Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ С ПРАВОГО БЕРЕГА

    «Подросток с правого берега».
    Красноярский ТЮЗ.
    Режиссер Роман Феодори, сценография Даниила Ахмедова.

    Все оформление спектакля — старая школьная доска с надписью мелом «Урок толерантности» и датой показа и стулья, скамейки, стол по разным углам сценического пространства... Да кирпичные стены закулисья — такие же шершавые, как речь героев премьеры Красноярского ТЮЗа «Подросток с правого берега». На сцену вышли современные подростки, их родители и учителя. Значительная часть материала для этой документальной постановки собрана рядом с ТЮЗом, причем многие из ее «доноров» прежде ни разу не были в театре.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • АРТИСТИЧНЫЙ КРОКОДИЛ

    «Скупой» Ж. Б. Мольера.
    РАМТ.
    Режиссер Егор Перегудов, сценография Алексея Вотякова.

    Егор Перегудов, поставивший в РАМТе «Скупого», один из «женовачей». Его спектакль наполнен такой любовью к театру Мольера, к жанру комедии положений, к переодеваниям и курьезам, парикам и канделябрам, экзотическим персонажам и искусству притворства, что даже удивительно — откуда взялось? Откуда вместо деструкции дух и даже буква? Вместо отрицания наследование, причем, скорее не «отцу» Сергею Женовачу, а «деду» Петру Фоменко. У Перегудова в «Скупом» и эмоциональный регистр выше, чем у Женовача в «Мнимом больном» (Малый театр), спектакле тонком, будто писаном акварельной краской. И игра здесь идет тотальная, какую любил устраивать именно Фоменко.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БРОСИТЬ ВСЕ И МАХНУТЬ В ЮГОРСК...

    В ноябре в маленьком городке Югорске Ханты-Мансийского округа прошел I Всероссийский фестиваль любительских театров под лирическим названием «Театральные встречи в Югре».

    Поскольку всероссийским фестиваль стал впервые (хотя окружной фестиваль проходит в этом городе постоянно и уже много лет), приехали на него немногие. Были коллективы из Свердловской и Новосибирской областей, из Кирова. Приехал народный театр из Новороссийска, которому уже полвека. И было много своих: народных театров и студий из Югорска, Урая. На фестивале каждый день проводились мастер-классы, встречи, обсуждения спектаклей.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОЧЕМ У ВАС ЛЕБЕДИ?

    Представители балетной труппы (первичная профсоюзная организация цеха балета ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр») обратились с письмом, адресованным министру культуры, где высказали целый ряд претензий в адрес руководства балета, а также просили «провести проверку финансово-хозяйственной деятельности театра». Администрация Мариинского театра отреагировала пресс-релизом, в котором все претензии объявила несостоятельными, но, тем не менее, согласилась «обсуждать с коллективом балета любые проблемы». Своим комментарием удостоил письмо лично В. А. Гергиев. Министерство же покуда молчит. Воспользовавшись паузой, мы поговорили с прима-балериной Мариинского театра Дарьей Павленко.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • О ЛЮДЯХ И ВЕЛОСИПЕДАХ

    «Класс Бенто Бончева» М. Курочкина.
    Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
    Режиссер-постановщик Дамир Салимзянов, художник-постановщик Всеволод Аверкиев.

    В Прокопьевске работали режиссеры, которые делают ставку в первую очередь на новейшую пьесу — в частности, Руслан Маликов, Семен Александровский и даже тяготеющий к классике Павел Зобнин. Теперь этот список пополнился именем одного новодрамовца — первого главного режиссера пермской «Сцены-Молот» Дамира Салимзянова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И МОЕ МНЕНИЕ...

    «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта.
    Театр им.Маяковского.
    Режиссер Миндаугас Карбаускис, художник Сергей Бархин.

    Сегодня театр им. Маяковского играет премьерный спектакль «Господин Пунтила и его слуга Матти» перед вынужденной паузой. Некоторое время спектакль идти не будет, потом возникнет снова. На спектакль Миндаугаса Карбаускиса уже вышло много рецензий. Сегодня в блоге мы даем и еще одно мнение.

    Любопытная картинка возникает, когда знакомишься с отзывами на спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Господин Пунтила и его слуга Матти». Еще совсем недавно критика ратовала за освобождение театра от «несвойственных» ему задач — социальности, политики, публицистичности, в общем, от мировоззренческой определенности высказывания. А теперь что-то изменилось в воздухе, в духе времени — и все перечисленное потребовалось вновь. Во всяком случае, именно обвинениями в социальной пассивности переполнены статьи о последней премьере режиссера. Удивительно согласно высказался театральный люд — на тему богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, капиталистов и их жертв. Странен такой запоздалый марксизм в устах нашей театральной критики. Не верится в социальную обеспокоенность авторов тяжким положением народных низов, ну, никак не верится.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПАМЯТИ НАТАЛЬИ КОНСТАНТИНОВНЫ ВАГАНОВОЙ

    Два дня назад ушла Наташа Ваганова. Ушла навсегда, хотя казалось, что длинный путь нашего знакомства, сотрудничества не должен прекратиться никогда.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОРОГА К АВТОЗАКУ

    Читки, сделанные по следам московского фестиваля новой драматургии «Любимовка», шли на сцене Лаборатории «ON. ТЕАТР» три дня. Задача была представить новые пьесы и, если у режиссера получится внятное прочтение, принять эскиз к постановке. Среди текстов разных авторов (от Ольги Дарфи до Максима Курочкина) был один стопроцентный хит — «Кеды» Любови Стрижак. Пьеса эта в режиссуре Алексея Забегина и актеров «Этюд-театра» (вместе они сделали не читку, а полноценный спектакль) прозвучала едва ли не гимном поколения.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ ПО-НОВОСИБИРСКИ

    Драматические театры Новосибирска на XXV фестивале «Парадиз»

    ...В Новосибирске настоящий снег, настоящий конструктивизм и сталинский ампир на центральных улицах, настоящие пробки там же. Но главное (для нас с вами) — настоящие театры. Не обиженные участием в фестивалях самого высокого ранга (да и сам город организует и принимает замечательные Рождественский фестиваль и «Ново-Сибирский транзит»). Сугубо городской фестиваль-премия «Парадиз», уже четверть века собираемый Новосибирским отделением СТД и суммирующий театральные итоги предыдущего сезона, в этой ситуации играет примерно ту же роль, что мифические турниры борцов в гамбургском трактире, описанные когда-то Виктором Шкловским: «Здесь устанавливаются истинные классы борцов, — чтобы не исхалтуриться».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СКАЗКИ... ГОФМАНА?

    «Пиковая дама» по повести А. Пушкина, инсценировка И. Ларина.
    Театр на Литейном.
    Режиссер и сценограф Игорь Ларин.

    Первый спектакль режиссера, возглавившего театр, всегда воспринимается как своего рода программное сочинение, манифест. Актерам, пока идут репетиции, становятся понятны новые художественные ориентиры, зрителям на премьере — «их» ли это театр. «Пиковая дама» — манифест вдвойне. Как сказал Игорь Ларин на пресс-конференции, в этой повести его привлекла лукавая «бесовщинка», изящная, нежная, любовная, как чертики на полях рукописей Пушкина.«Дружба» с Пушкиным у него давняя: например, режиссер неоднократно переносил на разные сцены «Пиковую даму» или «Станционного смотрителя».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • НИКОЛАЙ МАРТОН В РОЛИ АГАФЬИ ТИХОНОВНЫ

    «Монологи в Царском фойе».
    Александринский театр.
    Режиссер Полина Неведомская.

    «Монологи в Царском фойе» — моноспектакль Николая Мартона, актера, не нуждающегося в представлении. Название указывает на место действия — красно-золотое фойе перед Царской ложей в Александринском театре.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 65

    В архиве появился № 65. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ И «ПРОЦЕСС» МОГУЧЕГО

    Сегодня мы празднуем День Рождения Андрея Могучего, и в честь этого события публикуем статью Елизаветы Снаговской о премьере его спектакля «Процесс».

    «Процесс» по одноименному роману Кафки, пьеса А. Артемова и Д. Юшкова.
    Dusseldorf Schauspilhaus.
    Режиссер Андрей Могучий, сценография Марии Трегубовой.

    Андрей Могучий поставил в Дюссельдорфе «Процесс» Франца Кафки. С помощью романа, написанного в 1914–1915 годах, во время Великой войны, режиссер передал ощущение разламывающегося мира. И если в начале XX века система мира рушилась благодаря открытию бессознательного (Фрейд), смерти больших нарративов (Ницше), использованию человека как инструмента, а не личности (Маркс), то в начале XXI века мир уже не сходит, а сошел с ума. Поэтому в спектакле мы наблюдаем не за миром, который уже нет шансов понять, а за Йозефом К. За героем, который, быть может, наиболее точно отражает самоощущение режиссера сейчас: всегда чужой, всегда не дома.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НИКАКОГО РЕАЛИЗМА!

    «Бог резни» Тюменского драматического театра на II «Таком фестивале».

    «Бог резни» по пьесе Я. Реза.
    Тюменский драматический театр.
    Режиссер Александр Баргман, сценография Анвара Гумарова.

    Бульварная комедия с элементами социальной сатиры француженки Ясмины Реза в России снискала не меньший успех, чем в Европе: несколько лет назад пьеса была поставлена Сергеем Пускепалисом в «Современнике», в этом году вышли спектакли Анджея Бубеня в «Балтийском доме» и Александра Баргмана в Тюменском драматическом театре.

    Баргман ставит пьесу Реза в своем излюбленном жанре трагикомедии...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЛЮБОВЬЮ, МОЛЬЕР.

    «Molière» Тюменского драматического театра на II «Таком фестивале».

    Вот уже много дней идет II «Такой фестиваль». В рамках, а, точнее, без всяких рамок он собирает лучшее, что связано с «Таким театром»: кроме собственных спектаклей разных лет в программу вошли и юбилейный вечер «125-летие деятельностей» Юрия Васильева, и его постановки, и премьера моноспектакля Александра Лушина «История СДЫГР АППР». В ПТЖ мы писали уже практически обо всем (см. в разделе «Театры»). Не знали только работ Александра Баргмана в Тюмени: «Molière» и «Бог резни». А тут их доставили прямо в Петербург.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • БЕСКОНЕЧНОЕ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

    Мы открываем в блоге новую рубрику под названием «Ля-ля-ля». Она посвящена музыке, которой занимаются театральные деятели в свободное от основной работы время. И мы будем анализировать театральную составляющую музыкального их творчества. А название рубрики позаимствовано из одной песни группы «Серебряная свадьба», о которой сейчас и расскажем.

    В сумасшедшее время, в сумасшедшем городе, где такие странные законодатели, а у людей такие скучные отрешенные лица, лучше не ходить в театр. Там эти лица — наискучнейшие. Сидеть в бархатных креслах не представляется возможным: выходит только ерзать, качаться взад и вперед, трясти ногой и отвечать «извините» на возмущенное «ш-ш-ш» соседей.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПОЗДРАВЛЯЕМ ЭЙМУНТАСА НЯКРОШЮСА

    Някрошюсу 60.

    Это странно.

    У него нет возраста, как нет его у огня, воды, камня и воздуха — стихий, из которых сотворен мир, и его, Някрошюса, сценический мир тоже.

    С другой стороны, Някрошюс всегда был мудрец, и никто бы не удивился, узнав, что к сегодняшнему утру ему исполнилось 80 или 95. Он всегда был немолод и велик, по крайней мере, те несколько десятилетий, когда мир поклонялся ему. Так что 60 — это практически ни о чем.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • НА МЕЛИ МЫ ЛЕНИВО НАЛИМА-2

    Юношеская живость и непременный шейный платок Юрия Андреевича Васильева неотделимы от облика Моховой. Деловито-организованный, то и дело заливисто смеющийся, несмотря на пристально-печальный взгляд, Васильев удивительно сберег в себе ребенка. Он по-детски любит праздники. Любит подарки: и дарить умеет, и получает их радостно, любит так же искренне угощения. Из надписей на подаренных книгах и фотографиях в значительной степени и состоит новая книга «Клочки по закоулочкам». Ее презентация и 125-летие деятельностей профессора кафедры сценической речи Васильева (50-летие трудовой, 40-летие творческой, 35-летие педагогической) отмечались в Молодежном театре на Фонтанке 19 ноября 2012 года в рамках «Такого фестиваля».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАДОСТИ НОЯБРЯ

    Поздняя осень в Петербурге — время умирания и хандры.

    Ноябрь самый темный, мрачный месяц. Неэффективный месяц, согласитесь. Никакого прибытка от него нет — ни цветов, ни ягод. Золотые красоты упали и испачкались. Туристов мало. Слякоти много. Надо бы запретить ноябрь, изъять из обращения. Но пока не изъяли и не запретили, назло мерехлюндиям и плохим прогнозам, побежим по ноябрьским выставкам и вдруг увидим рукотворную красотищу и почувствуем воспарение духа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СПРОСИТЕ У ПОЭТА

    «Ask Josef» по одноименной пьесе С. Степнова и Р. Фрейда.
    Steps-театр.
    Режиссер Слава Степнов, сценография Льва Чеснова

    «Спросите у Иосифа» нью-йоркского Steps-Театра — спектакль, сыгранный на русском языке с английскими субтитрами в маленьком театре Верхнего Манхэттена (152 West 71 Street, New York) во время урагана Сэнди...

    В спектакле взаимоотношения театра и реальности, жизни и игры раскрываются самыми разнообразными и изобретательными путями. Историю жизни Бродского (автобиографические отрывки его эссе «Полторы комнаты») Слава Степнова и Роман Фрейд сочетают с чеховской «Чайкой» — это основной структурный прием.

    Читать дальше | Комментарии (1)