Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • КАК КОТ И ВОРОН МИР СПАСАЛИ

    Михаэль Энде. «Волшебный пунш».
    Театр марионеток им. Е. С. Деммени.
    Режиссер Валентин Люненко, художник Мария Плаксина

    Этот мир постоянно надо спасать. Приход очередного Нового года все же не так очевиден, как кажется. Разнообразные злодейские злодеи так и норовят отменить праздник, добиться мирового господства, уничтожить человечество в целом и кого-нибудь в частности. Но не менее изощренные геройские герои с упорством зануды-отличника постоянно этот мир спасают.

    Сказку «Волшебный пунш», изрядно сократив и приспособив для театра кукол, показывают на сцене театра им. Е. С. Деммени. Ее автор, всемирно известный детский писатель Михаэль Энде — создатель «Бесконечной истории», фантазийный мир которой завораживал детей еще Советского Союза. Одноименный фильм, появившийся в конце 80-х, был редким по тем временам фильмом-сказкой (про жанр фэнтези вообще не слышали). Зловещее Ничто поглощало страну Фантазию, а мальчик должен был ее спасти. Нависающее звездное небо пугало, бестолковый звездочет раздражал неумелостью, загадки сфинксов казались неразрешимыми. А летающий миляга драконопес, смешливый и верный помощник главного героя, долго курсировал по детским снам.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • САХАЛИН — МЕСТО НЕВЫНОСИМЫХ СТРАДАНИЙ?

    С 24 октября по 4 ноября в Южно-Сахалинске проходит первый театральный фестиваль «Сахалинская рампа».

    «Сахалин — место невыносимых страданий», ― уверял Чехов, так было в конце XIX века. В начале же века XXI ― это земля обетованная. Никакого каторжного духа, красивейшая природа, город Южно-Сахалинск и прекрасный театр, о котором почти никто не знает на другом краю земли. Этот город требовал фестиваля, нуждался в нем: для обмена опытом, для сравнения контекстов, для критических разборов на труппе, для того, чтобы один край театральной земли узнал о другом и наоборот.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • АКТЕРЫ. РЕЖИССЕРЫ. ПРОЧЕЕ...

    Лаборатория молодой режиссуры «Комедия. Классика. Прочее», прошедшая в Сахалинском международном театральном центре им. А. П. Чехова в рамках фестиваля «Сахалинская рампа», ― это четыре совершенно разных пьесы, четыре полноценных эскиза, четыре открытия...

    Первый эскиз Семена Александровского (СПбГАТИ, выпуск Льва Додина, 2007) по вербатиму Вадима Леванова о самарском телевидении оказался практически готовым спектаклем. В центре левановской «Пьесы про коров» ― новостной сюжет о массовой голодной смерти буренок по причине каких-то юридических проволочек. Вокруг ― монологи разных людей о телевизоре вообще, и программе новостей в частности. Режиссер нашел основной ход спектакля: герои появляются на сцене через затемнение и исчезают также. Словно кто-то переключает каналы (иногда быстро, иногда медленно), всегда обрывая говорящего с экрана человека на полуслове, на какой-то нелепой фразочке, междометии.

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • ЧЕТЫРЕ ПЕРСОНАЖА В ПОИСКАХ АВТОРА

    Руджеро Леонкавалло. «Паяцы». Театр Сан-Карло.
    Дирижер Донато Рензетти, режиссер Даниэль Финци Паска, художник-постановщик Уго Гаржьюло

    Спектакль театра Сан-Карло «Паяцы» прежде всего, интересен не музыкальной стороной (в нем не предполагалось участия выдающихся мастеров бельканто и знаменитого оркестра под управлением дирижера Донато Рензетти). Привлекало имя прославленного режиссера Даниэля Финци Паска, знакомого петербургским зрителям по спектаклям цирка Дю Солей (см. здесь и здесь), «Донке» (см. здесь) Чеховского фестиваля и опере «Аида», поставленной им на сцене концертного зала Мариинского театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОБРАЩЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ (ДВС ИМ. М. Г. САВИНОЙ) К ДЕЛЕГАТАМ СЪЕЗДА СТД

    Сегодня, 23 октября, открывается съезд СТД, поэтому мы поднимаем опубликованное 17 октября «Обращение ветеранов сцены к делегатам съезда» на первую полосу блога.

    Читатели и коллеги! Через несколько дней, 23 октября 2011 года, Союз театральных деятелей РФ соберется на очередной съезд. В преддверие съезда мы считаем своим долгом опубликовать обращение ветеранов сцены к его делегатам, чтобы проблемы ДВС им. М. Г. Савиной (наш журнал касался их не раз, эту тему «ПТЖ» ведет с 2003 года) не оказались «затоптаны» съездом СТД. Мы публикуем это письмо потому, что на прошлом съезде письмо ветеранов, распространенное нами, было просто выброшено в урны, и съезд на него никак не отреагировал. Чтобы нынче вопросы о ДВС не оказались пропущены, дезавуированы, искажены, и делегаты (а также все театральные люди) смогли ознакомиться с деталями дела и получить от съезда внятные ответы на вопросы, поставленные в письме, мы просим вас не только ознакомиться с текстом, но и сделать возможные перепосты. Голос ветеранов из ДВС должен быть услышан как можно большим количеством людей!

    Читать дальше | Комментарии 100 комментариев
  • БЫВАЕТ ЖЕ ИНОГДА!..

    Поздравляем Алтайскую Краевую драму с новым директором!

    «С 21 октября 2011 года в Алтайском краевом театре драмы приступает к обязанностям новый директор», — передает пресс-служба властей региона.

    Должность руководителя займет Любовь Березина.

    Нет повода не поздравить Алтайскую Краевую драму, последние годы мучившуюся с директором Сергеем Медным. Первый вотум недоверия Медному и главному режиссеру Роману Феодори театр вынес 9 марта 2011 года, а 27 мая коллектив драмтеатра во второй раз заявил о своей несовместимости с директором и художественным руководителем (на собрании присутствовали 108 человек, 95 из них проголосовали против Медного, 72 — против Феодори).

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДОПРЫГАЛИСЬ

    20-летие «Комик-Треста»

    18 октября в концертном зале «Карнавал», что на территории Аничкова дворца, состоялось представление, которое можно увидеть «один раз в двадцать лет» — юбилейный концерт «Комик-Треста». «Допрыгались», как выразились сами юбиляры.

    Торжества были организованы широкомасштабно — все как у взрослых — и начались с уличной фотовыставки, размещенной на рекламных стендах по всему Васильевскому острову. История театра в изумительных картинках российских и зарубежных фотографов отражена также в специально изданном юбилейном альбоме, которым можно насладиться и в интернете. Трудно, конечно, поверить, что этому молодому и не по-здешнему темпераментному театру стукнуло двадцать, и позади долгий и довольно трудный путь.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УМЕР РАМАЗ ЧХИКВАДЗЕ

    Умер Рамаз Чхиквадзе. Как кажется сейчас, последний великий трагик.

    Когда-то Кугель написал о Комиссаржевской: «Есть что-то беспощадно-злое, как трагическая маска, в том, что Комиссаржевская скончалась в Ташкенте от оспы. Почему оспа? Почему Ташкент? Именно Ташкент? Что за странные, что за обидные, глумливые сочетания!»

    Есть что-то беспощадно-злое, как трагическая маска, в том, что Чхиквадзе умер именно сейчас, когда изгнан из своего театра Роберт Стуруа. С его уходом окончательно умер тот театр Руставели, протагонистом которого он был.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ФЕСТИВАЛЬ NET № 13

    XIII Международный фестиваль NET в Москве

    Завтра в Москве в тринадцатый раз открывается Международный фестиваль NET — Новый Европейский Театр. Не официальный, но заявленный подзаголовок нынешнего фестиваля — После Годо. Это новое post-, против обыкновения, не входит в состав какого-либо термина (суть не в постдраматичности или постпостмодернизме; а в попытке угадать очертания времени). После Годо — это про оставленность и кризис ожиданий. Хотя такая проблематика объединяет, конечно, не все спектакли фестиваля.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ХРАНИТЕЛИ

    «Mano miestas» («Мой город»). «Stalo teatras» (Вильнюс).
    Режиссеры Сауле Дегутите, Якобас Вилюс Турас,
    художник по костюмам Лигита Скукаускайте, художник по свету Тадас Иозапайтис

    В самой темной глубине сцены прорезается лучик света. Под ритмичный шорох он мечется по планшету — это прилежно орудует метлой, между прутьев которой спрятан маленький фонарик, человек в плаще с капюшоном. А вот уже лучиков-звездочек становится два, три, пять — вполне хватит на небольшое созвездие. Капюшоны сброшены, метлы аккуратно выставлены вдоль стен, артисты занимают свои места, пробует первые мощные ноты электрогитара (Валдас Наркявичюс). Теперь редкие звездочки светят и с экрана-задника. К гитаре присоединяются скрипка (Снеголе Дикчюте) и сильный проникновенный женский голос (Раса Кулите). Широкий взмах метлы — и тьма на экране-небе рассеивается...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫСТАВКА ВАЛЕРИЯ ПОЛУНОВСКОГО В СТД

    В Доме актера открылась выставка работ Валерия Полуновского «Автобиография в картинках»

    Поздравляя художника, его приятель, и, как выяснилось, земляк, Константин Учитель сказал: «Если бы не патологическая скромность Валеры, я бы давно написал о нем книгу». Надо заметить, что Полуновский Учителя отчасти опередил, ведь «Автобиографию в картинках» интересно не только смотреть, но и читать.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • НОВЫЙ НОМЕР — № 65

    Вышел в свет новый номер, № 65. Уже четвертую осень он традиционно молодежный, на сей раз еще и написанный перьями одновременно петербургских и московских молодых авторов, рядом с которыми, впрочем, и подверстки взрослых — критических аборигенов двух столиц (в какой-то момент сами молодые решили, что свободные полеты неофитов в чужие пространства будут «заземляться» репликами умудренных профессионалов на ту же тему, заметками людей, умеющих мыслить контекстно).

    Узнав о новом номере (который в это время был уже в типографии), Олег Лоевский спросил: «Учитесь произносить скороговорку „Хухлин-Волкострелов-Перегудов-Вытоптов“?» (мол, молодая режиссура представлена этими именами). Надо сказать, часть скороговорки в номере есть... Но он посвящен не собственно молодому театру, а театру вообще — тем темам, которые выбрали молодые критики.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ДЕРЖАТЬ ЗЕРКАЛО ПЕРЕД ПРИРОДОЙ ТЕАТРА

    В Вильнюсе завершился VIII Международный театральный фестиваль «Sirenos»

    В слово «sirenos» литовцы, как и мы, вкладывают два смысла. Это и прорезающий спокойствие сигнальный звук, и мифические существа, к сладкому пению которых устремлялись потерявшие разум путешественники. Для театрального фестиваля название ответственное. Быть может, отдельные спектакли «Sirenos» не стали сигналом того, что это и есть искусство, от которого потеряешь голову, но вкупе с атмосферой старого Вильнюса, где в основном проходила программа, вкупе с творческим отношением литовцев к театру и жизни (отношение это можно уподобить ручной вышивке в век новейших технологий), фестиваль отчасти оправдал название. И соблазняешься: а может, и правда забыться, махнуть на все рукой и остаться здесь, в городе узких улочек и костёлов с их органами, где вот за этими стенами Някрошюс репетирует «Божественную комедию», а за другими рождается тотальная театральность Коршуноваса. И где в золотой осени, кажется, сейчас явится богиня любви Мильда, которую когда-то сердцем почувствовали актеры театра Комиссаржевской — Мейерхольда, репетируя в Литве «Гедду Габлер».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГЕДДА-МАШИНА

    Генрик Ибсен. «Гедда Габлер».
    Александринский театр.
    Режиссер Кама Гинкас, сценограф Сергей Бархин

    «Гедда Габлер» — один из тех редких драматургических иероглифов, которые с трудом поддаются расшифровке театром. Чтобы превратить скучающую «рублевскую жену» в Медею или Гедду, режиссер должен обладать волшебной палочкой. Джойс очень точно сказал про Ибсена: «Даже характеры, пусть они и безошибочно выписаны, в его пьесах не главное. Наше внимание приковано прежде всего либо к открываемой нам автором великой истине, либо к поставленному им великому вопросу, либо к великому конфликту, почти не зависящему от конфликтующих действующих лиц и имеющему всеобъемлющую важность, — иными словами, к драме, сведенной до ее голой сути».

    Читать дальше | Комментарии 66 комментариев
  • ВАМПИРЫ НА БАЛУ

    «Бал вампиров».
    Театр Музыкальной комедии.
    Режиссёр-постановщик оригинальной версии Роман Полански, режиссёр-постановщик Венской редакции 2009 года Корнелиус Балтус, композитор Джим Стейнман, хореограф Денис Каллахан

    «Бал вампиров», на который пригласил петербуржцев театр Музыкальной комедии, — ремейк фильма Романа Полански 1967 года, и одновременно копия мюзикла «Бал вампиров», поставленного в Вене в 2009 году режиссером Корнелиусом Балтусом. До последнего (венского) спектакля этот мюзикл с огромным успехом и в разных вариантах шел в театрах Европы, стартовав в 1997 году в той же Вене. Однако на Бродвее «Бал вампиров» популярности не снискал, видимо, европейский зритель более склонен ко всему готическому и таинственному, чем американский. То, что этот мюзикл появился именно в Петербурге, самом европейском и мистическом городе России, вполне закономерно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОСТРАНСТВО РЕЖИССУРЫ — 2011

    С 7 по 11 октября 2011 года в Перми пройдет III Международный театральный фестиваль «Пространство режиссуры» (о предыдущих фестивалях мы писали в №№ 54 и 62).

    В 2011 году фестиваль «Пространство режиссуры» будет носить форму школы. Основой форума станут лаборатория «Молодая режиссура и профессиональный театр», а также обширная программа мастер-классов, вести которые будут именитые преподаватели, режиссеры и деятели театра (Юрий Альшиц, Лев Эренбург, Василис Лагос, Эльмо Нюганен и Андрей Могучий).

    Помимо образовательной программы «Пространство режиссуры» представит несколько спектаклей, отобранных педагогами.

    Точную программу фестиваля смотрите на сайте «Пространства режиссуры», мы же будем вести фестивальный дневник, поскольку участие в работе примут и молодые критики из Петербурга.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • ДОРОТА АННА ДОМБЕК: «ЧЕРНЫЙ — ЭТО ЦВЕТ ИСКУССТВА!»

    В городе Квидзын (Польша) открылся 10-й «Анимо-фестиваль»

    4 октября. Температура воздуха — примерно +22 С, ясно. Трава и дорожки в крошечном парке усыпаны каштанами и желудями. В небе над тевтонскими готическими башнями пролетают клином дикие гуси. Ближе к вечеру, сопровождаемая музыкой из динамиков, клоунами на ходулях, жонглерами и разношерстной городской публикой от мала до велика, по улицам движется украшенная черными и белыми воздушными шарами машина. В ее открытом кузове вальяжно устроился в обнимку с двумя девушками, длинноногий и длиннорукий кукольный человечек. Эффектная группа одета в черные футболки, смешные огромные ступни человечка болтаются почти у самой земли, руки то и дело вскидываются в приветственных жестах... Открывается « Международный фестиваль Анимо Квидзын 2011»!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ В НОВОСИБИРСКЕ

    Ежегодно в Новосибирске проходит международный научный форум «Интерра», посвященный инновационным технологиям. Уже третий год в программу «Интерры» входит театр, но только в 2011 году впервые, по инициативе местного СТД, здесь провели семинар по документальному театру. В течение нескольких месяцев новосибирские авторы отсылали свои тексты на адрес лаборатории: из полученных материалов предполагалось смонтировать пьесу и представить ее в форме спектакля-читки. Первоначально показ планировали провести в Доме Актера, но потом энтузиасты документального театра в прямом смысле слова оказались на улице: главрежу театра «Глобус» Алексею Крикливому было предложено сделать спектакль под открытым небом, на автопарковке, принадлежащей Сбербанку.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГОВОРИТЬ ПО-ФРАНЦУЗСКИ КАК ИГРАТЬ РОЛЬ

    Страх перед сценой очень похож на тот, что возникает из-за языкового барьера, когда учишь иностранный язык. Проект «Театр по-французски» с помощью мастер-классов, которые проводят французские режиссеры для профессиональных актеров и любителей, решает эту проблему: люди одновременно учат язык и занимаются актерскими тренингами. Происходит процесс присвоения иностранных слов по принципу присвоения роли.

    Этой осенью героем проекта «Театр по-французски» стал бельгийский режиссер, актер, писатель, а также кино-консультант по работе с непрофессиональными актерами — Карло Ферранте. В перерывах между тренингами у нас состоялся такой разговор.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЕД ТРОНУЛСЯ, ХОТЯ ЕГО ЕЩЕ НЕТ

    С 29 сентября по 12 октября в самом северном театре России (Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского) впервые проходит фестиваль искусств северных городов «Параллели»

    Фестиваль включает в себя как обширную и разнообразную театральную программу (приезжают театры из Якутии, Исландии, Норвегии, Финляндии), так и концерты, фотовыставки, мастер-классы участников из тех городов мира, которые пересекает 69 параллель, то есть Полярный круг.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев