Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • «БЫВАЮТ ЛИ СИНИЕ ЗАЙЦЫ?»

    «Отрочество». Я. Пулинович по произведениям Л. Н. Толстого.
    Академический ТЮЗ им. Ю.П. Киселева (Саратов).
    Режиссер Алексей Логачев, художник Ольга Колесникова.

    «Бывают, мой друг, бывают», — уверяет Николеньку отец, а нас Алексей Логачев. И синие, и белые зайцы на сцене ТЮЗа чувствуют себя как дома — спектакль родился здесь, на прошлогодней театральной лаборатории «Четвертая высота». В пьесе Ярославы Пулинович ни о каких зайцах речи не идет, драматург выбирает из трилогии Толстого самые болезненные моменты взросления героя, где основной акцент — реакция Николеньки на смерть матери. «Отрочество» выходит довольно напряженным, мрачным. Эта мрачность пьесы выворачивается режиссером наизнанку, главное для него — не болезненность взросления, а «белоснежность» детского сознания.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ВАДИМА ФИССОНА

    Вот все хорошее, что только бывает в жизни, олицетворял Вадик, Вадим Фиссон — это праздник, несмотря ни на что, подарки, радости, мечты, которые вдруг сбываются... «Если бы я распоряжался временем, я бы дал хорошим людям возможность еще немного пожить»... Это его слова...

    Не каждому взрослому человеку придет в голову такая фраза — он мыслил как волшебник, и впрямь распоряжавшийся временем, и возвращал в детство, возвращал детский взгляд, веру в чудеса, дарил чистоту, бесстрашие и свободу, пренебрегая скучными законами действительности. И каждый, каждый, кто его видел или оказывался рядом, испытывал счастье и поневоле переосмысливал свою жизнь и отношения с миром. И ничего невозможного не было, границы реальности раздвигались — вот ровно настолько, насколько ты сам сможешь вообразить. И то, что он мог воспринимать мир еще и с высоты детского роста — он и сам понимал это, — давало некий объем, другой ракурс, другую меру весов, парадоксальное мышление.

    Читать дальше | Комментарии 12 комментариев
  • КРУГ БЕДЫ

    «Это все она». А. Иванов.
    Прокопьевский драматический театр.
    Режиссер Семен Серзин.

    Шахтерский город Прокопьевск в последнее десятилетие стал довольно заметной точкой на театральной карте России. Конечно, это произошло не сразу. С «Преступлением и наказанием» Ольги Ольшанской театр ярко показался когда-то на фестивале «Театры малых городов России». Приглашенный просто на постановку Марат Гацалов на глазах стал художественным лидером и начал подтягивать в театр свое поколение режиссеров, за которыми потянулись художники. Его спектакль «Экспонаты» был представлен на «Ново-Сибирском транзите», на «Золотой Маске» получил «Маску критики». «Класс Бенто Бончева» (режиссер Дамир Салимзянов) и «Парикмахерша» (Семен Александровский) были показаны на нескольких российских фестивалях, первый прокопьевский вербатим «Горько!» ‒ на «Маске плюс».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВЫЙ КУНИ «№ 13D». ПРОДОЛЖАЮТСЯ ГАСТРОЛИ МХТ ИМ. А. ЧЕХОВА В ПЕТЕРБУРГЕ

    Подходят к концу гастроли МХТ на сцене Александринского театра. Про уже показанные спектакли «Контрабас» и «Свидетель обвинения» будет сказано позже, а про новую редакцию «№ 13» Владимира Машкова не так давно в блоге ПТЖ был текст Наталии Каминской. Его мы и предлагаем вашему вниманию.

    Читать дальше
  • КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ? ДВЕ ВЕРСИИ

    Из «Театра На Литейном» уволен главный режиссер Игорь Ларин

    В субботу Игорь Ларин сообщил в соцсетях, что уволен директором театра Андреем Лобановым. Об увольнении ему сообщили звонком из театра. Поскольку эти «увольнения звонками» производят всегда крайне негативное впечатление, мы решили разобраться в ситуации.

    Игорь Ларин прислал текст, объясняющий происшедшее.

    Андрею Лобанову мы задали вопросы, на которые он ответил.

    Версии увольнения оказались столь разноречивыми, что мы решили отдать право комментирования событий читателям, театральным людям, критикам, наблюдавшим ход театра последние два с половиной года, наконец — актерам труппы Литейного, которая за эти дни никак себя не проявила (бывают увольнения, после которых труппа театра поднимается на защиту лидера...) Эти две версии мы и предлагаем вашему вниманию.

    Читать дальше | Комментарии 21 комментарий
  • «ДОМ — ЭТО ПРО ТЕРПЕНИЕ»

    Уже второй сезон Мастерская Петра Фоменко живет без своего основателя. В театре по-прежнему с аншлагами играются спектакли-легенды («Волки и овцы», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастье»), недавно успешно (практически в том же составе) была восстановлена фоменковская «Безумная из Шайо» 2002 года. Но репертуар театра с завидным постоянством пополняют премьеры (чаще всего в формате «пробы и ошибки»), которые пристально сравнивают с «рукой» Мастера. Мы поговорили с актером Мастерской Евгением Цыгановым об ученичестве и о школе Фоменко, о «театре-доме», о разных поколениях «фоменок» и, конечно, о его недавнем режиссерском дебюте в родном театре.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • АНТИТЕЛА В ГИПЕРКУБЕ

    «Шум». По пьесе Е. Бондаренко.
    Новая сцена Александринского театра.
    Режиссер Михаил Патласов, художник Александр Мохов.

    В 2009 году в районном центре Челябинской области один подросток застрелил другого из обреза за то, что тот накануне измазал ему лицо пастой шариковой ручки. Подросток стал молодым человеком и до сих пор не вышел из психиатрической клиники. В 2011 году Екатерина Бондаренко написала пьесу про это, которую поставили в «Театре. doc». Постановочная команда Новой сцены, побывав на местах событий и пообщавшись с родственниками и свидетелями, сделала пьесе полный апгрейд. Так что от текста, где был придуман все-таки какой-то персонаж с неким Достоевским в анамнезе и в некоем ландшафте, ничего не осталось, кроме пары-тройки монологов.

    Сейчас в репертуаре петербургских театров несложно найти несколько спектаклей, затрагивающих феномен насилия, причем на классическом материале.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ИГРЫ «МОЛДФЕСТа». ПОСЛЕВКУСИЕ В ДВУХ НОМЕРАХ

    В Кишиневе завершился VI фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «МОЛДФЕСТ. РАМПА. РУ».

    Кишиневский Молодежный театр «С улицы Роз», который провел фестиваль «МОЛДФЕСТ. РАМПА. РУ» в шестой раз, расположился в здании бывшего детского сада. Здесь все крошечное: сцена, зрительный зал, фойе. Но на самом деле в этом пространстве умещается сложный и большой мир, созданный режиссером Юрием Аркадьевичем Хармелиным. Самобытный мир с особой студийной атмосферой.

    В конце 1970-х Юрий Хармелин, 24-летний школьный учитель (режиссерское образование он получил в Щуке потом), открыл в одной из кишиневских школ театр-студию. После многих лет испытаний этот коллектив не только получил статус государственного театра, но и стал основанием сложного организма, который на сегодня состоит из Городского театрального лицея, театрального факультета Славянского университета Молдовы и собственно театра «С улицы Роз».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЛЕД ЗА КОНСТАНТИН ГАВРИЛЫЧЕМ...

    «Прошлым летом в Чулимске». А. Вампилов.
    Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
    Режиссер Сергей Афанасьев, сценография Александра Орлова.

    На исходе 2014-го Валентина впервые за долгие годы огорошила нас в финале. Непредсказуемо.

    «Ты по-прежнему чинишь калитку?» — нередко говорим мы друг другу, опуская всяческую иронию, в момент, когда один из нас романтически бьется об очередной непробиваемый каркас железобетонных жизненных конструкций.

    Все, кто привык опираться на плечо непоколебимой Валентининой целостности, привык использовать ее образ, как пароль, — обломались.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • С ЮБИЛЕЕМ, ЛЮБИМАЯ АЛИСА БРУНОВНА!

    Алисе Фрейндлих сегодня 80.

    Согласитесь: когда видишь Алису Бруновну Фрейндлих — буквально останавливается дыхание. Одно ее появление — уже событие.

    Недавно на закрытии фестиваля Э.-Э. Шмитта в Молодежном театре автору показали отрывок из «Оскара и Розовой дамы». Пока шел фрагмент, я смотрела не столько на экран (все равно ползли мурашки — так Оскар и Фрейндлих обращались к Богу...), сколько на писателя. Свидетельствую: он замер, и веки его напряглись-покраснели. И когда вышла маленькая, худенькая, грациозная Алиса Бруновна и в изящном, продуманном, цитатном по отношению к роли Оскара слове-поклоне приветствовала Шмитта, — он стоял с букетом, как тот самый медведь, которого только и не хватало на роскошном празднике с подарками-самоварами-шалями-кроссовками-ансамблями-балалайками, который устроил Шмитту театр... Он понимал, что встретился с великой актрисой. Он сказал это. Он метался, не зная, куда положить диск с записью спектакля. «Театр накрапал тут запись для вас...», — легко говорила Алиса Бруновна, вертя в руке конвертик и в то же время искренне благодаря драматурга словами Оскара...

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • FAR, FAR AWAY

    С 19 по 28 ноября в Петербурге проходил Международный фестиваль искусств «Дягилев P. S.». Как и каждый год, организаторы сделали акцент на балетной программе.

    Уэйн Макгрэгор и «FAR»

    Главным героем «Дягилев P. S.» — 2014 стал Уэйн Макгрэгор, загадочный «гениальный мальчик английского танца». Хореограф «от науки», исследующий танец и возможности артистов с группой ученых. Гуру двух балетных трупп, одна из которых — труппа Лондонского Королевского балета, где с 2006 года он является приглашенным главным хореографом. Вторая — его собственная — Wayne McGregor Random Dance, которой Макгрэгор отдает больше сил и времени.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОД УГРОЗОЙ АПНОЭ

    «Дыхание». Д. МакМиллан.
    Театр «Шаубюне ам Ленинер Платц» (Берлин).
    Режиссер Кэти Митчелл, сценография и костюмы Клоэ Ламфорд.

    Почти полтора часа двое безымянных героев — мужчина и женщина, семейная пара здоровых горожан среднего класса — крутят педали стационарных велосипедов и ведут длинный диалог на тему «а не завести ли нам ребенка?». Мизансцена не меняется: на черных, сделанных из переработанного материала кубах они посредством физических затрат вырабатывают электроэнергию, чтобы осветить сцену. Безмолвные помощники, располагаясь за их спинами, вторят движениям. На висящем посредине табло бегут цифры, соответствующие изменению численности населения планеты. Все соединено проводами.

    Такое построение мизансцены практически превращает происходящее в радиотеатр. Особенность длинного диалога героев — в его принципиальной банальности, обыденности. Вербальность диверсифицируется с помощью разнообразия дыхательных ритмов. Актеры ровно дышат, иронично подвергая сомнению аргументы друг друга в бесконечном споре об улучшении совместной жизни.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЗИМА ПРОЙДЕТ, И ВЕСНА ПРОМЕЛЬКНЕТ

    Фестиваль казахстанских молодежных независимых театров «Откровение» и Международный театральный фестиваль в Алматы

    ...Бог мой, как же она пела! Как сирена, обольщающая Одиссея. Хотя это была песня не обольщения, но верности, песня Сольвейг. «Зима пройдет, и весна промелькнет... И ты ко мне вернешься, мне сердце говорит...». Русская певица и la femme fatale Мария Николаевна Травина, меняющая платья, туфли, концертные залы, города, континенты, мужчин, героиня рассказа Нины Берберовой «Аккомпаниаторша», такая, какой ее играла в спектакле алматинского театра «ARTиШОК» дивная актриса Вероника Насальская, вкладывала в эту песню еще что-то свое поверх слов и мелодии Грига. Что-то о победительном праве на счастье, о женской манкости, которая, порой, важнее таланта или ума (хотя не отменяет и их наличия), об умении идти по жизни, как по сцене, одаривая и опаляя звездным сиянием тех, кто попадается на пути.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТЕАТРОВЕДЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ —   НАША ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА

    75 лет театроведческому факультету...

    Больше тридцати лет назад я закончил театроведческий факультет Театральной академии, но когда о нем заходит речь, непременно говорю «наш». Язык сам собою это выговаривает. Это как историческая родина. Где бы ты ни жил, где бы ни работал, все равно не избавиться от ощущения связи.

    70-е годы прошлого века были золотой порой театроведческого факультета. А ведь время вокруг было нехорошее, но я как-то не очень это замечал. В первую очередь потому, что на занятиях в институте мы свободно разговаривали. Только дома, на кухне, можно было вести столь доверительные беседы.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ТАРТЮФ, ИЛИ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

    «Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
    Театр «Шаубюне ам Ленинер Платц» (Германия).
    Режиссер Михаэль Тальхаймер, сценография Олафа Альтманна.

    Если бы не спектакли Корнеля Мундруцо, Жоэля Помра, Деклана Доннеллана и Кэти Митчелл (афиша NETa в этом году совершенно замечательная, даром что мы теперь не Европа), то постановка Михаэля Тальхаймера «Тартюф» в театре «Шаубюне» однозначно стала бы хедлайнером фестиваля. И хотя тот же NET давно уже нам Тальхаймера открыл, удивляться все равно приходится.

    Сначала, как всегда, о работе сценографа Олафа Альтманна: круг сцены он поставил вертикально, оставив в нем небольшую квадратную нишу, где и появляются актеры, точно куклы в балаганном театре. Они, кстати, и размалеваны, и одеты, и экстатичны совершенно в духе гиньоля. В какой-то момент круг этот начнет движение, пол покачнется — и вот уже в сцене разоблачения Оргон сидит (или висит) в кресле... на потолке, оттуда наблюдая за соблазнением жены...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ «ЦЕХЪ»

    Выпускники курса Анатолия Праудина открыли театр на Конюшенной площади.

    Сто стульев, собранных по всему городу, и вручную обитых так, что двух одинаковых не сыскать; стены, некогда разрушенные, а теперь стильные, черные с вкраплениями красного; сцена — гулкая, глубокая, свежевыкрашенная. Многие труппы мечтают о доме, но праудинцы — первые — этот дом себе построили сами. Собственными руками. И это не метафора.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОТБОР ПЬЕС ДЛЯ ПРОГРАММЫ «ПЕРВАЯ ЧИТКА»

    Вниманию драматургов! Мы продолжаем прием и отбор пьес для программы «Первая читка», которая состоится в рамках ХI фестиваля им. А. Володина «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» с 5 по 10 февраля 2015 года.

    Напоминаем, что «Первая читка» — не конкурс, а стартовая площадка для новой пьесы и дискуссионное поле для интересующихся современной драматургией. У нас впервые были прочитаны легендарные «Кеды» Любови Стрижак, «Развалины» Юрия Клавдиева, «Жанна» Ярославы Пулинович, «Легкий способ бросить курить» Михаила Дурненкова и многие другие пьесы Вадима Леванова, Анны Яблонской, Марины Крапивиной, Валерия Печейкина... С пьесами работали такие режиссеры, как Семен Серзин, Савва Чеботарь, Глеб Черепанов, Георгий Цнобиладзе.

    «Первая читка» ждет ваши новые (нигде ранее не представленные публично!) произведения, чтобы презентовать их зрителям в прочтении молодых режиссеров.

    Пьесы присылайте на адрес pervochit@mail.ru до 1 января.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О ДОВЕРИИ К МОЛОДЫМ

    «Башлачев. Свердловск — Ленинград и назад». Ярослава Пулинович и Полина Бородина.
    Центр современной драматургии (Екатеринбург).
    Режиссер Семен Серзин.

    Деревянный особнячок на улице Тургенева, где прошли славные годы «Коляда-театра», теперь отдан Центру современной драматургии, который начинает строить собственную репертуарную политику, базируя ее, прежде всего, на феномене уральской драматургии. Ученики Николая Коляды разных лет выпуска составляют сегодня, наверное, более половины драматургического цеха российского театра, причем, что важно, их пьесы действительно театрами востребованы, ставятся активно в самых разных точках страны. Документальную историю о рок-поэте Александре Башлачеве написали ученицы Коляды — Ярослава Пулинович и Полина Бородина. И тут важно само это рукопожатие, подношение, венок памяти — от уральской драматургии, ставшей культурным феноменом Екатеринбурга 2000-х, уральской рок-музыке, бывшей культурным феноменом Свердловска 1980-х.

    Полуторачасовой стремительный спектакль Семена Серзина вскользь касается всей биографии Башлачева, но особое место тут — его свердловский след. В названии спектакля — строчка из песни «Поезд № 193», где топонимика советского Свердловска навсегда вписана в историю рок-музыки, а значит, и культуры.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ПИРАТЫ С НАРОДНОЙ УЛИЦЫ

    «Том Сойер». М. Твен.
    Театр «Мастерская».
    Режиссер Галина Бызгу, художник Елена Чернова.

    «Том Сойер» — это первый после выпуска из Академии спектакль актерского курса Григория Козлова, с нового сезона вошедшего в труппу театра. Того, который играет «Тихий Дон».

    Вообще «Мастерская» активно взялась за обновление своего (надо сказать, и без того не бедного) детского репертуара. В августе Лариса Маркина (первый козловский курс — 2001 года) уже выпустила «Сказку о рыбаке, его жене и рыбке», теперь прошли премьерные показы «Тома Сойера» в постановке Галины Бызгу (в ближайших планах ее же «Малыш и Карлсон» на Малой сцене).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАЦИЕНТ ПОДРОСТКОВОГО КАБИНЕТА

    «Король Убю». А. Жарри на фестивале NET.
    Театр «Чик бай джаул» и театр «Э компани» (Франция — Великобритания).
    Режиссер Деклан Доннеллан, сценография Ника Ормерода.

    Отправной точкой режиссерского замысла в этом только что показанном на фестивале NET спектакле совершенно очевидно стало «пубертатное» происхождение пьесы «Король Убю». То есть тот факт, что ее написал 14-летний лицеист, что прототипом заглавного героя был неприятный школьный учитель. И действительно, пьеса Жарри имеет все признаки подросткового сознания, начиная с того, то Убю, в сущности, дурное, жестокое дитя, и заканчивая тем, что сюжет и диалоги совершенно линейны и хулигански неприличны.

    Историки театра утверждают, что папаша Убю породил все европейские театральные течения ХХ века: и сюрреализм, и абсурд, и «театр жестокости». То есть проложил путь от устойчивого мира ответственности, отраженной в реалистическом искусстве, к миру энтропии, инфантилизма и полной безответственности, столь же точно и беспощадно воплощенному европейскими художниками середины прошлого столетия.

    Читать дальше | Комментарии (0)