Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • РАМКА ДЛЯ ТУРБИНЫХ

    «„Театральный роман“. История одного спектакля». По мотивам произведений М. А. Булгакова «Театральный роман», «Белая гвардия» и «Дни Турбиных».
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер и автор инсценировки Роман Габриа, художник Анвар Гумаров.

    Как известно, не законченный Булгаковым «Театральный роман» посвящен созданию писателем романа «Белая гвардия», пересочинению его в пьесу по заказу МХАТа и постановке «Дней Турбиных» на сцене театра. Задавшись целью продолжить и завершить замысел Булгакова, режиссер решил объединить эти три источника, превратив их в три составные части своего сценического опуса и сопроводив его подзаголовком «История одного спектакля». Сценическая история самого Габриа, как и история этой истории, получилась пестрой и непростой.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ГОРЬКА ВОДА В КОЛОДЦАХ ЕЕ

    «Сестра печали». В. Шефнер.
    Театр-фестиваль «Балтийский дом».
    Режиссер Анатолий Праудин, художник Вера Курицина.

    Изречение о войне — сестре печали в повести ленинградского писателя Вадима Шефнера записано на дверце шкафа в комнате, где живут четверо хороших друзей, бывших детдомовцев, студентов техникума. Шкаф огромен, и хотя хранятся в нем вещи самые разные — одежда, посуда, учебники и тетради, хлеб, — заполнить его всем небогатым скарбом невозможно. Зато на створках удобно писать умные мысли, вычитанные в книгах или услышанные от людей. «Говорю вам: война — сестра печали, и многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту...» Эта печаль и эта неизбежность, определенность выбора судьбы воина-защитника пропитывают строгий и скорбный спектакль Анатолия Праудина. Спектакль неслыханной простоты, которая, я уверена, далась сложным, кропотливым процессом работы над материалом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КТО ПОД НАМИ ВВЕРХ НОГАМИ

    «Под землей».
    Дом культуры «ГЭС-2» (Москва).
    Хореограф Ольга Цветкова, музыкальный драматург Владимир Горлинский, художник по костюмам Руслан Рычагов.

    Ольга Цветкова давно и последовательно изучает возможности заглянуть за черту, выйти за пределы и оказаться по ту сторону того, что другие называют «конец». В работе «Реквием. Соло», где ее партнером выступал перкуссионист Петр Главатских, героиня Цветковой спускалась в темное царство теней, получала тамошнее обмундирование в виде тяжелого крыла, забывала на время о человеческих привычках, но не отчаивалась навсегда, а продолжала вслепую идти на свет и в итоге выходила, воссоздав заново себя и мир.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОБУДЬ В ЕГО В ШКУРЕ

    «Сердце человека». По мотивам повести К. Сергиенко «До свидания, овраг».
    Учебный театр «На Моховой», Мастерская Я. М. Туминой.
    Руководители проекта Яна Тумина, Наталья Никуленко, Дарья Кожевникова.

    На круглой сцене ворох тряпья. Свалка? Развал на барахолке? Медленно скользят поверх два луча. Их рваное, зигзагообразное движение напоминает то ли взволнованные огни поисковых отрядов, то ли выслеживающие фонари охранников. А может, это все же просто проба театральных софитов? Как бы то ни было, под этими лучами тряпичный «культурный слой» начинает оживать: слегка шевелиться, медленно приподниматься. В движении этих землисто-зеленых, торфяно-коричневых складок проступает образ самой матери-земли: уставшей, как прелые листья. И вдруг лоскутный покров вытягивается вверх, в вертикаль, отчетливо напоминая обо — украшенную лентами гору камней. Подобные культовые сооружения в Бурятии отмечают места поклонения духам.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЧТО ОСТАЕТСЯ ОТ СКАЗКИ ПОТОМ, ПОСЛЕ ТОГО КАК ЕЕ РАССКАЗАЛИ?»

    «Алиса в стране чудес». Е. Сальников. Мультимедийный спектакль.
    Театр-Тятрик (Пермь).
    Режиссер Антон Калипанов, художник Анна Горбас, композитор Ольга Шайдуллина.

    Мы — антиподы, мы здесь живем...

    Бургер — антипод спектакля, театр — антипод бургерной.

    — Мне в театр, — сказала я пермскому таксисту и назвала адрес.
    — По этому адресу бургерная, — ответил всезнающий пермский таксист. — Много лет там отличные бургеры, вы что-то перепутали.
    — Нет, это вы застряли во времени, — ответила я неуверенно. — С вашей бургерной.

    И мы поехали.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ

    «Гамлет». У. Шекспир.
    Королевская Шекспировская компания (Стратфорд-на-Эйвоне).
    Режиссер Руперт Гулд, сценограф Эс Девлин.

    Верхняя палуба королевской военной яхты. На наклоненных в сторону зала досках лежит накрытое флагом тело умершего короля. Одетые в траур Гертруда (Нэнси Кэролл), Клавдий (Джаред Харрис) и другие собравшиеся похоронят его по морскому обычаю — сбросив под барабанную дробь с борта в море, — и поспешно спустятся вниз, оставив на ветру только ночную стражу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И ЖИЛИ ОНИ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО

    «Долгая счастливая жизнь». По мотивам текста Г. Шпаликова.
    Театр «Старый Дом» (Новосибирск).
    Режиссер Елена Павлова, художник Светлана Тужикова, композитор Екатерина Куличева.

    Геннадий Шпаликов нередко привлекает театр своим внутренним трагизмом. Таких людей-персонажей на поле русской культуры конца XX века навскидку всего парочку: Борис Рыжий, Александр Башлачев, Александр Галич, Владимир Высоцкий — и Шпаликов. Театр привлекает их особый авторский мир, даже не столько произведения, сколько в целом их персоналии.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ГОЛУБЬ

    «Обломов». По мотивам романа И. А. Гончарова.
    Новая сцена Александринского театра.
    Режиссер и автор инсценировки Андрей Прикотенко, сценограф Ольга Шаишмелашвили.

    Глаза Ивана Труса, играющего Обломова, наполненные слезами, преследуют меня уже несколько дней. Слезы эти возникают по разным поводам, имеют различное значение: радости, восторга, горя, отчаяния. Но неизменно до слез. И вовсе не от чрезмерной плаксивости актера или его персонажа, а от чрезвычайного внутреннего напряжения. Даже ничего не говоря и не делая, не двигаясь, Трус-Обломов приковывает к себе и не отпускает зрительское внимание.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • РАЗБИТЬ ЛЕД ИЛИ РАЗБИТЬСЯ САМОМУ?

    «Пингвин, поморник и полярник».
    ЦЕХЪ театр.
    Драматург и режиссер Ксения Никитина, художник Ольга Горячева.

    Привычный кирпичный лофт ЦЕХЪ театра предстает неестественно белым, а сценография чем-то напоминает детскую игровую комнату: квадратный половик с разбросанными на нем мягкими кубиками и подушками причудливых форм, музыкальные инструменты, радиоуправляемая машинка, пушистые фигурки птиц — пингвина и поморника. Тем не менее, такая монохромность палитры создает довольно жуткую атмосферу, а ощущение пустоты и бесприютности усиливает повторяющийся тревожный звук струны, висящий в воздухе. Актеры, все в белом, ходят вокруг квадрата на планшете: каждый на свой манер, присматриваются-примеряются и, наконец, решаются войти (а кто-то буквально впрыгнуть) в пространство спектакля, будто бы принимая правила игры.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОГДА НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО

    «Екатерина Великая». С. Дрезнин.
    Омский государственный музыкальный театр.
    Дирижер Александра Чопик, режиссер Сусанна Цирюк, художник Алексей Тарасов.

    Мюзикл Сергея Дрезнина «Екатерина Великая» спустя семнадцать лет после премьеры в Свердловской музкомедии продолжил свою сценическую жизнь в Омске. Впрочем, и спектакль в Екатеринбурге 2008 года рождения до сих пор в репертуаре, идет с неослабевающим успехом и являет собой пример завидного долгожительства, редкого для современного мюзикла. Омский вариант — новое осмысление произведения на тему, зрительский интерес к которой постоянно умножается. Выходят бесконечные теле- и киноверсии о перипетиях царствования прославленной императрицы. Перечень Великих Екатерин, представленных самыми что ни на есть знаменитыми, разными по возрастам и фактурам актрисами, занял бы не одну страницу текста (особенно если включить регалии исполнительниц).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ

    «Продаются детские ботиночки, неношеные». По мотивам романа Ч. Буковски «‎Хлеб с ветчиной».
    Независимое творческое объединение «Прекрасные дилетанты» на Камерной сцене Городского театра.
    Режиссер Максим Сапранов.

    Максим Сапранов берется за самый проникновенный роман Чарльза Буковски «‎Хлеб с ветчиной» и впервые переносит его на сцену. Выбирая ключевые моменты автобиографического произведения, исключая второстепенные ветви повествования и натуралистические подробности вроде блюющих подростков, разбитых носов и обсуждения первичных половых признаков, режиссер с помощью последовательного монтажа сцен рассказывает о романном герое не как об обычном мальчике, а как о писателе, творце, создателе своей реальности. «‎Хлеб с ветчиной» написан от первого лица. Сапранов сохраняет призму писательского видения, и все происходящее на сцене есть не что иное, как попытка отразить ту субъективную действительность, которую зафиксировал Чарльз Буковски в романе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЛУЧАЙ НА СТРОЙКЕ

    «Мой строитель». Л. Райцек.
    Wyndham’s Theatre (Лондон).
    Режиссер Майкл Грэндадж.

    Семнадцать лет Юэн Макгрегор не играл в театре. Но роль строителя Сольнеса показалась ему такой интересной, что он, суперзвезда кино, решил вернуться на сцену. К сожалению, спектакль это не спасло.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЭК НЕ ТО, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

    «Сон в летнюю ночь». По мотивам пьесы У. Шекспир.
    Новый Театр Сочи.
    Режиссер Надя Кубайлат, художник Василина Харламова.

    Пьесы Шекспира — и комедии, и трагедии — собраны из одних и тех же кубиков, только в несколько разном порядке. В его трагедиях, как подметил еще Сигизмунд Кржижановский, герои торопятся: спешит Ромео, скор на расправу Отелло, внезапно вонзает кинжал в занавеску Гамлет. А в комедиях герои приостанавливаются, и те же самые сюжеты могут обернуться радостным финалом: так, например, происходит в «Много шума из ничего», где мотивы шекспировских трагедий (ревность, ложная смерть любимой, завистливый брат) ведут ко всеобъемлющему хеппи-энду.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ БУДЬТЕ ОЛЕНЯМИ

    «Снежная королева». Л. Киселев.
    Рэп-театр (Москва).
    Режиссер Давид Каас, автор рэп-треков Лев Киселев, сценограф Валерия Иволгина.

    Единственный и неповторимый Рэп-театр — независимый московский коллектив, создающий спектакли с музыкой соответствующего жанра, — стабильно выпускает по премьере в сезон, и только что состоялся первый показ их новой работы: рэп-сказки «Снежная королева».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГОД ДЕРЗОСТИ

    «Гриша не свидетель». Н. Рябцева.
    РАМТ (Москва).
    Режиссер Александр Чеботарев, художник Алиса Школьникова.

    Спектакль «Гриша не свидетель», поставленный по одноименной рифмованной книге Насти Рябцевой, выпущенной издательством «Самокат» в 2023 году, вырос из эскиза лаборатории РАМТа «Универсальное детство». В центре сюжета — мальчик Гриша, которому только что исполнилось 14 лет. В его жизни никакого треша: любящая семья, школа, хорошие оценки и друг Мирон из элитного лицея. Вполне себе среднестатистический мальчик. Просто вдруг как-то навалилось разное: умерла бабушка, уехала мама, а в школе одноклассники травят девочку. И травят-то по-обыденному: обзывают, рюкзак отбирают — никаких кошмаров с избиениями, выложенными в интернет, и прочими ужасами, которые мы частенько читаем в новостях. Гриша — обычный мальчик с самой обычной жизнью. Таким героем может похвастаться редкая подростковая книга, но усредненность делает его ближе к читателям, а зло, с которым он сталкивается, сильно ударяет именно из-за своей повседневности. Оно просто есть, разлито в воздухе и часто оказывается незамеченным, но дает плоды в виде насилия еще большего — того, которое невозможно уже проигнорировать.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ФИЛОСОФИЯ ПЕЙЗАЖИКА МОСКОВСКОГО

    «Философия другого переулка». Панк-кабаре на основе романа А. Пятигорского.
    Камерный театр «Среда 21» (Москва).
    Авторы проекта Андрей Родионов и Екатерина Троепольская, художник Ирина Корина.

    Анонс нового проекта Екатерины Троепольской и Андрея Родионова сразу вызвал недоумение. Роман философа Александра Пятигорского, да еще и в форме стендапа? Речи Пятигорского в каком-то смысле и есть стендап, полный хлестких фразочек, шуток «на грани» и нецензурной лексики. Но главное искусство «ненастоящего философа» Пятигорского (его определение себя) — это искусство ускользания.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЛЕТ, КОТОРЫЙ В КАЖДОМ

    «Чайка по имени...». Б. Константинов (по мотивам повести Р. Баха).
    Театр кукол им. С. В. Образцова.
    Режиссер Борис Константинов, художник Александра Громова.

    Философскую повесть-притчу Ричарда Баха часто ставят в любительских театрах, на профессиональной же сцене произведение встречается довольно редко. При всей популярности книги среди читателей такое вполне закономерно — материал слабоват с художественной точки зрения. Образы писателя весьма поверхностны, схематичны. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» построена на одной метафоре, растянутой на весь текст.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖАННА Д’АРК С ЛАТЫШСКИМ АКЦЕНТОМ

    «Веди свой плуг по костям мертвецов». О. Токарчук.
    Театр «Дайлес» (Рига, Латвия).
    Режиссер Ола Мафалани.

    Она похожа на маленькую фею в сумрачном заколдованном лесу. Белый кудрявый паричок, крохотная фигурка, которая буквально тонет в огромном пространстве большой сцены театра «Дайлес», нежные детские интонации.

    Она почти три часа кряду произносит сложнейший текст на чистом латышском языке, протягивая гарумзимес (это такие знаки над буквами, означающие долготу) и отчетливо выговаривая самые замысловатые слова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЫШЕЛОВКА ДЛЯ ТАГАНКИ

    «Гамлет». У. Шекспир.
    Театр на Таганке (Москва).
    Режиссер Мурат Абулкатинов, художник Софья Шнырева, драматург Ника Ратманова.

    Гамлет входит сбоку в зрительный зал, следует к центральному проходу и с места, где обычно ставят режиссерский столик, иронизирует: «Вот тебе театр — пустое пространство, декораций никаких. Вот она — лучшая в мире труппа». Он рассматривает вместе со зрителями подмостки, знакомится с театральной данностью. И именно театральной данностью, а не фактами биографии будет для этого Гамлета все, что произойдет далее.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СЦЕНЫ ИЗ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

    «Танцсцены». На музыку И. Стравинского.
    Мариинский театр.
    Хореограф Вячеслав Самодуров, дирижер Арсений Шупляков, художник Алексей Кондратьев.

    Премьера, с которой Вячеслав Самодуров вернулся в Мариинский театр после отсутствия длиной в четверть века (уходил премьером — пожаловал ведущим хореографом страны), выходила при обстоятельствах чрезвычайных. В последние годы Мариинка привычно хранит в секрете названия и даты своих будущих премьер — никаких там точных дат на год вперед, как принято в презренной загранице, если за три недели опубликуют афиши и начнут продавать билеты — уже большое счастье. С объявлением даты этого вечера тоже не спешили, но все-таки премьера была назначена.

    Читать дальше | Комментарии (0)