
-
Славе Полунину 65, это период расцвета для творческого человека, и он совпал для Славы с периодом реконструкции Цирка Чинизелли, а новый цирк может стать прижизненным памятником выдающемуся клоуну и человеку!
В этот день мы не просто поздравляем Славу, а поздравляем горячо и искренне. А в качестве подарка читателям открываем статью из № 78. Прошлым летом Марине Дмитревской удалось заглянуть в святую святых полунинского творчества — на Желтую мельницу...
-
«Все оттенки голубого». В. Зайцев.
Театр «Сатирикон».
Режиссер Константин Райкин, художник Дмитрий Разумов.Константин Райкин поставил спектакль, который начинается с фразы главного героя: «Я гей». История, легшая в основу пьесы Владимира Зайцева, документальная. Это история старшеклассника, который обнаруживает в себе определенные склонности и честно сообщает об этом родителям. Далее начинается настоящий ад. И, хотя пьеса линейна и незамысловата, к тому же содержит много откровенно смешных ситуаций и диалогов, развитие событий вызывает эмоциональный шок. Такого простого, честного, бьющего наотмашь спектакля в «Сатириконе» еще не было. Впрочем, не только в «Сатириконе», но и в других больших театрах.
-
«Человек». По мотивам книги Виктора Франкла «Скажи жизни „да“. Записки психолога, пережившего концлагерь».
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Томи Янежич, художник Бранко Хойник.«Детство 45-53: а завтра будет счастье». По мотивам одноименной книги Л. Улицкой.
Театр-фестиваль «Балтийский дом». Автор инсценировки и режиссер Анджей Бубень, художник Елена Дмитракова.Две премьеры двух крупных петербургских театров посвящены войне и сделаны на документальном материале.
Два режиссера (один — словенец Томи Янежич, другой — поляк Анджей Бубень) поставили спектакли по сильным книгам, но пошли разными путями. Один отработал расхожие постановочные европейские (условно — немецкие) театральные матрицы, другой многократно поклонился польской театральной традиции, бесконечно цитируя в спектакле «Акрополь» Ежи Гротовского и «Мертвый класс» Тадеуша Кантора.
Две абсолютно разные дороги дали на удивление схожий результат.
-
Международный театральный фестиваль «Радуга» открылся роскошным театральным зрелищем — спектаклем «Не забывай меня» (компания Филиппа Жанти в сотрудничестве с Национальной сценой Невера и Ньевра).
Спектакль немолод. Он поставлен в 1992 году, а сейчас возобновлен с молодыми норвежскими артистами. Хореограф Мэри Андервуд создала странную, нежную танцевальную композицию, которая помещена в арктические пространства (дань национальной идентификации), но и на деле добавляет холода и бесприютности людям и ростовым куклам, которые мечутся среди этих нечеловеческих пространств, пытаясь найти друг друга. Музыка Рене Обри погружает то в тоску, то в какое-то полуэкстатическое состояние, то обдает вселенским холодом. Людей и кукол вообще-то жаль, потому что непонятно, как они оказались в этих снегах и что они тут делают. У каждого артиста есть кукольный двойник, они настолько похожи, что, во-первых, не сразу различаешь, кто есть кто, а во-вторых, подмены происходят так искусно, что становится страшновато.
-
В наукограде Дубна (Московская область) завершился XIII Фестиваль театров малых городов России. Фестиваль уникальный: вот уже почти 20 лет он дает возможность представить на суд авторитетных столичных критиков все самое интересное, что создается в театральных «недрах» негромкой, непарадной, провинциальной России. Фестиваль этот не зря с энтузиазмом поддерживает столичный Театр Наций, называя его своим приоритетным проектом: художественные достижения провинции порой способны поразить самое взыскательное воображение.
В этом году эксперты отсмотрели более ста спектаклей. В финал конкурса прошли 14. В составе жюри — известные критики обеих столиц: Елена Груева, Наталия Каминская, Андрей Пронин, Олег Лоевский, Алла Михалева, Алла Шендерова, Анна Банасюкевич. Председателем жюри в этом году стал Игорь Костолевский.
-
«Бесконечный апрель». Я. Пулинович.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Иван Латышев.Я не умею слагать дифирамбы. От меня сложно ждать тех эмоций, которые обычно бьют через край в статьях про бенефисные спектакли заслуженных, народных, любимцев публики — с перечислением заслуг и превосходными степенями. Нет, это не значит, что градус моей любви ниже. Я просто не люблю играть в поддавки. Тем более, когда актер и сам не собирается в них играть. Это, знаете ли, чувствуется с первой секунды его существования на сцене.
-
В рамках фестиваля «Радуга».
Несовременный концерт. Учебный театр Школы-студии МХАТ. Режиссер Виктор РыжаковЯ только что со спектакля. То есть, они сейчас играют второй раз (идет фестиваль «Радуга»), а я уже пишу.
И даже могу объяснить, почему тороплюсь.
Спектакль курса Виктора Рыжакова «Несовременный концерт» сделан из таких легких энергий (Рыжаков — мастер легких театральных энергий), которые могут во мне до завтра не сохраниться. Они вообще долго не хранятся, испаряются, улетают, не оседая длительным эмоциональным впечатлениям. Им отзываешься синхронно времени спектакля: и слеза тут секундная, и улыбка-смех тут же во что-то переходят, смываются следующей эмоцией. И сейчас я пишу лишь отзыв на этот студенческий спектакль, чтобы сохранить отзвук его. и не утяжелять впечатление сопоставлениями (с Херманисом, например)...
-
Открытие XVI Международного театрального фестиваля «Радуга».
«Не забывай меня».
Компания Филиппа Жанти (Франция).
Режиссеры Филипп Жанти и Мэри Ундервуд.
На сцене Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева.ТЮЗ уже второй год привозит на гастроли спектакли Жанти.
В прошлом году был «Dustpan Одиссей», выросший из работы учеников Жанти 2009 года. Кого-то он разочаровал своей простотой и показался даже устаревшим — обманул ожидания.
Формулу зрительских ожиданий от Жанти хорошо описала Дина Годер: «парадоксальный, непредсказуемый, смешной и щемяще лиричный... От Жанти всегда ждут волшебства, чистой поэзии, чего-то необъяснимого и завораживающего».
-
Споры о том, насколько эффективно работает Национальная театральная премия «Золотая Маска», отражает ли она картину российской театральной жизни за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и нужна ли ей реорганизация, не умолкают. Предлагаем вашему вниманию несколько мнений руководителей театров регионов на этот счет.
-
В мае миновало уже четыре года с момента вступления Миндаугаса Карбаускиса в должность художественного руководителя Московского Академического театра имени Владимира Маяковского. О том, что изменилось за это время в театре и в нем самом, о диалоге с тридцатилетним прошлым, о реформах и реформаторах, о законопослушничестве и компромиссе с самим собой ‒ в этом интервью.
-
«Земля». По мотивам фильма Александра Довженко.
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер Максим Диденко, композитор Иван Кушнир, художник Галя Солодовникова, хореограф Селия Амаде (Нидерланды).Для Максима Диденко образы советской культуры 1920‒30-х годов, периода становления нового молодого государства и, как казалось, нового человека и нового сознания, часто становятся ключевыми. Гимнасты «Леньки Пантелеева» еще сооружали из своих тел «белый пароход», на котором протагонист мечтал отправиться в счастливое будущее, а персонажи самовыражались в свободной песенной стихии городского фольклора.
Для «Земли» Диденко берет культ маскулинности, физической силы, установку на соревновательность, пронизывавшую театральную культуру начала 30-х годов. Однако установка на победу вытесняет любое творчество, а обезличенность — установку на самораскрытие свободного индивида в творческом порыве, как мечталось когда-то идеологам Пролеткульта.
-
В мае в Красноярске при поддержке фонда Прохорова в восьмой раз прошел фестиваль «Драма. Новый код»
Восьмой «ДНК» как будто бы вышел из недолгой спячки — в прошлом году, несмотря на любопытные эскизы, казалось, что интерес к современной пьесе поугас, по крайней мере в Красноярске. Чувствовалась усталость — фестиваль шел спокойно, без особого ажиотажа, на скамейках зрителей сидели все те же люди, и их было не то чтобы много. В этом году, кажется, вернулась былая бодрость — по крайней мере, на читке «Пьяных» администраторы раскладывали поролоновые седушки под ноги первому ряду. Многие стояли.
-
«Женитьба». Н. Гоголь.
«Мирнинский театр», Республика Саха (Якутия), г. Мирный.
Режиссер Александр Свечников, художник Андрей Волков.Подлетая к городу Мирному, пассажиры отчаянно крутят головами, пытаясь что-то разглядеть в иллюминаторы. Самолет заходит на посадку, и становится видна огромная воронка карьера «Мир». Добычу алмазоносной руды открытым способом здесь прекратили в 2001 году, но карьер остался самой главной достопримечательностью небольшого города с населением в 30 000 человек.
В Мирном все подчинено распорядку работы промышленных предприятий. Жизнь машин и техники в жгучие морозы зимой и в жару летом — повод для неустанной заботы жителей. О самих мирнинцах заботятся, как и положено, учреждения здравоохранения и... театр, которому приходится очень стараться, чтобы привлечь зрителя. Нужно конкурировать не только с погодой, дачей, ленью и удобным телевидением, но и вступать в незримый бой с кино на одной и той же площадке. «Мирнинский театр» находится в здании бывшего кинотеатра «Якутск», ныне превращенного в концертно-развлекательный комплекс.
-
«Хочу в Париж». Инсценировка и авторские тексты Маргариты Зайчиковой по мотивам одноименного рассказа Михаила Веллера.
Городской драматический театр Нижневартовска.
Режиссер и художник Вячеслав Зайчиков.
Моноспектакль Евгения Наумова.«Я вспоминаю о Париже, в котором никогда не был. В этой балке — и о Париже! Это на каком-то другом свете... И есть ли этот Париж? Не исчез ли и он из жизни?» Это слова из «Солнца мертвых» Ивана Шмелева. В его страшной прозе о гражданской бойне Париж — «призрачный город», которого нет. Пропал, растворился. Весь прежний мир исчез. Неужто Париж мог остаться?..
-
К 75-летию Иосифа Бродского
С Григорием Дитятковским беседует Евгений АвраменкоВстретившись с Григорием Дитятковским, чтобы поговорить об Иосифе Александровиче (в 1996 году Дитятковский поставил «Мрамор», спустя несколько лет снялся в роли Бродского у Андрея Хржановского), я не ожидал, что разговор получится столь долгим и плотным. Тем не менее, я решил не прибегать к резкому монтажу, а сохранить беседу в ее текучести и эссеистичности, не сочиняя умышленно красивого заголовка и финала.
-
Само название лаборатории говорит о том, что на ней были представлены пьесы для двоих, выбранные театром, а Олег Лоевский пригласил режиссеров и актеров, которые за три дня подготовили эскизы. Предполагался конкурс — путем зрительского голосования должен был определиться лидер, который впоследствии получил бы возможность превратиться в полноценный спектакль и войти в репертуар театра.
-
С 15 по 17 мая в Петербурге впервые прошел общегородской театральный шоукейс, который подготовили и провели сотрудники проекта «Открытая сцена» в сотрудничестве с Фондом им. Д. С. Лихачева и Дирекцией театрально-зрелищных касс при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Предлагаем вашему вниманию интервью с организаторами — Андреем Прониным и Филиппом Вулахом
-
В Малом драматическом собрали вечер памяти Ефима Михайловича Падве.
В день его 70-летия.
В год юбилея театра.
В том зале, в который он, ученик Товстоногова (уже поставивший к тому времени на Литейном «Веселый тракт» и «Свидания в предместье»), пришел в начале 70-х вместе с легендарным впоследствии директором Романом Савельевичем Малкиным. Тогда в этом областном театре не было ни гримерок, ни туалетов, ни балкона в том зале, где сейчас собрались (Михаил Самочко вспоминал на вечере, как, начиная реконструировать, их, молодых артистов, созывали на бесконечные субботники). Не было и репертуара. И, уж конечно, не было у театра на Рубинштейна никакой славы...
-
В Театре им. Ленсовета провели лабораторию, посвященную текстам, ни разу не ставившимся в России.
Лаборатория названа «Арт-субъекты». Красиво. Через, как видите, дефис. Звучит и значительно, и театрально.
Кто эти люди, за чьими усилиями на протяжении двух дней наблюдал полный зал Малой, Камерной, чердачной сцен Театра имени Ленсовета? Зорко/цепко смотрел и сам Юрий Бутусов...
Шесть персонажей в поисках автора. Без кавычек и без каламбурной интонации.
-
«Город. Женитьба. Гоголь». По пьесе Н. Гоголя «Женитьба».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Бутусов, художник Николай Слободяник.«Женитьба» — непривычно тихий и самый пустынный из спектаклей Юрия Бутусова. Персонажей — даже меньше заявленных в пьесе. Из привычного в нем — темы и вариации, обилие рифм и просто повторов. Режиссер опять отправляет зрителей по лабиринту свободных ассоциаций, не сильно заботясь о том, насколько извилист этот «сад расходящихся тропок», как далеко уведут нас сцены-импульсы, не затеряемся ли мы в нем.
комментарии