
-
Про XIII Международный фестиваль тюркских народов «Науруз» в Казани
Писать про «Науруз» — значит, пытаться собрать во что-то обозримое весь тюркский космос с его фольклором, историей, социальностью. Самоосознавание себя — через миф, историю (а советская история — одно из самых болезненных звеньев исторической цепи), современную драматургию и режиссуру — непрямой ризоматический сюжет фестиваля, множественные темы которого выявляются и звучат с остротой не сами по себе, а только будучи соотнесенными с другими национальными линиями и темами.
«Науруз» — это еще и новизна ощущений, экзотика, непривычность театральных языков. И когда пишешь про «Науруз», важно освободить себя от этого — а также очарованности «примитивом». У фестиваля в этом году был очевидный якутский акцент. Четыре театра Республики Саха — Олонхо, Академический театр им. П. Ойунского, ТЮЗ и Театр Эстрады — представили свои спектакли.
-
«Пиковая дама». П. И. Чайковский.
Ростовский музыкальный театр.
Дирижер Андрей Аниханов, режиссер Павел Сорокин, художник Вячеслав Окунев.Эта опера, наверное, будет жить вечно, потому что в музыке Чайковского тоже есть тайна. Не меньшая, чем в повести Пушкина. Звучащие в интродукции три главные темы — магические три карты, летучий образ графини, любовное переживание Германа — в первой же картине чудесным образом сплетаются в одну. Уже ничто не существует отдельно. Все три линии нерасторжимы, и, по моему ощущению, их жестко держит злой дух несвободы. Будто кто-то неумолимый заранее распланировал судьбы, обозначил всем персонажам место друг подле друга, сделав зависимыми против их воли. Все зыбкое и логически необъяснимое музыка воплощает в абсолютно ясные образы, заставляя кожей ощущать неотвратимую гибельную бездну с ее ледяным холодом и потусторонним ужасом. Недаром об опере писали, что это «и симфония, и кантата, и поэма смерти».
-
«Колымские рассказы». В. Шаламов.
Театральная платформа «В центре» (Ельцин Центр, Екатеринбург).
Автор инсценировки и режиссер Алексей Забегин, художник Константин Соловьев.Спектакль «Колымские рассказы» начинается сверлящим ощущением холода, знакомого всем, кто оказывался на улице в крепкий мороз темным беспросветным утром. Сухое, беспощадное к коже, глазам, легким дыхание северной зимы передается скрипом бьющейся о металл проволоки — набором искусственных звуков из нечеловеческой реальности, для узников лагерей растянутой на годы и годы. Той шаламовской реальности, в которой необходимо освоиться, дотерпеть, выжить.
Режиссер и автор инсценировки Алексей Забегин, кажется, не претендует на художественное исследование всех законов этой действительности, а берется только за одну линию — движение от нормального человеческого поведения к слому, от эмоционального восприятия к пустоте, от живого сознания к смерти и обратно. Соответственно подбираются и монтируются рассказы.
-
XV Фестиваль театров малых городов России, кочующий ежегодно из одного маленького города в другой, прошел на этот раз в Тобольске.
Организатор и вдохновитель фестиваля — Театр Наций — получил поддержку не только Министерства культуры РФ, но и компании СИБУР. Цифры сошлись — 15-й по счету фестиваль собрал 15 спектаклей-участников. Плотный график, по два, а то и по три спектакля в день, был «нагружен» еще и мастер-классами по сценречи, сцендвижению, сценическому свету и звукорежиссуре. И, разумеется, шли обсуждения каждой представленной работы. Такой уж у этого фестиваля собственный «узор» — можно пробыть на нем весь срок и посмотреть спектакли коллег. И прийти на обсуждение не только своих, но и чужих спектаклей — такую роскошь, согласитесь, нынче мало кто может себе позволить.
-
«Относительные ценности». Н. Кауард.
Театр Комедии им. Н. П. Акимова.
Режиссер Анатолий Ледуховский, художник Андрей Щаев.Хорошо сделанная пьеса англичанина Ноэла Кауарда несколько припозднилась с появлением на русской сцене. Драматург успел закончить основные свои произведения еще до Второй мировой. Конфликт между низшим и высшим сословиями, актуальный для Англии еще в Первую мировую и разрешившийся в России весьма радикальным способом примерно в 1917-м, сейчас — милый анахронизм, очередная коллизия какого-нибудь английского сериала об аристократическом семействе. Пьеса остроумно преувеличенно и весьма торжественно развенчивает миф о социальном равенстве. Аристократический сын решил жениться на популярной киноактрисе, его семья — в шоке и замысловато ищет способ избежать неравного брака. Сюжет режиссера не смущает, он с ним легко «разобрался», дополнил и осмыслил — стал играть с жанром, с раз и навсегда утвержденными сюжетными ходами, с амплуа, с классическим детективом и с пьесой. Играет и с вечным противопоставлением слуг и господ, симбиозом их совместного существования, который не могут нарушить ни научно-технический прогресс, ни революция, ни демократия. Играет в театр и играет в кино.
-
Сегодня на фестивале «Радуга» спектакль «Корабль дураков» Дениса Бокурадзе из новокуйбышевского театра «Грань». О спектакле читайте материал Марины Дмитревской
-
«Зима, когда я вырос». Петер ван Гестел.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Артем Устинов, художники Алексей Порай-Кошиц и Игорь Каневский.Когда находишься под сильным обаянием книги, сложно согласиться на чужую трактовку. Когда успел полюбить выдуманных персонажей, чудаков и слегка помешанных, а особенно обиженных и злых, сложно увидеть их в конкретных актерах. Когда место действия послевоенный Амстердам и даже точно — одна холодная зима 1947 года в этом городе, сложно увидеть все это на нарисованном заднике и в пластиковом снеге. Монохромные картинки — как в детской книге, с улицами и одинокими застывшими фигурами на ледяных каналах, — двигаются, как в диафильме. Воображение сильно помогает, а во втором акте, когда на заднике уже ничего нет, кроме абстрактных снежинок, только оно и работает.
-
О спектакле Кирилла Серебренникова — статья Наталии Каминской из ПТЖ № 81.
-
«И дольше века длится день». По роману Ч. Айтматова.
В московском Музее истории ГУЛАГа.
Режиссеры Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина, художник Виктор Никоненко.Обыкновенно театр приходит в музей на правах бедного родственника, квартиранта, играющего свои камерные спектакли, скромно не принимая во внимание тему окружающей его экспозиции. Спектакль «И дольше века длится день» по прозе Чингиза Айтматова родился по инициативе Музея истории ГУЛАГа, его директор Роман Романов выступил продюсером постановки, которая идет в оснащенном театральном зале современного развивающегося комплекса. В спектакле заняты не только актеры и куклы, но и подлинные музейные предметы. Документальное искусство, которое стало привычным для драматического театра и с которым так разнообразно работает анимация, наверное, впервые говорит языком театра кукол.
-
Сегодня на XVIII Международном фестивале «Радуга» «Три сестры» Тимофея Кулябина. О спектакле театра «Красный факел» в ПТЖ писали не раз и разные авторы, в том числе, Марина Дмитревская и Дарья Макухина. Он нем же — полемическая переписка Марины Дмитревской и Татьяны Джуровой из № 82.
-
Сегодня на XVIII Международном фестивале «Радуга» «Гроза» Уланбека Баялиева. О спектакле Театра им. Е. Вахтангова рассказывает Марина Дмитревская.
-
«В прошлом году в Мариенбаде». По фильму А. Рене.
Александринский театр.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художник Ксения Перетрухина.У театра и кино общая морфология. Сюжеты их развиваются во времени и пространстве. О единстве и борьбе этих феноменов — новый спектакль Дмитрия Волкострелова. Главный его технический трюк уверенно ассоциируется с природой кино, которая предполагает возможность совмещения нескольких параллельных действий. Это освобождает кино от примата времени, позволяет автору фильма свободно управлять им. Значимую для театра попытку экстраполяции игры со временем, так легко дающейся кино, демонстрировала Ариан Мнушкин в спектакле «1789», где одновременно на одной сцене сосуществовали разные времена действия. Похожим образом организовано пространство спектакля Волкострелова, только квадратные площадки не возвышаются над толпой, как в спектакле работающей с площадной эстетикой Мнушкиной, а то утопают под сценой, то вырастают над ней.
-
В архиве появился № 82. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«МЮНХГАУЗЕНШОУ». По мотивам пьесы Г. Горина.
Ульяновский театр кукол.
Режиссер Александр Янушкевич, художник Татьяна Нерсисян.Это спектакль-шоу, где царствует барон Мюнхгаузен — главная звезда безумного циркового и карнавального представления, то до боли смешного, то до боли трагичного. Здесь проворачивают фокусы и трюки, надевают и срывают маски, играют самой жизнью.
Огромные буквы имени главного героя тоже становятся элементами этой Большой Игры: их выносят под торжественный марш (композитор Александр Литвиновский) артисты, облаченные в красные фраки и белые брюки, и на наших глазах выкладывают МЮНХГАУZЕНШОУ, где «О» — это маленькая цирковая арена с одной стороны и сияющая полная луна — с обратной. Буквы то и дело в различных вариациях возникают по ходу спектакля. В одном только имени — бездна фантазии! Этой игре с буквами зрители аплодируют, как артисту в цирке после удачно выполненного трюка.
-
Не потому поздравляем мы с круглой датой актрису Ирину Полянскую, что, каждый день, когда мы ненароком встречаем нашего главного редактора М. Дмитревскую, нам кажется, что мы встречаем И. Полянскую, поскольку никто не может забыть ее капустника на нашем 20-летии.
-
«Как закалялась сталь». Пьеса А. Букреевой по роману Н. Островского.
«Балтийский дом».
Режиссер Анатолий Праудин, художник Алексей Порай-Кошиц.Не могу сказать, что спектакль «Как закалялась сталь» А. Праудина мне понравился.
Но он — вот главное — и не должен нравиться.
Более того, если б этот спектакль нравился, это было бы оскорбительно для него и для режиссера, а Праудин перестал бы быть самим собой, и его бы жег позор за все мелкое…
-
Сегодня, 26 мая, много театральных людей соберется в Доме актера на презентацию книги «Речевое творчество актера: данность и предчувствие». Книга, как и ее презентация, приурочены к 70-летию Юрия Андреевича Васильева, профессора, одного из столпов ленинградской-петербургской речевой школы. В книгу, в том числе, юбиляр, автор многих других книг и пособий, включил разговор о профессии и судьбе, на который не так давно вызвала его М. Дмитревская. Диалог был опубликован в ПТЖ № 74, там же об Учителе рассказали ученики.
Публикацию, в свое время не приуроченную к юбилею, мы предлагаем сегодня вниманию читателей, одновременно поздравляя одного из легендарных персонажей Моховой с днем рождения!
Ассоциация театральных критиков (АТК) заявляет о поддержке Кирилла Серебренникова, Софьи Апфельбаум и Юрия Итина в связи с уголовным делом о предполагаемых хищениях в «Седьмой студии». Мы требуем уважения со стороны властей и Следственного комитета РФ по отношению к ним и ко всем их коллегам, которые фигурируют в материалах этого дела.
Считаем, что та форма, в которой были проведены следственные действия в «Гоголь-центре», недопустима и направлена на устрашение трудового коллектива и шире — всего российского театра.
Выражаем удивление тем, что Следственный комитет РФ санкционировал массовые обыски по уголовному делу, возбужденному еще в 2015 году, именно сейчас — такая вспышка активности вызывает подозрения в том, что дело носит политически мотивированный характер.
Члены Координационной группы Ассоциации театральных критиков:
Лариса Барыкина,
Марина Давыдова,
Марина Дмитревская,
Елена Ковальская,
Андрей Пронин,
Павел Руднев,
Глеб Ситковский,
Ольга Федянина.
25 мая 2017 года
«Акико». По рассказу В. Пелевина.
Театр «18+» (Ростов-на-Дону).
Режиссер Герман Греков, художник Дмитрий Цупко.
«Здравствуй, благородный незнакомец. Ты выглядишь странно, словно родом не из наших мест. Не пришелец ли ты из далеких северных стран? Меня зовут Акико. А как твое славное имя?..»
Четырнадцать лет назад Виктор Пелевин написал рассказ о киберсексе и глобальном контроле. За прошедшее время тема интернет-воздействия приобрела несколько даже истерическую актуальность (вспомнить хотя бы «пакет Мизулиной» и историю с группами «китов»). Не случайно именно сегодня Герман Греков увидел в рассказе «Акико» готовую монопьесу для актрисы Светланы Башкировой.
Текст Пелевина обнажает механизм перехвата власти в глобальном пространстве потребления. Сначала анонимный герой рассказа (живущий на улице Маши Порываевой) «доминирует» над анимешной куколкой на сайте примитивной порноигры, а затем сам оказывается в полной зависимости, причем не сексуальной, а финансовой и репутационной: «Ты думаешь, мы тут не понимаем, какой ты ЙЦУКЕН? IP адрес 211.56.67.4, Master Card 5101 2486 0000 4051? Думаешь, не выясним? Что-то подсказывает нам, ЙЦУКЕН, что Маша Порываева расколется очень быстро…»
Каждый работник вуза знает, что есть в его, вуза, пределах люди легендарные. Такой была Елена Викторовна Назарова, многолетняя заведующая аспирантурой на Моховой и на Исаакиевской.
Человек насквозь театральный, с детства помнившая великих и их детей как друзей дома, она была остроумным и зорким наблюдателем жизни института, помнившим все «веселые случаи на уроках», оживавшие в ее бесконечных рассказах очень выпукло, по-киношному.
Кажется, только она дотошно помнила, кто и как возмущался в тот момент, когда с белой лестницы института исчез ковер (а это, как вы понимаете, означало падение культуры и образования вообще. Полное). Только она в свои 80 могла рассказать, когда, с кем и у кого был роман, кто когда был отчислен и кто был вообще-то антисемит, хотя и скрывал… Только она знала всех детей педагогов и студентов, часто справлялась о них, не путая имен… «Давайте поставим камеру на сутки, будем меняться и запишем все», — вполне не шутя предлагала год назад Е. Тропп, потому что все мы ощущали, что Елена Викторовна — кладезь, «уходящая натура», замечательно живой архивариус…
комментарии