Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

БЕГИ, БУЗЫКИН, БЕГИ, ИЛИ ЗАГНАННЫХ ЛОШАДЕЙ ПРИСТРЕЛИВАЮТ

История переводчика Андрея Бузыкина, героя Олега Басилашвили из фильма Георгия Данелии 1979 года выглядела предельно безысходной. Невыносимее, казалось, некуда. Оказалось — есть, куда. Режиссер Анатолий Праудин поставил в «Балтийском доме» спектакль на тот же сюжет, но с пометкой P.S. И вышел у него психологический триллер про мужчину на грани безумия. Довели не только женщины — особенности национального бытия в целом.

Начать с того, что бегает Бузыкин (Константин Анисимов) с английским профессором-переводчиком Биллом (Юрий Елагин) не в спальном районе, как герой Басилашвили, а мимо стройки в самом центре Ленинграда: на месте разрушенной Греческой церкви возводят концертный зал на тысячу мест. На сцене нет знакомых очертаний, но есть холсты с нарисованными облаками, в которых, конечно, витает герой, и есть горки кирпичей, о которые он спотыкается (художник Алексей Порай-Кошиц) — и звучит соответствующее стихотворение Бродского. Ясно, что звучит оно в голове у Бузыкина (ну не у Билла же) — видимо, вовсю ходит в городе в самиздатовских списках. Мимо кирпичей герой бегает от жены Нины — Аллы Еминцевой (их квартира находится в правом углу на авансцене) к любовнице Алле — Ольге Белинской (ее стол с печатной машинкой расположен точно напротив, слева), то и дело сворачивая вглубь сцены — к бездарной однокурснице Варе (Маргарита Лоскутникова), чтобы, бросив двух претендующих на него женщин, зачем-то заняться ее переводами. Впрочем, вопрос, зачем, в данном случае, не возникает, потому что Константин Анисимов играет этакого рыцаря мировой литературы, для которого переводы — не работы, а миссия. У него начисто отсутствуют личные амбиции — в том числе и амбиции переводчика. Ему вполне достаточно, чтобы фраза «коза кричала нечеловеческим голосом» в принципе не появилась в журнале. И вот он в трико с висящими коленками и майке сидит у Вари и правит ее ляпы, забыв о времени. Получается почти что сюжет известного анекдота: «Жене сказал, что пошел к любовнице, любовнице — что пошел к жене, а сам — на чердак, и работать, работать и работать».

История Праудина по сценарию Володина, вышедшая совсем не задолго до нелепейших атак на ряд российских режиссеров с экранов телевидения, — получилась вовсе не о мужском безволии, не о невозможном поведении бесконечно симпатичного, почти сказочно-простодушного представителя отечественной интеллигенции, а о том, как общество непостижимым образом сплачивается против талантливого, то есть, внутренне свободного человека. «Выкручивать руки» таким, как этот Бузыкин, давить на психику — все равно, что пытать. И герои спектакля «Осенний марафон. P.S.» именно что пытают его не слишком изощренными, но беспроигрышными способами.

Собственно, после первого же свидания с Аллой Бузыкин приходит домой, и вырубается сразу, как опускается на стул, при этом левая рука его вдруг резко падает, как у мертвого. И дело вовсе не в интенсивной физиологии — ничего такого у них с Аллой не было. Зато Алла, когда красная юбка, красная печатная машинка, красный подстаканник, красные очки и красная шаль не сработали, включила самую надежную женскую кнопку под названием «истерика» и монолог о ребеночке произносила, упав на пол и обвив ноги Бузыкина тугим кольцом объятий. Пробуждение Бузыкина после этой «маленькой смерти» выглядит продолжением кошмара. Жена использует другие, не менее садистские методы: отодвигает тарелку с завтраком и ставит на ее место трезвонящий телефонный аппарат, так что трубку придется снимать. С Биллом (Юрий Елагин) тоже не поговоришь по-человечески: на его детском лице отпечаталось скаутская невозмутимость. А подлец Шершавников — тот, от которого Бузыкин, если помните, прячется в библиотеке, чтобы не подавать руки, — устраивает целый ритуал челомканья с подчиненными, причем, двойной: сначала приветственный и тут же прощальный. А в итоге еще и разражается демоническим смехом.

Понятно, что все эти доморощенные «демоны» вполне комичны. Ну кого еще, кроме поэта, могут довести до нервного срыва красные, точно у насекомых в брачный период, одежды Аллы, и комфортное лицо редактора Веригина, отлично рифмующееся с немудреными песнями Визбора. Но Бузыкина тут же настигает нервный тик. Не хочется обижать вполне достойного барда, но «Мама, я хочу домой!» — это вовсе не то, что:

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.

Только в уборную — и сразу же возвращайся».

Разумеется, такому Бузыкину достаточно известия о сердечном приступе Аллы, чтобы в невротическом припадке колотить в дверь телефонной будки, которую никто и не думал запирать. А дальше уже можно гадать: нарядившийся Пушкиным двоечник, требующий нарисовать ему удовлетворительную оценку, — это обычный хулиган из плоти и крови или уже галлюцинация истерзанного вконец поэта-современника. Судя потому, что всех персонажей, кроме главных, играют одни и те же три актера (те, что впервые появляются на кафедре университета), — не только Пушкин, но и милиционер с лицом Евдокимова — болезненные видения. Но как бы там ни было, Алла, надевающая на Бузыкина плащ задом наперед на манер смирительной рубашки, прежде чем отправиться с ним в кино, доктором никак не выглядит, разве что представителем «карательной психиатрии».

Остроумию режиссера Праудина надо отдать должное. Когда Веригин, назначая очередной совершенно кабальный для Бузыкина срок сдачи перевода, затягивает «Я гоняюсь, я гоняюсь за туманом…» — все остальные герои сидят на диванчике, точно на вечере авторской песни. Получается эксклюзивный ад для поэта — пытка масскультом — повсеместный «клуб «Восток». И Бузыкин, вернувшись домой после ночи, проведенной у Аллы, наигрывает одним пальцем на пианино спасительное «Ты у меня одна…» — и истерика Нины словно бы захлебывается, так и не вылившись наружу. Сентиментальная механика работает безотказно. Только после нее до бунта уже рукой подать: самоуважение, как ни крути, а возвращать надо.

На Шершавникова Бузыкин, как и положено, наорет, да еще и бакенбарды с «Пушкина» сорвет в ярости, но в эти минуты несуразный, угловатый герой Константина Анисимова (кстати, в жизни, как все, конечно, помнят, этот артист комментирует матчи «Зенита» и фирменная спортивная форма клуба сидит на нем как влитая) будет похож на мультяшного добряка кота Леопольда, проглотившего тройную порцию «Озверина». И ни на секунду не утратит своего обаяния. В то время как женщинам — всем троим — не только в обаянии, но и в элементарной порядочности будет отказано режиссером категорически. «Женяяя!» — будет стонать Алла в телефонной будке, призывая Пташука. И ровно в это же время жена будет ей вторить: «Евдокии-ииии-мов». Ну а Варя (Маргарита Лоскутникова), и вовсе отправится на колени к Веригину и выпросит у него любимого бузыкинского Скофилда. И прямо оттуда же, с колен Веригина, позвонит и сообщит об этом Бузыкину, цинично уточнив, как он к этому относится.

После всех этих испытаний поэт испробует последнее средство — рванется к народу. Прямо публике в огромном зале «Балтдома» будет объяснять Бузыкин, что ему надо в аэропорт провожать дочь. Народ, как и положено, будет безмолвствовать.

Тогда-то герой Анисимова и выберет ремонт. То есть, «не выходить из дома, не совершать ошибки». И вся сцена покроется газетами. Но «запереться и забаррикадироваться шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса», как все мы помним, не выйдет. Живую жертву в покое обыкновенно не оставляют. Придется снова бежать, уже не в трико с вытянутыми коленками, а в одних черных трусах и, как это ни смешно, носках. Бежать, сколько хватит сил, как Форест Гамп или как Иосиф Бродский, презрев собственный вопрос: «Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером// Таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?» Собственно, именно этот вопрос снова стоит нынче перед многими отечественными художниками практически ребром. И, кажется, на него есть единственный ответ: «Затем, чтобы не возвращаться».

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.