Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ИЗ ФРАНЦИИ С ЛЮБОВЬЮ

    «Почтальон из Лонжюмо». А. Адан.
    Московский театр «Новая Опера».
    Режиссер Евгений Писарев, сценограф Зиновий Марголин, дирижер Клеман Нонсьё.

    Новая Опера продолжает расширять свой репертуар за счет сочинений, которые впервые звучат в России. Новое название обычно выносится в программу Крещенского фестиваля, спектакль проходит в концертном исполнении, и через год представляют его полноценную постановку. В случае с «Почтальоном из Лонжюмо» театр не только «проанонсировал» премьеру концертным вариантом еще в прошлом году, но и заявил о сотрудничестве с молодым французским маэстро Клеманом Нонсьё, лауреатом Первого международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова, проходившего в Москве два года назад.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 113

    В архиве появился № 113. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ПЛАТОНОВСКОЕ. СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ?..

    Режиссерская лаборатория по произведениям Андрея Платонова в Краснодарском театре драмы

    Платонов — удивительный автор, загадка которого прежде всего в поразительном, неровном, метафизическом языке его произведений. По словам Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысками и стилистическими кружевами». Пожалуй, стиль писателя — риторическое зеркало его эпохи: эпохи войн, революции, коллективизации, репрессий.

    Сложной для режиссера задачей становится понять: как перенести Платонова на сцену, вернее, как перевести этот его не очень человечий язык в театральный текст?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ

    «Nijinsky-Gala XLIX».
    Hamburg Ballett John Neumeier.
    Хореограф Джон Ноймайер.

    На фасаде Гамбургской государственной оперы у парадного входа висит мемориальная доска с барельефом, изображающим Густава Малера в профиль, и с надписью, возвещающей о том, что он проработал здесь дирижером с 1893 по 1897 год. Небольшую путаницу со словом «здесь», возникающую при прочтении этой информации, нужно прояснить сразу: оперный театр, в котором служил Малер, во Вторую мировую войну был полностью разрушен. А тот, что существует сейчас и на котором висит мемориальная доска, был построен в 60-е годы. Хочется верить, что с Джоном Ноймайером никакой такой путаницы не будет. Неизвестно, правда, что Ноймайер думает по поводу мемориальной доски и захочет ли он ее вообще, — спросить еще не поздно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОСТО ПОГОВОРИ С НИМИ

    О неделе «театра горожан» на Фестивале современного театра «Погружение» во Владивостоке

    Во Владивостоке уже второй год подряд проходит Фестиваль-лаборатория современного театра «Погружение». Проводят его в июле, под закрытие сезона театрального и в разгар сезона туристического. Каждая неделя посвящена конкретной тематике, но в приоритете всегда эксперименты и театр для детей и подростков.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СДЕЛАЙ БЕЛОЙ МОЮ ТЕНЬ

    «Тень». Е. Шварц.
    Театр Защитника Отечества (Краснодар).
    Режиссер Андрей Корионов, художник Николь Кламперт.

    Шварцевская «Тень» — можно сказать, программная постановка Андрея Корионова как нового главного режиссера краснодарского Театра Защитника Отечества. Этот театр с необычным генезисом (как-то в 2016 году губернатор Краснодарского края решил создать театр на месте Дома офицеров) имел и непростую творческую судьбу. К началу 2024 года — а именно тогда сюда пришел Корионов — репертуар театра был небогат на хорошие постановки (могу вспомнить неплохую «Двенадцатую ночь» в постановке Даниила Безносова), труппа — очень разноуровневая и несыгранная.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШВАРЦ ФЕДОТОВА

    «Дракон Шварца». По мотивам сказки Е. Шварца.
    Социально-художественный театр.
    Режиссер Федор Федотов, художник-постановщик Мария Гросс.

    Тускло-ржавый свет в завесе дыма, почти герметичное место действия. Задник, половик, все — пленка: смятая, скользкая, скрывающая это (неопределенное) место от внешнего мира. Это — ассоциативно — липкое, удушающее пространство. В нем существует Дракон.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • О ГИБЕЛИ МИРА

    «Саломея». О. Уайльд.
    Театр «Гешер» (Тель-Авив).
    Режиссер Максим Диденко.

    Максим Диденко поставил «Саломею» Уайльда в тель-авивском театре «Гешер». Премьера спектакля прошла в рамках ежегодного летнего фестиваля Яффа Фест, организуемого «Гешером» вот уже семь лет подряд. Главные герои этого фестиваля — спектакли, артисты, тексты, связанные с русской культурой, где бы они ни находились. Диденко приехал в Тель-Авив из Лондона, где его спектакль «Белая фабрика» по пьесе Д. Глуховского получил приз лондонской театральной критики. Тематика «Белой фабрики» связана с Холокостом и его невозможными моральными дилеммами, от которых нельзя отмахнуться. В «Саломее», поставленной Диденко, драматические ситуации создаются не дилеммами, но инстинктами страсти, ненависти и любви. Этот мир без мысли и сомнений образует свои модели трагического.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР КАЖДОГО

    О II Всероссийском фестивале современного театра «Аулак» в Альметьевске

    «Аулак» в переводе с татарского — «укромное место». Именно такую среду создает недавняя выпускница ГИТИСа и основательница театра горожан «Аулак» Эльвира Галеева на поле альметьевского театра.

    За два года существования площадка много экспериментировала и в результате представила несколько спектаклей, среди них — «Кара Сет» (спектакль молодых горожанок о нефти и о женщинах-буровичках, вставших у истоков разработки нефти в Альметьевске), «Чисто чиста» (спектакль с татарскими подростками из деревни об их жизни и национальной борьбе), и множество лабораторий, в числе которых, к примеру, лаборатория для слабослышащих жителей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • MOD´НЫЕ БРАТЬЯ

    «Fellini circus».
    Цырк «Высокие братья & Tall Brothers» в рамках IV Фестиваля уличных театров «Легкие крылья» в Альметьевске.
    Режиссер Денис Васильев.

    Странным образом слава больших клоунов растет сама по себе, развивается в своей капсуле, чтобы потом даже условно сведущие люди широко раскрывали глаза: а кто это? а где это? Так где-то в Средней Азии подвизался и умер великий Мусля, клоун Алексей Сергеев, о котором до сих пор с придыханием говорят не только все коллеги, но и те, кто хоть раз его видел. Точно так же узким кругом профессионалов почитаем чешский клоун Болек Поливка. И точно так же сегодня на представления Цырка «Высокие братья & Tall brothers» стекается узкий круг ценителей, чтобы увидеть, что в очередной раз сотворят Денис Васильев & сотоварищи. Смотреть их спектакли можно по несколько раз, и всегда, как в настоящей клоунаде, они сильно отличаются друг от друга в зависимости от площадки, публики и реактивности артистов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫКСА КАК СПЕЦИФИК: ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

    О XIV Фестивале современной культуры «Выкса-фестиваль»

    Выкса — удивительное место. Город, на гербе которого единорог. Город, где памятник Сталину переделали в памятник Горькому. Город, который сами выксунцы делают для себя удивительным и заставляют в это по-настоящему поверить других.

    Выкса — моногород в Нижегородской области, равноудаленный и от столицы, и от крупного центра, где «Выкса-фестиваль» существует уже 14 лет и преображает городское пространство.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я ПОСАДИЛ ДЕРЕВО — ОНО ВЫРОСЛО У БЕЗДНЫ НА СКЛОНЕ

    «Мать». По пьесе М. Равенхилла.
    Независимый театральный проект «povod. ovod» на сцене Городского театра.
    Режиссер Анастасия Паутова, художник Алена Ромашкина.

    Спектакль «Мать» Анастасии Паутовой рожден в любви и условиях вынужденной свободы. Долгое время у режиссера не складывались отношения с театрами: в Москве скандально отменили ее спектакль «Кремулятор», далеко не сразу и у команды «Матери» получилось найти площадку и средства. Анастасия Паутова, имеющая большую фан-базу от мем-проекта llllllll1111llllllllll, решила объявить краудфандинг. За один вечер они собрали нужную сумму, и спустя месяц спектакль вышел в свет. Огромная поддержка всевозможных локальных брендов, обычных зрителей и, главное, многолетне слаженной команды спектакля осуществили, казалось бы, уже какую-то невыполнимую мечту создателей: независимый во всех смыслах этого слова дебют режиссера Паутовой состоялся.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И МЫШИНАЯ

    «Цветы для Элджернона». По мотивам текста Д. Киза.
    Театр «Старый дом».
    Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев.

    Спектакль «Цветы для Элджернона» создан по мотивам текста Дэниэла Киза, как написано в программке театра «Старый дом». Текстов у Киза на самом деле два. Сначала был рассказ, написанный в 1959 году и очень высоко оцененный критикой и читателями. И только позже из него вырос превосходный роман, вошедший в список классических романов двадцатого столетия. И кто только не экранизировал и не ставил его! И каких только смыслов в нем не находили...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ РИММЫ ПАВЛОВНЫ КРЕЧЕТОВОЙ

    После того, как в «ПТЖ» вышел наш с Риммой Павловной разговор, мы периодически созванивались и говорили на разные темы «под запись»: возникла идея, что, может, когда-нибудь опубликуем эти «позвонки». Сейчас я с ужасом роюсь в своих завалах и пока не нахожу ту мини-карту памяти, на которую скинул аудиофайлы. Что же, Римма Павловна, кажется, не относилась серьезно к сохранению следов вещественного присутствия в нашем «мире безвыходно материальном». Проще, легче, веселей! Сама она казалась невесомой. Была вне направлений, лагерей и кланов. Парила и над границами возраста (но подчеркивала: я человек 1960-х годов!). Почему-то я не удивился, увидев сегодня ВКонтакте, что моему френду Rimma Krechetova 16 лет.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • CARPE DIEM

    Феcтиваль уличных театров «Легкие крылья» в Альметьевске проходит в четвертый раз, но уже набрал серьезные обороты. За два дня публика могла увидеть 22 спектакля и 41 показ в исполнении более чем 20 коллективов и артистов, послушать музыкантов, окунуться в стихию игры, поучаствовать в променадах и даже оказаться в шкафу на аудиоспектакле для одного зрителя. Три автора «ПТЖ» рассказывают о том, что происходило в течение двух фестивальных дней, 20 и 21 июля.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНОЕ УПОЕНИЕ ИСТОРИЕЙ

    «Концертные танцы». И. Стравинский.
    Мариинский театр.
    Хореограф Александр Сергеев, дирижер Арсений Шупляков, художник по костюмам Леонид Алексеев, художник по свету Константин Бинкин.

    В ноябре прошлого года Ростовский музыкальный театр выпустил грандиозную премьеру трех балетов на музыку Стравинского, объединенных в один спектакль с общей сценографией дизайнера Леонида Алексеева и музыкальной концепцией дирижера Михаила Грановского. Открывался вечер «Концертными танцами» в постановке Александра Сергеева, затем шла «Игра в карты» Виктории Литвиновой, в финале показывали «Пульчинеллу» с хореографией Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского. Алексеев выстроил на сцене ростовского театра гигантский бункер, в котором и происходило действие всех трех балетов, снабженных короткими прологами с дополнительной музыкой Стравинского. Постановка «Концертных танцев», приуроченная к фестивалю Стравинского, который проводился в Мариинском театре в июне, не стала обычным переносом, ее скорее можно назвать второй редакцией спектакля. Костюмы остались такими же, а монументальную сценографию заменил свет, за концепцию которого отвечал Константин Бинкин, среди авторов ростовской премьеры не значившийся.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ТРИ СЕСТРЫ» В БУНКЕРЕ

    «Три сестры». А. П. Чехов.
    Пространство «Внутри» (Москва).
    Режиссер Андрей Маник, художник Маруся Павлова.

    Режиссер Андрей Маник и театральная компания «Озеро» выпустили в Пространстве «Внутри» премьеру по «Трем сестрам» Чехова. Название не самое очевидное для площадки, где звучат в основном современные тексты, но зато вполне в духе учителей режиссера и большинства исполнителей, окончивших в разные годы мастерскую Крымова и Каменьковича в ГИТИСе или игравших в крымовских спектаклях. Работа с классикой как зеркалом сегодняшнего дня у них, можно сказать, в крови. В Пространстве «Внутри» с большим успехом (билетов не достать) идет «Ричард» того же Андрея Маника, выросший из дипломной работы, где главного шекспировского злодея играет Мария Смольникова. В этой гротескной буффонаде Ричард как галлюцинация является из холодильника к современному неудачнику Вите и постепенно втягивает его в свои грязные дела, уничтожая врагов чужими руками и заливая все вокруг литрами крови.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я СКАЖУ ТЕБЕ С ПОСЛЕДНЕЙ ПРЯМОТОЙ

    «Из жизни ископаемых». Ф. Строппель.
    Театр «Поиск» (Лесосибирск). Режиссер Людмила Исмайлова, художник Наталья Белова.
    Краснодарский театр драмы. Режиссер Арсений Фогелев, художник Иван Малыгин.

    Пьеса Фредерика Строппеля «Из жизни ископаемых» на первый взгляд кажется для любого театра отличным репертуарным выбором.

    Во-первых, это комедия. Посмеяться есть над чем: переводчицы и адаптаторы Ольга Варшавер и Татьяна Тульчинская изобретательно передают смеховое содержание текста, пасуя разве что перед труднопереводимым — далеко не всякий русский зритель знает навскидку, что такое конфирмация, например.

    Во-вторых, это набор скетчей — забавных и жутковатых диалогов, которые можно перемонтировать, решить одинаково или контрастно, сделать по-концертному ярко.

    В-третьих, это отличный способ задействовать мощных «стариков» труппы, которым вечно не хватает ролей в актуальном репертуаре. Пьеса о забавных ситуациях под конец жизни — где можно так еще сыграть!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАМЕЧТАВШАЯ ГИБЕЛЬ

    «Летучий голландец». Р. Вагнер.
    Московский концертный зал «Зарядье».
    Режиссер-постановщик Дмитрий Отяковский, музыкальный руководитель и дирижер Иван Рудин, художник-постановщик Ирина Сид, видеохудожник Мария Варахалина.

    На сцене «Зарядья» — аэропорт-призрак: скамейки зала ожидания и витрины дьюти-фри укрыты пленкой, на табло сплошь сообщения об отмене рейсов. Рёрвик не принимает, и виной не пандемия, просто непогода.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОСЛЕ НАС...

    «Люди и рыбы».
    Derevo ArtHous и Хор Дурацкого при участии артистов Архангельского молодежного театра в рамках ХХХ Международного фестиваля уличных театров в Архангельске.
    Режиссер Антон Адасинский, композитор Женя Клекотнева, художник по костюмам Елена Яровая.

    Фестивалю уличных театров в Архангельске тридцать лет! Тридцать лет в дни, приуроченные ко Дню города, Молодежный театр Панова собирает грандиозную программу и неизменно наполняет город карнавальным настроением. Этому фестивалю все нипочем — бюрократические преграды, пандемийные ограничения, политические лабиринты, сложности логистики. Стихия театра на улице оказывается сильнее всяких преград, и сама рождает решения проблем самым удивительным образом.

    Читать дальше | Комментарии (1)