
-
Сегодня 75 лет Рудольфу Нурееву, реформатору мужского танца в балете. Первая статья в ПТЖ о нем была еще в нулевом номере (как открыть журнал без Нуреева?..) и принадлежала Инне Скляревской. Когда номер верстался, пришло известие о смерти Р. Н. Потом мы не раз возвращались к его творчеству, брали о нем интервью. Но эта статья — о его версии «Спящей красавицы» — была первой.
-
XIII фестиваль балета «Мариинский».
Порядковый номер нынешнего ФБ «Мариинский» —
13-й — принес удачу неизбалованному питерскому танцевальному сообществу. Счастье сверкнуло в афише парой солнечных лучей: Форсайт и Творческая мастерская молодых хореографов. Во славу Форсайта написано много замечательных, точных и умных статей. Мы счастливы просто оттого, что он есть, и веруем в открытую им новую эпоху танца. Равно как и скорбим оттого, что балеты его впервые появились на мариинской сцене лишь в 2004 году, что называется, 20 лет спустя, а возобновление — еще почти через десяток лет. -
Сегодня на «Золотой маске» показывают спектакль «Видимая сторона жизни» кировского театра на Спасской, моноспектакль Яны Савицкой по прозе поэта Елены Шварц. Наши авторы постарались «объяснить поэзию» и пощупать «пульс поэта».
-
IX Международный фестиваль моноспектаклей «Монокль».
Так получилось, что в этом году петербургский этап фестиваля оказался не менее интересным, чем международный. Не только спектакли, прошедшие в следующий тур, но и многие другие (ограничившиеся дипломами) продемонстрировали чрезвычайно интересные тенденции в развитии жанра.
-
Редко кому удается прожить долгую жизнь, быть известным всему театральному сообществу человеком... не служа при этом в театре. Но, по сути, служа ему.
Натела Александровна Товстоногова — знаковая фигура нашей театральной жизни: знаменитая сестра и жена, в некотором смысле муза двух великих мужчин — Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева — и уж точно человек, державший на своих плечах две семьи: вырастила не только сына Алексея, но и племянников Сандро и Нику.
-
Т. Леттс. «Август: графство Осейдж».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Петр Шерешевский, художники Мария Лукка и Александр Мохов.Пьесу Т. Леттса два года назад открыли для российского театра Омская драма и режиссер Анджей Бубень, чуть позже Марат Гацалов поставил «Август...» в новосибирском «Глобусе» (оба спектакля получили номинацию на «Золотую маску», один — на прошлую, другой — на нынешнюю). Совсем недавно состоялась премьера в московской «Маяковке» (Евгения Симонова сыграла главную роль — Вайолет), и, наконец, драма добралась до Петербурга.
-
В. Леванов. «Ксения Петербургская».
Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом».
Режиссер Тимур Насиров, художник Константин Соловьев....По узкому проходу тесного зала «Старого дома» пробирается к сцене толпа персонажей, которую надо бы назвать живописной, но как-то язык не поворачивается. Скорее уж, живопырной. Слово дикое, но и персонажи отнюдь не ручные. Разновозрастные клошары и попрошайки, люди лихие и убогие, создания, падшие окончательно и находящиеся на пути к этому, праздные соглядатаи, веселые нищие... В общем, обитатели «дна». Явившиеся сюда как будто не из Петербурга XVIII века, где совершала свой подвиг добровольного безумия и юродства вдова придворного певчего Андрея Федоровича Петрова Ксения, а из послевоенного Ленинграда, описанного великим сценографом Эдуардом Кочергиным в его знаменитых «рассказах рисовального человека».
-
Музыкальная комедия «Лес» по пьесе А. Островского.
Театр «Комедианты».
Музыка В. Дашкевича, либретто и тексты песен В. Жука.
Постановка Михаила Левшина, сценография Полины Левшиной.Автор музыки к сотне спектаклей и кинофильмов, в том числе к «Собачьему сердцу», «Приключениям Шерлока Холмса» и некогда популярнейшему «Бумбарашу», феноменальный композитор Владимир Дашкевич своим участием автоматически придает действию статус классики жанра. Однако определять этот самый жанр и следить за доскональным соблюдением его законов вовсе не возникает желания, — не все ли равно, как это называется: оперетта ли, водевиль или мюзикл по-нашему, эх, да по-лиговски! Долговязый баянист Вася — Василий Шабров — по первому зову выбегает на подмогу барыне, проникновенно исполняющей душещипательный романс, или персонажам попроще с их танцами и куплетами, и, надо сказать, и баян, и сам Вася — весомая поддержка фонограмме с музыкой, под которую все артисты поют вживую.
-
Фестиваль «Золотая маска», проект «Новая пьеса».
М. Крапивина. «Ставангер (Pulp people)».
Лиепайский театр драмы (Латвия).
Режиссер Константин Богомолов, сценография и костюмы Ларисы Ломакиной.«Ставангер» — спектакль, въедающийся в мозг. На первом же золотомасочном показе в ЦИМе Богомолов добился того, чего хотел. Когда умирающий немой старик-паралитик (в исполнении молодого дюжего актера Гатиса Маликса), пылко произнеся монолог о том, как в своей подлинности и эгоизме открываются перед ним ждущие его смерти родственники, вынул из под себя горшок и начал разбрасывать пригоршнями коричневые фекалии имени Кастелуччи по стенам, какой-то зритель с воплем вроде «Как вы все такое говно можете смотреть!», громко топая, выбежал вон. Но крикун нашелся только один, все прочие, покидая зрительный зал во время спектакля, выражали возмущение только пластикой.
-
Г. Ибсен. «Враг народа».
Малый драматический театр — театр Европы.
Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.С чего это некоторые рецензенты взяли, что доктор Стокман выходит на Болотную? Что будто Додин поставил политический спектакль? Вот ровно наоборот. Додин — не про Болотную, он про надмирного мессию — вне политических разборок, вне какого бы то ни было — сплоченного или разобщенного, кремлевского или болотного — большинства. Потому что любое большинство всегда голосует за Варраву, он вождь толпы (текст Ибсена в эту сторону дописан и развит), а Додина интересует Иисус.
-
А. Польц. «Женщина и война».
Малый драматический театр — театр Европы.
Режиссер Наталья Колотова.МДТ, как известно, затеял большой, рассчитанный на год, проект «Мы и они = Мы» (фестиваль современной национальной драматургии, прозы и поэзии). Впечатление от двух уже исполненных эскизов молодые театроведы явили здесь.
Продолжение, как коллеги верно заметили, неизбежно последовало.
-
А. Володин. «Пять вечеров».
«Ленком».
Режиссер Андрей Прикотенко, художники Ольга Шаишмелашвили и Петр Окунев.В ленкомовской программке выражены благодарности Сахаровскому центру и «Мемориалу», в фойе перед спектаклем можно увидеть выставку из истории ГУЛАГа, а затем уже на сцене возникают проекции фотографий знаменитых сталинских узников. Тайна семнадцатилетнего отсутствия героя пьесы Ильина и его запоздалого возвращения в родной Ленинград перестает быть тайной. К Тамаре приходит не просто бывший зэк, но человек, у которого лагерь, кажется, навсегда въелся в поры и в душу. Да и сам облик ленинградской Тамариной квартиры более всего напоминает зону (сценография Ольги Шаишмелашвили и Петра Окунева).
-
No name. «Тень дерева».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Павел Семченко.Давайте признаемся: быть женщиной тяжело. Вдвойне — свободной женщиной художественного толка. Той, что чувствует себя исключительной. Такие женщины часто намеренно раздражают в себе струну неврастении, падают в обмороки, бреются налысо, надевают красные шаровары и начинают искать в районе пупка чакру, отвечающую за чувственные энергии. Они склонны к перепадам настроения, у них всегда если не депрессия, то меланхолия.
-
Е. Чижова. «Время женщин».
Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Автор инсценировки, режиссер и художник — Алексей Вотяков.Магнитогорская драма памятна фестивалем «Театр без границ» и периодом своего расцвета времен Валерия Ахадова—Фариды Муминовой—Сайдо Курбанова. И еще — нашумевшим спектаклем «Гроза» в постановке Льва Эренбурга, с которым магнитогорцы объехали, наверное, полмира. Сейчас театром руководит известный режиссер Максим Кальсин. При театре обучается актерский курс под руководством Григория Козлова. Помимо главного ставят и приглашенные режиссеры. А спектакль «Время женщин» поставил главный художник театра Алексей Вотяков, талантливый и востребованный сценограф. Это его режиссерский дебют. Что вдруг его потянуло в режиссуру?
-
В цирке на Фонтанке прошла пресс-конференция нового художественного руководителя Вячеслава Полунина
У Славы Полунина теперь имидж старика, седобородого, как лунь, бога Саваофа. При этом — море планов, которыми он делился на пресс-конференции в день отчаянного полнолуния 26 февраля. По мне так хорошо, если исполнится хотя бы сотая часть из того, о чем Полунин говорил. Если приедут все лучшие клоуны мира и проведут мастер-классы, Михаил Шемякин и посвященный накануне в члены Академии дураков Борис Гребенщиков встретятся в одном спектакле, а... А! Аааа!.. Слушая Славу, можно улететь далеко-далеко, для него как бы нет нерешаемых проблем, включая смену кресел амфитеатра: «Если я не достану на это денег у государства, объявим, что билет на премьеру будет стоить одного стула. Человек заплатит, скажем, 100 евро, его имя будет написано на кресле — и так партер наполнится стульями-билетами-премьерными зрителями». Аааа! Можно, я первая в очереди, возьмите мои 100 евро, которых у меня нет, но возьмите! Слава — тот самый персонаж, которому все готовы отдать даже то, чего нет, так что за кресла в партере я спокойна: люди отдадут кровные в обмен на радость.
-
Я. Пулинович. «Как я стал...».
Красноярский ТЮЗ.
Режиссер Артем Терехин, художник Евгений Лемешонок.Она его бросила, он увлекся другою, та ответила ему взаимностью и даже доверила все свои сбережения, он ее предал и исчез с деньгами, потом раскаялся, но было поздно...
Сюжет настолько банален, что в форме читки на двух драматургических лабораториях в минувшем сентябре — на «Любимовке» и «Вешалке» в Красноярском ТЮЗе — пьеса Ярославы Пулинович «Как я стал...» меня, мягко говоря, не впечатлила... -
М. Палей. «Long distance, или Славянский акцент».
Театр для детей и молодежи (Кемерово).
Режиссер Ирина Латынникова, художник Светлана Нестерова.В Кемерово на 500 000 жителей — четыре государственных театра: музыкальный, драматический, кукольный и молодежный. И если музыкальная комедия и драма давно сдали свои позиции, то коллективы под руководством Д. С. Вихрецкого и Г. Л. Забавина с каждым годом увеличивают количество фестивалей и собранных на них призов. Так, последняя детская премьера «Молодежки» взята в конкурс «Арлекина», а взрослая — на фестиваль в Омск.
-
Шесть месяцев назад, в августе 2012-го, не стало Алексея Заливалова. Он мало прожил — 54 года.
Однажды (когда Леше было лишь 33, но его работа в музыке, в кино, в театре уже принесла ему известность) мы проговорили с ним чуть не целую летнюю ночь — под запись. Потом это было напечатано в газете «Антракт».
Сегодня некоторые фразы того разговора звучат по-особому.
-
Балетмейстеру Геннадию Абрамову — 75 лет. Мы поздравляем Геннадия Михайловича с юбилеем и предлагаем читателям нашего блога интервью с этим выдающимся теоретиком, философом, подвижником современного танца в России.
-
21 февраля в Театральном музее открылась выставка «Марина Азизян. Театр книги»
Вообще-то на открытии Марина Цолаковна говорила, что просила перенести мероприятие — «сегодня черный для всех нас день», ушел Леша Герман... Но вернисаж состоялся, и, устроенная издательством Вита Нова презентация книги, точнее, книг, проиллюстрированных Азизян, состоялась тоже.
комментарии