Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПЛАКАЛЬЩИЦЫ

    «Андрей Иванович возвращается домой» по поэме Фаины Гримберг.
    Режиссер Роман Габриа, художник Сергей Новиков.
    Театральная компания «Открытое пространство» на Малой сцене театра «Балтийский дом».

    Фаине Гримберг в поэме «Андрей Иванович возвращается домой» удалось воспроизвести природу и строй фольклорного сказа, плача, услышать его музыку с повторами, округлостью, вращательным движением стиха. У этой небольшой поэмы архитектоника сказки, композиция героического мифа: рождение и взросление героя, уход на войну, смерть, явная или мнимая, дорога-испытание, ритуальный плач на могиле, чудесное воскресение. Авторское «я» как бы растворяется в материнском «мы». Кем бы ни приходилась рассказчица герою — женой, сестрой, матерью, кого бы ни брала себе в спутницы — соперницу ли, невестку, в России женщина мужчине всегда немного мать.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • РЕПЕТИЦИЯ АНСАМБЛЯ

    А. Островский, «Снегурочка» (Сцены из Захолустья в 12 песнях).
    Театр им. М. Н. Ермоловой (Москва).
    Режиссер Алексей Кузмин-Тарасов, художник-постановщик Леонид Шуляков.

    Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
    Отпразднуем прилет на новоселье.

    А. Н. Островский, «Снегурочка»

    Есть народная версия появления на свет Снегурочки — мол, слепили ее дед с бабкой. А есть «весенняя песня» драматурга Александра Островского, согласно которой она-де — плод любви Весны и Мороза. И режиссер Алексей Кузмин-Тарасов, взявшись за постановку этой сказки в театре им. М. Н. Ермоловой, решил текст Островского именно что пропеть. В остальном — как слепится. Ведь тут, похоже, перефразируя Матвея Блантера, главное — публику до рояля дотащить.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С.

    17 января в МХТ прошел вечер, посвященный 150-летию К. С. Станиславского

    Надо для начала определиться в наших ожиданиях. Юбилейное мероприятие по случаю вполне официальной даты без преувеличения национального масштаба, запланированное в стенах МХТ, в каком духе должно было проходить? В духе официозной любви к «нашему всему»? Тогда надо было поручать его кому-то из «стариков», причем сроду не страдавших дерзостью мышления. Или, может быть, в духе подлинной любви, которая приходит к театральному человеку только с долгим личным опытом жизни в искусстве? Тогда — опять к «старикам», но более талантливым, экстравагантным и независимым. Но поскольку обратились к режиссеру Кириллу Серебренникову и драматургу Михаилу Дурненкову, можно было ждать и полной нелюбви, и тотального стеба, и вообще разрухи, вроде той, что царит нынче на подходах к МХТ в Камергерском переулке, где что-то с лета не дорыли, да так и оставили.

    Читать дальше | Комментарии 14 комментариев
  • ТАК УМИРАЕТ МИФ

    Еврипид. «Электра».
    Театр Наций (Москва).
    Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко.

    Серый кафельный пол, обшитые пластиковыми панелями стены, крохотная каморка для персонала, металлические кресла, лента выдачи багажа, несколько маленьких экранов и одно большое табло прилетов и отлетов. Чисто, строго, функционально. Такое сценическое пространство создал художник-постановщик Олег Головко для спектакля «Электра» режиссера Тимофея Кулябина. Аэропорт — как некий абсолют научного прогресса и человеческих достижений.

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ТАНЕЦ ЭМИ УАЙНХАУС

    «Amy».
    Athena Dance Company на сцене «Дома Высоцкого на Таганке» (Москва).
    Хореограф Афина Ерофеева.

    В Москве по-прежнему очень мало современного танца, несмотря на все видимые и невидимые усилия ЦЕХа: совсем немного студий, где можно приобрести хоть какие-то навыки, уровень спектаклей и преподавания оставляет желать лучшего. И продавать современный танец тоже сложно. Поэтому все больше и больше талантливых танцовщиков и хореографов уезжаетв Европу — там легче реализовать свои идеи.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • СЕГОДНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАНИСЛАВСКОГО

    Сегодня день рождения Станиславского. Ему уже 150.

    В честь юбилея великого К. С. открываем в блоге давнюю дискуссию о психологическом театре и ссылку на тот фестиваль «Пространство режиссуры», который был посвящен ему, К. С.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • РАЙКОВ И ПОДЖИГАТЕЛИ

    Саратовский ТЮЗ кричит «SOS!»

    Труппа Саратовского ТЮЗа бьет в барабаны и трубит в трубы тревоги и протеста. Уволен Валерий Райков — один из известных и деятельных директоров театров России. Он руководил этим театром 17 лет, рекомендованный на эту должность еще Юрием Петровичем Киселевым.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ИНЖЕНЕРНЫЙ ТЕАТР «АХЕ». НУЖНА ПОМОЩЬ!

    Уважаемые коллеги!

    Летом «Петербургский театральный журнал» уже объявлял сбор средств для лечения композитора и актера Андрея Сизинцева, участника инженерного театра «АХЕ», у которого была обнаружена злокачественная опухоль. К сожалению, состояние Андрея ухудшилось, ему требуется срочная операция в Германии и последующее лечение. Мы просим всех, кому дорог Андрей, кому небезразлична его судьба, судьба театра АХЕ, откликнуться и помочь собрать необходимую сумму на лечение. Деньги можно перевести следующим образом...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НУ ЧЕМ Я ХУЖЕ ПАРАТОВА?

    А. Н. Островский. «Бесприданница».
    Театр на Васильевском.
    Режиссер-постановщик Денис Хуснияров, художник-постановщик Николай Слободяник.

    Название классической пьесы Денис Хуснияров сохранил, несмотря на то, что как раз судьба бесприданницы его, по-видимому, интересовала меньше всего. Лариса Огудалова (Светлана Щедрина) в этом спектакле — хрупкая светловолосая барышня, симпатичная и вполне обыкновенная, как раз «земного, житейского» в ней больше, чем «эфира». Одета скромно, изящна, приятно поет, мило улыбается, иногда ссорится с маменькой и мечтательно глядит вдаль. Выдумывает себе то идеал мужчины, то неземные страдания. Ничего сверхъестественного — но почему бы в нее и не влюбиться? Конечно, «сокровище», «создана для роскоши», блеск, табор и прочее — совсем из другой оперы... тут уместней разговоры о соленых грибах, но и ладно — в конце концов, мужчины склонны идеализировать объект собственных притязаний. Режиссер с самого начала делает все, чтобы затушевать линию Ларисы, оттеснить ее фигуру куда-то в тень, разрушить традиционное представление о «Бесприданнице» как о драме с мощной бенефисной женской ролью (провокация уже сработала — первые отклики на премьеру были раздраженными, мол, актриса не справилась!).

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • УДАР БЕЙСБОЛЬНОЙ БИТОЙ

    А. Рапп. «Ноктюрн».
    МТЮЗ.
    Режиссер Кама Гинкас.

    Инициатива Джона Фридмана, который выступил главным организатором читок современных американских пьес в Центре драматургии и режиссуры, а затем и в петербургской лаборатории «ON.ТЕАТР», принесла свои плоды: Кама Гинкас выпустил премьеру по пьесе «Ноктюрн» Адама Раппа (перевод Джона Фридмана, адаптация Максима Курочкина).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЧЕСТЬ ИМЕЕМ

    Сегодня в 13:00 на Марсовом поле — санкционированный митинг против «Закона подлецов» и против Думы, его принявшей и обрекшей сирот на отечественную погибель без права быть усыновленными в США.

    На протяжении многих лет (советских и новейшего времени) я была свидетелем жизни одной петербургской девочки, с раннего детства прикованной к постели (именно к постели, не к инвалидному креслу) чудовищной болезнью. Из простой небогатой семьи. Девочка была умна, талантлива, прелестна. Хотела жить. Мама ее — добра и терпелива.

    Они являли пример мужества и достоинства, а главное — любви. Друг для друга были они опорой, защитой, вместе боролись, радовались друзьям, радовались жизни и ее милым мелочам (да-да!). Они друг у друга — БЫЛИ. И это давало возможность жить.

    Читать дальше | Комментарии 18 комментариев
  • ВЫСТРЕЛ ЗА КУЛИСАМИ ИСТОРИИ

    М. Булгаков. «Бег».
    Омский академический театр драмы.
    Режиссер Георгий Цхвирава, художник Эмиль Капелюш.

    В спектакле Омской драмы «Бег» по Михаилу Булгакову — бег, побег, бегство совсем не главное состояние героев. Здесь не бегут, здесь падают, проваливаются, уходят, уплывают куда-то вниз, в неизвестность, может быть, в небытие. Сны, сны, сны... всего их восемь, и в каждом герои падают и падают куда-то под... Вверх по крутой лестнице бегут в финале только светлые, чистые и прекрасные Серафима (Илона Бродская) с Голубковым (Владислав Пузырников), заслужившие своей любовью высоту или, по крайней мере, надежду.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • СТАРЕЦ CАВВА, ЛЕВ, ЯГНЯТА И ЕЖИК

    В Рождество, когда каждый не только волхв, но и сам себе царь и верблюд, мы предлагаем вам сыграть рождественскую пьесу Резо Габриадзе для самых маленьких (от 2 до 5 лет), для 8 и более квадратных метров.

    «И знайте, — предупреждает автор, — что это у вас здорово получается, не хуже, чем у актера Жана Габена или Станиславского с Немировичем-Данченко».

    Читать дальше
  • ЗАВТРА РОЖДЕСТВО

    В № 66 было напечатано интервью Галины Брандт с отцом Иоанном Приваловым.

    Прошло два года —и над приходом в Заостровье, знакомом не только многочисленным паломникам, но и многим деятелям культуры, нависла угроза.

    Всегда радуйтесь! Непрестанно молитесь! За всё благодарите!

    (ап. Павел. 1 Фес. 5:16–18)

    У каждого путь в Церковь свой. Сколько раз я заходила в храм — столько раз выходила с досадным чувством какого-то не то недоумения, не то растерянности. Непонятно было, как «пробиться» сквозь это ритуально-пышное, но такое чужое взрослому, сформировавшемуся уже человеку пространство, к Божьему Слову.

    Читать дальше | Комментарии 13 комментариев
  • ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

    4-го января канал «Культура» показал запись юбилейного вечера Михаила Жванецкого. О нем и пишу, потому что не в силах молча снести увиденное.

    Первый раз в жизни пишу в блог. Пишу и тем нарушаю мудрый, как всегда, совет Михал Михалыча,
    прозвучавший в заключительном слове Жванецкого — юбиляра и бенефицианта на посвященном ему вечере «Хрустальная Турандот».

    Читать дальше | Комментарии 14 комментариев
  • ПРОЩАЙ, САШКА!

    Памяти Александра Соколянского

    Ушел зверски талантливый человек, а ему было всего 53 года. Все это не укладывается в голове, хотя Саша Соколянский давно и с последовательностью, достойной лучшего применения, сжигал собственную жизнь и собственный талант. У него было очень много дара, он не трясся над ним, как скопидом, по молодости дарил идеи направо-налево, а позже позволял себе не относиться к собственному дару бережно, и это обидно до слез, но таким уж он был. Когда мы с ним работали в отделе театра газеты «Советская культура» на заре перестройки, во время перестройки и немножко после, он (как, впрочем, и я, конечно) был молод, расточителен и азартен. Сашка влетал в нашу комнату, швырял вечно чем-то набитую сумку прямо посредине, так что через нее надо было перепрыгивать, и бросал с ходу что-нибудь, как теперь говорят, креативное. Это был вечный праздник.

    Читать дальше | Комментарии 19 комментариев
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 3

    В архиве появился № 3. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 2

    В архиве появился № 2. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • ОДНОВРЕМЕННЫЙ СЕАНС ТЕАТРАЛЬНЫХ СНОВИДЕНИЙ РЕДАКЦИИ «ПТЖ»

    Мы проснулись после встречи нового года. Открыли сайт. И прочли свои сегодняшние мечтания. По условиям эксперимента, ни один член редакции не читал другого. Материалы не подписаны. Кто что писал — мы не знаем. Интрига.

    СОННОЕ МЕЧТАНИЕ

    В вечерних сумерках (трудное пробуждение) отчетливо видны идиллические картины петербургской театральной действительности. Восходит заря новой жизни...

    Читать дальше | Комментарии 21 комментарий
  • НА УХОДЯЩИЙ 2012, ВИСОКОСНЫЙ...

    Все подводят итоги 2012, попробую оглянуться на петербургский «культурный год» и я.

    Кратко. 2012 хочется проводить под бурные и никогда больше с ним не встречаться.

    Более распространено. Если кто не знает, полгода наша «культурная столица» живет без руководителя Комитета по культуре. Ничего, казалось бы, страшного. Но это с очевидностью означает одно: никакой концепции культурного строительства в Петербурге нет. Город живёт и как-то справляется «без головы». Может, это и к лучшему: несколько месяцев этого года «дурную голову» мы уже видели, я имею ввиду г-на Месхиева, недолго руководившего департаментом, проведшего за большие деньги кинофорум и сгинувшего...

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария