лучшим спектаклем, получившим Национальную премию «Арлекин», довольно ожидаемо была признана работа Ибрагимова, недавно выигравшая и три «Золотых Маски» (номинации театра кукол).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ. ИСКУССТВО ЖИТЬ

    Не стало Майи Михайловны Плисецкой.

    Возможно, последней великой легенды советского балета. Из тех артистов, чья величина и чья слава были безусловными. Из тех, в ком балеринский талант сочетался с талантом быть личностью, с характером и человеческой притягательностью. То были люди крупного помола. Из тех, чья биография — в некотором смысле — биография страны, пусть и уже не существующей. Чья жизнь, даже помимо их воли, символ и знак этой исчезнувшей с карт империи.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАНЯ-ТАНЯ ПОСРЕДИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

    «Таня-Таня». О. Мухина.
    Театр-студия «Грань» (Новокуйбышевск).
    Режиссер Денис Бокурадзе.

    Говоришь «Таня-Таня», и в ушах звенит: «Хорошо!» Оно не столько из пьесы Мухиной, из спектакля Фоменко, сколько из рецензии Марины Дмитревской, из всего нашего театроведческого детства. «Та-та-та-там» (фрагменты из театрально-критической поэмы «Хорошо»). В ушах щелкает: Петербург, Москва, Биберево, Щелыково, Фоменко, Туманов — хорошо!

    Там, тогда, вчера, у них было хорошо, а сейчас чего же хорошего?

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • УМРЕШЬ — НАЧНЕШЬ ОПЯТЬ СНАЧАЛА...

    «П. Гюнт». Мистерия по мотивам драмы Г. Ибсена.
    Театр «Особняк».
    Режиссер Юлия Панина.

    Вскоре после премьеры «П. Гюнта» в «Особняке» довелось мне пересмотреть спектакль «Liebe. Schiller», по техническим причинам сыгранный не на малой, а на большой сцене Театра им. Ленсовета. В прологе актрисы приводят исторические примеры доминирования женщины над мужчиной (был даже символический обычай: супруга, ложась с милым в постель, нацепляла бороду), а затем актрисы именно что «надевают бороду». Берут на себя функции героев в исконном смысле — с нерастушеванным волевым началом, овеянных романтикой мелодрамы, цельных и величественных не только в добре, но и во зле. Франц молится: «Я был не простым убийцей, Господи!.. Никогда не грешил по пустякам...» Такое оправдание, ужаснувшее слугу графа фон Моора, вызвало бы иное отношение на сломе XIX–XX веков, в XX веке — и сегодня: во времена, когда «героичность» героя становится все более редкой, признания грешника во зле, но зле осмысленном, хоть в какой-то мере претендующем на масштаб, вызывают уважение. Обмельчание человека предвидел и родоначальник новой драмы — Ибсен.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В. В. ПУТИНУ ОТ КОЛЛЕКТИВА ТЕАТРА «НА ЛИТЕЙНОМ»

    Уважаемый Владимир Владимирович!

    Недавно Комитет по культуре Ленинградской области неоднозначно дал понять, что вопрос об объединении под одной дирекцией двух театров: Театра на Васильевском и Театра «На Литейном» решен положительно, и до 30.06.2015 должны быть осуществлены юридические действия. При этом Театр «На Литейном» путем ликвидации юридического лица должен стать филиалом Театра на Васильевском.

    Читать дальше | Комментарии 44 комментария