Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли января 2025. Выбор редакции


  1. 6, 17 января — «Записки юного врача», театр «Мастерская», режиссер Григорий Козлов.

    Особенно советую сходить в Сочельник и зарядиться стоическим чувством: можно, можно превозмочь, перетерпеть в снегах — и заставить звучать «Оду к радости».

  2. 13, 16 января — «История старой квартиры», Городской театр (Сцена на Галерной), режиссер Наталия Лапина.

    Особенно советую сходить в Старый Новый год: действие начинается по старому календарю… Вы вспомните весь ХХ век, своих бабушек и дедушек, поколения, у которых была отнята жизнь. Спектакль разбудит вашу аффективную память и слезы, а заодно утвердит в чувстве жизни.

  3. 15, 16 января — «Три», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Петр Шерешевский.

    Билетов нет, но вы держитесь. И почувствуйте себя в густонаселенном мире сегодняшних трех сестер, в нашей с вами общей квартире накануне какого-то следующего года…

  4. 26 января — «Братья и сестры», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Всегда

  5. 31 января — «Магазин», Небольшой Драматический Театр, режиссер Артем Злобин.

    Насилие порождает насилие, но искусство дает ощущение радости.


  1. 3, 7 января — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», Театр им. Ленсовета, режиссер Нора Райхштейн.

    55-летний спектакль не просто жив, но и весьма бодр! Сохранил неотразимое обаяние. Этот ленинградско-петербургский театральный сувенир по-прежнему радует зрителей всех возрастов.

  2. 2, 3, 4, 6, 7, 8 января — «Комната Герды», театр «Особняк», режиссер Яна Тумина.

    Алиса Олейник чудодействует в спектакле Яны Туминой. Живая Комната — пространство несбывшегося, наплывающих воспоминаний, снов о горькой и невосполнимой потере, фантазий и надежд.

  3. 15 января — «Все мы прекрасные люди», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    В январской афише — пять бутусовских спектаклей. Смотреть стоит абсолютно все! Но в марте «Все мы прекрасные люди» сыграют в последний раз, так что нельзя упустить шанс увидеть этот страстный, красивый, экспрессивный спектакль (осталось всего три показа, и он уйдет в историю).

  4. 23 января — «Машина едет к морю», театр «Особняк» & Театральная мастерская «АСБ», режиссер Алексей Янковский.

    Спустя годы после премьеры спектакль стал еще более смешным и еще более трагическим. Мечта о том, чтобы стать свободными и куда-то вырваться, по-прежнему неисполнима, но в ней все так же сосредоточен глубокий и человечный смысл.

  5. 25 января — Фестиваль «НАШЕ ВСЁ. Опыт 1.» в БДТ им. Г. А. Товстоногова.

    В афише междисциплинарного фестиваля, посвященного диалогу с Пушкиным, — спектакли («Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери»), перформансы, концерты классической и современной музыки, лекции, сеансы трансформации и настольные игры.


    Театр для детей и подростков

  1. 2, 3, 4 января — «Не время для оленей», Упсала-Цирк, режиссер Ярослав Митрофанов.

    В Упсале — следующий виток рождественско-новогодних спектаклей. Новый спектакль в доверительной атмосфере и уютном пространстве для тех, кому 3+, и по традиции на нем хорошо всем — и маленьким, и взрослым.

  2. 2, 4, 6, 23 января — «Снежинка, которая не таяла», Большой театр кукол, режиссер Яна Тумина.

    Волшебный и тихий спектакль на языке, понятном для самых маленьких, о том, как стоит принять эту жизнь.

  3. 2–12 января — рождественские спектакли в афише театра Karllson Haus.

    Театр Karllson Haus в эти зимние каникулы устроил марафон спектаклей, посвященных Рождеству. На выбор — истории Петсона, Гринча, муми-троллей или одной лохматой бездомной собаки.

  4. 22 января — «Фабрика по изготовлению вундеркиндов», Театральный проект 27, режиссер Анна Морозова.

    Почти документальная и очень понятная школьникам история о том, как взрослые заставляют своих талантливых детей проживать не свою жизнь.

  5. 25 января — «Когда я снова стану маленьким», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Евгений Ибрагимов.

    Неувядающий хит БДТ по важным текстам Януша Корчака о том, как сохранить детский взгляд и милосердное сердце вопреки всему. Виртуозная актерская работа Тараса Бибича.


  1. 10 января — «Серотонин», Театр на Садовой, режиссер Андрей Прикотенко.

    История исчезновения гуманистического человека в условиях постгуманистического мира по роману одного из самых провокативных писателей XXI века, блистательно сыгранная Иваном Волковым.

  2. 10 января — «Превращение», театр «Мастерская», режиссер Роман Габриа.

    Программное высказывание главного режиссера театра о месте художника и человека в этом мире. Вас ждут удивление, провокация и… превращение. Во всяком случае, хочется в это верить.

  3. 19 января — «ЛайкаРоллингСтоун», Театр Lusores, режиссер Александр Савчук.

    Редкий пример автофикшена, в котором собственный опыт нарратора выводится на уровень художественного высказывания. Все, что для этого нужно, — выключить свет, поставить винил и сфокусироваться на красной лампочке проигрывателя, горящей в ночи маяком настоящей большой внутренней жизни.

  4. 23 января — «Джордж Каплан», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Арсений Бехтерев.

    История несуществующего человека из фильма «К северу через северо-запад» Альфреда Хичкока, который изменил ход истории. В данном случае этот образ применим ко многому — фейк стал частью нашей жизни. Вопрос только в том, как теперь докопаться до подлинности?

  5. 25 января — «Недоросль», Театр им. Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский.

    Содержание комедии Дениса Фонвизина у Романа Кочержевского имеет трагические ноты, которые он «проигрывает» диссонансно — так же, как мы читаем новости и продолжаем жить нашу жизнь… Авторский взгляд режиссера устремляется именно в эту трещину жизни, а помогает ему в этом удачно примененный на театре кинематографический монтаж.


  1. 2–8 января — «Ромео и Джульетта» Ж. Пресгурвика, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, сценическая версия и постановка KEPO@, музыкальный руководитель и дирижер Алексей Нефедов.

    Премьерные показы знаменитого мюзикла.

  2. 23–25 января — «Дочь фараона» Ц. Пуни, Мариинский театр, хореография Мариуса Петипа, хореограф реконструкции Тони Канделоро.

    Масштабный спектакль, воссозданный в позапрошлом году по всем правилам XIX века: красочные декорации, огромное количество танцев как для главных героев, так и для второстепенных, простодушный, но запутанный сюжет с танцами на дне реки Нил. Добросовестно сотворенное Мариинским театром путешествие во времени — и представление практически всей труппы во всем блеске.

  3. 26 января — «Пиковая дама» П. И. Чайковского, показ спектакля Баварской оперы в проекте TheatreHD, кинотеатр «Синема Парк DеЛЮКС» в ТРК «Питер Радуга», режиссер Бенедикт Эндрюс, дирижер Азиз Шохакимов.

    Австралийский режиссер Бенедикт Эндрюс (в России можно было видеть его прогремевший восемь лет назад фильм «Уна») переносит действие пушкинской истории в 90-е годы ХХ века. В роли Графини — Виолета Урмана, Лизой стала Асмик Григорян, а Германом — Брэндон Йованович.

  4. 26 января — «I smile when you smile» Р. Степанова, пластический спектакль на Новой сцене Александринского театра, хореограф Ксения Семенова.

    Ксения Семенова, прежде танцевавшая у Ксении Михеевой (и номинированная на «Золотую Маску» за роль Катерины в «Грозе») выпускает спектакль, в котором заняты две танцовщицы (она сама и Екатерина Березина) и одна драматическая актриса (Даяна Загорская). Спектакль заявлен как «инструкция по взаимодействию с внутренними монстрами».

  5. 29, 30 января — «Кроткая» Н. Хрущевой, балет Алексея Кононова на Новой сцене Александринского театра, хореограф Алексей Кононов.

    Кононов не берется за легкие задачи: в его биографии — превращение в танец «Поэмы без героя» (получилось тогда весьма занятно). Теперь в работу взят Достоевский. Сама ситуация душераздирающей повести классика представляется хореографу очень балетной — ведь герои Достоевского прежде всего не могут (не умеют) поговорить, а балет как раз обходится без слов. В спектакле участвуют первоклассные артисты: в роли Ростовщика обещан премьер Мариинского театра Андрей Ермаков, несчастной женой героя станет прима Михайловского театра Ирина Перрен, а в роли служанки Лукерьи — сделавшая карьеру сначала в Мариинском, а затем в Баварском балете Елена Панкова. Музыку Настасьи Хрущевой будет играть петербургский Ансамбль независимых музыкантов (Валерия Долгушина — фортепиано, Алиса Губанова — скрипка, Дарья Луценко — виолончель).


    Почему бы не начать год с нового — с современной драматургии то бишь…

  1. 3–6 января — «Необычный Новый год! Заяц, Фрося и Енот», театр «ДРАМ. ПЛОЩАДКА», режиссер Екатерина Ложкина.

    Премьера современной сказки петербургской писательницы Ольги Фадеевой, ожившая на сцене благодаря нежному детскому режиссеру Екатерине Ложкиной, светлым стихам Аси Галимзяновой и невесомо-радостной музыке Евгения Серзина.

  2. 18, 19 января — VI Международный фестиваль коротких пьес Stories в театре «Суббота».

    Эскизы по современным коротким пьесам, на которых всегда встречается что-то неожиданное и интересное. Живая жизнь новой-новой драмы в спринтерском формате.

  3. 23, 24 января — «Друг мой», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.

    Константин Стешик — один из апостолов новейшей драматургии. Олег Рязанцев — чуткий медиатор думерского сплина и человеческой боли. Семен Серзин — амбассадор невидимой режиссуры.

  4. 25, 26 января — «Человек из Подольска», Театр на Садовой, режиссер Михаил Бычков.

    Не так много актуальной современной комедии, и пьеса Дмитрия Данилова — одна из них. Успевшая стать классикой версия с беспомощно-смешным Дмитрием Лысенковым в главной роли. Для тех, кто вынужден любить абсурд.

  5. 31 января — «Магазин», Небольшой Драматический Театр, режиссер Артем Злобин.

    Каноничная чернушность современной драматургии (автор пьесы Олжас Жанайдаров) в поэтически-метафорическом (жестком и красивом) исполнении молодого режиссера. Страшно распускаются кровавые цветы на женском теле.


  1. 2 января — «Чайка», Александринский театр, режиссер Елена Павлова.

    В новом году — петь о любви.

  2. 3 января — «Воскресение Воркуты», худ мастерская иногда театр «Воркута» на Площадке «Скороход», режиссер Роман Муромцев.

    В новом году — растворяться в перформативности худ мастерской иногда театра «Воркута».

  3. 5, 7 января — «Ничего этого не будет», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Роман Михайлов.

    В новом году — рефлексировать над прошлым советским, настоящим постсоветским, будущим?..

  4. 15, 16 января — «Три», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Петр Шерешевский.

    В новом году — вспоминать предыдущие.

  5. 18, 19 января — VI Международный фестиваль коротких пьес Stories в театре «Суббота».

    В новом году — смотреть новые новые короткие короткие пьесы.


  1. 7, 8, 20 января — «Тоня Глиммердал», Театральный проект 27, режиссер Иван Пачин.

    Чтобы начать год с сентиментальных слез. Добрая и трогательная история 10-летней девочки Тони из маленькой норвежской деревни, которая сталкивается с совсем недетскими горестями, но еще — с приятно детскими радостями.

  2. 10, 11, 12 января — «Хармс-ёлка», Театральный музей, автор проекта Константин Учитель, магистральные режиссеры Марсель Смердов и Арина Полякова.

    Уже традиционно — чтобы начать год со странненького обэриутского праздника.

  3. 13, 14 января — «Еще один, Карл», Театральный музей, режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    Чтобы поддаться лирическим ностальгическим чувствам и вспомнить ушедшие со сцен спектакли, послушать блистательную рэп-биографию Мейерхольда, посмеяться над приколами ведущих архивного театрального подкаста.

  4. 13, 16 января — «История старой квартиры», Городской театр (Сцена на Галерной), режиссер Наталия Лапина.

    Чтобы испытать множество противоречивых эмоций и погрузиться во множество противоречивых размышлений о времени, стране и жизни, катастрофах и счастье — 3 часа наблюдая вместе с героями историю XX века.

  5. 25 января — Фестиваль «НАШЕ ВСЁ. Опыт 1.» в БДТ им. Г. А. Товстоногова.

    Чтобы прикоснуться к прекрасному во всех мыслимых и немыслимых форматах. Пушкин и наука, Пушкин и музыка, Пушкин и хорроры, Пушкин и печаль… Программа однодневного фестиваля в БДТ звучит грандиозно.