
-
«Маскарад». М. Ю. Лермонтов.
Ростовский театр драмы им. Максима Горького.
Режиссер Сергей Захарин, художник Александра Новоселова.«Горе от ума». А. С. Грибоедов.
Ростовский молодежный театр.
Режиссер Михаил Заец, художник Алексей Паненков.«Пиковая дама». А. С. Пушкин.
Новошахтинский драматический театр.
Режиссер Михаил Сопов, художник Юрий Сопов.Так складывается афиша в театрах нашего края: Пушкин, Грибоедов, Лермонтов. Классичнее некуда. Ставят режиссеры нового века. Читают классику, естественно, по-своему.
Во-первых, никаких гостиных со старинной мебелью, витыми лестницами и портретами предков. Сценографический образ спектакля сочиняется как принципиально иная среда. Во-вторых, об исторической верности костюмов заботы, как правило, нет: они имеют либо условный колорит, либо скроены по моде сегодняшнего дня. В-третьих, предметы из нашего времени используются широко и безоглядно: телеэкран, гаджеты, электронные сигареты... И в-главных, в удачной работе приращиваются новые смыслы.
-
О лаборатории «Режиссерский марафон» в новосибирском театре «Старый дом»
В новосибирском театре «Старый дом» прошла лаборатория «Режиссерский марафон». Куратором ее была Анастасия Паукер, пригласившая трех молодых режиссеров для постановки эскизов с артистами театра. Александр Золотовицкий, Арсений Мещеряков и Филипп Гуревич в течение десяти дней работали с артистами над теми пьесами, которые выбрали сами. Никакой заранее обговоренной темы, никакого списка пьес, из которых надо выбрать, в этом случае не было. Но любопытно то, что направление поисков у всех троих оказалось общим. Все трое смотрели в сторону игрового, а если шире — постдраматического театра. Золотовицкий выбрал «Немого официанта» Гарольда Пинтера, Мещеряков — «Случаи» Даниила Хармса, Гуревич — «Смерть Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина. Все три эскиза были созданы «по мотивам». И дистанции с авторским текстом были у всех разные.
-
«Стоики». Д. Данилов.
Центр культуры и искусства «Прогресс».
Режиссер Михаил Бычков.Пьесу «Стоики» Дмитрий Данилов написал специально по заказу МХТ им. А. П. Чехова — и в Москве в ближайшие сезоны ее можно увидеть только там. Для остальной России «Стоики» открыты для постановок, и Михаил Бычков сразу обратил на нее свое внимание. Данилов — важный для него автор. В «Приюте комедианта» идет поставленный Бычковым «Человек из Подольска», а в пандемию вышел онлайн-спектакль «Выбрать троих». Мистический лаконизм и математическая стройность пьес-формул Данилова близка режиссерскому стилю Михаила Бычкова, а камерность его нынешнего дома — Центра «Прогресс» — располагает к таким же лаконичным минималистским, но болезненно точным высказываниям.
-
О VI Межнациональном театральном фестивале «Сообщение» в Кудымкаре
Шестой фестиваль «Сообщение» в Кудымкаре прошел при неизменных аншлагах, и, как всегда, нашлись заинтересованные зрители, посмотревшие всю программу. Сам Коми-Пермяцкий драматический театр, увы, не представил своих спектаклей на фестивале, притом что год назад были показаны две работы — «Субботин-Пермяк. Здешний» (в конкурсе) и «Кукуй, кукушечка!» (вне конкурса). Во время нынешнего фестиваля театр напряженно готовился к премьерам, артистов не очень-то отпускали режиссеры, поэтому не было даже традиционных капустников в актерском клубе после фестивальных показов, а «театральные концерты» в ресторане «Национальный» превратились... просто в концерты. Впрочем, умопомрачительно вкусная коми-пермяцкая кухня и деревенский солодовый напиток «сур» во всех случаях повышали настроение!
-
«Русалка» («Вуныл»). По пьесе А. С. Пушкина в переводе на удмуртский П. Захарова.
Сарапульский драматический театр (Республика Удмуртия).
Режиссер Анна-Ксения Вишневская, художник Любовь Мелехина.Тот самый случай, когда спектакль чувствуешь и лучше понимаешь через местность, где он поставлен. Бывший купеческий город Сарапул, над обликом которого до революции потрудились хорошие архитекторы, помнит о былом достатке и притягивает очарованием заброшенности. Петербуржцу здесь непривычен неровный рельеф — нижний этаж дома может быть «съеден» землей, — но чем-то Сарапул неожиданно напоминает Петербург. Здесь много облупившихся особнячков, лепнины и резьбы, двориков, заглянешь в которые — и почудится, что здесь скрыт портал в иной мир. От покосившихся деревянных домов веет чем-то готическим.
-
«Васса». М. Горький.
Театр на Покровке.
Режиссер Михаил Мокеев, художник Виктор Шилькрот.Уж сколько раз театры брались за первый вариант горьковской «Вассы» после 1978 года — когда Анатолий Васильев открыл его для советского зрителя, поставив легендарный уже спектакль в Театре Станиславского, — не счесть. Но до сих пор случаются сюрпризы.
-
О лаборатории «Театр Наций — театрам атомных городов» в Волгодонском молодежном драматическом театре
В Волгодонске творческая лаборатория, проводимая Театром Наций на территории атомных городов, отличалась от череды прочих тем, что на ней выпустили всего один эскиз. Ситуация для лаборатории не типичная, но вполне объяснимая: в труппе Волгодонского молодежного драматического театра всего девять человек.
-
«Зойкина квартира». М. А. Булгаков.
Екатеринбургский театр кукол.
Режиссер Игорь Казаков, художник Татьяна Нерсисян.Черно-красные обои с тяжелым цветочным орнаментом; двери квартиры, обрамленные лампочками, как зеркала в гримерках; лихой вальсок. В середине сцены — груда чемоданов разных размеров, а на них — торжествующая, получившая «бумажку» Зоя Пельц в белом платье с заниженной талией, как носили в 20-е. Так начинается «Зойкина квартира» Екатеринбургского театра кукол. Заканчивается спектакль зеркальной мизансценой: в центре сцены груда из чемоданов, кукольных рук и ног, выломанных дверей, частей интерьера, за этой грудой потерянно стоит хозяйка, а над ней тревожно качается одинокая желтая лампочка.
-
О краевом фестивале «Пермская театральная весна»
В этом году ежегодный краевой фестиваль «Пермская театральная весна», который с 1948 года организует местное отделение СТД РФ, прошел и осенью. В программу смотра входят премьерные постановки театров региона, которые отсматривают и обсуждают на труппе приезжие критики. К критикам фестиваль бережен и не обязывает отправляться в длительное путешествие по всем городам края сразу. Так, во время своего дебютного участия в «Театральной весне» я впервые побывала в Губахе — в Камерном драматическом театре «Доминанта».
-
«Oh Oh».
Compagnia Baccalà.
Режиссеры Валерио Фассари и Луи Спанья.Швейцария славится своей пунктуальностью и тем, что культурные мероприятия начинаются здесь точно в объявленное время. Но на спектакле «Oh Oh» мы убедились, что любая система иногда дает сбой. Представление Compagnia Baccalà началось минут на пятнадцать позже назначенного, потому что зрители все шли и шли. Два слова о контексте, то есть о том арт-пространстве, где все это происходило. В старом трамвайном депо Базеля, находящемся не в самом центре, но и не совсем на окраине, раскинулись два цирковых шатра. В том, что поменьше, проходят репетиции и располагается детская цирковая школа, а в большом играют спектакли.
-
Сегодня, 20 ноября 2024 года, исполняется 30 лет Чижику, установленному на Фонтанке мрачноватым ноябрьским днем. Его автором когда-то стал Резо Габриадзе, но это знает не каждый горожанин, бросающий монетку в обмен на загаданное желание, и не каждый бомж, магнитом собирающий монеты со дна речки...
Но я, читатели и коллеги, к вам по делу. О деле чуть ниже, а сперва несколько слов для тех, кто не знает о Чижике ничего.
-
«Горе от ума». А. С. Грибоедов.
Краснодарский Молодежный театр.
Режиссер Павел Пронин, художник Ирина Сид.Всегда интересно, как и зачем сегодня брать в театре «Горе от ума», эту классическую пьесу, разлетевшуюся на цитаты, о которой в советской школе говорили одно, а позже — разное. Про какие это времена ставить? Про «их нравы», и тогда мы свысока или с любопытством заглядываем в XIX век? Или это про современность?
-
«Аладдин. Сын портного». По мотивам историй из собрания арабских сказок и новелл «Тысяча и одна ночь».
Красноярский ТЮЗ.
Режиссер и сценограф Даниил Ахмедов.«Аладдин» — первая громкая премьера Красноярского ТЮЗа после возвращения в собственное здание по окончании длительного ремонта. Режиссер Даниил Ахмедов, на протяжении многих лет бывший соавтором Романа Феодори, в новой работе продолжает традицию постановки масштабных спектаклей-феерий, давно ставших брендом Красноярского ТЮЗа.
-
«Ловец слов». О. Лихачева.
Театр Поколений.
Режиссер Руслан Кацагаджиев.Биография Владимира Даля, рассказанная словами драматурга Олеси Лихачевой и поставленная режиссером Русланом Кацагаджиевым, — история пассионария.
Владимир Даль — удивительный чудак, двигающийся в жизни, казалось бы, по заданным (заурядным) траекториям, ходит все как-то иначе: нет-нет, да и свернет ненадолго со служебного маршрута на узенькую тропочку. А на тропочке встретит того или иного мужика, запишет в крохотный блокнотец вскользь сказанное слово, перемолвится коротко, да и отбежит обратно — делать, что должно, ни на секунду не забывая о том, чем горит сердце.
-
В ночь с 15 на 16 ноября погиб заслуженный артист России, премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Он упал с балкона собственной квартиры — 5-й этаж, мгновенная смерть. Ему было 39 лет. Предполагается, что это был несчастный случай.
-
О театральной лаборатории — мастерской полного цикла на основе сюжетов из Торы в рамках проекта «Традиции будущего: Опыт — Поиск — Мастерство» в Театре «Шалом»
Если история циклична, то в ней можно не только обнаружить схожие симптомы бедствий, но и, наоборот, обрести поддержку и найти рецепты решения проблем. Герои древности справились со всем до нас, и Театр «Шалом», разглядывая в зеркале отражение современного человека, ищет на его растерянном лице черты предков.
-
«2007».
Московский театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура.Рваные джинсы, кеды, фенечки, яркий макияж — толпа молодежи собралась на входе Сцены на Сретенке. Кажется, такого в Театре Маяковского не было никогда. Многие из зрителей, в силу возраста, и не догадываются о том, почему тот самый 2007-й наделяют сакральным смыслом; другие, чуть постарше, с трепетом и воодушевлением обсуждают в гардеробе, у кого как именно «горел сентябрь»; более степенная публика скромно разбегается по углам фойе, наблюдая за тем, как актеры, еще не переступившие порог сцены, «режутся» со зрителями в приставку и едят чипсы. Всех их объединяет только одно — спектакль-рок-концерт, на котором ни возраст, ни статус не важны настолько, насколько важна способность чувствовать и сопереживать, отпустив себя так, как это бывает, возможно, только на концерте. Это не про ностальгию, не про похороны ушедшей молодости, а про свободу во всех ее проявлениях.
-
«Пиковая дама». П. И. Чайковский.
Пермский театр оперы и балета.
Дирижер Владимир Ткаченко, режиссер Владиславс Наставшевс, художники Владиславс Наставшевс и Валерия Барсукова.Рационально об иррациональном — можно начать сразу с вывода об октябрьской премьере Владиславса Наставшевса и Владимира Ткаченко по «Пиковой даме» Чайковского в Пермском театре оперы и балета. Намеки, ассоциации, приметы, штрихи, видения — все вроде бы в полутонах и неопределенности, в колебаниях смыслов и неясности представлений о намерениях, а, тем не менее, видеоряд строит спектакль жесткий и расчетливый.
-
«Господа Головлевы». М. Е. Салтыков-Щедрин.
Лысьвенский театр драмы им. А. Савина.
Режиссер-постановщик Дмитрий Акимов, художник-постановщик Елена Сорочайкина.Во времена неустойчивой морали театр тяготеет к простоте и ясности. Чтобы черное назвали черным, а белое — белым. Контраст — без полутонов. Для большинства (как практиков, так и зрителей) театр стал местом эскапизма (об этом мы много говорили в первом сезоне «Петербургского театрального подкаста»). Сейчас в театре хочется видеть нереалистичные сценарии победы добра над злом или там покаяния злодея перед смертью...
-
Сегодня на сцене Театра юных зрителей им А. А. Брянцева прошла торжественная церемония награждения лауреатов XXХ Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Ниже публикуем список победителей со ссылками на рецензии наших авторов.
комментарии