Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • РАССТАВАНИЯ В ОСТЫВАЮЩЕМ МИРЕ

    А. Володин «С любимыми не расставайтесь».
    Тюменский Большой драматический театр.
    Режиссер Александр Баргман. Художник Анвар Гумаров

    Если кто-то думает, что существует полнометражная пьеса «С любимыми не расставайтесь», — он сильно заблуждается. Есть буквально несколько страниц маленьких диалогов в суде — по сути, стихотворений в прозе. Есть несколько сценок Мити и Кати, Мити и Ирины. Отдельным текстом — «Перегородка», отдельным стихотворением — «Сначала были встречи...» (его читает в «Любимых» Женщина, пришедшая по объявлению о размене квартиры, героиня «Перегородки»).

    Вот, собственно, и все. А дальше — полная свобода любому режиссеру наполнять спектакль то ли советскими играми «Бег в мешках» и «Безбилетный пассажир», то ли песнями начала 1970-х, то ли володинскими стихами. Лишь бы говорить о человеческой тоске и этом легендарном — «Я скучаю по тебе!».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В НОЧНУЮ СМЕНУ

    VII Фестиваль экспериментальных театральных форм «Ночь в театре»

    Театр «Наш дом» живет и работает в Озерске, небольшом закрытом городе в Челябинской области. «Закрытость» обусловлена опасным производством системы предприятий Росатома. О судьбе театра в таком сложном городе директор «Нашего дома» Владимир Кулик говорит без трагических интонаций, дельно и серьезно: «Специфика не просто малого, но еще и закрытого города в первую очередь заключается в ограниченности зрительской аудитории. В Озерске зарегистрировано 80 тысяч жителей, фактически проживает тысяч на 10 меньше. И только 20% из них действительно ходят в театр. И это еще очень хороший результат, скорее плюс, чем минус. По статистике, театральные зрители обычно составляют лишь 5–8% городского населения. У нас город высокого культурного уровня, в большинстве своем интеллигентный, на театре воспитанный».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СОН ОПРИЧНИКА

    «День опричника». Антиутопия по романам В. Сорокина.
    Театр «Ленком».
    Режиссер Марк Захаров, художник Алексей Кондратьев.

    В «Ленкоме» одновременно произошли два изменения в репертуаре: художественный руководитель театра Марк Захаров снял спектакль Константина Богомолова «Князь» по «Идиоту» Федора Достоевского и показал свою новую работу «День опричника» по одноименному произведению Владимира Сорокина. При отсутствии внешней связи между этими событиями оба они — поступки не только художественные, но и политические, и если первый выглядит уступкой господствующим умонастроениям дня, то второй — высказыванием о них же.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АЛЛЕГОРИЯ

    «Урод». По пьесе М. фон Майенбурга.
    Театр Поколений.
    Режиссер Валентин Левицкий, сценография Данилы Корогодского.

    Премьера «Урода» в режиссуре Валентина Левицкого состоялась 26 марта 2016 года. С тех пор спектакль был номинирован на «Золотой софит», включен в лонг-лист фестиваля «Золотая Маска» и вошел в текущую афишу «Рождественского парада». В свое время мы не писали о спектакле. Теперь исправляем ситуацию.

    «Урод» — закономерный выбор для Театра Поколений, главный режиссер которого немец Эберхард Келер. Автор текста, Мариус фон Майенбург — один из лучших немецких драматургов современности. Постоянного автора берлинского «Шаубюне» причисляют к кругу так называемых «новых рассерженных» — Майенбург говорит о проблемах сегодняшнего общества, в котором человек сведен к роли товара и покупателя на сексуально-денежном рынке.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО?

    В Краснодаре завершился пятнадцатый краевой фестиваль «Кубань театральная»

    Юг России принято считать скверным для театра местом. Краснокирпичной крепостью стоит на рубежах великой степи Воронежский Камерный Михаила Бычкова, а дальше — земли неизвестные, страшные, не ходи туда со своей дружиной, чтоб Ярославне не плакать. Не без оазисов, найдутся даже центры театральной контркультуры вроде ростовского «18+», но исключения лишь подтверждают правило. В России хороший театр предпочитает процветать в скверном климате.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШОУ ПО РЕЦЕПТУ

    «Вернувшиеся». По мотивам пьесы «Привидения» Г. Ибсена
    Проект компании YBW (Москва, Россия) в рамках фестиваля NET.
    Режиссеры Виктор Карина (Journey Lab) и Миа Занетти (Journey Lab).

    Спектакли-«бродилки» сегодня популярны, и вот уже русский вариант иммерсивного шоу известной американской компании Journey Lab можно увидеть сегодня в Москве. Полгода режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти вместе с большой командой актеров обустраивали и обживали старинный особняк в Дашковом переулке, чтобы погрузить участников (уже не зрителей) в мир «Привидений» Ибсена. Больше всего интересовало, чего же там будет больше — театра или аттракциона, искусства или коммерции. Меньше всего я рассчитывала на какое-то тайное, личное переживание — и, как выяснилось, была неправа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЮБИЛЕЕМ, СЕРГЕЙ БЫЗГУ!

    Сегодня празднует первоначальный юбилей уникальный театральный человек Сергей Бызгу.

    Человек, которого любят друзья, однокурсники, зрители, студенты и много поколений разнообразных детей, которых он выращивает 20 лет в студии «Театр-класс».

    Что удивительнее всего — Сергея Бызгу любят театральные критики, сравнивающие его дар с чаплиновским, вспоминающие то Живокини, то Мартынова, то характеризующие Бызгу как мольеровского актера, то считающие его абсолютно «володинским» человеком.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РУЖЕВИЧ В «СОВРЕМЕННИКЕ»

    «Дама». По пьесе Т. Ружевича «Старая женщина высиживает».
    Перевод Ивана Вырыпаева, стихи в переводе Владимира Окуня.
    Театр «Современник».
    Режиссер Анджей Бубень, художник Анита Боярска.

    Название новой премьеры «Современника» смещает акцент: театр знает свою протагонистку, Даму с большой буквы. Что ж, она того стоит! Режиссер, однако, ставит пьесу Ружевича, и феерические метаморфозы Марины Нееловой, почти не уходящей со сцены, он собирает в фокус спектакля — сколь изощренного, столь и проникающего в сердце зрителя (сужу по себе и по реакции публики).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «МЫ ЛЮБИМ ВСЕХ, КТО ПРИЕЗЖАЕТ!»

    IV Дальневосточный театральный форум в Южно-Сахалинске

    Сахалинский «Чехов-центр» (так для краткости называют Международный театральный центр им. А. П. Чехова) в четвертый раз провел Дальневосточный форум, одна из задач которого — привлечение внимания публики, власти и общества к театральной деятельности в этом регионе.Всем понятно, что Дальний Восток удален от центра России, но, может быть, не всегда мы, жители этого самого центра — густонаселенной части нашей необъятной родины, понимаем, какие расстояния разделяют города и районы внутри одного огромного региона — и, соответственно, какие сложности в коммуникации испытывают живущие там люди. Например, участнику форума Татьяне Фроловой, режиссеру из Комсомольска-на-Амуре, чтобы добраться до Южно-Сахалинска, нужно потратить больше времени, чем гостям, прилетающим из Москвы!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КРУГОВАЯ ПОРУКА

    «3/10 заповеди. Не лги. Не прелюбодействуй. Не убий».
    Театр-Театр(Пермь).
    Режиссер и автор инсценировки Андреас Мерц-Райков. Художник - Надежда Осипова

    Андреас Мерц поставил свой третий спектакль в пермском Театре-Театре на камерной «Сцене-Молот». В прошлом сезоне здесь играли «Догвиль» по знаменитому сценарию Ларса фон Триера, на этот раз немецкий режиссер, преимущественно работающий в России, снова обратился к киноматериалу — к телевизионному циклу Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог». Вернее, к трем его частям: если Кесьлёвский в своем кинополотне разбирался с тем, как сегодняшним днем поверяются десять библейских заповедей, то Мерц сосредоточился на трех из них — не лги, не прелюбодействуй, не убий.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТКРЫВАЕТСЯ VII ФЕСТИВАЛЬ ARTOКРАИНА

    С 1 по 9 декабря в театре «За Черной речкой» очередной фестиваль камерных спектаклей и спектаклей малых форм. Девять дней спектакли смотрят, ежедневно описывают и комментируют здесь в блоге наши авторы — Марина Дмитревская и Евгения Тропп.

    1 декабря
    Македонский Национальный театр совместно со Скопьенской киностудией (Скопье, Македония)
    Ингмар Бергман
    «Частные беседы». Драматическая исповедь

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • БРОДСКИЙ. КОМЕДИЯ

    «Бродский. Ниоткуда».
    Большой театр кукол.
    Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.

    Начали с «Большой элегии Джону Донну», распетой на два голоса актерами в жабо и актрисами в стилизованных елизаветинских кринолинах: папиросная бумага поверх стальных каркасов. И эта полифония, заданная в прологе — метафора двойственности, на которой построен весь спектакль.

    На сцене два поэта, две ипостаси. Порывистый и угловатый Бродский, прошедший застенки, с разбегу бьется о стену под жизнерадостные советские песни. А потом, сидя у этой же стены с неизменной сигаретой, наблюдает за самодовольным Бродским периода славы — картавящим блюзик на слова «От окраины к центру» в коричневом вельветовом костюме. В этом взгляде нет осуждения, скорее удивление от жанрового несоответствия. По всему вроде бы начинали играть трагедию, но ведь поворот от несчастья к счастью — родовой признак комедии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАТУРА MORTE, НАТУРА VIVA

    Споры об эрмитажной выставке Яна Фабра вроде бы поутихли, но напряжение держится. Это, кажется, позволяет посмотреть на нее уже с дистанцией, но не безучастно.

    Были бурные обсуждения в СМИ и соцсетях, петиции, хэштег #позорэрмитажу, встречный хэштег #кошкизаФабра... По одну сторону баррикад Милонов и Ваенга, по другую — Куклачев и Шнуров... В выставочном журнале отзывов — вся широта мнений. От «Кощунство должно быть наказано! Директора и куратора — вон из Эрмитажа!» до «Ничего оскорбляющего не увидела, все корректно, спасибо, Галина Петровна, пенсионерка», в таком духе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАРТЮФ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

    «Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
    Электротеатр Станиславский.
    Режиссер и художник Филипп Григорьян, художник по костюмам Галя Солодовникова.

    Тартюф в одноименной мольеровской пьесе — всегда главное лицо, центр интриг и средоточие зрительского внимания. В Электротеатре, для которого хрестоматийную вещь переписала Ольга Федянина, внимание перенесено на тех, кто рядом — поклонников, жертв и потомков великого вероломца.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТАНЦЫ В ПРЕИСПОДНЕЙ

    «Орфей в аду». Ж. Оффенбах.
    Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
    Режиссер Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев.

    «Орфей в аду» Жака Оффенбаха — желанный гость на подмостках любого опереточного театра. Правда, в том случае, если труппа располагает солистами, способными воспроизвести непростую партитуру технически и стилистически. Приглашение Юрия Александрова гарантировало бережное отношение к музыке, что на премьере и подтвердилось. В качестве музыкального руководителя и дирижера спектакля выступил Андрей Алексеев, это позволяет услышать оффенбаховский шедевр — вспомним хотя бы то, что именно для «Орфея» композитор сочинил неувядающий Адский галоп, — во всем его невероятном блеске.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЬЮЩИЙ ОТЕЦ — ГОРЕ СЕМЬЕ

    «Братья Карамазовы». По мотивам романа Ф. М. Достоевского.
    Небольшой драматический театр.
    Режиссер Лев Эренбург, режиссер и соавтор спектакля Вадим Сквирский, художник Полина Мищенко.

    «Братья Карамазовы» курса Эренбурга — это история об отце и сыновьях и, конечно, о любви: Катерины Ивановны и Ивана; Алексея и Лизы; Грушеньки со своим обидчиком и с Дмитрием. Отцовско-сыновние отношения потянули за собой на поверхность забытых персонажей, обычно опускаемых в любой инсценировке, — пана Муссяловича, прокурора Ипполита Кирилловича, Лизавету Смердящую и других.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • САМОСТОЯНЬЕ ЧЕЛОВЕКА

    «Царь Эдип». Софокл.
    Театр им. Е. Вахтангова.
    Режиссер Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис.

    Греческая трагедия с хором (артисты, составляющие хор, настоящие греки и играют на родном языке) идет у Римаса Туминаса один час сорок минут. История о том, как человек мерялся силами с Роком, и что из этого вышло, прямо и без специальных усилий проецируется на мироощущение современного человека. От Софокла (впервые к его трагедии Туминас обратился в 1998 году в Вильнюсском Малом театре) — мощь событий и стройность формы, остальное принадлежит сегодняшнему времени и его театру. Если премьера, сыгранная этим летом в Эпидавре, была еще и обрамлена настоящими античными руинами, что, вероятно, само по себе повышало градус восприятия, то нынче спектакль переместился в классическую сценическую коробку Театра имени Вахтангова. Тут и Шекспира играли, и Чехова, и Пушкина. Тут художник Адомас Яцовскис, постоянный соавтор Туминаса, опять, по своему обыкновению, не загромождает сцену, оставляет много свободного пространства и воздуха.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • АНТИГОНА РЕШАЕТ УМЕРЕТЬ

    «Антигона». Ж. Ануй.
    Башкирский театр драмы им. М. Гафури.
    Режиссер Фарид Бикчантаев, художник Альберт Нестеров.

    Строительные леса, фрагменты величественных колонн, квадраты окон (некоторые застеклены, некоторые пусты), черно-белые панорамные фотографии в глубине — такие можно увидеть в реставрирующихся старых церквях и дворцах. В таком многозначном пространстве (художник Альберт Нестеров), отсылающем одновременно и к ситуации, в которой оказываются герои «Антигоны» в начале пьесы (город зализывает раны после гражданской войны), и к мыслям о парадоксальном сочетании вечного и хрупкого, устойчивого и зыбкого, исторического и сиюминутного, разыгрывается башкирский спектакль. Над головой персонажей — тяжелые камни, сваленные кучами в полиэтиленовые навесы, закрепленные на стропилах, в самом финале сверху посыплется земля, но одинокий Креон как будто бы не заметит, как прохудилось его царство.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И В СМЕРТИ — ЖИЗНЬ

    «Отцы и сыновья». По Б. Фрилу и И. Тургеневу.
    Театр «На Литейном».
    Режиссер Сергей Морозов, художник Олег Головко.

    Черно-белая программка, на обложке — чуть расплывчатый негатив портрета, скорее даже абрис Ивана Тургенева, при этом писатель представлен в черных очках. Сверху, над портретом, прописью «Отцы», внизу — несколько нарочито коряво — «и сыновья». Логотип и название театра — совершенно иным, третьим типом шрифта, главный режиссер — четвертым. Если открыть программку, то внутри — разношрифтность и разностильность еще более усугубляются.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ВДОХ И ВЫДОХ

    «Дыхание». Д. Макмиллан.
    Театр Наций.
    Режиссер Марат Гацалов, художник Ксения Перетрухина.

    Быть хорошими людьми — значит, сортировать мусор, ходить в локальные кофейни вместо сетевых, заниматься благотворительностью, ездить на велосипеде, а не на автомобиле. Хорошие люди обставляют дом из Икеи, заботятся об экологии, переезжают в приличный пригород, обсуждают друг с другом все, не замыкаются, не молчат. Они разговаривают, все время разговаривают. Даже когда не в силах обсудить проблему, они договариваются о том, чтобы сделать это, когда смогут. О сексе они говорят столько, что разговор о нем едва ли не заменяет им действие. Это образ мыслей и жизни современных людей, описанный в пьесе «Дыхание» Дункана Макмиллана и впервые представленный по-русски в спектакле Марата Гацалова на Малой сцене Театра Наций.

    Читать дальше | Комментарии (0)