Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли сентября 2022. Выбор редакции


  1. 3, 4, 17 сентября — «Академия смеха», Театр им. Ленсовета, режиссер Федор Пшеничный.

    Абсурдистская сатира о цензуре по законам военного времени, о судьбе как Автора, так и Цензора…

  2. 6 сентября — «Антигона», театр «Мастерская», режиссеры Григорий Козлов, Максим Фомин.

    Ануя ставят много, Софокла очень редко. Идем.

  3. 17, 18 сентября — «Серотонин», театр «Приют комедианта», режиссер Андрей Прикотенко.

    Один из лучших спектаклей последнего времени — о тотальной депрессии и крахе всего…

  4. 21, 22 сентября — «Муть. Мухаджиры», Театр им. Г. Камала на сцене Александринского театра в рамках XIII Международного театрального фестиваля «Александринский», режиссер Фарид Бикчантаев.

    Как всегда у Фарида Бикчантаева, эпический и поэтический спектакль о татарской истории рубежа веков и исходе из страны в поисках смысла и счастья.

  5. 30 сентября — «Война и мир», Театр им. Евг. Вахтангова на сцене Александринского театра в рамках XIII Международного театрального фестиваля «Александринский», режиссер Римас Туминас.

    Без комментариев отсылаю к своему тексту в номере 106 «ПТЖ».


  1. 3, 4, 17 сентября — «Академия смеха», Театр им. Ленсовета, режиссер Федор Пшеничный.

    Актер и композитор Федор Пшеничный дебютировал в режиссуре — и его первый спектакль не выглядит робкой пробой пера. Это смелая, выразительная работа, в которой фантасмагория вплавлена в фотографически точный оттиск с реальности. Блестящий, богатый красками актерский дуэт Ильи Деля (Автор) и Сергея Перегудова (Цензор).

  2. 3, 4 сентября — «Буэндиа. История одного рода», Учебный театр «На Моховой», мастерская Сергея Дмитриевича Бызгу, режиссер Сергей Бызгу, режиссер-помощник Дмитрий Крестьянкин.

    Выпускники курса Сергея Бызгу вновь соберутся на родной Моховой, чтобы сыграть театральную сагу по роману «Сто лет одиночества» (спектакль идет в два вечера с 17.00 до 22.00, итого — 10 часов). Поэтичный сценический язык сложился на многолетних репетициях, спектакль вырос из этюдов студентов, и в нем органично соединяются пластика, свет, слово.

  3. 9, 10, 11 сентября — «Материнское сердце», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Буквально все надо бросить и бегом бежать на этот спектакль! Расстилается бескрайняя Русь-Россия-матушка, и едет по ней Авдотья Громова (Нина Усатова), едет на мотоцикле, а кажется — на птице-тройке. Не зря Гоголь вспоминается, его поэма «Мертвые души» как будто снится героям спектакля Могучего, даром что сделан он по мотивам рассказов Василия Шукшина.

  4. 10, 17 сентября — «Люблинский штукарь», Конно-драматический театр «Велесо», режиссер Евгений Ткачук.

    Если кто-то не побоится замерзнуть и промокнуть в наши дождливые, студеные сентябрьские вечера, тогда стоит рискнуть и отправиться во Всеволожский район, на территорию базы «Спутник», где под открытым небом играют уникальные спектакли — люди и лошади творят невиданной красоты зрелище по мотивам произведения И. Башевиса-Зингера о фокуснике из Люблина. Фантазия художника и конструктора Ника Хамова перешла все мыслимые границы, музыка Ивана Кушнира захватывающе эмоциональна.

  5. 21 сентября — «Шатуны», Театр-фестиваль «Балтийский дом», проект «Экспериментальная сцена. Плюс», режиссер Роман Муромцев.

    Читать или не читать роман Ю. Мамлеева перед походом на спектакль — на вопрос сей ответа однозначного нет, потому что восприятия зрителя, читавшего и не читавшего эту густую, гипнотически воздействующую прозу, будут несколько разниться, но при этом каждый получит мощную, сбивающую с ног дозу театральной энергии. Спектакль, к которому, на самом деле, подготовиться нельзя: он взрывает сознание.


  1. 6 сентября — «Антигона», театр «Мастерская», режиссеры Григорий Козлов, Максим Фомин.

    Древнегреческая трагедия выходит на первый план. Симбиоз драматурга Софокла, переводчика Мережковского, режиссера Козлова и актерской энергии «Мастерской» не может не стать событием.

  2. 9, 10, 11 сентября — «Материнское сердце», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Выдающийся, полный горечи спектакль. Пропустить нельзя.

  3. 9, 10, 11, 13 сентября — «Один восемь восемь один», Александринский театр, режиссер Валерий Фокин.

    Историческая пьеса Бориса Акунина о российских императорах примечательна сама по себе, но обретает дополнительный сюжет в связи с тем, что играть будут Иван Волков, Петр Семак и Иван Трус.

  4. 20, 22 сентября — «Сказка о золотом петушке», Театр Karlsson Haus, режиссер Максим Исаев.

    Недетская, страшная и пророческая сказка.

  5. 30 сентября — «Война и мир», Театр им. Евг. Вахтангова на сцене Александринского театра в рамках XIII Международного театрального фестиваля «Александринский», режиссер Римас Туминас.

    Важнейший спектакль прошлого, этого и будущих сезонов о том, что такое «Война и мир».


  1. 9 сентября — «Тартюф», Театр им. Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский.

    Темный и мрачный спектакль о трудном признании существования в себе внутреннего идиота.

  2. 9, 10, 11 сентября — «Материнское сердце», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Главное событие начала сезона. Трагическое роуд-муви в поисках мелкого беса.

  3. 17, 18 сентября — «Серотонин», театр «Приют комедианта», режиссер Андрей Прикотенко.

    Иллюстрированный путеводитель конца света.

  4. 21 сентября — «Шатуны», Театр-фестиваль «Балтийский дом», проект «Экспериментальная сцена. Плюс», режиссер Роман Муромцев.

    Один из самых страшных спектаклей на петербургской сцене, когда условная веселящаяся нечисть вдруг оборачивается так, что ты отчетливо видишь в ней отражение уродливой действительности.

  5. 30 сентября — «Петруша, сын ли ты мой, или нет?», театр «Мастерская», режиссер Роман Габриа.

    Этот спектакль словно объят тьмой и сыгран при еле дрожащих свечах — на кухнях, в мансардах, подвалах… Но смеющийся шепот его устрашающ.


  1. 13–18 сентября — Фестиваль документального театра «Re: Док» в Санкт-Петербурге, на площадках театра «Особняк» и «Зал #3».

    Вероятно, главное событие театрального сентября — гастроли московского Театра. doc в Санкт-Петербурге. После трагической смерти основателей театра — Елены Греминой и Михаила Угарова — казалось, что их детище обречено на угасание. Но большинство из тех, кто так или иначе был связан с театром, продолжили работать на этой площадке, продолжая развивать направление документального театра в России. На фестиваль привезут 5 спектаклей, из которых особо хочется выделить спектакль «24+» — это режиссерская работа Михаила Угарова, которая создавалась им совместно с молодыми актерами, чьи монологи о сексе, любви, изменах вошли в текст пьесы. Разговор современных молодых людей о самом интимном и больном — о любви без обмана. И, конечно, будет очень интересно увидеть режиссерский дебют драматурга Дмитрия Данилова — спектакль «Что вы делали сегодня вечером» по собственной пьесе. В качестве необходимого бонуса: перформативная читка пьесы Элины Петровой «Запись прерывается» и ряд лекций и встреч, среди которых, безусловно — лекция Марии Сизовой «Социальное в документальном». Сейчас все мы, получающие опыт и травму свидетеля, должны научиться работать с реальностью. Пора…

  2. 17 сентября — «Про — сказки», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Роман Муромцев.

    Роман Муромцев блестяще дебютировал в рамках Экспериментальной сцены под руководством А. Праудина спектаклем «Шатуны» по прозе Мамлеева. Его новый спектакль, жанрово обозначенный как «драматическая комедия» — «Про — сказки», вероятно, продолжает этот безумный и мрачноватый трип по мирам Юрия Мамлеева. Сказки на новый лад для юношества и взрослых, где главная мораль взрослого мира «жизнь — не сказка» пытается стать слаще с помощью сладкой пилюли в финале, обещающей, что даже в таких мирах счастье возможно. Интересно, удастся ли Роману Муромцеву повторить и развить свой успех.

  3. 22 сентября — «Двенадцать», 2-я сцена Мариинского театра, композитор Борис Тищенко, хореограф Александр Сергеев.

    В пространстве, где теперь за строчки Александра Блока
    «Как пошли наши ребята
    В красной гвардии служить —
    В красной гвардии служить —
    Буйну голову сложить!»
    можно и схлопотать, попытка перевести один из самых символических и пророческих стихотворных текстов ХХ века на язык балета выглядит как возможность рассказать о дне сегодняшнем через призму музыки гениального Бориса Тищенко и языка тела.

  4. 23, 24 сентября — «Пиковая дама», театр «Зазеркалье», режиссер Александр Петров, дирижер Павел Бубельников.

    Новый сезон театра «Зазеркалье» откроется премьерой оперы «Пиковая дама». Чего мы ждем от «Пиковой дамы», за что так любим? Конечно, за фантасмагорию и игру судьбы, за сжигаемых страстью очарованных странников, за фатализм и мрачный романтизм, за неповторимый, единственно возможный петербургский абрис. Думается, режиссер Александр Петров, дирижер Павел Бубельников и художник Семен Пастух чувствуют и знают петербургские вековые туманы и тающий в осенней дымке город как мало кто. Одна из самых ожидаемых премьер осени.

  5. 24, 25 сентября — «Крысолов», Театро Ди Капуа в Катакомбах Петрикирхе, режиссер Джулиано Ди Капуа.

    Каждая премьера небольшого Театро Ди Капуа — уникальный сплав актуальных смыслов, поэтического языка и острых театральных форм. Премьера «Крысолов», в основу которой легла пьеса Марины Цветаевой, не столько играет с мрачной германской легендой о Крысолове, сколько поднимает тему одиночества детей в мире взрослых. Невероятным образом соединяя в одном пространстве Цветаеву, интервью малолетних заключенных, отрывки из Бродского и блаженного Августина, театр на этот раз пытается поговорить о том, можно ли выжить детям в мире взрослых, которые если и учат чему-то — то языку насилия, но не любви. Есть ли что-то актуальнее сейчас, чем вопрос — что мы можем предложить нашим детям, кроме урока смерти и ненависти?


  1. 7 сентября — «Итальянка в Алжире», Мариинский театр, режиссер Екатерина Малая.

    За неделю до спектакля в афише нет имени дирижера — а это значит, что за пультом может быть Гергиев (никаких гарантий). Но и без него стоит выбраться на эту дивную комическую оперу Россини, где любимая жена бея ревнует его к внезапно появившейся в гареме итальянке. При этом — никакой резни, а сплошной хеппи-энд. Труппа Мариинского резвится и хохмит. Очень жизнеутверждающее зрелище.

  2. 21 сентября — «Золушка», Ростовский музыкальный театр на сцене Мариинского, хореограф Иван Кузнецов.

    Южане привозят недавнюю премьеру — прокофьевскую «Золушку» выпустили минувшей весной. Иван Кузнецов — хореограф молодой, но присягающий Традиции, так что революций на сцене не будет, будет добротное изложение сюжета, исполненное прилично выученной труппой.

  3. 22 сентября — «Двенадцать», 2-я сцена Мариинского театра, композитор Борис Тищенко, хореограф Александр Сергеев.

    Спектакль состоит из трех частей, что идут без антракта: сначала под музыку песен Бориса Тищенко на стихи Марины Цветаевой на сцене сияет окнами устоявшийся старый мир, затем к этому миру через весь зрительный зал идет неотвратимая судьба (балерина Екатерина Кондаурова или сам Александр Сергеев), читая блоковскую поэму. И, наконец, на сцене происходит яростное крушение любого возможного уюта — это уже музыка собственно балета Тищенко «Двенадцать».

  4. 23, 24 сентября — «Пиковая дама», театр «Зазеркалье», режиссер Александр Петров, дирижер Павел Бубельников.

    «Зазеркалье» открывает сезон премьерой. Театр обещает: «Судьба, фатализм, игра жизни и смерти, дилемма смерти и любви — эти неоспоримые и вместе с тем неисчерпаемые темы по-своему будут интерпретированы на сцене „Зазеркалья“, пространство которой режиссер Александр Петров и сценограф Семен Пастух осмыслили как фантасмагоричный образ Петербурга. Петербург предстанет вне узнаваемых городских реалий — как стихия отражений, как зеркальный омут, как мир зыбких снов странных людей, живущих здесь».