Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«ШУТ С НЕЙ», С «МАСКОЙ»

< … >

Следствие ведет театр

Экспертное жюри не обошло вниманием пионеров петербургской документальной сцены «Балтийский дом» с постановкой «Антитела». Номинация на лучший спектакль малой формы выглядит как комплимент — признание удачного дебюта. К тому же в нынешней «Маске» этот жанр впервые вырвался за рамки конкурса «Эксперимент». Возможно, еще и потому, что питерская премьера художественных открытий не совершает: острая тема, использование видео и простота композиции.

Свет бьет в глаза, по работающим на полную громкость телевизорам идет криминальная хроника, гремит тяжелый рок. Режиссер Михаил Патласов сразу настраивает зрителя на некомфортное зрелище. Темой документального спектакля стало происшествие шестилетней давности — убийство студента Тимура Качаравы на Лиговском проспекте.

После того как нападавшие найдены и преступление раскрыто, актеры пытаются расследовать самое главное — как все случившееся стало возможным. Показания дают девушка Тимура (Елена Карпова), его мать (Алла Еминцева), друг (Владимир Бойков). Монологи основаны на интервью. Оказывается, студент был анархистом и активистом антифа. Мы узнаем о его увлечениях, трогательных привычках. Спектакль рисковал стать панихидой, но документальная точность требует объема. Поэтому со своей правдой на сцену выходит отсидевший за нападение на Тимура нацист (Александр Муравицкий), и рассказывает, почему подростки берут в руки «Майн Кампф». Часто для них не имеет значения, к кому примкнуть — фашистам или антифа. Когда организм болен, в нем вырабатываются антитела, когда нездорово общество — появляются молодежные группировки. В этом уверен следователь по делу Тимура (Александр Передков).

Питерская постановка впечатляет в первую очередь как агитка, спектакль на очень нужную тему, полезный, но не красивый. Перед оглушающими фактами поневоле снимаешь шляпу, но публицистическая фактура рядом с традиционной драматургией очевидно проигрывает, особенно если речь идет о создании объемных характеров. Прошлым летом в Оклахоме.

«Антитела» оказались в одном ряду с пьесой-обладательницей Пулитцеровской премии. «Август: Графство Осейдж» на «Маску» привез уже отмеченный вниманием национальной премии Марат Гацалов. В этом году его спектакль выдвинут сразу по четырем номинациям.

Пьеса американца Трейси Леттса об ужасном климате: в Оклахоме и в семье Уэстонов, живущих в графстве Осейдж. Они не виделись много лет и предпочли бы не встречаться вовсе. Вот только повод слишком серьезный — пропал глава семейства (Александр Кузнецов). Писатель и алкоголик со стажем ушел из дома, оставив после себя груды книг и бумаг, а также прислугу (Ирина Камынина), нанятую, чтобы заботиться о его покинутой жене Вайолет (Людмила Трошина). И если в начале спектакля эксцентричный поступок вызывает удивление, по мере развития событий кажется все более логичным. Оставаться в доме с такой атмосферой невозможно. Под южным солнцем разогрелась крыша злополучного особняка и накалились отношения. Родню тиранит умирающая от рака наркоманка-мать. У каждой из трех дочерей — скелет в шкафу, свои грешки и у властной тетки. Вместе они лицемерны, а поодиночке несчастливы. И у каждого в густо населенной пьесе — своя тоска.

Этот чернушный, к тому же достаточно скучный спектакль делают именно актерские работы, самая заметная из которых — мать. Вайолет балансирует на грани раскаяния, нежности к дочерям и всепроклинающей злобы. От властного жеста до умоляющего взгляда — одно мгновение.

Дом Уэстонов художник Алексей Лобанов наполняет бесчисленной рухлядью. Из этого хлама домработница индианка Джоанна, как хлопотливая сорока, вьет гнездо. Но на семейное оно совсем не похоже. В темном, пыльном логове больше не родится жизнь. Слава Богу, Оклахома далеко!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.