«Тараканище». К. И. Чуковский.
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.
Как написать о спектакле, в котором много любопытного и даже волшебного, но режиссер уже сам рассказал про контекст, обозначил игровую природу постановки, связанную с циркизацией театра, про фильмы Федерико Феллини, которые существуют в спектакле намеком, легкой иронией, про музыку из этих фильмов, создающую нужную атмосферу, и про кукол — мишек, слонов, волков и львов, и даже жаб, сделаных из уютных шерстинок, набитых как будто опилками. Формы лап и носов кукол закруглены, они двигаются мало и сложно, головы тяжелы, но при этом они очаровательны, потому что «как раньше». Режиссер для нас объяснил почти все, кроме света — чарующей игры бликов и отражений, созданной Ариной Пшеничной. Остается сама история о вселенском страхе, которую можно рассказать и тем самым преодолеть и найти силы на сопротивление нежданному злу.
Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Тема цирка прочно закреплена в спектаклях Кудашова вне зависимости от того, в каком городе он ставит и как это связано с сюжетом. Двухгодичной давности премьера «Похороните меня за плинтусом» в Воронежском театре кукол им. В. А. Вольховского тоже решалась в пространстве цирковой арены: бабуля с внуком до поры разыгрывали из себя клоунов, смешно пародируя, а не исполняя клоунские репризы. Намекая нам: мы не взаправду в цирке, мы в него всего лишь играем.
В «Тараканище» Шпрехшталмейстер, Белый и Рыжий клоуны — не цирковые профессионалы, а скорее недотепы, у которых даже огромная, висящая под куполом луна падает и раскалывается как арбуз из-за их «неумелого» размахивания огромными молотками. Все понарошку. Цирковой парад-алле, следуя за стихотворением Чуковского, последовательно представляет нам трио медведей на велосипеде, волков на собаке, львов в автомобиле, жабу, летящую на метле, зайчиков, трясущихся в трамвайчике. Весь радостный и задорный животный мир, с удовольствием поедающий пряники. Хотя с этим пряником как раз вышла незадача: его на всех не хватило, радостный Шпрехшталмейстер (Максим Морозов) и Белый клоун (Мария Кудряшова), передавая друг другу кусочек лакомства, как-то отвлеклись от Рыжего клоуна и съели его долю, посмеиваясь и покачивая ногами от удовольствия. Рыжий клоун (Вадим Белопухов) не стерпел, откинул кулисы и предъявил нам того, кто будет нагонять на всех страх всю остальную половину спектакля. А дальше началось представление!
Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Художник театра Марина Завьялова втиснула цирковую арену, у которой крутится барьер, на не такую уж большую сцену БТК. Сцена-арена обрамлена занавесами с красно-белыми полосками. В памяти всплывает какое-то смутное представление о том, что именно так и должен выглядеть цирк — круг, тканевый купол, полоски, опилки. Все действие спектакля будет проходить на барьере, приподнимая для нас и персонажей, и актеров. Только Таракан — огромный и надувной — появится иначе. Его вынесет Рыжий клоун так, будто это воздушный шарик, и размер его заставит задохнуться от восхищения.
Этот трюк вполне удался театру, поскольку, привыкнув к игрушечным размерам остальных персонажей, их уютности и одомашненности, не ожидаешь такого намеренно искусственного и ненатурального таракана. Он лоснится своими гладкими боками, его многочисленные лапки лишены зазубринок и опасной остроконечности. Они круглы и легко сминаемы. Таракан величественен, но не страшен, не пугает, а только заставляет себя разглядывать. Но животный страх и страх животного — не то же самое! Белый клоун и Шпрехшталмейстер продолжают предъявлять нам персонажей, только теперь они уже испуганные и трясущиеся. А в это время Рыжий клоун будет бегать за лучом света, сосредоточив на себе внимание всех и одновременно заявляя тему спектакля — обиженного и незамеченного товарища, который тоже хочет «играть» вместе со всеми.
Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Шпрехшталмейстер и Белый клоун выйдут в зал, чтобы мы попрощались с маленькими волчатами, слонятами, медвежатами, которых отдадут на съедение чудищу. Но пока мы прощаемся, на барьер запрыгивает кенгуру. С ее взгляда на таракана как на козявочку и начнется спасение всех зверей. Это потом уже появится воробей на гибкой палке и, клюнув таракана в нос, буквально выпустит из него дух. Но началось все с кенгуру. Она не то чтобы чужеродна миру спектакля, но тем не менее обладает каким-то особым свойством. Кенгуру — представительница другой части света, эндемик далекой Австралии и Новой Гвинеи, иностранка и интуристка в мире родных болот и лесов, и даже в мире цирка. Она единственная может видеть все как оно есть, что таракан — надувной. У нее закругленные лапы и тяжелая голова, как и у остальных персонажей, но ее веселый пофигизм, выраженный в буквальном наплевательстве (она сплевывает кожурки семечек на арену) на драматическую ситуацию спектакля, спасает его хрупкий мир от катастрофы.
Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Следует признать, что неплохая альтернатива цирку с животными, предложенная Кудашовым, имеет свои ограничения. Арсенал трюков театральной куклы в «Тараканище» пока невелик — он включает в себя игру с масштабом или материалом: объемные куклы из ткани или плоские стаффажи с нарисованными в ретро-стиле крокодилами и китами. Коверные оживляют куклу на краткий миг: покивают головой, махнут лапой, помяукают или чирикнут — и тут же выглядывают сами из-за нее. Они и ведут спектакль — с итальянской речью и веселым коверканьем привычных слов ударением на других слогах, медленно кружась в затухающем свете на барьере, бормоча сначала невнятно, потом громче и громче последнюю строфу из «Рая» «Божественной комедии» Данте: «…любовь, что движет солнца и светила» — отсылая таким образом к долгоиграющему проекту театра. И чтобы добраться до Рая, надо было победить Тараканище.











Вот посмотрела — и нахожусь во взрослом недоумении (детям вполне заходит, у моего трхлетнего внука вопросов нет))) И по поводу спектакля, и по поводу рецензии, в которой читаю описание — и ничего про смыслы легендарного текста, вскрытые (или нет) сегодня..
Решать что-либо через цирк и музыку Нино Рота — это значит никак не решать. Это общее место, бородатый штамп, реникса. Выполнена эта банальная режиссерская задумка по форме неважно: клоуны не разведены по амплуа, их плохо слышно, неясна их содержательная функция а главное — ритмически Чуковский находится ну в таком противоречии с мелодиями из фильмов Феллини, что они взаимно нокаутируют друг друга на протяжении всех 40 минут.
А вообще — как можно было догадаться решать Тараканище, нашу отечественную страшилку, которая все никак не кончается, — через итальянский старинный цирк? Это значит совсем лишить Тараканище социального смысла и отечественной злобы дня. При чем тут условный Чинизелли?! .
И ведь смысл истории Чуковского в том, что пришла букашечка, ничто, низкорослый усач (известно кто), а большие звери его, ничтожества, испугались, приняли фитюльку за важного человека (средства кукольного театра ведь позволяют «вырастить» таракашку до лесов и полей повелителя в фантасмагорическом мире театра кукол, не правда ли?). В спектакле же возникает настоящее чудовище размером с дом — такого реально испугаешься и под лавку запрячешься. Грегор Замза и то был меньше, а какого страху навел на семью… И как этот дом мог склевать воробей, и почему не испугался? (В спектакле тюкнул по голове). То есть, все чуковские смыслы, свершив свой круг, угасли в тот самый момент, когда страх сковал отечественные поля и леса. Цирк да и только…
А уж читать в финале Данте — это все равно что играть под Нино Рота…)