
-
«Гамлет». Сочинение для сцены Льва Додина по Саксону Грамматику, Рафаэлю Холиншеду, Уильяму Шекспиру, Борису Пастернаку.
МДТ — Театр Европы.
Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.Этого «Гамлета» интересно смотреть! Некоторое время назад я понял, что больше не вынесу никакой, совсем никакой постановки «Гамлета» и «Трех сестер» — ни глубокой, ни метафорической, ни постдраматической, комической ли, депрессивной ли, никакой. Хотелось новой пьесы: с неизвестным сюжетом, с оригинальными характерами, в непривычной эстетике. Спектакль Додина — именно по новой пьесе, со всеми перечисленными обстоятельствами. По современной, во всех смыслах современной, пьесе.
-
«Гамлет.eXistenZ». Игра в одном действии по пьесе В. Шекспира.
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Петр Шерешевский, художники Александр Мохов и Мария Лукка.В основе премьерного спектакля Петра Шерешевского о принце Датском сюжет фантастического триллера Дэвида Кроненберга «eXistenZ», жутковатой истории об Аллегре Гелле, создательнице виртуальной игры под названием «eXistenZ», в которой события реальной жизни смешиваются с миром выдуманным. Интеллектуальная и беспощадная игра в одном действии по пьесе Шекспира, затеянная режиссером, лишена какого бы то ни было сочувствия, пощады и созидания. Напротив, с самого начала тебя погружают в виртуальный агрессивный и деструктивный мир. В лабораторию по исследованию человекоподобных. В жестокую игру под названием «Гамлет. eXistenZ».
-
«Корабль Экзюпери».
Театр «Особняк».
Режиссер и художник Яна Тумина.Уже народ переболел обязательной нежностью к «Маленькому принцу», прочел «взрослого» Экзюпери, уже он перестал быть именем нарицательным. Уже детские театры пережили шок от каприза наследников: снять все версии «Принца», где есть шаг в сторону от исходных авторских картинок; уже наследники поступились этим своим императивом...
Яна Тумина разворачивает в уникальном пространстве «Особняка» свою — особняковую — пустыню. Назвать сцену театра маленькой не получится. Здесь, как правило, разверзаются миры, даже если играют двое.
-
Сегодня на «Золотой Маске» «Ваня» — миниатюра Алексея Лелявского про время драконов. Спектакль выдвинут в четырех номинациях — как лучший спектакль, работа режиссера, художника и актера в театре кукол.
«Ваня».
Театр Karlsson Haus.
Режиссер Алексей Лелявский, художник Александр Вахрамеев.Время драконов порождает сказки про борьбу с ними.
Тоскливо и протяжно заливается гармонь, звонко бренчит балалайка. Из темноты возникает фигура человека, лежащего на земле в неудобной, скрюченной позе, будто повалившегося наземь после пьянки. Сказка сказывается в непростых условиях. Все действие происходит на невысокой площадке — помосте, приподнятом над полом и замкнутом сверху низким потолком.
-
«На всякого мудреца довольно простоты». А. Н. Островский.
Пермский академический Театр-Театр.
Режиссер Борис Мильграм, художник Виктор Шилькрот.В пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» Островским вплетено множество водевильных ситуаций, однако современники не оценили такой неординарный художественный прием и упрекнули драматурга в измене реализму. Худрук Пермского Театра-Театра Борис Мильграм, напротив, решил покориться авторскому замыслу, чтобы создать на сцене водевиль. Театральный жанр, бурно расцветший в России еще в XVIII веке, сегодня выглядит архаично, поэтому перед режиссером стояла задача не утонуть в многовековой пыли и создать драматический спектакль с песенками-куплетами и танцами, интересный современному зрителю. Так возникла постановка на грани жанров и стилей, начинающаяся словами: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. В искусстве драматическом все будет...». Что именно будет, артист Сергей Детков, произносящий этот текст, не уточняет, а будет многое: музыка Лоры Квинт в аранжировке Татьяны Виноградовой, танцы и пластические этюды Ирины Ткаченко и актерские работы, которыми хочется наслаждаться.
-
С режиссером Алексеем Франдетти беседует Серафима Пантыкина
В Свердловском театре музкомедии в эти дни играют премьеру «Бернарды Альбы». Вверху на премьерной афише — «Впервые в России», внизу — слоган «Любовь убивает любовь». За спиной режиссера Алексея Франдетти постановка камерного мюзикла «Рождество О. Генри», комикс-опера «Viva la Mamma» в Красноярске, «Пробуждение весны» в содружестве с К. Серебренниковым в Гоголь-центре, совместные шоу со Stage Entertainment. В будущем Франдетти ждут постановки в МХТ им. Чехова, Театре им. Пушкина и разные телевизионные программы.
-
Сегодня у нас в блоге два полярных мнения о документальном проекте про и с участием бездомных, показанном неделю назад в Аннекирхе.
«НеПрикасаемые».
Автор идеи и режиссер Михаил Патласов, художник Владимир Абих. -
XX фестиваль «Йошкар-Ола театральная»
«...Мы пока еще живем в Европе! И мы христиане!» — бургомистр захолустного городка Гюллена (в его роли народный артист Республики Марий Эл Виктор Гришин) сам не верит в то, что произносит с таким пафосом. Зрительный зал Академического русского театра драмы имени Г. Константинова (переполненный, кстати) в городе Йошкар-Оле, собравшийся на спектакле «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта, коллективно вздрагивает и вообще реагирует очень остро. Хотя, казалось бы, ему-то чего волноваться по поводу гибели европейской цивилизации? Столица Марий Эл стараниями главы республики Леонида Маркелова, влюбленного в «настоящую Европу», превращена в город, где есть кусочек Голландии (набережная Амстердам с одной стороны реки Малая Кокшага и набережная Брюгге с другой, это официальные названия), где центральная площадь напоминает о венецианской Сан-Марко, а неподалеку от бронзового Рембрандта, только мост перейти — памятник принцессе Монако Грейс и ее супругу.
-
«Мера тел».
Театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург) совместно с Инженерным театром «АХЕ» (Санкт-Петербург).
Режиссеры, художники Максим Исаев и Павел Семченко, хореограф Татьяна Баганова.30 марта Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» и Инженерный театр «АХЕ» показали на Эрарта Сцене спектакль «Мера тел».
В основу первого опыта сотрудничества двух театров лег знаменитый рассказ Д. И. Менделеева о создании периодической системы химических элементов, которая привиделась ему во сне
-
Сегодня 5 апреля впервые за последние 25 лет в Петербурге открываются большие гастроли Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала. На основной сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова будут представлены шесть спектаклей. Первый из них — «визитная карточка» татарского театра — «Голубая шаль» в постановке Фарида Бикчантаева. О спектакле рассказывает Надежда Стоева. Полную афишу гастролей можно увидеть здесь.
-
Сегодня на фестивале «Золотая Маска» «Маленькие трагедии» Русского драматического театра Удмуртии. Спектакль выдвинут в четырех номинациях: спектакль большой формы, работа режиссера, работа художника и мужская роль. О нем – материал Татьяны Джуровой из ПТЖ № 79.
-
«Крем, джем и буги-вуги». Мюзикл для всей семьи.
Либретто Максима Леонидова, Александра Шаврина и Андрея Носкова.
Музыка Максима Леонидова.
Режиссер Андрей Носков, продюсер Алики Усубиани, художник Яна Глушанок.Мюзиклу трудно приходится в России в силу его неумолимой затратности: он не рассчитан на небольшие площадки, не может обойтись посредственным светом, дешевой декорацией или бюджетными костюмами. Здесь требуется хорошая музыка и качественное либретто. Отсутствие традиций мюзикла в России рождает проблему постановочной и исполнительской школы, превращая вопрос кастинга практически в непреодолимое препятствие. Уже готовый мюзикл сталкивается с неминуемой проблемой отсутствия прокатной практики подобного рода затратных спектаклей. В каком-то смысле мюзикл в России — это всегда компромисс. Спектакль «Крем, джем и буги-вуги» пытается пройти мимо этих, казалось бы, очевидных проблем.
-
На малой сцене БДТ Резо Габриадзе представил куклу «Георгий Товстоногов»
«Всегда можно проверить, гений ли человек, — давным-давно говорил мне Резо Габриадзе. — Если гений — его легко вообразить марионеткой. Моцарт — великая марионетка, Гете, Пушкин — марионетки. А Лермонтов — нет. Гоголь — марионетка, Чехов — гениальная марионетка… А Достоевский нет. И Толстой нет. Значит, они просто великие писатели…»
С тех пор Габриадзе не раз опровергал свою теорию практикой. Прекрасными куклами (вот не скажу — марионетками ли) оказывались и Андрей Битов, и Лиза Богословская (Ангел, оживляющий Алешу в «Песне о Волге»), и Марлен Дитрих, и сотрудник театрального музея Елена Федосова (плясала Розой в той же «Песне»)… Да что греха таить, и сама я побывала длинноносой куклой (не марионеткой!), вывозящей детей из разбомбленного Киева… А уж точно марионеткой представали Чарли Чаплин и Ирина Антонова, «дебютировавшая» на открытии выставки Резо в Пушкинском музее несколько лет назад. И играла ей на рояле кукла-марионетка Святослав Рихтер…
-
«Язык птиц». По мотивам поэмы Фарида ад-Дина Аттара.
БДТ им. Г. А. Товстоногова совместно с Центром творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом».
Режиссер и автор сценария Борис Павлович, художник Катерина Андреева, режиссер по пластике Алина Михайлова.Сегодня, 2 апреля, во Всемирный день аутизма, в репетиционном зале БДТ им. Г. А. Товстоногова состоится второй показ спектакля, который Борис Павлович, курирующий в театре социальные проекты, придумал и сделал с актерами театра и студентами Центра «Антон тут рядом».
-
«Если я не сдал текст в дэдлайн — значит я умер. Других вариантов быть не может», — говорил Дмитрий Циликин чеканно, строго, чопорновато, не раз и не два.
Всегда, когда речь у нас заходила о ком-то из коллег, легко игнорирующем такую сущую «безделицу», как непунктуальность.
-
«Ревизор». Н. В. Гоголь.
Российский государственный театр драмы им. Федора Волкова (Ярославль).
Режиссер Денис Азаров, художник Илья Кутянский.Многоуровневое пространство «Ревизора» отражает множественность смыслов комедии Гоголя. С самого начала спектакля очевидна эклектика в образной системе, в пространственно-временных и художественных решениях. Цитаты из фильмов, смысловая многослойность, нагромождение гротесковых образов позволяют с легкостью определить, что перед нами разыгрывается постмодернистский сценический текст.
На сцене сложная двухэтажная инсталляция, в которой прочитываются очертания дома. Каждый закуток продуман до мелочей. По ходу действия там будут показаны значимые эпизоды, разрозненные актерские этюды, которые разыгрываются одновременно с основным действием. В целом картинка похожа на кукольный домик, вывернутый наизнанку.
-
«Я была в доме и ждала...». Ж.-Л. Лагарс.
Московский драматический театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Анатолий Шульев, художник Ольга Богатищева.Жан-Люк Лагарс (1957–1995) изобрел свою собственную манеру писать тексты для сцены. Такую, что для режиссеров постановка его пьес — настоящий вызов. К слову, сам он был режиссером, и его спектакли по собственным произведениям неизменно были провальными. Но это не помешало ему стать культовым автором, которого сейчас во Франции ставят чаще других драматургов второй половины XX века. «Я была в доме и ждала, чтобы дождь пришел» — предпоследний текст Лагарса, написан в 1994 году. Он уже знал, что умирает от СПИДа, и это не лишняя подробность для понимания его пьесы.
-
Очередной донской фестиваль «Мельпомена» — тринадцатый. Как правило, почти все спектакли уже видены в премьерном варианте, но до чего же интересно наблюдать их жизнь, посмотрев через полгода, например! Одни набирают силу, другие «расползаются».
Шолоховский «Тихий Дон», например, в этот раз был сыгран артистами Ростовского театра драмы с особым внутренним волнением, будто дело шло о событиях сегодняшних. Настойчиво билась и клокотала в душах запутанных и заплутавших людей болезненная мысль о ничтожной цене человеческой жизни. Да оставьте нас в покое с вашими революциями и контрреволюциями, генералами и комиссарами! Дайте пожить около своих детишек, на земле всласть поработать, хозяйство поднять... Чем не тема нынешнего дня!
-
«Жанна». Я. Пулинович.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Эмиль Капелюш.В последние 10–20 лет популярным комедийным сюжетом был обмен телами между мужчиной и женщиной. Тот или другой вынуждены были пытаться устанавливать связи с миром и распутывать сюжетные хитросплетения в чуждой и даже враждебной оболочке. Но по пути к финалу гендерные противоречия стирались, герои на собственной шкуре убеждались в том, как нелегко приходится их противникам, и в итоге в вечной «битве полов» наступало перемирие. Создатели спектакля «Жанна», кажется, транслируют идею, что в современном мире женщины и мужчины поменялись местами без надежды на обратное превращение, а война давно проиграна обеими сторонами.
-
Вчера и сегодня на фестивале «Золотая Маска» «Панночка» томского театра «Скоморох». Напоминаем, что спектакль Владимира Бирюкова был выдвинут в трех номинациях — лучший спектакль театра кукол, работа режиссера и работа художника. О нем у нас материал из ПТЖ № 81.
«Панночка». Н. Садур.
Томский областной театр куклы и актера «Скоморох».
Режиссер Владимир Бирюков, художник Виктор Никоненко
комментарии