
-
С Днем театра, читатели и коллеги! С международным днем! Желаем вам «живого театра» в том смысле, как понимал эти слова Питер Брук! Желаем радости встреч с «живым, живым и только» искусством. Не заштампованным, не захватанным. Чтобы по одну сторону рампы его делали живые талантливые, а по другую воспринимали талантливые живые.
Мы отмечаем День театра сигнальным № 63. На страницах номера мы собрали многих — молодых и не очень — режиссеров для разговора о том, куда движется театр и режиссура. В качестве праздничного подарка публикуем ответы на вопросы журнала Алвиса Херманиса. Считаем, что этот текст имеет вполне международный смысл. С праздником!
-
В этом году исполнилось 10 лет со дня премьеры «Оркестра» — спектакля-манифеста Небольшого драматического театра под руководством Льва Эренбурга (о том, как воспринимался спектакль 10 лет назад, читайте в № 27). 24 марта в Балтийском Доме состоялся юбилейный «Оркестр», в котором участвовали актеры из прошлых составов.
Как известно, персонажи «Оркестра» — музыканты во французском санатории послевоенного времени. И зрителям было предложено попытаться погрузиться в атмосферу спектакля. На входе всех встречали потоком французских приветствий и угощали вином приветливые официантки. В холле слонялись раненые французские солдаты, словно бы пришедшие послушать музыку в исполнении оркестра под руководством мадам Ортанс. В украшенном нотными листами и фотографиями фойе играла живая музыка, и звучали французские песни — «разогрев» перед игрой оркестрантов...
-
В Петербурге завершились трехдневные гастроли театра DEREVO со спектаклями «Арлекин» и «Мефисто-вальс». Про «Арлекин» мы писали в блоге в ноябре 2010 года. Про премьеру 2011 года, «Мефисто-вальс», мысль о котором возникла у Антона Адасинского во время съемок в «Фаусте» Александра Сокурова, рассказываем сейчас.
«Мефисто-вальс». Театр «DEREVO».
Концепция — Антон Адасинский и DEREVO.«Мефисто-вальс» начинается с эпизода обыкновенной, нетеатральной жизни: с полуденного отдыха, с идиллии эмигранта. Антон Адасинский (а это пока именно он, а не его сценическое воплощение) дремлет на раскладушке. Желтые штаны, желтая шапка. Желтые цветы подсолнухов в вазе на полу. Из радиоприемника — сладчайшая баллада The Bee Gees «How Deep Is Your Love». Жизнь хороша, и жить хорошо. Но вот, с улыбкой сообщив залу, что спектакль «про меня», Адасинский облачается в длинное черное платье — и начинается танец. Шальной, ломкий, коварный танец Мефистофеля.
-
Генрик Ибсен. «Привидения». МТД — Театр Европы.
Режиссер Олег Дмитриев, художник Елена Дмитракова«Привидения» в МДТ — очень правильный спектакль «по Ибсену» и столь же логичное (в контексте других его постановок) высказывание режиссера Олега Дмитриева.
«Исследование деформации души, духовной мутации, происходящей в человеке под давлением государственного насилия, и передача этой мутации по наследству — для нас принципиально важная тема. Собственно, попытка ответить на вопрос, обратим ли процесс уродования человека, — и есть суть наших поисков», — говорит Дмитриев в интервью «Петербургскому театральному журналу» (оно выйдет в № 63), формулируя программу созданного им Авторского театра. «Привидения» именно об этом: о поколении отцов и матерей, грехи которых падают на изуродованных ими детей.
-
«Я — клоун божий. Нижинский». «Приют комедианта».
Режиссер-постановщик Юрий Цуркану, сценография и костюмы Олег МолчановНа сцене «Приюта комедианта» установлен хореографический станок cо стеклом вместо зеркала. Когда-то станок знал лучшие времена, но сейчас это инвалид (прозрачная поверхность в разводах грязи, куски стекла выбиты). Перед станком мается немолодой Нижинский (Сергей Янковский). Дневник «клоуна Божьего», отрывки которого легли в основу словесной партитуры спектакля, написан Нижинским в 1919 году, уже не во здравии, а в болезни. На пути к совершенной шизофрении, к полному затмению. Однако в спектакле мы не увидим Нижинского времен написания дневника, или же Нижинского несколькими годами раньше — в ореоле мировой славы. Перед нами бывший гений, человек в период распада личности. И мутное, битое стекло балетного станка за спиной героя — символ его крайнего душевного расстройства.
-
В понедельник, 21 марта 2011 года в галерее «Эрарта» прошла 16-я «Печа-куча». Проекты своих театральных работ представили молодые режиссеры Екатерина Гороховская (детский спектакль «Стучитесь, и вам откроют»«), Семён Серзин (спектакль «Река Потудань» по Андрею Платонову), Рикардо Марин (спектакль «Человек-подушка» по Мартину МакДонаху), Денис Ширко (спектакль «Миф о любви царевны Тей Ям Ти Ти, божьей коровки и Патакама, крылатого бобрика» по мотивам мифа о Амуре и Психее), Константин Смирнов (спектакль «Аукцион»).
-
Александр Володин. «Ящерица». Учебный театр «На Моховой».
Режиссер-постановщик Геннадий Май, сценограф Ирина БируляНа спектакль учебного театра, где актеры — пока еще студенты, а постановщики — преподаватели, мы почти неизбежно идем не только как зрители, но немножечко и как экзаменаторы: «Ну, посмотрим, посмотрим, чему там они за четыре года научились? Как справятся?». Соответствующая подоплека присутствует, должно быть, в этой ситуации и для участников: конечно же, им хочется, помимо всего прочего, — успешно «сдать». Хочется высоких оценок. И они стараются. Но, кроме стараний, знаний и умений, тут, как и на всяком экзамене, важно, какой достанется билет.
-
Открытие «Этюд-театра»
19 марта в 18:30 в Театре Сатиры на Васильевском состоялось открытие «Этюд-театра». Мероприятие это было камерное, для своих. Да и само помещение, где собрались зрители и артисты «Этюд-театра» (студенты выпускного курса В. М. Фильштинского, которые только в этом, 2011 году, получат свои актерские и режиссерские дипломы) — Малая сцена театра — было крохотным, если на глаз, так даже меньше знаменитой 51 аудитории.
Впрочем, директор театра Владимир Словохотов торжественно пообещал, что «ничего этого здесь скоро не будет», а будет — капитальный ремонт, после которого — красота и роскошество.
-
Совсем не хочется думать о театре.
Категорически не могу принять интонацию всех без исключения телевещунов, рассказывающих о трагедии Японии. По большей части слышу ледяной новостной голос. Прекрасно при этом считываю, откуда дует этот еще не радиоактивный ветер. Вглядываюсь в выражение лиц первых персон государства и вижу их застекленевшие глаза. А ведь обладают умением в других случаях смотреть в камеру, транслируя сердечность, когда кажется: вроде как люди, ну вот же зрачки крупным планом, а в них, типа боль. Японская катастрофа в моем телевизоре — прежде всего страх властьпредержащих: как бы до нас не долетели вихри враждебные, атомные. Плюс циничный минимум сопереживания.
-
Сижу, смотрю в компьютер. Перед глазами лежит книжка с подписью автора. Автор сегодня ночью умер.
В Контакте пишу знакомой, которая бывала в Новосибирске: «Сегодня ночью умер Изяслав Борисович Борисов. Знаешь такого?». — «Нет... кажется. А кто это?».
Весной в Новосибирске проходил фестиваль «Ново-сибирский транзит». Фестиваль был всем хорош, не хватало одного — обсуждений. То есть, про свой спектакль режиссер мог что-то услышать только из фестивальных газет и от благодарных зрителей. Неблагодарные, естественно, не подходили.
-
Эльфрида Елинек. «Вавилон». Польский театр (Быдгощ).
Режиссер Майя Клечевская. Инсценировка Лукаш Хотковский, Майя Клечевская. Сценография, костюмы, свет Катажина БорковскаяО спектакле «Вавилон», поставленном в театре маленького провинциального города Быдгощ, писали как об ультрасовременном произведении, о высказывании, сделанном на новом театральном языке. Есть потребность с этим спорить. Потому что «новый язык» как-то слишком похож на жаргон психоневрологов. Или патологоанатомов.
-
«Небольшой рассказ». Театр «Studio» (Варшава).
Автор и исполнитель Войчек Земильский«Небольшой рассказ» Войчека Земильского — документальная история одной перипетии. Одного переосмысления мира. Молодой перформер, драматург и актер говорит о себе. О том, как вместе со всей страной узнал, что его дедушка, известный польский аристократ, некогда сотрудничал с КГБ. Информацию обнародовал Институт национальной памяти. Войчек пил пиво в Голландии, позвонила мама, в истерике сообщила новость. Вся Польша в одночасье возненавидела девяностолетнего старика, которого его внук помнит благодушным, обаятельным, домашним.
-
В архиве появился № 58. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Железнодорожная опера». Сочинение, исполнение, саунд-дизайн, работа со светом и звуком komuna//warzawa (Польша) & Liquid Theatre (Россия)
Выжать музыку из тех сфер, в которых мы давно перестали ее искать. Или наводнить их музыкой? Растворить ее в пространстве, привычно воспринимаемом в иных, не эстетических координатах. Это, кажется, главная задача спектакля «Железнодорожная опера» показанного в рамках программы Польский театр в Москве. Место действия — Киевский вокзал. Цель, в сущности, благая, и зрители заранее готовы принимать, потакать, впитывать. Отношение персональное: каждому приглашенному выдают радионаушники. Надеваешь их и волей-неволей начинаешь чувствовать себя посвященным: вот сейчас и польется тайное знание, приготовленное и отмеренное именно для меня. Моя индивидуальная доза прекрасного. Странно приходить за авангардным искусством не в очередной подвал с черными стенами, а на привокзальную площадь. Странно становиться зрителем напоказ. Забегаем вперед: самое необычное и содержательное здесь, кажется, и состоит в том, что публика делается звеном в перфомативной цепочке. Увлеченные действием зрители становятся объектом любопытства людей, которые просто ждут своих поездов; видят что-то нетривиальное, но, не слыша музыки и слов, не понимают сути происходящего.
-
На сайте Classica.FM появилось «Открытое письмо деятелей культуры руководству страны по поводу учебных заведений творческой направленности». Редакция «Петербургского театрального журнала» публикует текст письма в блоге и просит всех неравнодушных подписаться под ним.
Учебные заведения творческой направленности на грани гибели. Причиной тому — вопиющая некомпетентность Министерства образования и науки РФ, которое предпринимает все, чтобы от лучшего в мире творческого образования ничего не осталось. Вот лишь некоторые факты.
-
Февраль-март 2011 ознаменовался многочисленными «перелетами» и «улетами» директоров крупнейших российских театров. «Вот, собаки полетели, скоро осень», — говорил когда-то ребенок Кузя в фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». А у нас скоро — что?..
Драматургия всех историй разная, какой-то тенденции, пожалуй, нет. Но общее неспокойствие есть.
19 февраля «сезон полетов» открыл Борис Михайлович Мездрич, покинувший Ярославский театр им. Ф. Волкова и вернувшийся в Новосибирскую оперу. Блогосфера уже на разные лады откомментировала и отинтерпретировала этот переход, сам Мездрич подчеркивал, что это его собственное желание: он придал Волковскому театру ускорение, заставил говорить о театре — и возвращается в Новосибирскую оперу, потому что за два года отсутствия построенный им театр медленно и верно разваливался (это не Мездрич говорит, это всем и так ясно).
-
11 марта в рамках программы «Польский театр в Москве» состоялась встреча «Утопии Кристиана Люпы» — разговор о природе метода режиссера и о специфике его работ нынешнего периода. Известно, что после постановки «Фабрика 2» (об Энди Уорхоле), польский классик продолжает заниматься постижением миров реальных людей, знаменитостей, которые выступают как персонажи его спектаклей. Так возникла идея трилогии о Мэрилин Монро, Симоне Вейль и Георгии Гурджиеве. Польские зрители уже видели вторую часть триптиха, а у российской публики была возможность посмотреть только первый спектакль — «Персона. Мэрилин» — на фестивале «Балтийский дом» осенью 2010 года и сейчас в рамках программы «Польский театр в Москве» на фестивале «Золотая маска».
-
Ханох Левин. «Хефец, или Каждый хочет жить!». Театр «Буфф».
Режиссер Игорь Миркурбанов (Израиль), художник Яна ШтокбантЭто спектакль странный, неожиданный и непредсказуемый. Пока его смотришь, несколько раз перестаешь понимать — к чему идет дело, теряешься, путаешься — и снова обретаешь под ногами почву. Непредсказуема, в первую очередь, пьеса, которую в России (во всяком случае — в Петербурге) никогда не ставили. А поскольку репертуар наших театров в течение десятилетий составляют одни и те же произведения (можем посчитать, сколько «Чаек», «Женитьб», «Гамлетов», «Ивановых», уж не говорю о «Трех сестрах», которых явно больше трех...), то появление совершенно незнакомой пьесы вызывает в зрителе, да и в критике, забытые ощущения. Приходится привыкать к языку (а не скользить по известным, выученным наизусть репликам), вникать в сюжет, пытаться разобраться со стилем... А это все в случае с Ханохом Левиным весьма непросто. Тем более, что кроме «Торговцев резиной» (они же — «Потерянные в звездах», так назывался замечательный спектакль Григория Дитятковского в Театре «На Литейном»), ни одна из его пьес у нас не шла, традиция постановок этого автора отсутствует, мы вне контекста и не знаем, как воспринимать его мир.
-
Корней Чуковский. «Бармалей». Большой театр кукол.
Сочинители и исполнители Роман Дадаев, Мария Батрасова, Дмитрий Чупахин.
Главный помощник Руслан КудашовПервым делом на сцену выходит троица в тельняшках и перепачканных краской комбинезонах. Каждый «рабочий» держит ведерко с краской. Затем один обмакивает в краску палец и демонстрирует зрителям результат: палец стал весь черный. После все трое опускают занавес. Это действие вовсе не означает окончание представления, наоборот — в зал послан сигнал о начале игры. Ведь занавес здесь — бумажный, а раз так — на нем непременно будут что-то рисовать. Но сначала тот человек, что только что измазал краской палец, на наших глазах превратится в Бармалея. Для этого достаточно жеста: артист Роман Дадаев картинно проводит черным пальцем под носом, обозначив тем самым главную внешнюю особенность своего героя — его невероятную, жгучую усатость.
-
Вильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». Театр «На Литейном».
Режиссер Галина Жданова, художник-постановщик Олег ГоловкоБлог — не журнал, где нужен аргументированный анализ на несколько страниц, и не газета, где — кратко, сжато, лаконично, с концепцией и оценкой.
Блог — это приглашение к разговору. Что я и делаю, посмотрев в театре «На Литейном» спектакль Галины Ждановой «Ромео и Джульетта».
В «Иванове» Такого театра Галина Жданова очень хорошо играет Сашу Лебедеву. Она с горящими энтузиазмом глазами, шумно и энергично любит Иванова, но главное — бесконечно требует от него, чтобы он немедленно начинал какую-то новую бурную жизнь и деятельность. Она ни на минуту не оставляет его в покое, и как известно, Иванов стреляется на свадьбе с этой Сашей, хотя она девушка и красивая, и витальная.
комментарии