
-
«Горбачев».
Театр Наций.
Режиссер и художник Алвис Херманис.Алвис Херманис поставил в Театре Наций спектакль «Горбачев». На одном из первых показов его 89-летний герой смотрел на свою жизнь из боковой ложи; хотелось бы знать, о чем он думал в этот момент. Мы этого никогда не узнаем, что бы он ни говорил журналистам и что бы они ни приписывали ему, но, пожалуй, именно этот зазор между реальной жизнью и мифом, между тем, как было, и тем, как вспоминается, между тем, как воспринималось тогда и как видится теперь, между событием и его интерпретацией, и так далее, и так далее, — это самое главное в спектакле. Этот зазор, заполненный размышлениями режиссера, актеров и нашими тоже.
-
«Дания-тюрьма». По пьесе А. Волошиной.
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.У этого спектакля нет начала. Мы входим в его пространство в какой-то случайный момент, невидимые, и герои не ждут нас — их жизнь будто шла до нашего появления и может продлиться после. Аня (Полина Диндиенко), сидя за компьютером, печатает текст; Митя (Александр Худяков) читает книгу. Так бывает интересно заглянуть в какое-нибудь окно многоквартирного дома, чтобы увидеть краем глаза, как течет чья-то чужая, неведомая тебе жизнь, здесь — то же ощущение. Усиленное тем, что свое зрительское место ты ищешь — вдоль белых стен, между буфетом и письменным столом, раковиной и матрасом, рядом с торшером на тонкой ножке, в темном углу или напротив круглого стола, покрытого клеенкой. Художник Надежда Лопардина решает поместить героев в домашний, подробно-бытовой мир коммунальной квартиры. Не условный — настоящий.
-
«Толстая тетрадь». А. Кристоф.
ГИТИС, Мастерская О. Кудряшова.
Режиссер-педагог Татьяна Тарасова, художник Ольга Галицкая.Сначала они прихлопывают муху, ползающую по столу. Или таракана? Убийство насекомого будет бескровным, но мальчики-близнецы в этот момент перестанут быть теми, кто «мухи не обидит».
Потом — назло бабушке-«ведьме», в деревню к которой привезла их мама, чтобы они не умерли с голода, — самовольно зарубят курицу. И символично измажутся кровью. Впервые.
-
«Петерс». По рассказу Т. Толстой.
Театр «Старый дом» (Новосибирск).
Режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили, композитор Илья Голицын.Этот рассказ Татьяны Толстой принадлежит (в моем личном списке) к серии «Необязательные люди». Ведь, кажется, каждый человек для чего-то рождается на свет божий. Но есть люди, про которых совершенно невозможно понять: в чем была задача Создателя, зачем, для чего? Ну, были бы это зверь, пичужка, насекомое — понятно, что заняли бы они свое место в пищевой цепочке и были бы съедены для продолжения чьей-то более важной жизни. Но человек? По большому счету, его и есть-то некому.
-
«Бульба. Пир».
Театр на Малой Бронной.
Режиссер Александр Молочников, художник Максим Обрезков.Как и многие спектакли нынешнего ковидного межсезонья, «Бульба. Пир» увидел свет сильно позже заявленного срока. Но свою витальную энергию, кажется, на карантине только приумножил. Первый в Театре на Малой Бронной спектакль Молочникова носит все тот же яростный антимилитаристский запал, что и его блистательный режиссерский дебют «19.14». Если сравнить спектакль с человеком, то «человек» этот — молодой, рассерженный, доведенный до взрыва, плевавший на правила приличия, вкус, последствия своих действий, бросающий в лицо на каком-нибудь чинном семейном или деловом торжестве всю известную ему правду о семейных постыдных тайнах, не стесняясь в выражениях и разрывая все поводы и связи.
-
«Все тут».
Школа современной пьесы.
Идея, композиция и постановка Дмитрия Крымова, художник Мария Трегубова.У каждого художника наступает время своего «Амаркорда». Особенно если он лирик. У несомненного лирика Дмитрия Крымова это время не могло не прийти. «Я вспоминаю...»
Спектакль принципиально бесструктурен и предельно свободен. Попробую-ка и я почувствовать себя свободно, не думать о форме и логике... Как пойдет — так пойдет.
И да, тут будет много местоимения «я». Потому что спектакль не просто от первого лица: в нем ходит мешковатый и в очках Александр Овчинников, изображающий Дмитрия Крымова. Вот и я тоже выхожу исключительно от своего лица.
-
«Двенадцатая ночь, или Как угодно». У. Шекспир.
Никитинский театр.
Режиссер Юрий Муравицкий, художник Ваня Боуден.Можно долго и нудно писать подводящий текст про то, что категория «игры» в театре столь же древняя, как и само театральное искусство, и того больше — напрямую обращена к ритуалу: Большим и Малым Дионисиям, ритуальным священнодействиям и многочисленным сюжетам из истории бродячих трупп труверов, трубадуров и т. д. Можно начать ворошить кости Евреинова, вспоминая социальную подоплеку игры как таковой у детей и животных. Можно вообразить себя Максом Германом и через призму исторического метода реконструкции спектакля выстроить хрупкие параллели между современной интерпретацией Шекспира на воронежской сцене и постановками в лучших традициях эпохи Ренессанса. Все это с легкостью можно было бы проделать, но я не стану.
-
«Как тебе такой тятр, Илон Маск?». П. Коротыч и М. Всё-Таки.
Театр Юных Зрителей им. А. А. Брянцева.
Режиссер Олег Христолюбский, художник-постановщик Егор Пшеничный.В пьесе Полины Коротыч и Маши Всё-Таки, по которой Олег Христолюбский поставил спектакль в петербургском ТЮЗе, право говорить и быть услышанными оказывается привилегией тех, у кого есть власть, в данном случае — учителей и родителей. Герои истории, девятиклассники, столкнувшись с хамством и ложью взрослых, решают выразить протест, сорвав предстоящий экзамен по говорению. И в тот единственный раз, когда от них требуют высказаться, подростки молчат, а после честно сообщают взрослым все, что думают, открывая неприятную правду о них.
-
Режиссерская лаборатория «Школьная классика: новый ракурс» на Пушкинском театральном фестивале в Пскове
На режиссерской лаборатории «Школьная классика: новый ракурс» на XXVII Пушкинском театральном фестивале показали три эскиза по русским классическим произведениям. Мирная жизнь и смерть профессионального военного, приготовление к смерти и смерть на поле битвы — основные темы. Не все эти тексты изучают в школе и ставят в театре. «Война и мир» Толстого — частый репертуарный гость, Всеволода Гаршина помнят по «Лягушке-путешественнице» и редко ставят, а Леонида Андреева актуализировал для театра Миндаугас Карбаускис. Но во всех текстах мы видим человека в преддверии смерти. Кто-то из героев знает, когда умрет, как в «Рассказе о семи повешенных», кто-то нет, как старый князь Болконский, кто-то остался жить, но по сути умер, как в «Четырех днях».
-
О двух премьерах в городе Кирове
2 и 3 октября кировский «Театр на Спасской» со второй попытки (сентябрьские планы нарушил неизбежный ковид) открыл свой 85-й сезон. Зрителям представили сразу две премьеры — «Русское варенье» и «Историю одного преступления».
-
«Мрамор». И. Бродский.
Театр «Особняк».
Режиссер и художник Павел Семченко.Стол, покрытый торжественной красной скатертью, сзади на стене — три зеркала из пластика, искажающие отражения, отчасти напоминают трюмо в артистической гримерной. Все визуальные и чувственные ассоциации здесь лишь «отчасти», нет ничего точного и строго узнаваемого, все лишь «напоминает», меняющийся свет делает пространство мерцающим, пульсирующим. По краям от зеркал — две пирамиды из голов, и головы эти никак не напоминают о канонах Античности, о мраморных бюстах классиков, которых имел в виду Бродский. Эти разного размера головы — из архаики, из грубого языческого века, ну или из современного мультфильма.
-
«Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». По повести У. Старка.
Няганский ТЮЗ.
Режиссер и художник Иван Пачин.У Ульфа был дедушка, который любил свиные ножки, сигары и умел виртуозно рыбачить. А вот у его друга Берры не было совсем никакого дедушки. Но разве есть что-то невозможное для мальчишек семи лет?..
Иван Пачин сейчас находится в авангарде российского театра для детей: это он поставил спектакль-хит по повести Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней» в Большом театре кукол. Кроме того, в его режиссерском портфеле есть «Чудаки и зануды» Ульфа Старка и «Вафельное сердце» Марии Парр. Все эти книги, открытые российскому читателю во многом благодаря издательству «Самокат», — мейнстрим в среде продвинутых современных родителей. К ним же относится и повесть Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Вообще-то Ульф Старк — классик шведской литературы для детей, но в России его книги появились относительно недавно и имеют еще небольшую сценическую историю.
-
Этот номер продолжает традицию молодежных номеров, начатую нами еще в № 52. То было в 2008, и с тех пор — с периодичностью в один-два года — редакция отдает номер в руки студентов...
Этот — несомненно, войдет в историю журнального дела своей обложкой: ни один экземпляр тиража не повторяется, все обложки эксклюзивны и явились результатом ручной работы Максима Исаева!
Его идеей было зашифровать некую тайнопись, послание, чтобы у каждого читателя оказался кусочек, по которому свои нашли бы своих и сложили общий паззл. По QR-коду в номере вы можете посмотреть видео: так создавалась эта обложка.
Тема номера — независимые театры. Начинающие критики, студенты часто берутся в молодежных номерах именно за такие темы, почти совсем «отхлынув» от театров с колоннами, особенно питерских, уже который сезон переживающих художественную стагнацию. И сейчас они сделали номер, посвященный «негосам», потому что их интересует именно независимое искусство, потому что им все время кажется: вот там, на негосударственной территории — в отличие от государственных «вороньих слободок» — живут настоящие «певчие дрозды».
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам -
В день открытия на сцене Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина конкурса новой драматургии «Ремарка» мы предлагаем читателям интервью с Олегом Липовецким, который и придумал всю эту историю. Наш корреспондент Андрей Новашов побеседовал с режиссером о фестивале, руководстве театром и феномене театральной провинции.
-
Уважаемые Айсен Сергеевич, Ольга Борисовна, Юрий Степанович!
Ассоциация театральных критиков выражает глубокую озабоченность в связи с ситуацией вокруг Мирнинского театра. Принятое министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) решение о ликвидации Мирнинского театра как самостоятельной творческой единицы и превращении его в филиал Русского драматического театра им. А. С. Пушкина (г. Якутск) кажется нам поспешным и непродуманным. И дело не только в том, что эти театры находятся на расстоянии более 1000 км друг от друга, а в принципиальных различиях их художественных программ, творческих целей и задач.
-
Лаборатория с таким названием завершилась в Челябинском Молодежном театре
По идее организаторов, само слово «контур» в названии должно стать длящимся во времени персональным брендом Молодежного. Ежегодно Лаборатория может задавать контур поиска в разных темах: войны, советской литературы для детей, современной подростковой прозы. Набросать очертания проблемы, обозначить масштаб происходящего, контурно наметить курс развития — хорошее название, смыслоемкое.
Художественный руководитель театра Иван Миневцев собрал лабораторную команду из режиссеров разных «весовых» категорий — местного, начинающего и мастеровитого. И пьесы каждый из них выбрал на свое усмотрение тоже разной «весовой» категории — новая драма Житковского, хорошо сделанная пьеса Богаева и не пьеса вовсе, а роман ирландского писателя Джона Бойна. «Контур» соединил эти тексты в единую тему — война как перманентный фон мировой истории.
-
«Бесприданница». А. Островский.
Театр имени Ленсовета.
Режиссер Дмитрий Луговкин, художник Эмиль Капелюш.В предуведомлении к премьере на сайте Театра имени Ленсовета режиссер Дмитрий Луговкин заявил, что в «Бесприданнице» речь идет о любовных страстях — «каждый персонаж наделен страстью любви», все любят «страстно и искренне», и именно это делает пьесу «современной и своевременной». Тут можно бы и поспорить — насчет «каждого персонажа» в особенности, — потому что какая уж такая «страстная» и «искренняя» любовь у хищной мамаши Огудаловой? Или, может быть, от любви сгорает старый циник Мокий Парфеныч Кнуров? Да и расчетливый купчик Вася Вожеватов и не менее расчетливый Сергей Сергеич Паратов с его склонностью к авантюрам — вряд ли обитатели «волшебной страны» под названием «любовь», она же страна «обманная», «неверная», «весенняя» и так далее (см. про это в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс»).
-
«И100рия».
Большой Московский государственный цирк.
Режиссер-постановщик и автор идеи Аскольд Запашный, балетмейстер Дарья Пурчинская,
художник Надежда Русс, режиссер клоунады Андрей Шарнин.Спектакль к 100-летию отечественного цирка — тема благодарная, нужная и важная. Это всегда повод оглянуться назад, осознать свое место в истории, заглянуть в будущее. Формально юбилейная дата пришлась на 2019 год, и компания Росгосцирк отметила ее грандиозным гала-шоу в постановке Гии Эрадзе с участием легенд отечественного цирка, которое, чуть ли не впервые за последние лет 30, отснял и транслировал Первый канал.
Большой Московский государственный цирк, отданный творческой команде братьев Запашных, в стороне не остался и в гала-шоу участвовал. Но творческий потенциал «датского» спектакля исчерпан не был, и спустя год в цирке на проспекте Вернадского состоялась премьера полноценной постановки, посвященной 100-летней истории отечественного цирка.
-
«Сектор Газа».
Театр «ЦЕХЪ» и Экспериментальная сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом».
Режиссер Анатолий Праудин, художник Игорь Каневский.«...покинув
Царский свой дом и весло корабельное взявши...
...В землю весло водрузи — ты окончил свое роковое,
Долгое странствие», —
читает из гомеровской «Одиссеи» актер Виктор Бугаков. Снова читает. И снова повторяет — все быстрее и быстрее. Но не интонирует точку.Так зачинается «Сектор Газа», финальная часть документальной трилогии «Одиссея» Анатолия Праудина.
Это Одиссеево роковое долгое странствие открылось четыре года назад в Петербурге на сцене театра «ЦЕХЪ» (который тогда еще жил на Конюшенной площади) спектаклем «Донецк. 2-я Площадка». Следующая — центральная — часть трилогии по гомеровской «Одиссее» год назад была осуществлена, стоит полагать, программно вдали от «родины» — в Самарском театре юного зрителя (СамАрт). И вот в последней части, «Секторе Газа» — возвращение в «ЦЕХЪ». Но ирония жизни хороша, и дело свое сделала хорошо: с Конюшенной площади театр переехал на Чкаловский проспект. Одиссей вернулся домой, но дом, как минимум, не тот, что прежде. А может быть, никакой и не дом. Думается, этим «подражанием» Аристотель вполне бы восхитился.
-
О фестивале молодой режиссуры «Артмиграция»
С 12 по 20 сентября в Москве проходил ежегодный фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Обозначенный точным словом, фестиваль так или иначе транслирует свое название не только концептуальной задачей формирования программы — выпускники столичных вузов привозят в Москву работы, поставленные в разных уголках родины, — но и задает им проблемный ракурс. Об этом (пусть такой аналитический подход и покажется наивным) расскажут и названия статей, написанных о фестивале в разные годы: «Мигрировать в будущее», «Миграция тем и смыслов», «Трудовые арт-мигранты» и так далее. Миграция — неслучайное, важное слово и для фестиваля этого года. С другой стороны, к чему излишнее подчеркивание букв — что же делать еще молодому художнику, как не обращаться к себе, как не мигрировать к своим истокам?
комментарии