Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • «ГОСПОДСТВУЕТ ЕЩЕ СМЕШЕНЬЕ ЯЗЫКОВ...»

    А. С. Грибоедов. «Горе уму».
    Театр-фестиваль «Балтийский дом».
    Сценическая версия и постановка Александра Белинского, художник Александр Мохов.

    Александр Белинский, народный артист России, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотая маска» и премии «Золотая Ника» поставил в театре-фестивале «Балтийский дом» спектакль «Горе уму» по бессмертной комедии классика русской литературы А. С. Грибоедова, которую многие знают как пьесу «Горе от ума».

    Читать дальше | Комментарии 41 комментарий
  • БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ СТАЛ ДУРАКОМ,А ПОЛУНИН СТРЕЛЯЕТ ИЗ ПУШКИ

    В конце февраля состоялось закрытое заседание Международной академии дураков по случаю присуждения звания «Почетного дурака» Дмитрию Шагину и Борису Гребенщикову. Наш специальный корреспондент, присутствовавший на нем, долго хранил репортаж в тайне. Но 1 апреля, в день, когда Академии исполнилось 21 год, нам показалось необходимым осветить ее скрытую от посторонних глаз деятельность.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЫСЕНКОВ СЫГРАЛ ДИСНЕЕВСКОГО ДЖИННА

    А. Менкен. «Аладдин».
    Театр музыкальной комедии.
    Режиссер Войцех Кемпчиньски, сценография Гжегожа Поличиньски.

    Мюзикл продолжает завоевывать петербургского зрителя: даже Мариинский театр впустил на свою сцену довольно сдержанный, холодный, в чем-то даже аристократичный мюзикл Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди» (режиссер Роберт Карсен). В Театре музыкальной комедии еще собирает полные залы «Бал вампиров», а на сайте уже появилось объявление о проведении нового кастинга — на этот раз для английского «Чаплина». Между тем, на этой сцене состоялась премьера спектакля «Аладдин», проекта компании Disney, в основе которого лежит мультфильм 1992 года.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НЕУДОБНОЕ ИСКУССТВО

    Х. Мюллер. «Любовная история».
    Театр «Приют комедианта».
    Режиссер Дмитрий Волкострелов, художники Яков Каждан и Ксения Перетрухина.

    В недавнем спектакле «SHOOT/GET TREASURE/REPEAT», сочиненном вместе с Семеном Александровским, Дмитрий Волкострелов уже показал грань между театром и современным искусством. И, казалось бы, все. Дальше идти некуда. Но это ощущение оказалось обманчивым. В «Любовной истории», поставленной по пьесе Хайнера Мюллера, он просто стирает эту грань, тем самым демонстрируя, что современное искусство теперь можно смотреть не только в музеях, но и в театре.

    Читать дальше | Комментарии 48 комментариев
  • НЕ РОСПОТРЕБНАДЗОР, ТАК МЧС

    Совсем недавно, не более двух недель назад, театральная лаборатория «ON.ТЕАТР» (Молодежный Центр театрального и киноискусства «Миг») оказалась втянутой в судебное разбирательство. Якобы шум от спектаклей и репетиций, проходящих в подвале жилого дома (где и квартирует лаборатория), жуть как мешает жильцам дома. Совершенно случайно (воля случая, не иначе) тяжбу затеяла жена какого-то высокопоставленного начальника. Хотя, по свидетельству жильцов дома, бытовавший ранее в этом самом подвале фитнес-клуб шума производил гораздо больше. Но, видать, деятельность лаборатории производит шумы совершенно особого рода, с покоем некоторых жен несовместимые. Оперативно была назначена дата первого судебного заседания, но по просьбе руководителя лаборатории Милены Авимской дату перенесли на неделю, чтобы собрать необходимые документы, подготовиться и т. д.

    На суде лаборатории был назначен штраф в 20 000 рублей, казалось, на этом все и закончится.

    Читать дальше | Комментарии 41 комментарий
  • СРЕДА ХАЙНЕРА ГЕББЕЛЬСА

    «Вещь Штифтера».
    Театр Види-Лозанн (Швейцария).
    Режиссер Хайнер Геббельс, художник Клаус Грюнберг.

    Специальную программу «Золотой маски» под названием «Легендарные спектакли и имена» составили в этом году пять показов «Вещи Штифтера» знаменитого немецкого режиссера-композитора Хайнера Геббельса. Российская сцена не знает ничего подобного: ни одного артиста (если не считать единственного выхода монтировщиков), чудеса театральной техники и безупречный рисунок, в котором чувствуется рука музыканта.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ

    Дорогие друзья!

    Вас, наших читателей — больше 300 000, если судить по количеству ip-адресов, зафиксированных на сайте.

    Мы никогда не пускали шапку по кругу. Даже когда нам это советовали прошлой осенью.

    Каждый раз мы честно ждали «точки невозврата», когда не обратиться к профессиональному сообществу станет невозможно.

    Этот момент наступил.

    «Петербургский театральный журнал» объявляет сбор средств на деятельность своего сайта. Мы делали его на гранты Комитета по культуре. Теперь в Петербурге другие начальники и другая культура. И вот уже два года грантов нам не дают, а своих средств у нас больше нет.

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • АНДРЕЙ МОГУЧИЙ — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ БДТ

    Сегодня состоялась встреча Андрея Могучего с труппой БДТ. Он теперь будет художественным руководителем театра. Чтобы отметить это событие, мы публикуем в блоге мнение Могучего о том, что такое театр и зачем он нужен.

    Читать дальше
  • СЕГОДНЯ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»: «БЕРЛУСПУТИН»

    На «Золотой маске» сегодня играют «БерлусПутина». Мы предлагаем прочитать рецензию из № 69. Кстати, она входила в список статей, из-за которых Комитет по печати хотел лишить нас гранта.

    Д. Фо. «БерлусПутин».
    Театр.doc (Москва).
    Режиссер Варвара Фаэр, художники Анна Ефремова, Константин Касатов

    Закрадывается подозрение, что ближайший коллега итальянского драматурга Дарио Фо в российской культуре умер еще в позапрошлом веке, оставив, впрочем, нам в наследие фразы, актуальные навсегда: «Многие склонны путать два понятия: „Отечество“ и „Ваше превосходительство“»; «Есть легионы сорванцов, у которых на языке „государство“, а в мыслях — пирог с казенной начинкою».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ

    Вчера в «ON. ТЕАТРе» закончился II фестиваль Плохого театра. Он подарил нам целых две премьеры: «Облако в штанах» в постановке Александра Артемова и «Смерть Ильи Ильича» в режиссуре Дениса Шибаева. Следуя логике фестиваля, декларирующего в самом названии, что спектакли будут плохие, мы сразу заявляем: у нас — хорошая критика. Ведь в глубине души каждый участник хочет, чтобы его спектакль оказался лучшим плохим театром...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СЕГОДНЯ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»: «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ»

    Мы предлагаем три точки зрения на спектакль «Таланты и поклонники» Карбаускиса: Марины Дмитревской, Павла Руднева и Нины Шалимовой. Чья совпадет с Вашей?

    Читать дальше
  • СЕГОДНЯ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»: «ДЯДЯ ВАНЯ» ЖОЛДАКА

    А. Чехов. «Дядя Ваня».
    Театр KLOCKRIKETEATERN (Финляндия).
    Режиссер Андрей Жолдак, сценография Андрей Жолдак и Тита Димова

    — Хорошо я озеро нарисовал?
    — Да, мокро.

    (из разговора художника МХТ Симова с Чеховым)

    Жолдак — литературоцентрист. Звучит как издевка или дурной парадокс, однако в спектакле «Дядя Ваня» известный своим радикализмом режиссер играет (и — скажем сразу — заигрывается) в дотошное следование букве автора.

    Читать дальше
  • БАЙКИ ИЗ КУРИЛКИ

    Сегодня, в Международный день театра, мы поздравляем всех без исключения служащих Мельпомене — от гардеробщика до самого-самого знаменного артиста и режиссера. От всей широкой редакционной души желаем цеховому сообществу нашей необъятной — от Шарыпово до Москвы — вдохновения, удач, свершений, открытий, драйва, достойного вознаграждения за труд, признания. Оваций, длящихся до десяти, как минимум, минут.

    И приглашаем Вас в нашу курилку послушать театральные шепоты и вскрики...

    ***

    Кирилл Юрьевич Лавров: «В молодости мы с Кешей Смоктуновским жили в общежитии театра, во дворе. Денег ни черта не было, и Кеша питался в основном вареным луком, который очень любил, а я терпеть не мог...»

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • СЕГОДНЯ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»: «КОНЕК-ГОРБУНОК»

    «Конек-Горбунок» (по мотивам сказки в стихах П. Ершова).
    Красноярский драмтеатр им. А.С. Пушкина.
    Режиссер Олег Рыбкин, художник Елена Турчанинова

    Олег Рыбкин очень редко ставит сказки. А жаль. Именно такая мысль первой приходит в голову на его спектакле «Конек-Горбунок». Столь зрелищной сказки в Красноярской драме не было давным-давно. А на камерной сцене «сказочный опыт» у театра вообще первый.

    Читать дальше
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 67

    В архиве появился № 67. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • ХИПСТЕР. МОНОДРАМА

    Л. Стрижак. «Кеды».
    «Этюд-театр».
    Режиссер Алексей Забегин.

    Это история о хипстере-лузере Грише, история прожитой впустую (причем намеренно, что называется, программно прожитой впустую) жизни. По большому счету, «Кеды» — монодрама о жизни нашего с вами современника. Расхожие и часто пустые слова о том, что «в этом герое отражается каждый», к премьерному спектаклю «Этюд-театра» имеют самое непосредственное отношение.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ЖИТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ

    Д. Дидро. «Монахиня».
    «Les Productions Merlin» (Пуатье, Франция).
    Режиссер-постановщик Анн Терон.

    В год 300-летия со дня рождения Дени Дидро Французский институт в Санкт-Петербурге организовал гастроли спектакля по роману «Монахиня» на сцене Каменноостровского театра (новой сцены БДТ).

    Философ и энциклопедист Дени Дидро писал роман «Монахиня» от лица наивной молодой девушки Сюзанны Симоне. Она, незаконнорожденная дочь, вынуждена против воли принять постриг, хотя сначала от этого отказывалась. Но пришлось сдаться уговорам матери, пожелавшей, чтобы дочь отмолила ее грех и не претендовала на наследство (разделенное между двумя законнорожденными сестрами). Пережив все ужасы закрытой монастырской жизни (от издевательств и собственных похорон до любви настоятельницы) и испробовав все легальные методы улучшить свою участь, девушка сбегает из монастыря и скрывается, работая прачкой. Единственная ее надежда спастись от преследований церкви — помощь некоего маркиза де Круамара. Именно ему Сюзанна рассказывает свою историю: роман начинается с короткой зарисовки о маркизе, а заканчивается обращенной к нему просьбой о помощи.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕГОДНЯ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»: «ШКОЛА»

    «Школа». Драматические импровизации.
    Экспериментальная сцена п/р А. Праудина.
    Режиссер Анатолий Праудин, сценография, костюмы Ксении Бурланковой

    О «Школе» Праудина мы писали много и в блоге, и в юбилейном номере журнала. Предлагаем Вашему вниманию три разных мнения о спектакле: Дмитрия Циликина, Надежды Стоевой и Никиты Деньгина (см. блог).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРИВЕТ ОТ СУЛЕРЖИЦКОГО

    «Гранд Парад».
    Театр «Double Edge», Эшфилд (Массачусетс, США).
    Постановка Стэйси Клейн совместно с Карлосом Урионой, Мэтью Глассманом, Адамом Брайтом, Хейли Браун, Джереми Луиз Итон и Миленой Дабовой.

    Во время спектакля за моим правым плечом девушка то и дело истерически шептала своему парню:

    — А это что значит? А то? Не понимаю я! Ну, не понимаю!

    Как только девушка замолкала, за моим левым плечом начинали фыркать явно театроведческие барышни:

    — Что это? Какой примитив! Это же совершенно элементарно...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕГОДНЯ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»: «ГЕДДА ГАБЛЕР»

    А в блоге ПТЖ — статьи Марины Дмитревской, Антона Сергеева, Татьяны Джуровой и монолог Камы Гинкаса о замысле спектакля:

    «Как же быть: не превратиться в общее место, а с другой стороны, участвовать в процессе продолжения жизни? Есть люди, которые очень резко осознают это трагическое противоречие. Каждый человек хочет чувствовать себя отдельным. Я — не вы, вы — не я. Каждый хочет проживать отдельную жизнь, надеется оставить какую-то собственную царапинку в вечности. «Я тот, кто выпил больше водки». Или «насчитал больше баб в своей биографии». Или «поставил гениальный спектакль». Или «я тот, который похоронен с правой стороны у забора, вот именно тот самый...» — неважно. «Я тот, который!» Каждый хочет — но есть люди, просто обуреваемые, одолеваемые, больные этим. Ведь все мы — и гении, и цари, и самые простые, ничем не примечательные люди — ляжем (тут ничего не поделаешь), так сказать, в общее место. «Что?! Я никогда не смешаюсь с остальными!» Ничего, смешаешься. Отсюда у людей, не согласных признать предначертанную всем дорогу, и возникает несогласие с моралью, законом, традицией, возникает война с самой природой и даже богоборчество.»

    Читать дальше