Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ИГРАТЬ ИЛИ НЕ ИГРАТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

    «Гамлет.eXistenZ». Игра в одном действии по пьесе В. Шекспира.
    Камерный театр Малыщицкого.
    Режиссер Петр Шерешевский, художники Александр Мохов и Мария Лукка.

    В основе премьерного спектакля Петра Шерешевского о принце Датском сюжет фантастического триллера Дэвида Кроненберга «eXistenZ», жутковатой истории об Аллегре Гелле, создательнице виртуальной игры под названием «eXistenZ», в которой события реальной жизни смешиваются с миром выдуманным. Интеллектуальная и беспощадная игра в одном действии по пьесе Шекспира, затеянная режиссером, лишена какого бы то ни было сочувствия, пощады и созидания. Напротив, с самого начала тебя погружают в виртуальный агрессивный и деструктивный мир. В лабораторию по исследованию человекоподобных. В жестокую игру под названием «Гамлет. eXistenZ».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СЛУЧИЛОСЬ

    «Корабль Экзюпери».
    Театр «Особняк».
    Режиссер и художник Яна Тумина.

    Уже народ переболел обязательной нежностью к «Маленькому принцу», прочел «взрослого» Экзюпери, уже он перестал быть именем нарицательным. Уже детские театры пережили шок от каприза наследников: снять все версии «Принца», где есть шаг в сторону от исходных авторских картинок; уже наследники поступились этим своим императивом...

    Яна Тумина разворачивает в уникальном пространстве «Особняка» свою — особняковую — пустыню. Назвать сцену театра маленькой не получится. Здесь, как правило, разверзаются миры, даже если играют двое.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТУДА И ОБРАТНО

    Сегодня на «Золотой Маске» «Ваня» — миниатюра Алексея Лелявского про время драконов. Спектакль выдвинут в четырех номинациях — как лучший спектакль, работа режиссера, художника и актера в театре кукол.

    «Ваня».
    Театр Karlsson Haus.
    Режиссер Алексей Лелявский, художник Александр Вахрамеев.

    Время драконов порождает сказки про борьбу с ними.

    Тоскливо и протяжно заливается гармонь, звонко бренчит балалайка. Из темноты возникает фигура человека, лежащего на земле в неудобной, скрюченной позе, будто повалившегося наземь после пьянки. Сказка сказывается в непростых условиях. Все действие происходит на невысокой площадке — помосте, приподнятом над полом и замкнутом сверху низким потолком.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЕ БУДЕТ В ИСКУССТВЕ ДРАМАТИЧЕСКОМ

    «На всякого мудреца довольно простоты». А. Н. Островский.
    Пермский академический Театр-Театр.
    Режиссер Борис Мильграм, художник Виктор Шилькрот.

    В пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» Островским вплетено множество водевильных ситуаций, однако современники не оценили такой неординарный художественный прием и упрекнули драматурга в измене реализму. Худрук Пермского Театра-Театра Борис Мильграм, напротив, решил покориться авторскому замыслу, чтобы создать на сцене водевиль. Театральный жанр, бурно расцветший в России еще в XVIII веке, сегодня выглядит архаично, поэтому перед режиссером стояла задача не утонуть в многовековой пыли и создать драматический спектакль с песенками-куплетами и танцами, интересный современному зрителю. Так возникла постановка на грани жанров и стилей, начинающаяся словами: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. В искусстве драматическом все будет...». Что именно будет, артист Сергей Детков, произносящий этот текст, не уточняет, а будет многое: музыка Лоры Квинт в аранжировке Татьяны Виноградовой, танцы и пластические этюды Ирины Ткаченко и актерские работы, которыми хочется наслаждаться.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • АЛЕКСЕЙ ФРАНДЕТТИ: «Я ПРОШУ ИХ ИГРАТЬ СЕГОДНЯШНИЙ, АКТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

    С режиссером Алексеем Франдетти беседует Серафима Пантыкина

    В Свердловском театре музкомедии в эти дни играют премьеру «Бернарды Альбы». Вверху на премьерной афише — «Впервые в России», внизу — слоган «Любовь убивает любовь». За спиной режиссера Алексея Франдетти постановка камерного мюзикла «Рождество О. Генри», комикс-опера «Viva la Mamma» в Красноярске, «Пробуждение весны» в содружестве с К. Серебренниковым в Гоголь-центре, совместные шоу со Stage Entertainment. В будущем Франдетти ждут постановки в МХТ им. Чехова, Театре им. Пушкина и разные телевизионные программы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НЕПРИКАСАЕМЫЕ» МИХАИЛА ПАТЛАСОВА

    Сегодня у нас в блоге два полярных мнения о документальном проекте про и с участием бездомных, показанном неделю назад в Аннекирхе.

    «НеПрикасаемые».
    Автор идеи и режиссер Михаил Патласов, художник Владимир Абих.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ДЮРРЕНМАТТ, ГАВРИЛИН, РЫБНИКОВ

    XX фестиваль «Йошкар-Ола театральная»

    «...Мы пока еще живем в Европе! И мы христиане!» — бургомистр захолустного городка Гюллена (в его роли народный артист Республики Марий Эл Виктор Гришин) сам не верит в то, что произносит с таким пафосом. Зрительный зал Академического русского театра драмы имени Г. Константинова (переполненный, кстати) в городе Йошкар-Оле, собравшийся на спектакле «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта, коллективно вздрагивает и вообще реагирует очень остро. Хотя, казалось бы, ему-то чего волноваться по поводу гибели европейской цивилизации? Столица Марий Эл стараниями главы республики Леонида Маркелова, влюбленного в «настоящую Европу», превращена в город, где есть кусочек Голландии (набережная Амстердам с одной стороны реки Малая Кокшага и набережная Брюгге с другой, это официальные названия), где центральная площадь напоминает о венецианской Сан-Марко, а неподалеку от бронзового Рембрандта, только мост перейти — памятник принцессе Монако Грейс и ее супругу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

    «Мера тел».
    Театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург) совместно с Инженерным театром «АХЕ» (Санкт-Петербург).
    Режиссеры, художники Максим Исаев и Павел Семченко, хореограф Татьяна Баганова.

    30 марта Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» и Инженерный театр «АХЕ» показали на Эрарта Сцене спектакль «Мера тел».

    В основу первого опыта сотрудничества двух театров лег знаменитый рассказ Д. И. Менделеева о создании периодической системы химических элементов, которая привиделась ему во сне

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАЧИНАЮТСЯ ГАСТРОЛИ ТЕАТРА КАМАЛА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

    Сегодня 5 апреля впервые за последние 25 лет в Петербурге открываются большие гастроли Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала. На основной сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова будут представлены шесть спектаклей. Первый из них — «визитная карточка» татарского театра — «Голубая шаль» в постановке Фарида Бикчантаева. О спектакле рассказывает Надежда Стоева. Полную афишу гастролей можно увидеть здесь.

    Читать дальше
  • «МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» ПЕТРА ШЕРЕШЕВСКОГО НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»
    Сегодня на фестивале «Золотая Маска» «Маленькие трагедии» Русского драматического театра Удмуртии. Спектакль выдвинут в четырех номинациях: спектакль большой формы, работа режиссера, работа художника и мужская роль. О нем – материал Татьяны Джуровой из ПТЖ № 79.
    Читать дальше
  • МЕЖДУ КРЕМОМ И ДЖЕМОМ

    «Крем, джем и буги-вуги». Мюзикл для всей семьи.
    Либретто Максима Леонидова, Александра Шаврина и Андрея Носкова.
    Музыка Максима Леонидова.
    Режиссер Андрей Носков, продюсер Алики Усубиани, художник Яна Глушанок.

    Мюзиклу трудно приходится в России в силу его неумолимой затратности: он не рассчитан на небольшие площадки, не может обойтись посредственным светом, дешевой декорацией или бюджетными костюмами. Здесь требуется хорошая музыка и качественное либретто. Отсутствие традиций мюзикла в России рождает проблему постановочной и исполнительской школы, превращая вопрос кастинга практически в непреодолимое препятствие. Уже готовый мюзикл сталкивается с неминуемой проблемой отсутствия прокатной практики подобного рода затратных спектаклей. В каком-то смысле мюзикл в России — это всегда компромисс. Спектакль «Крем, джем и буги-вуги» пытается пройти мимо этих, казалось бы, очевидных проблем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТОВСТОНОГОВ, СТАВШИЙ КУКЛОЙ, СНОВА КУРИЛ «МАЛЬБОРО»…

    На малой сцене БДТ Резо Габриадзе представил куклу «Георгий Товстоногов»

    «Всегда можно проверить, гений ли человек, — давным-давно говорил мне Резо Габриадзе. — Если гений — его легко вообразить марионеткой. Моцарт — великая марионетка, Гете, Пушкин — марионетки. А Лермонтов — нет. Гоголь — марионетка, Чехов — гениальная марионетка… А Достоевский нет. И Толстой нет. Значит, они просто великие писатели…»

    С тех пор Габриадзе не раз опровергал свою теорию практикой. Прекрасными куклами (вот не скажу — марионетками ли) оказывались и Андрей Битов, и Лиза Богословская (Ангел, оживляющий Алешу в «Песне о Волге»), и Марлен Дитрих, и сотрудник театрального музея Елена Федосова (плясала Розой в той же «Песне»)… Да что греха таить, и сама я побывала длинноносой куклой (не марионеткой!), вывозящей детей из разбомбленного Киева… А уж точно марионеткой представали Чарли Чаплин и Ирина Антонова, «дебютировавшая» на открытии выставки Резо в Пушкинском музее несколько лет назад. И играла ей на рояле кукла-марионетка Святослав Рихтер…

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ОТРАЖЕНИЯ

    «Язык птиц». По мотивам поэмы Фарида ад-Дина Аттара.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова совместно с Центром творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом».
    Режиссер и автор сценария Борис Павлович, художник Катерина Андреева, режиссер по пластике Алина Михайлова.

    Сегодня, 2 апреля, во Всемирный день аутизма, в репетиционном зале БДТ им. Г. А. Товстоногова состоится второй показ спектакля, который Борис Павлович, курирующий в театре социальные проекты, придумал и сделал с актерами театра и студентами Центра «Антон тут рядом».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЕСЛИ Я НЕ СДАЛ ТЕКСТ — ЗНАЧИТ Я УМЕР» ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ЦИЛИКИНА

    «Если я не сдал текст в дэдлайн — значит я умер. Других вариантов быть не может», — говорил Дмитрий Циликин чеканно, строго, чопорновато, не раз и не два.

    Всегда, когда речь у нас заходила о ком-то из коллег, легко игнорирующем такую сущую «безделицу», как непунктуальность.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ГОРОДА N

    «Ревизор». Н. В. Гоголь.
    Российский государственный театр драмы им. Федора Волкова (Ярославль).
    Режиссер Денис Азаров, художник Илья Кутянский.

    Многоуровневое пространство «Ревизора» отражает множественность смыслов комедии Гоголя. С самого начала спектакля очевидна эклектика в образной системе, в пространственно-временных и художественных решениях. Цитаты из фильмов, смысловая многослойность, нагромождение гротесковых образов позволяют с легкостью определить, что перед нами разыгрывается постмодернистский сценический текст.

    На сцене сложная двухэтажная инсталляция, в которой прочитываются очертания дома. Каждый закуток продуман до мелочей. По ходу действия там будут показаны значимые эпизоды, разрозненные актерские этюды, которые разыгрываются одновременно с основным действием. В целом картинка похожа на кукольный домик, вывернутый наизнанку.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИДЕАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

    «Я была в доме и ждала...». Ж.-Л. Лагарс.
    Московский драматический театр им. Вл. Маяковского.
    Режиссер Анатолий Шульев, художник Ольга Богатищева.

    Жан-Люк Лагарс (1957–1995) изобрел свою собственную манеру писать тексты для сцены. Такую, что для режиссеров постановка его пьес — настоящий вызов. К слову, сам он был режиссером, и его спектакли по собственным произведениям неизменно были провальными. Но это не помешало ему стать культовым автором, которого сейчас во Франции ставят чаще других драматургов второй половины XX века. «Я была в доме и ждала, чтобы дождь пришел» — предпоследний текст Лагарса, написан в 1994 году. Он уже знал, что умирает от СПИДа, и это не лишняя подробность для понимания его пьесы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЕЛОВЕК — ЭТО ТО, ЧТО ВСЕГДА НОВО

    Очередной донской фестиваль «Мельпомена» — тринадцатый. Как правило, почти все спектакли уже видены в премьерном варианте, но до чего же интересно наблюдать их жизнь, посмотрев через полгода, например! Одни набирают силу, другие «расползаются».

    Шолоховский «Тихий Дон», например, в этот раз был сыгран артистами Ростовского театра драмы с особым внутренним волнением, будто дело шло о событиях сегодняшних. Настойчиво билась и клокотала в душах запутанных и заплутавших людей болезненная мысль о ничтожной цене человеческой жизни. Да оставьте нас в покое с вашими революциями и контрреволюциями, генералами и комиссарами! Дайте пожить около своих детишек, на земле всласть поработать, хозяйство поднять... Чем не тема нынешнего дня!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА БОЛЬШЕ НЕ ПЛАЧЕТ У ОКНА

    «Жанна». Я. Пулинович.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Мария Романова, художник Эмиль Капелюш.

    В последние 10–20 лет популярным комедийным сюжетом был обмен телами между мужчиной и женщиной. Тот или другой вынуждены были пытаться устанавливать связи с миром и распутывать сюжетные хитросплетения в чуждой и даже враждебной оболочке. Но по пути к финалу гендерные противоречия стирались, герои на собственной шкуре убеждались в том, как нелегко приходится их противникам, и в итоге в вечной «битве полов» наступало перемирие. Создатели спектакля «Жанна», кажется, транслируют идею, что в современном мире женщины и мужчины поменялись местами без надежды на обратное превращение, а война давно проиграна обеими сторонами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БОГ УМЕР. БИРЮКОВ©

    Вчера и сегодня на фестивале «Золотая Маска» «Панночка» томского театра «Скоморох». Напоминаем, что спектакль Владимира Бирюкова был выдвинут в трех номинациях — лучший спектакль театра кукол, работа режиссера и работа художника. О нем у нас материал из ПТЖ № 81.

    «Панночка». Н. Садур.
    Томский областной театр куклы и актера «Скоморох».
    Режиссер Владимир Бирюков, художник Виктор Никоненко

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОНЦЕРТ В ДОНОСАХ ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ И ГРУППЫ ЛИЦ БЕЗ ЦЕНТРА

    «Слово и дело».
    Театро Ди Капуа.
    Автор идеи Илона Маркарова, режиссер Джулиано Ди Капуа, сценография Максима Исаева, музыкальное оформление Олега Гулевского (живой звук).

    Кажется, Театро Ди Капуа задумал целый цикл исторических «лекций» или сериал в духе тех, что делал лет 20 назад Леонид Парфенов. Вслед за «Жизнью за царя» последовало «Слово и дело» на основе документов XVII века.

    Премьера Театро ди Капуа выстроена на доносах, жалобах и челобитных государю. Его прямая речь принадлежит патриарху Никону, протопопу Аввакуму, боярыне Морозовой и ее сестре Евдокии Урусовой, Семену Дежнёву и многочисленным другим, менее значимым, персонам. Львиная доля документов связана с церковным расколом, процессами и репрессиями, им вызванными.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария