
-
«Дождь». Канадский цирк «Элуаз».
Режиссер Даниэль Финци ПаскаГоворят, «Дождь» Даниэля Финци Паски, идущий в эти дни на сцене Мюзик-Холла, играет свои последние представления. А поскольку очередной спектакль «театра нежности», как определяют искусство Финци Паски, делится с нами тающими, иссякающими, исчезающими ощущениями отрочества, то и исчезновение спектакля, последние его явления зрителю — как бы из этого ряда. Все проходит: детство, премьера, жизнь человеческая и жизнь спектакля...
-
Только что были объявлены номинанты Премии «Золотая маска» (сезон 2010-2011).
Среди номинантов на премию много спектаклей, о которых мы писали и в журнале, и в блоге (см. ссылки на материалы блога). На сайте мы публикуем полный список номинантов.
-
Дорогие друзья, 21 ноября в 12:00 в Зеленом зале Российского института истории искусств (Исаакиевская пл., д. 5) состоится научная конференция «Золотой сезон» советского театра 1921/1922 гг. Вход на мероприятие свободный. В блоге мы публикуем программу конференции.
-
Лаборатория «Игра с классиками» на XII Международном Волковском фестивале в Ярославле
В Ярославле завершился XII Международный фестиваль им. Федора Волкова. В рамках фестиваля работал Центр им. Константина Треплева, созданный на базе Волковского театра в мае этого года. Как ясно из названия, цель Центра — воплощать на сцене театра новые формы (то есть ставить спектакли по современной драматургии, организовывать читки, мастер-классы и обсуждения — словом, делать в Ярославле все то, чем уже несколько лет занимаются в театрально продвинутых районах нашей страны).
-
Юбилей Театра им. Евгения Вахтангова
«Пристань» (Спектакль по мотивам призведений Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. Де Филиппо, У. Шекспира).
Академический театр им. Евг. Вахтангова. Идея и постановка Римас Туминас.
Режиссерская группа Анатолий Дзиваев, Владимир Еремин, Владимир Иванов, Алексей Кузнецов.
Сценограф Адомас ЯцовскисВечером 13 ноября на Арбат стремился весь театральный мир — Вахтанговский театр праздновал 90-летие.
1921 год, когда открылся театр Евгения Вахтангова, кажется от нас безумно далеким, но когда на площадку выходят корифеи прославленной сцены — понимаешь, что они сами и есть настоящая живая связь с тем безвозвратно ушедшим временем, знакомым по учебникам истории театра.
-
VIII Международный театрально-музыкальный фестиваль «Юла» (Мюнхен)
«Спектакль № 7». КорнягТЕАТР (Минск/ Белоруссия).
Режиссер Евгений КорнягОб актёрских работах, на которые зрительный зал отзывается эмоционально, говорят «верное наблюдение», «это узнаваемо». Режиссёр «Спектакля № 7» Евгений Корняг определил жанр («черная клоунада»), нарядил четырёх актёров в трогательные, похожие на детские, костюмчики, придумал им грим с лучиками-глазами и образ — «клопики» (то есть не клопы-вредители, а пугливые милые букашки), и предложил понаблюдать, как ведут себя люди, одержимые страхом, и что такое страх вообще.
-
16 ноября 2011 в Карельской гостиной СТД пройдет вечер памяти двух выдающихся людей, Сергея Васильевича Владимирова и Светланы Константиновны Бушуевой.
Владимиров известен более всего своей книгой «Действие в драме», недавно переизданной, и статьей «Исторические предпосылки возникновения режиссуры». Он был и театральным критиком, и тонким ценителем поэзии (книга «Стих и образ»), и автором уникального театрального дневника. В Институте истории искусств подготовлен к печати сборник Владимирова, в который войдет и этот дневник. Тут всплывает целая Атлантида — ленинградская театральная жизнь конца 1950-х — 1960-х годов, с премьерами и гастролями, хлынувшими в связи с приоткрытием железного занавеса. Это ежевечерне возобновляемая попытка всмотреться в живую ткань театра, попытка ухватить и понять его суть. Порой автор возвращается к одной и той же постановке. Этот путь, полвека назад проделанный в одиночку, захватывает теперь и читателя; для историков театра здесь просто клад.
-
В архиве появился № 61. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
8 октября в галерее «Борей» (Литейный пр. 58) — той, где когда-то игрался «Мрамор» Григория Дитятковского с Тулием — Сергеем Дрейденом и где 15 лет назад состоялась первая выставка его рисунков, — открылась выставка «Моя жизнь в картинках», приуроченная к 70-летию Сергея Симоновича, с которым мы уже поздравляли его в нашем блоге.
-
С 8 по 10 ноября на сцене театра «Приют комедианта» проходит Небольшой фестиваль драматических спектаклей Финляндии. Петербургскому зрителю будут показаны три спектакля, постановщики которых — Кристиан Смедс (см. здесь), Тару Мякеля и Микко Ройха — принадлежат к одному поколению финских режиссеров. В поисках новых героев и нового звучания классических пьес, в процессе создания авангардных постановок они завоевали собственную нишу на европейском театральном пространстве. В блоге мы публикуем программу фестиваля.
-
XVII церемония вручения Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»
На разочаровавшей и даже рассердившей многих Церемонии несколько поводов порадоваться все же было... Например, впервые оказавшийся в числе номинантов Небольшой драматический театр под руководством Льва Эренбурга сразу же получил премию: лучшим спектаклем малой формы объявлены «Три сестры». (Удивитесь, почему НДТ раньше не выдвигали?.. Театр, разумеется, был достоин, да вот только теперь, став государственным, оказался в поле действия «Софита»). Ура.
-
«Я (не) уеду из Кирова». Театр на Спасской (Киров).
В рамках конференции «Молодежь как ресурс регионального развития».
Автор сценария и режиссер Борис Павлович, художник-постановщик Ольга Павлович, видео Захар ШашинНедавно в словаре россиян появилось новое слово — «роднополисы». Оно было придумано, чтобы обратить внимание на проблему миграции молодежи из региональных городов в столицу. Этой же теме была посвящена международная конференция «Молодежь как ресурс регионального развития», прошедшая в городе Киров.
Специально для проекта, в рамках которого проходила конференция, была сделана в технике verbatim постановка «Я (не) уеду из Кирова»
-
Мы открываем новый раздел сайта «Петербургского театрального журнала». Проект «Драматургия» — это указатель, содержащий много тысяч пьес, необходимых театральным читателями коллегам, и сообщающий путь для их получения.
Инициатива проекта, поддержанного в 2011 году грантом Комитета по культуре Санкт-Петербурга, принадлежит библиографу нашей Театральной библиотеки Вере Харламовой.
-
Талантливый человек талантлив во всём. В этом можно было с наслаждением убедиться 4 ноября в Театре Эстрады на пресс-конференции Константина Аркадьевича Райкина по случаю гастролей «Сатирикона» в Петербурге. Перед началом худрук Юрий Гальцев показал Райкину результаты реконструкции театрального пространства на Большой Конюшенной, 27. Райкин остался доволен тем, во что превратился дом его детства и место триумфов его отца, имя которого начертано на фасаде здания. Вопросов у СМИ было много, ответы на них были всегда умны, порою жёстки, порою темпераментно-восторженны. Вот некоторые из тем. Излагаю как прямую речь.
-
С 3 по 12 ноября в Ярославле проходит XII Международный Волковский фестиваль. В его программе 17 спектаклей от Петрозаводска на севере до Осетии на юге, от Варшавы на западе до Красноярска на востоке. Трое из них по традиции будут чествованы как лауреаты Премии Правительства РФ. Это Омский театр драмы, Златоустовский театр «Омнибус» и Саратовский ТЮЗ им. Киселёва.
Среди зарубежных участников — Рижский русский театр им. М. Чехова, Драматический театр им. К. Хетагурова (Южная Осетия), Варшавский театр «Рампа». Хедлайнер фестиваля — Вильнюсский Малый театр — покажет «Ревизора» Римаса Туминаса.
В рамках фестиваля продолжает работу Международный центр им. Константина Треплева, проект, возникший на базе Волковского театра в мае 2011 и призванный обеспечить безболезненное проникновение новых форм в традиционный театральный уклад Ярославля. Темой ноябрьской лаборатории станут оригинальные «ремейки» классических сюжетов (Гоголя, Толстого, Чехова), созданные современными драматургами Натальей Ворожбит, Еленой Греминой, Ярославой Пулинович, Василием Сигаревым.
-
1 ноября Санкт-Петербургская театральная академия праздновала юбилей Льва Геннадьевича Сундстрема, многолетнего ректора. Праздновали в Учебном театре при большом скоплении народа. Присоединяясь к поздравлениям, «Петербургский театральный журнал», признательный Льву Геннадьевичу за поддержку в трудных ситуациях (а они за 19 лет бывали), публикует документ, врученный Сундстрему нашим родным театроведческим факультетом.
-
В архиве появился № 22. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Потудань» (по рассказам «Река Потудань» и «Юшка» Андрея Платонова).
«Этюд-театр».
Режиссер Семен Серзин, художник Валентина СеребренниковаК «Потудани» хочется подойти так же бережно, как это сделала постановочная команда Семена Серзина, то есть не заниматься разглядыванием собственной тени в спектакле, а попытаться понять, как работает его механизм. За руководство к действию возьму статью Платонова «Фабрика литературы». В ней автор отводит критику место инженера в литературном производстве: «Писать романы — дело писателей, изобретать новые методы их сочинения, коренным образом облегчающие и улучшающие работу писателя и его продукцию, — дело критиков, это их главная задача, если не единственная. <...> Критик должен стать строителем „машин“, производящих литературу, на самих же машинах будет трудиться и продуцировать художник». То же самое можно сказать и о сверхзадаче критика в производстве театральном. Мне, как начинающему инженеру, нужно понять, как работает механизм спектакля и можно ли его улучшить.
-
С 27 по 30 октября в Нижневартовском Городском театре пройдет III Международный театральный фестиваль «Северные встречи», фестиваль малых театральных форм.
На афише (автор — главный художник театра, «маленький непотухший вулкан» Вячеслав Зайчиков, руками которого обработан и превращен в игру каждый закуток театра) — конфигурации из рук и пальцев, тактильные прикосновения-встречи, комментирующие каждый спектакль. К слову, афиша предыдущего была сложена из морских камушков, каждый из которых являлся комментарием к спектаклю-гостю. И тот и другой образ вполне соответствует природе Нижневартовского Городского театра, о котором мы писали в № 53. Здесь и вправду много лет «собирают камни» и одновременно дорожат «тактильными прикосновениями», человеческими связями. Вот и на открытии фестиваля худрук театра Наталья Наумова сказала, что цель «Северных встреч», как это ни покажется банальным, — встречи, общение, контакты.
-
26 октября в городе Южно-Сахалинске на доме № 20 по улице Коммунистической открывали памятную доску. Моросил мелкий дождик, неспешно собирались люди: московские и местные актеры, администрация города, скульптор Владимир Чеботарев, представители СТД, гости фестиваля «Сахалинская рампа» и другая интеллигенция.
На сером здании — белая атласная тряпица, которая, как роскошный занавес, скрывала от нас героиню момента. Иногда налетавший порыв ветра срывал покрывало с доски, и можно было увидеть на серой гранитной стене золотом выгравированный профиль: тонкие женские черты. Тогда кто-нибудь из собравшихся вновь стыдливо закрывал доску белой тряпицей. Как они не понимают, актриса не хочет ждать, она уже готова предстать перед публикой...
комментарии