Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • АТК ПОДДЕРЖАЛА КОНСТАНТИНА РАЙКИНА

    Сегодня Ассоциации театральных критиков выступила с «Заявлением АТК об увольнении Константина Райкина из Театральной Школы Константина Райкина», в котором выражает обеспокоенность в связи с упразднением должности худрука ВШСИ и увольнением ее лидера. Приводим текст заявления полностью:

    Ассоциация театральных критиков обеспокоена ситуацией, сложившейся в Высшей школе сценических искусств (Театральная Школа Константина Райкина). С 1 апреля по 1 июня там приостановлена уставная деятельность, а с 12 апреля — упразднена должность художественного руководителя ВШСИ, которую занимал Константин Райкин. Такое решение единолично принял ректор Анатолий Полянкин. Студенты и преподаватели подготовили к нему коллективный иск.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ С АРБАЛЕТОМ

    «Семейка Аддамс». В рамках конкурсной программы фестиваля и премии «Золотая маска».
    Большой драматический театр, Тюмень.
    Режиссер Дарья Борисова, художник-постановщик и художник по костюмам Мария Утробина, хореографы Анатолий Войнов, Ирина Кашуба.

    «Все нормальные семьи ненормальны по-своему» — так можно перефразировать Толстого, посмотрев «Семейку Аддамс». Терапевтический мюзикл о семейных ценностях и том, что близкие люди важнее общественных установок, приехал из города, который только возник на жанровой карте, — Тюмени.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗЕРКАЛО БЕЗ ОТРАЖЕНИЙ

    «Морфий». М. Булгаков.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Евгения Богинская, художник-постановщик Светлана Тужикова.

    Человек подходит к зеркалу настороженно. Не то лицо поистерлось, не то отражательная способность поослабла. Нет ни отражения ясного, чистого, ни зеркала кривого. Несчастный человек, неуверенно ощупывающий новые шрамы на лице, пристально вглядывается в холодную муть стекла. Он с растерянностью находит себя призраком — отражается что-то иное. Однако, не он.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАРОД VS РАСКОЛЬНИКОВ

    «Наказание. Эпилог». По мотивам романа «Преступление и наказание» и повести «Записки из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского.
    Омский Северный драматический театр имени М. А. Ульянова.
    Автор инсценировки и режиссер-постановщик Константин Рехтин, сценограф и режиссер-постановщик Владимир Сафронов.

    Этот спектакль единственного и молодого (всего-то 20 лет) театра старинного города Тара начинается там, где кончается «Преступление и наказание» и берут начало «Записки из Мертвого дома»: «Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге заключен ссыльнокаторжный второго разряда Родион Раскольников». Персонаж спектакля, у которого два имени (точнее, прозвища), Автор и Гончар, напомнит, что город этот называется Омск (всего-то триста с чем-то километров от Тары, по сибирским меркам — не расстояние) и что наказание там отбывал еще один ссыльнокаторжный — петрашевец Федор Достоевский.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • МОЛИТВА МОЛОТКУ

    «Плотник». Л. Голованова.
    «Первый театр» (Новосибирск).
    Режиссеры и художники Ангелина Мигранова и Родион Сабиров.

    Во времена, когда почва уходит из-под ног, когда человек лишается опоры и утрачивает доверие буквально ко всему — к слову, к ближнему, — спасительными могут быть простые физические действия. Что делать, когда ничего сделать нельзя? Кто-то скажет — молиться, кто-то — трудиться.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ПРОТИВ ДЕВЕЛОПЕРОВ

    «Лакме». Л. Делиб.
    Красноярский театр оперы и балета им. Д. Хворостовского.
    Режиссер Сергей Новиков, дирижер Александр Рудин, сценограф и художник по костюмам Мария Высотская.

    Некогда невероятно популярная, в наши дни «Лакме» стала раритетом. Даже во всемогущем Мариинском театре до сих пор не выпустили полноценную постановку, ограничившись «полусценическим исполнением». В Красноярске музыка «Лакме» зазвучала впервые, а версия Сергея Новикова частично дала ответ на вопрос, почему современные режиссеры не спешат браться за «Лакме»: их справедливо смущают слабости либретто.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВАНЯ С ШУРУПОВЕРТОМ

    «Дядя Ваня». А. П. Чехов.
    Псковский академический драматический театр им. А. С. Пушкина.
    Режиссер Павел Зобнин, сценография и костюмы Евгения Лемешонка.

    В Псковском театре драмы прошли премьерные показы чеховского «Дяди Вани» в адаптации московского режиссера Павла Зобнина.

    Визуальной эмблемой, своего рода ключом ко всему спектаклю является принт на футболке старой няни Марины, хлопочущей по хозяйству. Это довольно избитая уже картинка: хрестоматийный образ Чехова в пенсне дополнен беретом со звездочкой Че Гевары и ироничным обыгрыванием фамилии классика: Che Khov. Слияние одного из самых популярных мемов XXI века с Чеховым не оставляет сомнений: нам снова предлагают поиграть в постмодерн — а что, у нас есть какие-то варианты?

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ПОПРОБУЙ ПОДРУЖИ, ПОДРУЖИ, КАК МЫ»

    «Вадик поет свою музыку». П. Коротыч.
    Социально-художественный театр.
    Режиссер Татьяна Ра, художник Алина Михайлова, композитор Евгения Натанова.

    «Вадик поет свою музыку» — история о том, как важно ценить друг друга, ведь в любой момент может произойти апокалипсис. В пьесе на Землю летит комета любви. В новой реальности — что пострашнее. Оказалось, простые истины — быть добрым, бережно и с любовью относиться к людям — не так очевидны. Оттого премьера СХТ сейчас воспринимается и как терапия радостью, и как разговор о самом главном — через призму детского сознания.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЫТЬ МОЛОДЫМ

    «Зумеры».
    Омский драматический «Пятый театр».
    Коллективное сочинение режиссеров Карины Бесолти, Димы Курочкина, Елизаветы Минаевой, Дмитрия Соболева, Рината Ташимова, Юрия Шехватова и Никиты Щетинина.
    Куратор и автор идеи Екатерина Кулакова.

    В прошлом сезоне в омском «Пятом театре», пережившем ряд кадровых перестановок, открылось новое театральное «Пространство 25», заявленное как площадка для экспериментов молодых художников и режиссеров.

    Новый проект «Пятого театра» — спектакль-променад «Зумеры» — попытка театральными средствами представить социологический срез поколения, родившегося в период с 1997 по 2012 годы. Идея принадлежит Екатерине Кулаковой — куратору «Пространства 25», драматургу и театроведу. В основу проекта легли интервью с молодыми омичами, собранные и обработанные для спектакля большой студенческой группой из режиссерской магистратуры Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ и драматургической магистратуры Натальи Скороход в РГИСИ.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОРИГИНАЛ ХОРОШ — ПОРТРЕТ-ТО СКВЕРЕН...

    «Маскарад». По мотивам пьесы М. Ю. Лермонтова.
    Пермский академический Театр-Театр.
    Режиссер и художник Филипп Григорьян, драматург Ольга Федянина.

    На пустом просцениуме лежит Арбенин в больничной рубашке, его внутренности жадно пожирает Неизвестный. Еще ближе к зрителям стоит Звездич, застывший в неудобной портретной позе девятнадцатого века, скандирующий стих об участи поколения (и его, лермонтовского героя, и, видимо, всех последующих). Так начинается «Маскарад» Филиппа Григорьяна — спектакль о повсеместном обытовлении насилия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СОЛНЦЕ ВЗОЙДЕТ

    «Свободный Тибет». По мотивам рассказов Р. Михайлова.
    Саровский театр драмы.
    Режиссер Антон Морозов, художник Андрей Воронов.

    Известный математик, путешествующий эзотерик, литературный мистик, в 12 лет впервые вступивший в секту, — знакомства зрителей маленького закрытого города Саров с писателем Романом Михайловым, самым загадочным персонажем современной российской прозы, могло бы никогда и не случиться. Если бы не лаборатория «Театр Наций — театрам атомных городов», если бы не выпускник курса Могучего Антон Морозов, если бы не смелость руководства театра взять в репертуар (на большую сцену!) очень странное, точно не кассовое, путешествие по лабиринтам шизофренического сознания и миру хрупких людей с помощью магии стихий. Обходя и любя побеждая людей крепких, с тазами и метлами, эти первые, хрупкие, уводят за собой зрителя на край света, на вершину Солнца — освобождать Тибет. Спектакль молодого режиссера Морозова — пожалуй, лучший эпизод фестиваля «Премьеры сезона 2021–2022 гг.» Нижегородской области.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПИСЬМО АТК В ПОДДЕРЖКУ НИКИТИНСКОГО ТЕАТРА

    Ассоциация театральных критиков выступила с письмом в поддержку воронежского Нитинского театра, с которым арендодатель, руководство Юго-Восточной железной дороги, решило рассторгнуть договор аренды в одностороннем порядке. Приводим текст письма полностью:

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АЛЕКСАНДР КОРШУНОВ: «ЭТО ВАРВАРСКАЯ ХИРУРГИЯ»

    Казалось бы, эпоха крепостных театров завершилась после манифеста 1861 года об освобождении крестьян. Мы привыкли относиться к государственным театрам как к самостоятельным организмам, которые так или иначе сохраняют концепцию русского «театра-дома», позволяют себе иметь свое лицо, свое направление, быть «свободными» в художественном самоопределении. Но в 2022 году всем ясно дали понять, что они по-прежнему — всего лишь крепостные театры, и судьба их может быть решена росчерком пера.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • СКАЗАТЬ «НЕТ» — И ПРОДОЛЖАТЬ ЖИТЬ

    Сергей Левицкий, еще недавно многолетний худрук Русского театра Бурятии (театр носит имя декабриста Бестужева, и вдруг это показалось неслучайным: Левицкий руководил театром имени ссыльного декабриста) — человек бесстрашный и свободный. Таких в театральном сообществе мало. Левицкий всегда писал все, что считал нужным. А уволили почти сразу после поста в одной из соцсетей, где он писал: «Пришло мне поручение от минкульта обеспечить явку артистического состава нашего театра, а также явиться лично на встречу с главой Бурятии Цыденовым А. С. Повестка не названа, но тут и гадать не нужно...»

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • АТК ВЫСТУПИЛА В ПОДДЕРЖКУ РЕЖИССЕРА СЕРГЕЯ ЛЕВИЦКОГО

    Ассоциация театральных критиков выступила с письмом в поддержку режиссера Сергея Левицкого, уволенного с поста художественного руководителя Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева. Приводим текст письма полностью:

    Президенту Республики Бурятия
    Алексею Самбуевичу Цыденову
    и министру культуры Республики Бурятия
    Соелме Баяртуевне Дагаевой

    Уважаемые Алексей Самбуевич и Соелма Баяртуевна!

    Ассоциация театральных критиков, в которую входит около 200 ведущих критиков театральной отрасли, крайне обеспокоена происходящим в вашем регионе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮБОВЬ НА КОНЧИКЕ ШПАГИ

    «Сирано де Бержерак». Э. Ростан.
    Театр «ОКОЛО дома Станиславского».
    Режиссер и художник Александра Толстошева.

    МХТ им. Чехова.
    Режиссер Егор Перегудов, художник Владимир Арефьев.

    Сразу два новых «Сирано де Бержерака» вышли за неделю в Москве — тихий и нежный спектакль Саши Толстошевой в театре «ОКОЛО дома Станиславского» и напористый, как рок-концерт, спектакль Егора Перегудова в МХТ им. Чехова.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ВЕРХОМ НА КОРОЛЕВСКОЙ ПЛЮГАВОЙ

    Не первый раз замечено, что провинциальные театры часто опережают столицы, открывая для сцены новых авторов, которые потом пожаром идут по всей стране. Особенно заметна эта тенденция в детском театре и театре кукол. Например, популярнейшую нынче Кейт ди Камилло, чьи «Кролики Эдварды» размножаются на театре с поистине кроличьей скоростью, впервые поставили не в Москве, а в Челябинске, в Театре Кукол имени В. Вольховского. И за тот спектакль режиссер Александр Борок и художник Захар Давыдов получили в 2012 году по «Золотой Маске».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПИСЬМО АТК О ПРИОСТАНОВКЕ ВЫПУСКА ЖУРНАЛА «ТЕАТР.»

    Ассоциация театральных критиков глубоко обеспокоена известием о приостановке производства и выпуска журнала «ТЕАТР.» на неопределенный срок, которое было подтверждено председателем СТД РФ Александром Калягиным на пресс-конференции, прошедшей 26 марта, накануне Дня театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЛОВА ПОБЕЖДАЮТ ДЕЙСТВИЕ

    «Һаvа».
    Театральная площадка MOÑ (Казань) в рамках конкурсной программы фестиваля и премии «Золотая Маска».
    Режиссер-постановщик Туфан Имамутдинов, хореограф Марсель Нуриев, художник Лилия Имамутдинова.

    О конкурсе «Золотой Маски» — 2022 можно скопом написать «полгода/год/полтора был другой спектакль». Для большинства это будет вопросом попадания в новый контекст. Казанский перформанс «Һаvа» — один из немногих гастролеров, который действительно — буквально — изменился. В том числе потому, что разность показов заложена в нем как основной принцип.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • БЕЗ ПРИВЕТА ОЛЕГУ ДАЛЮ

    «Дуэль». А. П. Чехов.
    Екатеринбургский ТЮЗ.
    Режиссер-постановщик Анатолий Праудин, художник-постановщик Анатолий Шубин.

    Чехов — или мне кажется? — прорастает в нас все больше. Как ни странно. Бурные медицинско-политические катаклизмы как будто совсем не созвучны его тихой, как будто даже чуть вяловатой эстетике. Но именно состояние, душевное состояние, людей последнего безумного времени удивительно резонирует с тем экзистенциальным абсурдом жизни, который вкрадчиво проступает в его рассказах, пьесах и повестях. Вялость, усталость, растерянность, апатия, непонимание, наконец, неделанье — и при этом «надо жить... надо жить». А как?

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария