
-
«Однажды в кабаре».
Музей-квартира актеров Самойловых.
Режиссер Виктор Тихонович, драматург Иван Орлов, художник Мария Дудина.«Однажды в кабаре» Виктора Тихоновича — экскурс в историческое прошлое начала ХХ века, время, когда назревала революция и режиссеры ощущали глобальные изменения в жизни и жаждали изменений в искусстве, занимаясь поиском новых форм. Спектакль начинается лекцией: к зрителям выходит Виктор Тихонович, изображающий старца — на голове будто посыпанный тальком парик. И этот парик — единственное внешнее средство, превращающее лектора в старца, вещающего зрителям об истоках кабаре. Все остальное «старческое» передано через пластику и интонации, причем нарочито — согнутая спина, мешающий говорить кашель. Он будто современник той эпохи, доживший до наших дней. Но рядом с лектором появляются другие герои, со слегка набеленными лицами и в элегантных нарядах. Они снимают с него парик, и «старец» предстает молодым интеллигентом в зеленом жакете — это перевоплощение оказывается зримой метафорой идеи обновления театра и жизни.
-
Сегодня в Санкт-Петербурге завершил гастроли, приуроченные к своему 85-летию, московский Театр «Сатирикон». Наш автор Ирина Селезнёва-Редер побывала на спектакле «Государь-стендап» в режиссуре Александра Локтионова и делится своими впечатлениями об увиденном.
-
«Гиппиус. Непредвиденное».
Кабаре «Шум».
Режиссер Фамил Джавадов.Осень какого-то года. Вечер какого-то месяца. Листья под ногами, как всегда было и есть в октябре. На углу Надеждинской и Манежного, в доме, где с 1915-го живет Маяковский, в подвальчике Кабаре «Шум» Зинаида Гиппиус разговаривает со слушателями. Она читает свои дневники 1914–1917-го. Между прочим, в городе с 1914-го сухой закон, закрыто и кабаре «Бродячая собака», где все они собирались — «бражники и блудницы». В «Шуме» пока наливают, и ее гости — кто с бокалом вина, кто с коктейлем, а законопослушные — с чашкой крепкого чая. Их немного, человек тридцать.
-
О режиссерской лаборатории Большого Детского фестиваля в Санкт-Петербурге
Совсем недавно Театральный проект 27 открыл собственную площадку. И практически сразу стал принимающей стороной для Большого Детского фестиваля, впервые прошедшего в Санкт-Петербурге.
Традиционная для всех городов, где проходит БДФ, режиссерская лаборатория на этот раз была посвящена театру для подростков. Заявки отбирали по опен-коллу, в результате которого до постановок дошли четыре команды.
-
«Преступление и наказание». На музыку Г. Малера и Б. Тищенко.
Театр балета Бориса Эйфмана.
Хореограф Борис Эйфман, художник Зиновий Марголин.Кто в последние двадцать лет видел один балет Бориса Эйфмана — тот видел их все. Хореограф собирает спектакли из привычных кубиков: у главного героя всегда будет темный двойник, толкающий его на всяческие непотребства, герой всегда будет выделяться, выбиваться, физически выпрастываться из однородной покачивающейся толпы, а героиня всегда будет жертвой мужского насилия. «Преступление и наказание» — мировая премьера, свеженький спектакль, представленный Борисом Эйфманом петербургской публике, — строго следует этому канону. Но есть и одно важное отличие — и оно огорчает больше всего.
-
«Остров Сахалин». А. П. Чехов.
РАМТ.
Режиссер Олег Долин, художник Алексей Трегубов.«Остров Сахалин» Олега Долина по текстам Антона Чехова играется в Черной комнате, куда в рассадке этого спектакля (стулья стоят четырьмя секторами, между ними, крестом, четыре игровых прохода, в центре — круг «сцены») помещается 40 зрителей. Плюс одно подставное место для сотрудника театра. Войти в зал или выйти из него во время спектакля, который длится час пятнадцать, нельзя. Но, кажется, это никому и не приходит в голову. Потому что действие здесь стремительное, плотное, пружинистое, ритмичное, наполненное и артистизмом, актерскими «кружевами», искристостью открытой игры, и смыслами, довольно тяжелыми.
-
«Макбет. Трагедия». У. Шекспир.
Калининградский драматический театр.
Автор сценической редакции и режиссер Владислав Тутак, художник Светлана Тужикова.Мир спектакля — это пространство Гекаты (Татьяна Рогачева), похожей на Смерть из фильма Бергмана «Седьмая печать», с белым лицом и спрятанными в черный капюшон головой и шеей. Она, сев на трон, почти спиной к зрителям, перед закрытым занавесом становится еще одним наблюдателем за происходящим, каждое ее слово падает, как свинцовое ядро в тишине. Она тяжело упрекает ведьм (которых еще нет на сцене), что без ее ведома они предсказали то, что предсказали.
-
«Перевал Дятлова». И. Васьковская.
Серовский театр драмы им. А. П. Чехова.
Режиссер Александр Сысоев, художник Владимир Кравцев.Информация о готовящемся в уральского городе Серове спектакле о гибельном походе студентов Политехнического института в горы северного Урала зимой 1959 года меня, честно говоря, нехорошо «напрягла». История дятловцев (по имени руководителя похода Игоря Дятлова) стала в последние годы частью бума масскультовской конспирологии в кино, худлите и нон-фикшене.
-
В архиве появился № 114. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Переписка Алисы Фельдблюм и Максима Каменских
«Класс коррекции». Е. Мурашова.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Василий Сазонов, художник Анастасия Лыкова.Алиса Ф. — Максиму К.
Макс, привет! Только что мы с тобой попрощались после спектакля «Класс коррекции» Василия Сазонова в ТЮЗе им. А. А. Брянцева. А потом случился не очень продуктивный, но вполне интересный спор со «взрослой» частью нашей редакции — о новой этике. Я писала, что, на мой взгляд, неэтично давать человеку без инвалидности изображать человека с инвалидностью. Мне писали, что эстетическое превыше этического, что были гениальные фильмы, спектакли, артисты... Впрочем, ты это все читал. Однако, чем больше я думаю про спектакль Василия Сазонова, тем сильнее погружаюсь в эту проблему — этично ли? И эстетическое, честно говоря, для меня уходит на второй план.
-
«Самоубийца». Н. Эрдман.
МХТ им. А. П. Чехова.
Постановка и сценография Николая Рощина.Пока пьесу «Самоубийца» запрещали в 30-е годы прошлого века к постановке и у Мейерхольда, и даже у Станиславского, несмотря на его личное письмо-просьбу к Сталину, сам ее автор Николай Эрдман был арестован. Случилось это с ним прямо на съемках фильма «Веселые ребята», сценарий которого он написал. Мы обычно не связываем эти события друг с другом. Мы не придаем значения тому факту, что солидная часть музыкальной кинокомедии происходит в присутствии катафалка и в окружении похоронных принадлежностей. Ведь это же так смешно и так, в сущности, безобидно! А, между тем, Эрдман явно разрабатывал «гробовой» сюжет, который кочевал у него из сочинения в сочинение. Конечно, в пьесе «Самоубийца» все устроено гораздо сложнее, нежели в киносценарии, но ведь и тут — комедия, и ее тексты просто убийственно смешны.
-
Переписка Марины Дмитревской и Максима Каменских о Лаборатории воронежской драматургии
Марина Дмитревская — Максиму Каменских
Максим, привет!
Вот уже несколько дней, как мы вернулись и закрутились с делами, а ведь пора отдавать долг чести и рассказать читателям и коллегам о двух насыщенных и, я бы сказала, радостных днях, которые мы провели в Воронеже на лаборатории так называемого «Драмкружка».
Суть дела в том, что четверо — Станислав Смольянинов, Екатерина Рыжкова, Анна Колтырина и Арик Киланянц, называющие себя «Драмкружок», — решили создать в Воронеже движение драматургов. Собрали людей, полгода работали, написали пьесы, много пьес, руководителем позвали Ярославу Пулинович, она приглашала к занятиям то Дмитрия Данилова, то Олжаса Жанайдарова...
-
«Сутра золотого света».
Театр-лаборатория Эрмитажа «Чудесный источник».
Мастерская Яны Туминой.Спектакль «Сутра золотого света» наполнен светом. Он буквально везде. В кукольном представлении о принце Шакьямуни. В словах-молитве о счастье всех людей. В трепетном отношении к культуре Востока.
«Сутра золотого света» — священный текст махаяны, одного из направлений буддизма. Считается, что пока слова сутры не перестанут звучать, в мире сохранится учение. В тексте рассказывается несколько легенд о Будде Шакьямуни, есть наставление царям и исповедь. В спектакле истории из сутры не разыгрываются. Священный текст становится скорее поводом, вдохновением для авторов постановки.
-
«Счастье мое». А. Червинский.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Андрей Сидельников, художник Дмитрий Разумов.Время такое — ревизия базовых гуманитарных ценностей. В том числе драматургических.
Где-то, говорят, поставили «Утиную охоту», в финале которой Зилов не стреляется, а возвращается к Галине для постройки крепко-скрепной семьи.
Сама видела «Варшавскую мелодию» с отчетливым намеком на завершение истории Гелены и Виктора близким хеппи-эндом.
-
«Камера обскура». В. Набоков.
Санкт-Петербургский государственный театр «Драм. площадка».
Постановка и инсценировка Сергея Бызгу, сценография Анвара Гумарова.«Камера обскура» Сергея Бызгу напоминает кабаре, цирк и бродвейское шоу одновременно. В каком-то смысле это спектакль-головоломка: сюжет выдает такие крутые виражи, что ответить на вопрос «что здесь происходит?» не так-то просто. Возможно, все дело в том, что Магда Петерс снимается в кино. Или попросту во всем виноват швейцар главного героя? Кстати, после этого спектакля вы точно запомните, как его зовут: Шиффермюллер.
-
«Восемь снов». По мотивам пьесы М. А. Булгакова «Бег».
Малый драматический театр — Театр Европы.
Постановка и сценография Яны Туминой.Посмотрев «Сны» накануне и вспоминая их утром следующего дня, над всем и за всем спектаклем я видел Екатерину Тарасову, играющую Серафиму. А открыв интернет, сразу наткнулся на ее фотографию, выложенную в связи с премьерой режиссером Яной Туминой. Тоненькая, в легком платье с большим вырезом, с детской вертушкой в руке и с нездешним взглядом, устремленным вдаль.
-
О Режиссерской лаборатории «Вперед в прошлое / Назад в будущее» в Городском театре
Городской театр, долгое время интеллигентно прятавшийся в саду Сен-Жермен, обрел вторую площадку на Галерной улице. Пространство освоили символично — жизнь Галерной началась с показа эскизов V Режиссерской лаборатории. В последний раз Городской театр проводил лабораторию в 2021 году. Получается, назад в новую жизнь? По крайней мере, театр предлагает такую возможность, обозначив тему «Вперед в прошлое / Назад в будущее». Об искажениях-отражениях времени и исторических рифмах рассуждали молодые режиссеры, а вместе с ними и молодежная редакция «ПТЖ».
-
В поименном регистре авторов «ПТЖ» написанное рукой Анны Федоровны значится только со ссылками на бумажные номера журнала. Для «ПТЖ» она автор особенный, уникальный, от которого ждешь и получаешь несуетное проникновение в ткань спектакля, суть проблемы. В образе ее мысли — ценнейший симбиоз традиции, энциклопедических знаний, филигранной точности оценок, концепций и анализа. Она словно видит серебристую паутину синапсов вселенского разума, связывающую наше периферическое настоящее с сердцевиной мировой культуры. Любая беседа с ней — интереснейший, вдохновляющий, заряжающий опыт для студентов и состоявшихся ученых. Анна Федоровна по-прежнему генерирует энергию, словно солнце, готовое освещать и просвещать всех, независимо от возраста и опыта. Главное, чтобы был интерес к знаниям, чтобы было желание ухватиться за традицию, которую с такой яркостью представляет она сама. «Петербургский театральный журнал» поздравляет Анну Федоровну Некрылову, своего ценнейшего автора и друга, с юбилеем и присоединяется к сердечным словам ее коллег по науке и театру.
-
«Гамлет».
Театр «Около».
Режиссеры Юрий Погребничко, Алексей Чернышев, Максим Солопов.Английский режиссер Гордон Крэг, которого в начале ХХ века позвали на свою голову Станиславский с Немировичем-Данченко ставить «Гамлета» в МХТ, говорил, что в пьесе все персонажи являются призраками. Что все, кроме датского принца, есть лишь плод его больного воображения. Впрочем, говорил ли он это на самом деле, мы не знаем, а вот в блестящем фельетоне «Гамлет», написанном Власом Дорошевичем и посвященном обстоятельствам этой постановки, — да.
-
О лаборатории «Маяковка + Бутусовцы» в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского
В Театре Маяковского прошла масштабная лаборатория: созданием эскизов занялась вся режиссерская группа мастерской Юрия Бутусова. Восемь режиссеров, треть труппы Маяковки и широко сформулированная тема для работы — русский рассказ ХХ века. Авторы выбрали неочевидные тексты, собрали творческие команды и за пару репетиций явили миру ряд заявок на будущие спектакли.
комментарии