Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР

    «Спектакль номер один».
    Дом танца «Каннон Данс» в рамках IV Санкт-Петербургского фестиваля современного танца «Пятилетка»-2022.
    Хореограф Валерия Каспарова.

    Фестивалей современного танца много не бывает. Несмотря на 30-летнюю историю развития новой волны современного танца в Санкт-Петербурге (первой волной мы считаем ту, что была в начале ХХ века, нынешняя ведет свою историю от появления труппы Саши Кукина в 1991 году), потребность в проявлении и насыщении этой сферы в городе по-прежнему открыта. Инициативы Дома танца «Каннон Данс» уже долгие годы во многом заполняют эту нишу и формируют картину современного танца города.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «МАРШАК»: МИРОВАЯ ОПЕРА, ШОУ РОБОКОПОВ И РАСКОПКИ В ПЕСОЧНИЦЕ

    В Воронеже завершился седьмой Детский театральный фестиваль «Маршак»

    За девять фестивальных дней зрители увидели как общепризнанные всеми столичными смотрами постановки («Фотография, на которой меня нет» Ивана Пачина, «Лис Реасе» Юлии Каландаришвили, «Манюня» Рузанны Мовсесян), так и воронежские премьеры для семейного просмотра. Главное, что дает местным зрителям афиша из 19 названий, — возможность выбора на любой возраст, масштаб и жанр, а также объемное представление о том, как сегодня выглядит российский театр, расширенный в сторону детства.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АТК ПОДДЕРЖАЛА КОНСТАНТИНА РАЙКИНА

    Сегодня Ассоциации театральных критиков выступила с «Заявлением АТК об увольнении Константина Райкина из Театральной Школы Константина Райкина», в котором выражает обеспокоенность в связи с упразднением должности худрука ВШСИ и увольнением ее лидера. Приводим текст заявления полностью:

    Ассоциация театральных критиков обеспокоена ситуацией, сложившейся в Высшей школе сценических искусств (Театральная Школа Константина Райкина). С 1 апреля по 1 июня там приостановлена уставная деятельность, а с 12 апреля — упразднена должность художественного руководителя ВШСИ, которую занимал Константин Райкин. Такое решение единолично принял ректор Анатолий Полянкин. Студенты и преподаватели подготовили к нему коллективный иск.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ С АРБАЛЕТОМ

    «Семейка Аддамс». В рамках конкурсной программы фестиваля и премии «Золотая маска».
    Большой драматический театр, Тюмень.
    Режиссер Дарья Борисова, художник-постановщик и художник по костюмам Мария Утробина, хореографы Анатолий Войнов, Ирина Кашуба.

    «Все нормальные семьи ненормальны по-своему» — так можно перефразировать Толстого, посмотрев «Семейку Аддамс». Терапевтический мюзикл о семейных ценностях и том, что близкие люди важнее общественных установок, приехал из города, который только возник на жанровой карте, — Тюмени.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗЕРКАЛО БЕЗ ОТРАЖЕНИЙ

    «Морфий». М. Булгаков.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Евгения Богинская, художник-постановщик Светлана Тужикова.

    Человек подходит к зеркалу настороженно. Не то лицо поистерлось, не то отражательная способность поослабла. Нет ни отражения ясного, чистого, ни зеркала кривого. Несчастный человек, неуверенно ощупывающий новые шрамы на лице, пристально вглядывается в холодную муть стекла. Он с растерянностью находит себя призраком — отражается что-то иное. Однако, не он.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАРОД VS РАСКОЛЬНИКОВ

    «Наказание. Эпилог». По мотивам романа «Преступление и наказание» и повести «Записки из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского.
    Омский Северный драматический театр имени М. А. Ульянова.
    Автор инсценировки и режиссер-постановщик Константин Рехтин, сценограф и режиссер-постановщик Владимир Сафронов.

    Этот спектакль единственного и молодого (всего-то 20 лет) театра старинного города Тара начинается там, где кончается «Преступление и наказание» и берут начало «Записки из Мертвого дома»: «Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге заключен ссыльнокаторжный второго разряда Родион Раскольников». Персонаж спектакля, у которого два имени (точнее, прозвища), Автор и Гончар, напомнит, что город этот называется Омск (всего-то триста с чем-то километров от Тары, по сибирским меркам — не расстояние) и что наказание там отбывал еще один ссыльнокаторжный — петрашевец Федор Достоевский.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • МОЛИТВА МОЛОТКУ

    «Плотник». Л. Голованова.
    «Первый театр» (Новосибирск).
    Режиссеры и художники Ангелина Мигранова и Родион Сабиров.

    Во времена, когда почва уходит из-под ног, когда человек лишается опоры и утрачивает доверие буквально ко всему — к слову, к ближнему, — спасительными могут быть простые физические действия. Что делать, когда ничего сделать нельзя? Кто-то скажет — молиться, кто-то — трудиться.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ПРОТИВ ДЕВЕЛОПЕРОВ

    «Лакме». Л. Делиб.
    Красноярский театр оперы и балета им. Д. Хворостовского.
    Режиссер Сергей Новиков, дирижер Александр Рудин, сценограф и художник по костюмам Мария Высотская.

    Некогда невероятно популярная, в наши дни «Лакме» стала раритетом. Даже во всемогущем Мариинском театре до сих пор не выпустили полноценную постановку, ограничившись «полусценическим исполнением». В Красноярске музыка «Лакме» зазвучала впервые, а версия Сергея Новикова частично дала ответ на вопрос, почему современные режиссеры не спешат браться за «Лакме»: их справедливо смущают слабости либретто.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВАНЯ С ШУРУПОВЕРТОМ

    «Дядя Ваня». А. П. Чехов.
    Псковский академический драматический театр им. А. С. Пушкина.
    Режиссер Павел Зобнин, сценография и костюмы Евгения Лемешонка.

    В Псковском театре драмы прошли премьерные показы чеховского «Дяди Вани» в адаптации московского режиссера Павла Зобнина.

    Визуальной эмблемой, своего рода ключом ко всему спектаклю является принт на футболке старой няни Марины, хлопочущей по хозяйству. Это довольно избитая уже картинка: хрестоматийный образ Чехова в пенсне дополнен беретом со звездочкой Че Гевары и ироничным обыгрыванием фамилии классика: Che Khov. Слияние одного из самых популярных мемов XXI века с Чеховым не оставляет сомнений: нам снова предлагают поиграть в постмодерн — а что, у нас есть какие-то варианты?

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ПОПРОБУЙ ПОДРУЖИ, ПОДРУЖИ, КАК МЫ»

    «Вадик поет свою музыку». П. Коротыч.
    Социально-художественный театр.
    Режиссер Татьяна Ра, художник Алина Михайлова, композитор Евгения Натанова.

    «Вадик поет свою музыку» — история о том, как важно ценить друг друга, ведь в любой момент может произойти апокалипсис. В пьесе на Землю летит комета любви. В новой реальности — что пострашнее. Оказалось, простые истины — быть добрым, бережно и с любовью относиться к людям — не так очевидны. Оттого премьера СХТ сейчас воспринимается и как терапия радостью, и как разговор о самом главном — через призму детского сознания.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЫТЬ МОЛОДЫМ

    «Зумеры».
    Омский драматический «Пятый театр».
    Коллективное сочинение режиссеров Карины Бесолти, Димы Курочкина, Елизаветы Минаевой, Дмитрия Соболева, Рината Ташимова, Юрия Шехватова и Никиты Щетинина.
    Куратор и автор идеи Екатерина Кулакова.

    В прошлом сезоне в омском «Пятом театре», пережившем ряд кадровых перестановок, открылось новое театральное «Пространство 25», заявленное как площадка для экспериментов молодых художников и режиссеров.

    Новый проект «Пятого театра» — спектакль-променад «Зумеры» — попытка театральными средствами представить социологический срез поколения, родившегося в период с 1997 по 2012 годы. Идея принадлежит Екатерине Кулаковой — куратору «Пространства 25», драматургу и театроведу. В основу проекта легли интервью с молодыми омичами, собранные и обработанные для спектакля большой студенческой группой из режиссерской магистратуры Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ и драматургической магистратуры Натальи Скороход в РГИСИ.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОРИГИНАЛ ХОРОШ — ПОРТРЕТ-ТО СКВЕРЕН...

    «Маскарад». По мотивам пьесы М. Ю. Лермонтова.
    Пермский академический Театр-Театр.
    Режиссер и художник Филипп Григорьян, драматург Ольга Федянина.

    На пустом просцениуме лежит Арбенин в больничной рубашке, его внутренности жадно пожирает Неизвестный. Еще ближе к зрителям стоит Звездич, застывший в неудобной портретной позе девятнадцатого века, скандирующий стих об участи поколения (и его, лермонтовского героя, и, видимо, всех последующих). Так начинается «Маскарад» Филиппа Григорьяна — спектакль о повсеместном обытовлении насилия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СОЛНЦЕ ВЗОЙДЕТ

    «Свободный Тибет». По мотивам рассказов Р. Михайлова.
    Саровский театр драмы.
    Режиссер Антон Морозов, художник Андрей Воронов.

    Известный математик, путешествующий эзотерик, литературный мистик, в 12 лет впервые вступивший в секту, — знакомства зрителей маленького закрытого города Саров с писателем Романом Михайловым, самым загадочным персонажем современной российской прозы, могло бы никогда и не случиться. Если бы не лаборатория «Театр Наций — театрам атомных городов», если бы не выпускник курса Могучего Антон Морозов, если бы не смелость руководства театра взять в репертуар (на большую сцену!) очень странное, точно не кассовое, путешествие по лабиринтам шизофренического сознания и миру хрупких людей с помощью магии стихий. Обходя и любя побеждая людей крепких, с тазами и метлами, эти первые, хрупкие, уводят за собой зрителя на край света, на вершину Солнца — освобождать Тибет. Спектакль молодого режиссера Морозова — пожалуй, лучший эпизод фестиваля «Премьеры сезона 2021–2022 гг.» Нижегородской области.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПИСЬМО АТК В ПОДДЕРЖКУ НИКИТИНСКОГО ТЕАТРА

    Ассоциация театральных критиков выступила с письмом в поддержку воронежского Нитинского театра, с которым арендодатель, руководство Юго-Восточной железной дороги, решило рассторгнуть договор аренды в одностороннем порядке. Приводим текст письма полностью:

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АЛЕКСАНДР КОРШУНОВ: «ЭТО ВАРВАРСКАЯ ХИРУРГИЯ»

    Казалось бы, эпоха крепостных театров завершилась после манифеста 1861 года об освобождении крестьян. Мы привыкли относиться к государственным театрам как к самостоятельным организмам, которые так или иначе сохраняют концепцию русского «театра-дома», позволяют себе иметь свое лицо, свое направление, быть «свободными» в художественном самоопределении. Но в 2022 году всем ясно дали понять, что они по-прежнему — всего лишь крепостные театры, и судьба их может быть решена росчерком пера.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • СКАЗАТЬ «НЕТ» — И ПРОДОЛЖАТЬ ЖИТЬ

    Сергей Левицкий, еще недавно многолетний худрук Русского театра Бурятии (театр носит имя декабриста Бестужева, и вдруг это показалось неслучайным: Левицкий руководил театром имени ссыльного декабриста) — человек бесстрашный и свободный. Таких в театральном сообществе мало. Левицкий всегда писал все, что считал нужным. А уволили почти сразу после поста в одной из соцсетей, где он писал: «Пришло мне поручение от минкульта обеспечить явку артистического состава нашего театра, а также явиться лично на встречу с главой Бурятии Цыденовым А. С. Повестка не названа, но тут и гадать не нужно...»

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • АТК ВЫСТУПИЛА В ПОДДЕРЖКУ РЕЖИССЕРА СЕРГЕЯ ЛЕВИЦКОГО

    Ассоциация театральных критиков выступила с письмом в поддержку режиссера Сергея Левицкого, уволенного с поста художественного руководителя Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева. Приводим текст письма полностью:

    Президенту Республики Бурятия
    Алексею Самбуевичу Цыденову
    и министру культуры Республики Бурятия
    Соелме Баяртуевне Дагаевой

    Уважаемые Алексей Самбуевич и Соелма Баяртуевна!

    Ассоциация театральных критиков, в которую входит около 200 ведущих критиков театральной отрасли, крайне обеспокоена происходящим в вашем регионе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮБОВЬ НА КОНЧИКЕ ШПАГИ

    «Сирано де Бержерак». Э. Ростан.
    Театр «ОКОЛО дома Станиславского».
    Режиссер и художник Александра Толстошева.

    МХТ им. Чехова.
    Режиссер Егор Перегудов, художник Владимир Арефьев.

    Сразу два новых «Сирано де Бержерака» вышли за неделю в Москве — тихий и нежный спектакль Саши Толстошевой в театре «ОКОЛО дома Станиславского» и напористый, как рок-концерт, спектакль Егора Перегудова в МХТ им. Чехова.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ВЕРХОМ НА КОРОЛЕВСКОЙ ПЛЮГАВОЙ

    Не первый раз замечено, что провинциальные театры часто опережают столицы, открывая для сцены новых авторов, которые потом пожаром идут по всей стране. Особенно заметна эта тенденция в детском театре и театре кукол. Например, популярнейшую нынче Кейт ди Камилло, чьи «Кролики Эдварды» размножаются на театре с поистине кроличьей скоростью, впервые поставили не в Москве, а в Челябинске, в Театре Кукол имени В. Вольховского. И за тот спектакль режиссер Александр Борок и художник Захар Давыдов получили в 2012 году по «Золотой Маске».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПИСЬМО АТК О ПРИОСТАНОВКЕ ВЫПУСКА ЖУРНАЛА «ТЕАТР.»

    Ассоциация театральных критиков глубоко обеспокоена известием о приостановке производства и выпуска журнала «ТЕАТР.» на неопределенный срок, которое было подтверждено председателем СТД РФ Александром Калягиным на пресс-конференции, прошедшей 26 марта, накануне Дня театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)