Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • МАШКА БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО

    «М. М. О. Р.». По пьесе М. Конторович «Мама, мне оторвало руку».
    Елецкий драматический театр «Бенефис».
    Режиссер Петр Норец, художник Михаил Кукушкин.

    С современной драматургией у Елецкого драматического театра «Бенефис» отношения складываются сложно — в репертуаре все больше классика, второсортные комедии и постановки на военную тему. На этом фоне премьерный спектакль молодого московского режиссера Петра Нореца «М. М. О. Р.» по пьесе Маши Конторович «Мама, мне оторвало руку» кажется эксцентричным чужаком из драматургической школы Николая Коляды, а на деле становится важным событием, в первую очередь для самого театра, привнося на сцену «Бенефиса» новую проблематику, новый язык и новые технологии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О СТАРОМ И НОВОМ ЧЕЛОВЕКЕ

    «Товарищ Кисляков». По мотивам романа П. Романова.
    Новая сцена Александринского театра.
    Режиссер Андрей Калинин.

    «Товарищ Кисляков» Пантелеймона Романова легко вписывается в ряд постановок, которые выходили последние года четыре. 100-летие Октябрьской революции, в том числе, подхлестнуло интерес к драматургии и литературе 1920-х: здесь еще можно обнаружить героев разного социального происхождения и возраста, здесь еще дают голос тем, чьи убеждения расходятся с установками большинства, и здесь еще есть рефлексия по поводу новых порядков. Своей постановкой Андрей Калинин вводит в обиход российского театра имя писателя, находившегося в забвении более полувека. Таких сюжетов в истории нашей литературы, к несчастью, предостаточно, но этот случай интересен еще и потому, что в отличие, скажем, от Михаила Зощенко, с которым Романов негласно соперничал в 1920-х, он был известен разве что специалистам. Меж тем, Пантелеймон Романов был в числе тех, кто пытался разобраться с метаморфозами, происходившими с интеллигенцией, будучи прекрасным бытописателем с чувством юмора сродни зощенковскому.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • БЭБИ-ТЕАТР ПО-ТАТАРСКИ

    В Мензелинске в рамках всемирной акции Small Size Days прошел Первый творческий образовательный форум бэби-театров «Лэклэк» (в переводе — «аист»).

    Small Size — это международное объединение бэби-театров, которое ратует за доступность театрального искусства с самого раннего возраста. В акции Small Size Days принимают участие театры по всему миру — в этом году к ним присоединился и Татарстан. Флагманом бэби-театра в республике решился стать Мензелинский государственный татарский драматический театр им. Сабира Амутбаева. Мензелинск — старинный купеческий город с населением всего 17 тысяч человек, но именно здесь в 2018 году появился первый национальный бэби-спектакль — «Татарский орнамент. Ожившие узоры» Алмаза Садриева.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕКОНСТРУКЦИЯ ШКОЛЫ

    «Первый субботник». В. Сорокин.
    Театр «Организмы».
    Художники и авторы спектакля Владимир Антипов, Алексей Забегин, Антон Батанов, Александр Панфилов, Катерина Мельникова, Евгения Долгова, Александр Бянкин, asp_id.

    Театр «Организмы» впервые обращается к литературному источнику — сборнику рассказов Владимира Сорокина «Первый субботник». До этого в репертуаре маленького петербургского театра были только спектакли по текстам собственного сочинения: «Ноу Шоу» — рассказ об экзистенциальном ужасе жизни российского обывателя, «Клоуны в лесу» — психоделический трип на батальную тематику и др. Эстетическое кредо «Организмов» — безыскусность — роднит театр с представителем московской концептуальной школы Сорокиным. Схожи и композиционные принципы, по которым работают театр и писатель: постмодернистское ироническое пародирование традиционных кодов, нарушение структуры с помощью неожиданных сломов, выводящих действие в абсурд.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АПОКАЛИПСИС И НЕМНОГО НЕРВНО

    «Дети солнца». М. Горький.
    Александринский театр.
    Режиссер и художник Николай Рощин.

    Слева — темный, грязный народ, неподвижно лежащий на голых кроватях. «Русь не шелохнется, Русь — как убитая». Сокрытая искра возгорается только в моменты побоев и пьяных драк, когда все валятся на матрасы нерасчленимой нетрезвой массой.

    Справа — хилая интеллигенция. «Маленькие, жалкие людишки...» — буквально как декламировал в другой горьковской пьесе («Дачники») герой Влас. Нелепые глуповатые доходяги, они, чуть что, тоже валятся на кровати.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ЕЩЕ РАЗ ПРО ВОЛКОВ

    «Волки и овцы». А. Н. Островский.
    Театр-фестиваль «Балтийский дом».
    Режиссер Анджей Бубень, сценография и костюмы Светланы Тужиковой.

    Анджей Бубень, прежде ставивший в «Балтийском доме» современную прозу («Зеленый шатер», «Детство 45–53: а завтра будет счастье...» Л. Улицкой) и драматургию («О чем говорят мужчины & женщины» Я. Реза), после пяти лет перерыва возвратился на эту сцену с русской классикой: прошла премьера его спектакля «Волки и овцы» по А. Н. Островскому.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ

    В Прокопьевске прошла ежегодная лаборатория под руководством Павла Руднева. Несколько лет подряд материалом для нее были современные пьесы. В этом году театр решил исследовать неизвестную классику — забытые произведения известных авторов. Какие-то из этих текстов редко ставились, даже тогда, когда были написаны, какие-то были популярны в советское время, но сейчас их сложно адаптировать к нашей жизни. Прокопьевский театр проявил смелость и пошел на риск, предоставив режиссерам возможность искать и пробовать, и теперь можно говорить о том, какие тексты прошли проверку временем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НА ФЕСТИВАЛЕ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» ИМ. А. ВОЛОДИНА ЗАВЕРШИЛАСЬ ПРОГРАММА «ПЕРВАЯ ЧИТКА» — 2021

    Из-за карантина общим решением организаторы перенесли показ спектаклей на 21–25 сентября, назвав фестиваль-2021 «ОСЕННИЙ МАРАФОН».

    Но если что-то не устроить в феврале — город начнет забывать о Володинском. Поэтому было решено провести в обычные сроки «Первую читку» — знаменитый драматургический проект представления новых текстов. Их, более 300 штук, читали не только внутренние эксперты (под руководством театроведа-модератора Ольги Каммари это были Нияз Игламов, Ника Пархомовская, Олжас Жанайдаров, Дмитрий Крестьянкин, Алексей Стрельников, Анна Самсоненко), но и шорт-ридеры, практики, люди знаменитые. В этом году ими стали драматурги Евгений Гришковец, Ольга Мухина, Наталья Скороход, режиссер Яна Тумина, продюсер и критик Олег Лоевский.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕМНОГО СОЛНЦА В ЗАМЕРЗШЕЙ ВОДЕ

    «Горе от ума». А. С. Грибоедов.
    РАМТ.
    Режиссер Алексей Бородин, художник Станислав Бенедиктов.

    Этот спектакль, как книги Франсуазы Саган, полон свежих чувств. Алексей Бородин, конечно, плеснул колдовства в знакомый текст.

    Легкое дыхание с первой сцены. Катается на коньках по сцене слуга Петрушка, жмурится от первых лучей солнца веселая Лизанька, и вы сразу потонете в этом рассвете. Тяжелейшую на вид декорацию — белые стены с дверями — актеры передвигают движением руки. Стены раздвигаются, складываются в линию или острый угол, заливая одну комнату солнцем и оставляя другую в тени. Волшебная работа со светом Нарек Туманян.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ОЛЕГА ДАНИЛОВА

    Олег Данилов, киносценарист, много лет жил в фильмах режиссера Дмитрия Астрахана, это была пара, которая оживала из фильма в фильм. У них был успех на международных фестивалях и просто успех. Много хороших актеров присоединялось к ним заметными ролями. Талантливый фильм — это всегда много людей, украшающих талантом свою профессию и собранных вместе для какой-то значительной цели. Эту цель на старте определял сценарист Олег Данилов, дальше она росла в творчестве разных людей, но все знали: если фильм делают писатель Данилов и режиссер Астрахан, это будет культурная цель, украшающая нашу жизнь.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К ЮБИЛЕЮ МАРИНЫ БРУСНИКИНОЙ

    Она всегда в работе. Любая встреча с ней, даже кратко в лифте, это короткий брифинг о новостях литературы или насущных нуждах режиссерской мысли. Я говорю, и понимаю, что она хочет получить от диалога максимум: впечатление о новом тексте, вдруг появилась интересная пьеса, роман, повесть. Марина Брусникина по скорости чтения и уровню знаний о современной прозе и драматургии может переплюнуть любого критика. Говорит, что умению быстро и качественно читать ее научил школьный педагог: всегда читает с карандашом, это дает возможность ухватывать основное и структурировать восприятие. Говорит: «От количества того, что нужно прочесть, увеличивается скорость чтения».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • САМОУБИЙЦА

    «Версальский экспромт». Сценическая версия Ю. Урюпинского по мотивам комедии Мольера.
    Экспериментальная Сцена п/р А. А. Праудина.
    Режиссер Анатолий Праудин, сценография и костюмы Ксении Бурланковой.

    Конец Экспериментальной Сцены в прежнем ее формате Анатолий Праудин решил отметить манифестом.

    Завершать — так завершать. Покидать — так покидать. Кидать перчатку — так кидать.

    Он взял одноактный «Версальский экспромт», пьесу-репетицию Мольера, в котором тот резко и вполне некорректно сражается (мягче — выясняет эстетические отношения) с театром «Бургундский отель» и его труппой, в частности, с трагиком Монфлёри, тем самым, с которым потом будет сражаться Сирано де Бержерак.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АТК В ПОДДЕРЖКУ ГОГОЛЬ-ЦЕНТРА И КИРИЛЛА СЕРЕБРЕННИКОВА

    Уважаемый Александр Владимирович!

    В связи с истечением 25 февраля 2021 года срока действия договора Департамента культуры города Москвы с Кириллом Серебренниковым в качестве художественного руководителя Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя («Гоголь-центр») сообщество российских театральных критиков просит Вас вновь предложить К. С. Серебренникову руководство театром.

    Более восьми лет мы наблюдали и описывали становление «Гоголь-центра». Будучи театральными экспертами, мы беремся утверждать: «Гоголь-центр», созданный режиссером и педагогом Кириллом Серебренниковым, стал выдающимся явлением в истории российского театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВОТ ТЕБЕ ТВОЯ НЕЖНОСТЬ. ВОТ ТЕБЕ ТВОЯ ЮНОСТЬ

    «Серая радуга».
    Один театр (Краснодар).
    Автор текста и режиссер Николай Русский, художник-постановщик Юлия Застава.

    Спектакль «Серая радуга» — метафизическое варьете, в котором трагическая история рассказана на языке эстрадных жанров. Здесь и поэтический вечер, и абсурдистский конкурс, и пародия, и пластические этюды, и опереточные номера, и перевоплощения, и чревовещание, и клоунада, и высокая трагедия.

    На площадке появляется артист в сером костюме, демонстративно складывает пальцы рук в «замочек» и задирает подбородок. На манер опереточного персонажа он напевает под игривую музыку: «У девочек так пахнет изо рта, когда ты рядом с их молочными губами...» Это Сергей Сергеевич (Михаил Хмыз), а текст песни — драконящие его зависть стихи Ивана Егоровича.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АССОЦИАЦИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ КРИТИКОВ — ПРОТИВ ПОЛИЦЕЙСКОГО НАСИЛИЯ

    Ассоциация театральных критиков и Ассоциация музыкальных критиков выступают против полицейского насилия в стране

    Независимые профессиональные Ассоциации театральных и музыкальных критиков (АТК и АМК) выступают против полицейского насилия. Мы требуем отменить фактический запрет мирных собраний и митингов, прекратить практику незаконных задержаний и наказаний, избиений и унижений людей, собирающихся мирно и без оружия, чтобы заявить о своей гражданской позиции. Мы настаиваем на освобождении задержанных в ходе мирного протеста. Мы выражаем солидарность с теми, кто выступает за соблюдение принципов демократии, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ СЕГОДНЯ

    Лаборатория «Электрификация» по произведениям Андрея Платонова в Новокузнецком драматическом театре

    В Новокузнецке в седьмой раз прошла лаборатория под руководством Александра Вислова, посвященная творчеству русских писателей. Каждый год театр усложняет себе задачу: последние лаборатории были по текстам Лескова, Солженицына, Набокова, теперь поводом для размышлений стали произведения Платонова. За два дня, пока шли показы, зрители посмотрели и обсудили шесть эскизов и смогли не только познакомиться с рассказами и пьесами писателя, но и узнать про него самого, про то, какими драматичными были его отношения с советской властью, и про то, как несвобода человека, его зависимость от обстоятельств проявляется сегодня.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЖДУ СОБАКОЙ И ВОЛКОМ, ИЛИ ИНДИЙСКОЕ КИНО ПРО РУССКОГО ПРАВЕДНИКА

    «Лавр». Е. Водолазкин.
    МХАТ им. М. Горького.
    Режиссер Эдуард Бояков, художник Александр Цветной.

    Вот такое длинное название.

    А что вы хотели? 3.30 с антрактом, последовательное изложение толстого романа (инсценировки, по сути, нет: как пишется, так и слышится) под аутентичные напевы вокалистки Варвары Котовой (гитарные партии осуществляет Сергей Калачёв, на маримбе играет перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских, все это электронно обработано и дополнено роком и хип-хопом). Имеются также хороводы на фоне орнаментов, православные чтения, наклеенные бороды старцев, звонкоголосые сладкие дети со светлыми взорами и кондитерской пластикой, куски холста, сразу оказывающиеся хорошо пошитыми поневами, красные адские молнии, символизирующие грехи, естественно — настоящая вода, в которой полощут белье, подоткнув юбки, древнерусские стройные бабы в хороших гримах и прическах, павловопосадские платки, оперная массовка, вполне логичное для постмодернистской природы романа смешение веков и фактур (избу, в которой полыхает очаг, обрамляет неоновая рамка). Ну, и гиперреализм в виде настоящей овчарки, играющей волка. Надо всем этим вертепом «большого стиля» с непрекращающимся мультимедийным и музыкально-этнографическим сопровождением каждого физического движения в финале возносится сияющий неоновый православный крест.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • КОЛЫБЕЛЬ МИРА

    «Правда — хорошо, а счастье лучше». По мотивам пьесы А. Островского.
    Драматический театр Балтийского флота.
    Режиссер Михаил Смирнов, декорации и костюмы Валерия Полуновского.

    Островский — национальный драматург, который вывел галерею узнаваемых российских типов... Михаил Смирнов называет свой спектакль «комедия-боевик» и выводит на сцену эту самую галерею типов, которые оказываются до грусти актуальны. Но сценическое режиссерское исследование находит и позитивные, в какой-то мере гуманистические смыслы в современных реалиях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • 100-ЛЕТИЕ СТРЖЕЛЬЧИКА

    Cегодня день 100-летия Владислава Игнатьевича Стржельчика.

    Театральному Петербургу средних и пожилых лет не надо ничего расшифровывать в этом имени. Тем, кто родился в 90-е, — уже надо. Но не будем. Отошлем к Википедии, к фильмам (пересмотрите «Адъютанта его превосходительства», а потом «Фиесту»). А еще откроем два очень старых текста из «ПТЖ» первого десятилетия.

    Первый из них — портрет Владислава Стржельчика пера Лены Вестергольм, — это Стржельчик «живее всех живых».

    Второй — дневник Андрея Толубеева о Стржельчике уходящем.

    Две такие точки в день 100-летия.

    Читать дальше
  • ЧЕХОВ: ЛИТЕРАТУРА-ДУЭЛЬ-ТЕАТР

    «Дуэль». А. Чехов.
    Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
    Инсценировка, постановка и музыкальное оформление Леонида Алимова, художник Анвар Гумаров.

    Почти каждый раз, когда режиссер и театр берутся за чеховскую прозу, приходится занудничать и начинать с вопросов. Например: что оттолкнуло от пьесы — от театра и драматического действия, и привлекло к тому, что особо и не напрашивалось стать театром? У Чехова, который вошел в мировую культуру именно как автор пьес, в случае «Дуэли» был выбор, но она, «Дуэль», оказалась расслышанной и сделанной все-таки как повесть. Конечно, сцена и режиссер всегда в своих особых правах, но задаться вопросом «что за особое право на этот раз?» — не лишне.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария