Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОЙДЕНА

    «Пятилетка» — петербургский фестиваль современного танца, который проводится раз в пять лет, в 2021 году — в третий раз. Его очередная программа выглядит как диагностика «сети» современного танца. Материал Таты Боевой исследует избранные работы фестиваля на предмет их подхода к отражению внешнего мира, возникшего в танцевальном сообществе за последние годы — или даже за время пандемийной паузы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К 100-ЛЕТИЮ ДИНЫ МОРИСОВНЫ ШВАРЦ

    Сегодня 100 лет одному из самых легендарных завлитов СССР — Дине Морисовне Шварц. В легендах нам досталось несколько (Ляля Котова, Галина Боголюбова, были и у нас свои, например Галина Абрамовна Горохова в Ленсовете). Но, несомненно, Дина Морисовна — она была такая одна, она была, что называется, классика жанра, того жанра, который почти исчез...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ФИДЕЛИО» НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ

    «Фиделио». Л. Бетховен.
    Эрмитажный театр.
    Режиссер Ирина Фокина, художник-постановщик Алексей Левданский.

    Нынешний спектакль посвящен 250-летию композитора и начинается с кино. Задник сцены — это огромный экран, на котором возникают видения серого петербургского неба, узнаваемые панорамы и картины, изображающие декабрьский мятеж. Потом экран, словно воспоминание, рисует переживания Леоноры (в трогательном исполнении Екатерины Шиманович), здесь, видимо, жены русского бунтовщика: вот она в волнении мечется по дворцу, вот она читает письмо, извещающее об аресте супруга, вот бежит по лестнице — спасать, разделить судьбу своего ненаглядного... На финальных тактах увертюры на сцену выходят солдаты, совершающие ритуал смены караула. Потом движение света — и на экране возникают стены тюремного двора. Впечатляющий пролог плавно переходит в первую сцену...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • К ЮБИЛЕЮ АННЫ АЛЕКСАХИНОЙ

    Юбилейный день рожденья празднует Анна Алексахина. В этой актрисе, можно сказать, воплотился особенный петербургский стиль — изящество и интеллигентность, ум и чувство собственного достоинства, природная красота и высокая культура. Графичность, четкость линий тщательно созданного сценического рисунка сочетаются с нервностью, внутренней вибрацией, придающей голосу ломкость и тревожную ноту дисгармонии, хотя внешне героини выглядят шикарно и порой излучают властность (как загадочная и харизматичная Елена Валерьяновна из «Тела Гектора»).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АНАТОЛИЮ ПРАУДИНУ 60. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Репетиция окончена. В воздухе повисает пауза, он прокручивает в голове случившееся, на челе вырисовывается морщина, и, прищурившись и потирая лоб рукой, он произносит, как бы сам себе, вполголоса: «Бедный, бедный композитор...» Цельность и единство, равновесие, соподчинение... Он творит композицию. Из спонтанных актерских этюдов, из вариативных предложений художника, из своих вольных фантазий о материале нужно сложить замысловатую мозаику. Отобрать наиболее точное, говорящее, сопоставить, скроить все так, чтобы зазвучала нужная тема, чтобы все подчинялось единой мысли.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ

    15 и 16 апреля прошли два эксклюзивных показа документального спектакля «Мой „Красный факел“», посвященного столетию «сибирского МХАТа».

    Как и положено, юбилейный спектакль ставил главный режиссер — Тимофей Кулябин, за сценографию традиционно отвечал Олег Головко, а за работу над текстом — Ольга Федянина. Интересно, что в этом году «Красному факелу» исполняется не 100 лет, а 101. Пандемия скорректировала дату премьеры, и столетний юбилей отмечали с опозданием на год.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НИЧЕГО (БОЛЕЕ) РАДИКАЛЬНОГО

    С 8 по 11 апреля в Перми проходил фест-проект коммуникаций в искусстве «Р_езиденция» — фестиваль, созданный силами куратора театральной компании «немхат» Саши Шумилина и команды молодых жителей Перми.

    Этот текст должен был рассказать об эстетических впечатлениях по поводу четырехдневного, вполне камерного пермского фестиваля. Три спектакля, восемь лекций, две лаборатории — плотная, почти немыслимо ускоренная программа. Но этот стремительный темп — с постоянными перемещениями от аэропорта Большое Савино к частной филармонии «Триумф» в центре города и бассейну «Олимпия» в Индустриальном районе — по окончании фестиваля символически наложился на темп развития уголовного преследования редакторов студенческого журнала DOXA. Быть молодым, заметным, быстрым в контексте современной России становится все опаснее и тревожнее: твоя работа, твой досуг и ты сам уже давно принадлежат не только пространству индивидуальности, но становятся политическим перформансом, приобретают форму высказывания, с которой зачастую входят в коммуникацию не конкретные люди, а репрессивные механизмы.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВОКЗАЛ ДЛЯ ШЕСТЕРЫХ

    «Двое на качелях». У. Гибсон.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Евгения Богинская, художник Ильшат Вильданов.

    В лодке могут быть трое, не считая собаки. Если в лодку погрузятся девять человек и три собаки — она утонет.

    Когда в пьесе двое, когда это бесконечный диалог, изменения которого зависят от открытой форточки и телефонного звонка, — вряд ли умножение героев на два/на четыре/на шесть/на восемь и деление действия на мелкие кусочки в такой же пропорции прирастят что-то к смыслам. Вряд ли «Варшавская мелодия» нуждается в восьми исполнителях, а «Старомодная комедия», «Игра в джин» или «Лето одного года» — в участии ватаги возрастных актеров (в БДТ вполне хватает Фрейндлих и Басилашвили).

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • НЕСЧАСТЛИВАЯ СЧАСТЛИВАЯ МОСКВА

    «В кольцах». По книге Е. Некрасовой «Несчастливая Москва».
    Театр «Практика».
    Режиссер Марина Брусникина, художник Полина Бахтина.

    Москву нынче принято ругать, а москвичей проклинать. Причем чаще всего ругательства и проклятия можно услышать как раз от тех, кто живет в столице и даже вполне в ней преуспел. Это забавно и нелепо, хотя, наверное, вполне объяснимо с психологической, экономической и прочих точек зрения. Но куда интереснее разобраться в том, как живут и выживают в Москве конкретные люди и социальные группы, например, успешные девушки ±30. Собственно, это и становится лейтмотивом спектакля «В кольцах», поставленного Мариной Брусникиной в театре «Практика».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ХОРОШЕЕ ВОСПИТАНИЕ

    Вечер одноактных балетов:
    «Concerto barocco», хореограф Джордж Баланчин;
    «Autodance», хореограф Шарон Эяль, соавтор Гай Бехар;
    «Kaash», хореограф Акрам Хан.
    Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

    Этот вечер ждали без малого год. Российская премьера балета Акрама Хана должна была состояться летом 2020-го. Хан — фестивальный любимец, на гастроли которого в 2019-м сметали билеты, ждали новых спектаклей и печалились от необходимости прощаться с ним как с танцовщиком. Перспектива получить доступный в регулярной афише спектакль выглядела как логичное «развитие отношений». Однако вмешалась пандемия. За время закрытий у «Kaash» появилась новая (и гораздо более удачная) компания. Планы на сезон 2019/2020 обещали собрать спектакль Хана и постромантические «Вариации» Владимира Бурмейстера. «Вариации» в итоге вышли раньше, осенью 2020-го, дополнив другой вечер одноактовок.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕВРОЗ ДЕМИУРГОВ

    «Урок». Э. Ионеско.
    Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Борис Бирман, художник Василий Семенов.

    На сцене — обломки гипсовых реплик античного наследия. Огромный глаз подвешен под потолком, напряженным хмурым взглядом Давида он словно следит за происходящим на сцене действием. Или смотрит на гигантский гипсовый нос, трагикомично играющий роль деревенского буфета (забегая вперед — и наполеоновского жеребца). Где-то позади, в фигуре манекена угадываются очертания Венеры. Капитель колонны ионического ордера с перекошенными волютами и никому не нужным изяществом формы, с обрубленной по самое горло архитектоникой первоисточника — используется как учительский пуф. Винтовая лестница закручивается полинуклеотидной спиралью и упирается в потолок: налицо генетическое вырождение, этот путь никуда не ведет, а ступени используются как полки для книг, которые никто не читает. Культурно-историческая свалка изживших себя артефактов дополняется хаосом бытового плана: разбросанными стульями, счетами, туфлями. Венчается эта картина необъятным круглым циферблатом часов на заднем плане.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «А В НЕНАСТНЫЕ ДНИ СОБИРАЛИСЬ ОНИ ЧАСТО...»

    В третий раз за сезон в Нижегородском ТЮЗе под руководством Олега Лоевского прошла лаборатория «Кулибинка» — мероприятие по изобретению новых механизмов спектаклей. О результатах «актуализации классики» рассказывают Татьяна Тихоновец и Ольга Наумова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖИВЕНЬКИЙ Т

    «Живой Т.». По мотивам пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп».
    Театр Наций.
    Режиссер Данил Чащин, художник Николай Симонов.

    «На словах я Лев Толстой, а на деле — простой»

    (из монолога Протасова в спектакле)

    И это совершенно точно: на словах — Толстой, а на деле — простой, живенький, понятный по смыслам. В спектаклях Данила Чащина вообще не стоит искать глубин, тонкостей и сложностей. Они не про это. Спектакли Чащина, который стал одним из самых востребованных режиссеров и, того гляди, перегонит Максима Диденко в номинации «модный», визуально броски, лапидарны, прямы и не рождают разнообразия мыслей и чувств. Такой театр. Театр некого броского сообщения.

    Позволю и я себе сообщить... Не броско, но вполне лапидарно.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • КАК В 90-Е ЗАХОТЕЛИ

    «Сталлоне любовь корова». По пьесам А. Шумиловой и Л. Петуховой.
    Театр «Суббота».
    Режиссер Кирилл Люкевич.

    Назвать первое ощущение, захватывающее уже на входе в новое пространство «Флигель», трудно. Оно как-то уже весело бежит по венам, но не сразу формулируется в слова. Как-то все немного не так. Как-то слишком. Не торжественно и строго, как в государственных театрах. Не сумрачно, как в независимых. Как-то слишком демократично, что ли. Просто. Свободно.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СУРОВЫЕ БОГИ

    «Тайм-аут». М. Крапивина.
    Новосибирский театр «Красный факел».
    Режиссер Петр Шерешевский, художники Александр Мохов и Мария Лукка.

    Пьесу Марины Крапивиной про жизнь социального работника Петр Шерешевский вывел из бытового плана и представил как историю о законах мироустройства: о том, как срабатывает механизм, запускающий цепочку событий, кто или что влияет на то, как события будут развиваться, может ли человек справиться с тем, что предопределено, и выбраться из проторенной колеи. Действие спектакля режиссер перенес в пространство супермаркета, заставленного стеллажами с пустыми полками (художники Александр Мохов и Мария Лукка). Здесь между ними ютится главная героиня, Люда (Ирина Кривонос), которая пытается убедить себя в том, что ее жизнь прекрасна, отказываясь принять, что на самом деле она пуста и ее нечем заполнить. Все, что происходит с Людой дома и на работе, актеры, занятые в спектакле, снимают с нескольких камер, и эти кадры транслируются на экран, растянутый сверху во всю ширину сцены. Люда, сама того не замечая, становится героиней фильма (или реалити-шоу), а ее жизнь превращается в чей-то эксперимент.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕПРОСТАЯ ЖИЗНЬ ОПРИЧНИКА

    «Царская невеста». Н. А. Римский-Корсаков.
    Музыкальный театр Республики Карелия.
    Режиссер Георгий Исаакян, художник Эрнст Гейдебрехт, дирижер-постановщик Михаил Синькевич, художник по костюмам Татьяна Ногинова.

    Слева — небоскребы Москва-Сити, справа — древняя церквушка. Над сценой — бегущая строка «Москва, 2125 год». В центре сцены художник Эрнст Гейдебрехт поставил большую кровать, где спит герой с двумя девицами. Проснувшись во время увертюры, он прогоняет случайных гостий из постели и начинает петь. Вот этот молодец в самом расцвете сил, ночевавший в джинсах (на самом первом спектакле, говорят, были естественные трусы, но они, вероятно, шокировали местное городское начальство), — опричник Грязной (Вадим Мокин). И печалится он, как и положено в «Царской невесте», о том, что новгородский купец Василий Собакин не согласился выдать за него свою дочь Марфу, поскольку она уже обещана другому.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШТИЛЬ, ИЛИ О ЧЕМ ПОВЕДАЛ НАМ ЕВГЕНИЙ?

    «Между делом».
    Театр имени Пушкина.
    Автор и режиссер Евгений Гришковец, сценограф Николай Симонов.

    Зал Театра музыкальной комедии полон. Охватывает лирическое чувство. То ли от встречи с театром после годовой паузы, то ли думаю про самого Евгения Гришковца, про острую, короткую любовь двадцатилетней давности, ничем не омрачившую последующую жизнь. Тогда некрасивый, вполне нелепый парень, в одиночестве стоящий на сцене, влюбил в себя. На раз. С первой произнесенной фразы монолога, с первого жеста. Каждый из нас или почти каждый волшебно превращался в этого неизвестного молодого мужчину, мы сливались с ним в единой эмоции. Вне зависимости от пола, возраста, места рождения. Он как бы сканировал нас, забирался в сердечные закоулки, озвучивал нами прожитое, но никогда не произнесенное вслух. Тихая и одновременно оглушающая интонация правды, любви, печали — как ее забыть? Да никак...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЛАГОПОЛУЧНЫЙ АБЬЮЗ

    «Семью восемь». Д. Слюсаренко.
    Театр на Васильевском.
    Режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина.

    Спектакль родился из полуторагодовой давности лабораторных показов и оказался пока единственным спектаклем, введенным в репертуар Театра на Васильевском из доброго десятка других претендентов, в ноябре 2019 года представленных усилиями молодых режиссеров на лаборатории «Новая режиссура и современная драматургия для молодежи #ПРОТЕкСТ» под руководством Виктора Рыжакова.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • Я, ОН, НЕ Я И Я. ГОВОРИТ ЮДИФЬ

    «Юдифь». Клим.
    Фонд «Альма Матер» совместно с Домом радио.
    Режиссер Борис Павлович, художник Ольга Павлович.

    Режиссер Борис Павлович, несомненно, принадлежит к истончающемуся слою «русских умников». И в плане интеллектуально-просветительском, и в приверженности к демократическому «горизонтальному» театру союзников-соавторов, и по осознанному хождению в народ, причем в народ «особый» (имею в виду не только особых людей, аутистов его «Квартиры», но и, скажем, проект Михаила Патласова про бомжей «Неприкасаемые», в котором участвовал Павлович). Он несомненный «русский умник» и по начитанности, знаниям, образованности в истории и теории театра, приверженец лабораторности, но уже давно и «режиссер большой формы». Каждый его спектакль — акт аналитической осознанности, и напрасно Геннадий Тростянецкий, на курсе которого учился Павлович, кричал ему: «Павлович, не думай!» Думать надо, встреча с умной режиссурой становится все более редким деликатесом нашего театрального меню, и каждый спектакль Павловича (он думает) — это встреча с умным театром. В том числе до мелочей продумана «Юдифь» по пьесе Клима, выпущенная недавно в Доме радио. Спектакль сложного соединения разных типов театра, на территории которого трагическое, классицистское, драматическое и постдраматическое образуют сложносочиненную общую партитуру.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 100

    В архиве появился № 100. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии