Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли января 2024. Выбор редакции


  1. 12, 27 января — «Воскресение», Театр им. Ленсовета, режиссер Айдар Заббаров.

    Тяжелая и содержательная история хождения по мукам системы и в народ Дмитрия Нехлюдова.

  2. 16, 17 января — «Братья Карамазовы», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Великий спектакль.

  3. 18, 19 января — «Саша, привет!», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Повесть Дмитрия Данилова Праудин уже ставил (а я писала о спектакле) в Нижнем Новгороде. Теперь он берет только часть книги: беседу приговоренного ни за что к смерти героя со служителями разных конфессий (услуга входит в перечень комфортных ритуалов тюрьмы…).

  4. 22 января — «Беглец», Театр им. Ленсовета, режиссер Айдар Заббаров.

    Ажурный, изящный спектакль Заббарова интересно посмотреть теперь не просто так, а в сопоставлении с эпическим «Воскресением». Автор тот же — Толстой. И режиссер тот же…

  5. 26, 27 января — «Воскресение», Александринский театр, режиссер Никита Кобелев.

    Это второе за месяц обращение к роману Толстого (будет еще и третий спектакль, в «Приюте комедианта»). Наш удел — сравнивать интерпретации и дожить до понедельника…


  1. 18, 19 января — финал V Международного конкурса короткой драматургии Stories, театр «Суббота».

    Эскизы по пьесам из шорт-листа конкурса (по три показа в день). Режиссеры Сергей Соболев, Александр Золотовицкий, Тимур Кулов, Фамил Джавадов, Александр Агеев, Роман Кочержевский.

  2. 25 января — «Гекатомба. Блокадный дневник», Театр «На Литейном», режиссер Яна Тумина.

    Мультижанровое действо, соединяющее драматический и пластический театр, а также театр кукол, монтирующее документ и метафору. О страданиях блокадного города через дневниковые свидетельства его жителей. Талантливо, поэтично, мудро.

  3. 25 января — «Я не видел войны…», театр «Мастерская», режиссер Федор Климов.

    Эмоциональный и честный спектакль. Основу литературной композиции составляют дневники и письма студентов, учившихся в годы войны на Моховой, и педагогов Ленинградского театрального института, а также известных артистов. Профессиональная общность становится прочной цепью, которая связывает нынешних актеров с теми, кто оставил нам важнейшие антивоенные свидетельства.

  4. 27 января — «67/871. Документальный спектакль о блокаде», Театр Поколений, режиссер Эберхард Кёлер.

    Спектакль страшный, но по-настоящему нужный и исключительно честный. Перевод на сценический язык документального материала происходит с помощью поэтических образов, выразительных и неожиданных. Рукотворный театральный мир, актерская точность и подлинность. Память о прошлом становится сегодняшним переживанием.

  5. 27 января — «872 дня. Голоса блокадного города», театр «Суббота», режиссер Татьяна Воронина.

    Спектакль сделан без громкого пафоса, без фальши, с искренним и глубоким чувством уважения к памяти и боли жителей блокадного Ленинграда.


  1. 3 января — «Король Лир», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Тяжелый приговор обезумевшему времени: дети убиты, Лир сошел с ума, будущее бесплодно. Вторая версия давнего спектакля лаконичней и безжалостней.

  2. 18, 19 января — «Саша, привет!», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Прошлогодняя и тоже январская премьера «Палаты № 6» Анатолия Праудина оказалась из важнейших и интереснейших за весь год. Повторение возможно. На этот раз в основе — современная проза Дмитрия Данилова с изнурительным и страшным сюжетом.

  3. 19, 20 января — «Зойкина квартира», Московский театр им. А. С. Пушкина на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Евгений Писарев.

    Булгаковская пьеса — из разряда снайперских выстрелов. Проблема выбора — где, с кем и как быть — сегодня актуальнее некуда. Любопытно увидеть, что об этом имеет сказать Евгений Писарев.

  4. 24 января — «Душекружение», Такой театр на Площадке «Скороход», режиссер Юрий Васильев.

    Моноспектакль Александра Баргмана — из тех редких сокровищ, что обязательно должны быть в копилке петербургского театрала. По-прежнему блестящая актерская работа в спектакле, которому не один десяток лет.

  5. 26, 27 января — «Воскресение», Александринский театр, режиссер Никита Кобелев.

    Дебют Никиты Кобелева в должности главного режиссера, второе «Воскресение» в петербургских театрах за два месяца и Анна Блинова в роли Катюши Масловой — даже одного из этих поводов хватило бы, чтобы стараться не пропустить премьеру.


  1. 2 января — «Моя дорогая Hélène», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Роман Габриа.

    Спектакль-перевертыш во многих смыслах. Вывернутая наизнанку декорация как намек внимательному зрителю на непростые отношения семейства, которое до момента действия жило во власти миража добрых отношений. Но эфир рассеется, грянет гроза, и новая жизнь похоронит надежды под обломками напрасных желаний. Полнокровный Чехов, адаптированный для современного сознания.

  2. 7 января — «Первый субботник», театр «Площадка 51», режиссеры Владимир Антипов и Алексей Забегин.

    К сожалению, это последний спектакль. И, к сожалению, единственный, в котором Сорокин аутентичен своей прозе. Создателям этого яркого театрального соц-арта удалось пройти путь от открыточности социализма до погружения в морок рождения личности. И это всего за час с небольшим.

  3. 18, 19 января — финал V Международного конкурса короткой драматургии Stories, театр «Суббота».

    Традиционный конкурс коротких пьес, проводимый театром «Суббота», завершается показом шести эскизов по выбранным в шорт-лист пьесам. Среди режиссеров Сергей Соболев, Александр Золотовицкий, Тимур Кулов, Фамил Джавадов, Александр Агеев, Роман Кочержевский.

  4. 27 января — «Zholdak dreams: похитители чувств», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрий Жолдак.

    Театральный сон по мотивам пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ». Слуги и господа будут, но остальное — космические вариации маститого режиссера, эпически соотносящиеся с «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика и «Крестным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы. А это уже не столько комедия, сколько почти трагическая опера.

  5. 31 января — «Ловля форели на закате», театр Karlsson Haus, режиссер Борис Павлович.

    В атмосфере этого спектакля словно витает вирус утраты жизни, которая происходит в мире за стенами коммуналки-сквота, где живут странные люди (как и все мы!) с целым багажом воспоминаний о так и не прожитых днях. Парадокс в том, что даже выдуманная жизнь, ставшая реальностью, не отменяет ее конца. А вот с каким настроем подходить к этому моменту, зависит только от нас.


  1. 12, 27 января — «Воскресение», Театр им. Ленсовета, режиссер Айдар Заббаров.

    Пройдя через горнило декабрьской премьеры, кажется, в январе спектакль, наконец, будет представлен в своем окончательном сценическом варианте.

  2. 18, 19 января — «Саша, привет!», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Анатолий Праудин ставит один из самых популярных романов прошлого года пера Дмитрия Данилова. Премьера января. Не будет ошибкой написать «самая ожидаемая премьера января».

  3. 22, 29 января — «Али-Баба и разбойники», Невидимый театр, режиссер Таисия Вилкова.

    Милые каждому 40-летнему ребенку мелодии из легендарного фильма-спектакля с Юрским и Табаковым в исполнении живого оркестра и, подозреваю, весьма отвязная актерская веселая импровизация на тему любимого советского мюзикла про доброго брата и злого брата, но, как обещают, в стиле китча «лихих 90-х», словом: «Съешь апельсин, Фатима».

  4. 26, 27 января — «Воскресение», Александринский театр, режиссер Никита Кобелев.

    Странная интрига — два петербургских театра с разницей в месяц выпускают «Воскресение», не самое популярное произведение графа Льва Толстого. Но имя белорусского драматурга Дмитрия Богославского, соавтора сценической версии Никиты Кобелева, который вводит в роман мотивы из «Крейцеровой сонаты» и «Отца Сергия», позволяют думать, что рефлексии на тему мужчины и женщины, брака, вожделения и пути человека по дороге греха и искупления будет предостаточно.

  5. 31 января — «Ловля форели на закате», театр Karlsson Haus, режиссер Борис Павлович.

    Этот спектакль — часть дилогии, как всегда у режиссера Бориса Павловича, спектакль, в основе которого внутреннее путешествие с философскими поэтическими аллюзиями. Что еще нужно в эти смутные дни, как не диалог с режиссером-философом? Словом, то, что надо смотреть обязательно.


  1. 12–14 января — «Вечернее собрание Марины Цветаевой», Дом Радио, режиссер Елизавета Мороз, дирижер Евгений Воробьев.

    Спецпроект, для которого композиторы-резиденты Дома Радио Андреас Мустукис, Алексей Сюмак, Егор Ананко, Виктория Харкевич, Кирилл Архипов, Вангелино Курентзис и Теодор Курентзис создали камерные сочинения, посвященные поэту. Они соединены в спектакль и прозвучат в исполнении хора и солистов оркестра musicAeterna.

  2. 14 января — «Механика перерождения», Танцевальная компания Ксении Михеевой на Новой сцене Александринского театра.

    Это коллективная работа — Михеева выпускает новый спектакль вместе с танцовщиками Настей Вядро, Александром Перцевым и Ярославом Дидиным. Авторы так аннотируют грядущую премьеру: «Цепочка перерождения дает нам возможность накопления опыта и информации. Наше движение в этой цепочке и движение других изменяет само наше мышление. Мы взаимодействуем, сходимся и расходимся иногда на время, иногда навсегда. Так весь мир приходит в движение. Мы проявляемся, соприкасаемся, отталкиваемся, меняя характер движения мира и нашего движения внутри него».

  3. 19–21 января — «Марко Поло. Белый лотос», театр «ЛДМ. Новая сцена», композитор и музыкальный руководитель Антон Танонов, режиссер Иван Стависский.

    Авантюрный мюзикл, действие которого происходит в Китае XIII века. Главный герой оказывается не только путешественником и купцом, но и детективом.

  4. 20 января — «Юлия Махалина. Преемственность традиций», на сцене Александринского театра.

    Гала-концерт, собирающий уже не танцующих в театрах, но все еще находящихся в приличной форме звезд прошлых десятилетий (Юлия Махалина, Фарух Рузиматов), действующих сегодня прим и премьеров (в их числе Виктория Терешкина, Иван Васильев, Олеся Новикова) и рвущееся к звездам молодое поколение Мариинки (прежде всего — Мария Буланова). Из Москвы приедет Анастасия Горячева — одна из самых аккуратных и точных по стилю большетеатровских балерин.

  5. 25–27 января — «Ленинградская новелла», Санкт-Петербургский театр Музыкальной комедии, режиссер Юрий Александров, дирижер Андрей Алексеев.

    Премьера лирической оперы Геннадия Белова, где отношения влюбленных развиваются в Ленинграде 1939–1945 годов.


  1. 13, 14 января — «День числа Пи», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Фамил Джавадов.

    Начните год с любви к ближнему и принятия другого.
    Автор Нина Дашевская — чуткий конструктор детского внутреннего мира. Премьера о мальчике-аутисте, способном слышать мелодии по лицам людей.

  2. 20 января — «Дневник ласточки», БТК, режиссер Ксения Павлова.

    Начните год с легкости и воздушности.
    Нежный и хрупкий спектакль о свободе и сохранении чувства полета с Екатериной Ложкиной в главной роли.

  3. 24 января — «Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых в ожидании конца известных времен, или Просто Дон Кихот», театр «Суббота», режиссер Кирилл Люкевич.

    Начните год с подвига.
    Безумно смешной спектакль о Дон Кихоте, который отказался от подвигов, но сохранил веру в простое, доброе, мирное.

  4. 24 января — «Аттис», МТК, режиссер Чакчи Фросноккерс.

    Начните год с перерождения.
    Спектакль, в котором прекрасный юноша Аттис отказывется от себя и перерождается в богиню, чтобы спасти мир от катастрофы.

  5. 29 января — «Конец света, моя любовь», Театр ненормативной пластики, режиссер Борис Павлович.

    Начните год с конца света.
    Лиричная и смешная фантасмагория об изнанке мира и сегодняшнем дне, мрак которого может преодолеть любовь.


  1. 8 января — «Бабушка», театр «Площадка 51», режиссер Александр Бянкин.

    В новом году желаю не утратить иронический взгляд на вещи. Александр Бянкин, перевоплотившись в бабушку Надежду, рассказывает вымышленные истории о Есенине и собственной молодости, пока Александр Лушин поет в дверном проеме «Если меня милая попросит для нее пожарить баклажан…», а получается спектакль о тихом одиночестве.

  2. 16 января — «Голова», Театр «На Литейном», режиссер Кирилл Люкевич.

    В новом году желаю не потерять голову. Спектакль Люкевича по мистической пьесе Константина Стешика — забавная и глубокая попытка разобраться в смысле бытия.

  3. 18 января — «Антигона», театр «Мастерская», режиссер Максим Фомин.

    В новом году желаю не подчиняться тирану. Спектакль Фомина про то, что законы этики выше бессмысленных законов государства, чья мотивировка — «я так хочу».

  4. 18, 19 января — «Саша, привет!», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    В новом году желаю не сесть за решетку. Премьера Анатолия Праудина — о «великой правде нравственных законов», как сказал режиссер в видеоинтервью пресс-службе. Посмотрим!

  5. 18, 19 января — финал V Международного конкурса короткой драматургии Stories, театр «Суббота».

    В новом году желаю не ограничивать себя в экспериментах. Шесть эскизов по свежим пьесам российских драматургов от шести режиссеров — хороший повод познакомиться с новой драматургией.


  1. 10 января — «Винни-Пух», Социально-Художественный театр, режиссер Наташа Слащёва.

    Душераздирающее зрелище — чтобы оказаться в доброй, меланхоличной и по-взрослому серьезной детской сказке.

  2. 12–14 января — «Хармс-ёлка», Театральный музей.

    Новогодняя ёлка по-хармсовски — чтобы начать год абсурдно, весело и немножко грустно.

  3. 12–14 января — «Один восемь восемь один», Александринский театр, режиссер Валерий Фокин.

    Спектакль по пьесе одного небезызвестного писателя — чтобы успеть.

  4. 22, 29 января — «Али-Баба и разбойники», Невидимый театр, режиссер Таисия Вилкова.

    Музыкальная сказка для взрослых — чтобы два часа улыбаться в компании обаятельных разбойников.

  5. 27 января — «Zholdak dreams: похитители чувств», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрий Жолдак.

    «Слуга двух господ» Гольдони в постмодернистском космосе — чтобы погрузиться в причудливое пространство снов и мыслей Жолдака.