
-
Трудно писать о том, каким был человек, если он с ошеломительной ясностью дал нам понять, что мы совсем не знали, каким он был. Он, такой неумолимо лучезарный, так залихватски и заправски иронизировавший и над неурядицами, и над бедами, казался воплощением жизнерадостности и жизнелюбия. Казалось, он бы мог давать уроки мастерства, как легко и дерзко все переносить. А оказалось, сам не переносил совершенно.
Владимира Силакова, молодого драматурга, молодого театрального деятеля, выпускника драматургического курса Натальи Скороход магистратуры СПбГАТИ, не стало 28 ноября 2013 года. 30 декабря ему было бы 29 лет.
-
«Незнайка и его друзья». По Н. Носову.
«Этюд-театр».
Режиссер Владимир Антипов, художник Константин Соловьев.Афиша «Этюд-театра» пополнилась еще одним спектаклем — для детской аудитории. Однако «Незнайка и его друзья» в режиссерской интерпретации Владимира Антипова явно ближе к таким «взрослым» постановкам театра, как «Адын» и «Кеды», чем к сентиментальному опусу для юношества «Птица Феникс возвращается домой».
Замените слово «коротышки» в тексте Н. Носова на слово «хипстеры», и загадочный Цветочный город предстанет как на ладони. Все как один малыши одеты в узкие бриджи, на ногах у большинства из них, как нетрудно догадаться, пресловутые кеды, а на носах — очки в модной оправе (художник спектакля Константин Соловьев).
-
«Лекция о Ничто». Джон Кейдж.
Театр Post.
Режиссер Дмитрий Волкострелов.20, 21 и 22 декабря 36 человек (по 12 на каждом спектакле) присутствовали при концептуальном прощании Дмитрия Волкострелова. Прощание было кратким и искренним. Это не было многоточие, это была именно точка. Ибо «я — ничто» и иду в «никуда». Таково было режиссерское признание, после которого вряд ли возможны вопросы.
Литературной основой этого признания стал текст композитора-авангардиста Джона Кейджа «Лекция о Ничто». Но если сам Кейдж остроумно обозначил это «ничто», находящееся в «нигде», своим знаменитым опусом «4.33», заставив слушателей услышать 4.33 минуты тишины, которая как раз не «ничто», а звуки жизни, то Волкострелов заполнил несуществующий хронотоп многословно-претенциозной лекцией Кейджа.
-
«Золушка». Рождественская пантомима.
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк.
При участии Королевского цирка Гии Эрадзе и клоун-мим-театра «Лицедеи».
Режиссер Максим Диденко.Закончились новогодние каникулы. 11 и 12 января в Цирке на Фонтанке в последний раз сыграют «Золушку». А 9 и 10 января ее показали более 1600 воспитанникам детских домов, приютов, интернатов, маленьким пациентам больниц из Петербурга, Ленинградской, Архангельской и Псковской областей. Эта благотворительная акция — только начало социальной программы, задуманной Вячеславом Полуниным, конечная цель которой — сделать цирк доступным для детей любого социального статуса, с любыми психическими или физиологическими особенностями. В дальнейшем Цирк будет меняться, как в плане внутренней архитектуры, так и в художественном.
«Золушка» — первая попытка изменить представление зрителей о возможностях цирка и, вместе с тем, плод очень глубокого компромисса.
-
«Осенний марафон. P.S.». А. Володин.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Анатолий Праудин, художник Алексей Порай-Кошиц.В этот питерский бесконечный сентябрь (увы, не апрель), в эту абсурдную издевательскую осень, смешавшую ночь и день единым грязно-серым пейзажем за окном, соединившую и зеленые елки, и помпезную новогоднюю иллюминацию, в эту беспросветную, безжалостную осень безжалостный режиссер Анатолий Праудин на большой сцене «Балтийского дома» выпускает свой бесконечный и безвыходный, злой и страшный «Осенний марафон». И это совсем другое кино. Здесь нет парадного Петербурга с разводящимися мостами и рассекающими волны «метеорами», нет грустно-усталого лица Олега Басилашвили, лирической музыки Андрея Петрова и этой возвышенно-щемящей интонации, поэтической тоски, которую мы все по инерции так любим. Есть только ряды грязно-серых полотнищ (художник Алексей Порай-Кошиц), уходящих под колосники, груда кирпичей, нескончаемый ремонт в квартире и некрасивый человечек в растянутых трениках, не писатель и не поэт, нелепый марафонец, добежавший к нам из 70-х изрядно потрепанным, «самого себя смешной осколок».
-
«Я люблю любовь». По прозе С. Алексиевич.
Авторский Театр (на сцене Музея Достоевского).
Сценическая композиция и постановка Олега Дмитриева.«Важнее любви то, что остается после нее».
«Время секондхэнд», так называется книга Светланы Алексиевич. В наше время, когда чувство растащено на статусы Вконтакте, высмеяно и опошлено, у Алексиевич, среди рассказов о коммунизме и лихих 90-х, Ельцине и Горбачеве, о войне и перестройке, написано и о любви. Из этой книги Олег Дмитриев выбрал две очень разных истории: «Об одиночестве, которое очень похоже на счастье» и «Историю одной любви». Две разных истории о самом главном. Ведь, как пишет Паоло Коэльо, «самое глубокое, самое искреннее желание — это желание быть кому-нибудь близким».
-
В архиве появился № 70. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Мертвый город». Э. В. Корнгольд.
Финская Национальная опера (Хельсинки).
Режиссер Каспер Холтен, художник Эс Девлин.В ситуации острого дефицита премьер в музыкальных театрах Петербурга в начале этого сезона оптимальный выход — нанести визит соседям, например, в Финскую Национальную оперу в Хельсинки. Например, на оперу «Мертвый город» («Die tote Stadt») Эриха Вольфганга Корнгольда с двумя лучшими певцами современности — блистательной финской сопрано Камиллой Нюлунд и превосходным немецким тенором Клаусом Флорианом Фогтом.
Съездить туда сегодня небесполезно еще и для того, чтобы сравнить финскую версию архитектуры современного оперного театра и, возможно, понять тех, кто до сих пор продолжает считать, что здание Новой сцены Мариинского театра — грубый диссонанс.
-
«Людоедик». С. Лебо.
Российский академический молодежный театр.
Режиссер Ио Вулгараки, художник Анна Федорова.Как известно, разные спектакли ориентированы на разную аудиторию. Некоторые зрители являются ярыми сторонниками гераней на окнах при постановке Островского, другие принципиально ходят исключительно на читки современных пьес в маргинальные театры. Но есть спектакли, которые будут по изначальному посылу наиболее интересны довольно узкой целевой аудитории. Такие постановки чаще всего можно увидеть в театрах для детей и молодежи, и говорят они о важных проблемах, которые настигают юного зрителя в том или ином возрасте.
-
Дорогие читатели и коллеги!
Хотя журнал, мы скажем прямо,
Придушен Смольным, силы нет,
Из нашей, в общем, общей ямы
Мы новогодний шлем привет!
Чтобы начальники — сменились!
Театры меньше с ними бились!
Чтоб возрожденный наш совок
Ломался даже о песок!
Сезон был, в общем-то, удачный.
«Золотомасок» — длинный ряд.
Не хвалим всех и все подряд,
Но в нашей жизни, крайне мрачной,
Нам святят ярко лишь они —
Искусства редкие огни.Не олимпийско-нефтяные,
И не рекламно-диких цен,
Нам светят теплые, родные
Огни российских наших сцен.
И запыленная кулиса,
Как благородная актриса,
Нам машет бархатным хвостом.
Но мы сегодня не о том...
Мы — о грядущем новом годе.
Удачи, наш театр-брат!
Счастливо подражать природе!
Простите, если виноват...Ваш «ПТЖ»
-
Вот хорошо, что этот текст я не написала вчера, как была должна.
Вчера вечером он назывался бы «Хроника пикирующего бомбардировщика»-2 (см. «Хронику»-1) и был посвящен депрессивному сюжету этой осени и неясной судьбе «ПТЖ».
-
«Пигмалион». Б. Шоу.
Приют Комедианта.
Режиссер Григорий Дитятковский, художник Эмиль Капелюш.Название пьесы Б. Шоу — «Пигмалион». Не «Галатея» и не «Элиза Дулитл». Те, кто читал когда-то, и в чьем сознании «Моя прекрасная леди» не вытеснила первоисточник, должны помнить, что в пьесе самое интересное начинается примерно там, где в мюзикле Ф. Лоу заканчивается. Григорий Дитятковский поставил именно пьесу, а не «мотивы», правда, использовав новый перевод Михаила Стронина, полностью лишенный флера ретро. Кое-что режиссер добавил «от себя». Однако пьесу, как элегантный костюм, не перекраивали и не перешивали, а аккуратно подогнали по меркам нынешнего дня так, что сидит как влитая. Ощущение современности и своевременности транслируется на разных уровнях. От самых поверхностных аллюзий, возникающих в первом диалоге Хигинса и Пикеринга о том, что на улицах нашего мультикультурного города больше не услышишь правильную речь, до рефреном звучащего в спиче Дулитла «в таком формате» или блестящего монолога Галины Филимоновой — Миссис Хигинс, которая здесь не только актриса, но и педагог-речевик, тренингами и Шекспиром прививающая юным буржуазкам способность к эмпатии.
-
«Театральное пространство Андрея Могучего» изменилось: стало интернациональным. 9 декабря ровно в 10 утра в особняке на Английской набережной, в котором, находясь в России, любил останавливаться будущий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, собрались актеры, режиссеры, критики, художники — те, кому интересен современный театральный процесс. Повод — открытие ТПАМ-2013. Тема этого года — «Товстоногов. Метод» на примере разбора спектакля «Идиот» (в редакции 1957 года).
-
Вышел № 74. На данный момент последний, А вдруг — последний вообще? Такова ситуация (см. сюжет телеканала 100ТВ).
№ 73 был монотемным, посвященным социальным проектам театра, № 74 — слоеный пирог. Он продолжает социальные темы и вводит новую «семейную» рубрику «Крошка сын к отцу пришел», рецензирует книги и вспоминает ушедших. Но главное — в № 74, как и всегда, выстроились в ряд премьеры разных городов и весей, создающие тот самый театральный контекст. Выстроенные в ряд, спектакли дают картину театрального времени и пространства, потому и рубрика называется «Процесс». Приглашаем читать!
Предлагаем вашему вниманию Содержание нового номера, а также обращение к читателям и коллегам.
-
«Турандот». К. Гоцци.
Учебный театр на Моховой.
Режиссер Галина Бызгу, художник Екатерина Кочурова.Кажется, чьими бы словами ни говорили со сцены студенты Григория Козлова — Михаила Шолохова, как в «Тихом Доне», или Карло Гоцци, как теперь в «Турандот», — слова эти все равно будут о любви. О любви к жизни, к театру, друг к другу. Атмосфера всеобщей радости, прекраснодушия и духовного родства, традиционно отличающая курсы Козлова, и на этот раз наполняла собой каждую минуту студенческого спектакля.
Сменив стремление к психологизму на игровую, масочную природу комедии дель арте, младшие «козлята» вместе с режиссером и педагогом курса Галиной Бызгу сочинили веселый, залихватский спектакль про современных Калафа и принцессу Турандот, щедро снабдив его рэперскими куплетами, перепевками попсовых мотивов и другими приметами сегодняшнего дня.
-
«Гамлет. Коллаж».
Театр Наций.
Режиссер Робер Лепаж, сценография Карла Фийона.Вряд ли кого-то, интересующегося театром, удивишь в эту минуту зачином типа «Евгений Миронов один играет все роли в спектакле Робера Лепажа „Гамлет. Коллаж“». Или: «Действие происходит внутри куба, постоянно меняющего положение в пространстве, пространство внутри которого само постоянно меняется». Интересующиеся театром люди обо всем этом уже знают, читали задолго до премьеры в Театре Наций. Поэтому начну с монолога «Быть или не быть?». Не удивляйтесь, но этот монолог в спектакле наличествует! Актер Евгений Миронов в роли Гамлета произносит его полностью!
-
В Магнитогорске, в Драматическом театре им. А. С. Пушкина прошла лаборатория, посвященная современной прозе. Вернее, ее сценическому освоению.
Хорошая театральная лаборатория всегда оставляет пьянящее послевкусие от неожиданных открытий — режиссеров, актеров, текстов. И сейчас оно особенно ощутимо. Сверхзадачей этой лаборатории, придуманной и воплощенной главным режиссером Магнитогорского драматического театра Максимом Кальсиным, было открытие современной прозы театру. Он и стал для молодых режиссеров проводником к пока мало знакомым им текстам. За два дня любопытный магнитогорский зритель (а такового оказалось много) посмотрел четыре эскиза, два из которых были по рассказам Захара Прилепина, также приехавшего на лабораторию.
-
В рамках ТПАМ-2013 Кама Гинкас рассказал о работе с Товстоноговым.
Встреча Камы Гинкаса и Генриетты Яновской, проходившая в рамках фестиваля «Театральное пространство Андрея Могучего (ТПАМ-2013)» с участниками лаборатории и студентами Санкт-Петербургской театральной академии на Малой сцене ГАТИ, оказалась интересной и наполненной, эмоционально и смыслово. Но писать о ней трудно. Очевидна проблема жанра: что это было? Педагогика? Вечер памяти? Творческая встреча? Предметный разговор об истории создания Товстоноговым «Идиота», где Кама Гинкас работал ассистентом режиссера?
-
«С любимыми не расставайтесь». А. Володин.
ТОП-театр (Омск).
Режиссер Вячеслав Ямбор, художник Мария Вольская.В России нужно жить долго.
Если бы Вячеслав Ямбор жил долго, он помнил бы, что уже однажды институт брака был похоронен в давнем спектакле Камы Гинкаса «Монолог о браке». В белой декорации Эдуарда Кочергина, напоминавшей стоявшую крышку бумажного гроба, хоронили семейные ценности и пели: «И вот оно лежит, убиенное тело нашего брака...». Но Ямбор — режиссер молодой, живет недолго, спектакль «С любимыми не расставайтесь» — практически его дебют после окончания курса режиссуры у Сергея Женовача, так что, естественно, Ямбор не знает песни про убиенное тело брака. Песня эта была пропета в 1973 году, кстати, через год после выхода легендарного спектакля Геннадия Опоркова «С любимыми не расставайтесь» (ох, плохо долго жить и много помнить). Не исключено, что бракоразводная тема именно в связи с Володиным вдохновила тогда Э. Радзинского. Но это так, к слову. -
Полгода назад открылась Новая сцена Александринского театра. На долгожданной пресс-конференции 19 декабря ее руководители озвучили концепцию и планы на будущее.
Черный дресс-код, бросившийся в глаза автору материала о пресс-конференции по поводу открытия сезона Александринского театра, был сохранен и сейчас. А вот новых действующих лиц прибавилось. Помимо Марата Гацалова, Полины Васильевой, Александра Чепурова во встрече принимали участие шеф-драматург Ксения Бондаренко и руководители медиацентра — Антон Яхонтов и Юрий Дидевич (медиахудожники, композиторы, разработчики интерактивных инсталляций и перформансов). В лице каждого из участников был представлен тот или иной вектор деятельности Новой сцены.
комментарии