
-
Е. Шварц «Дракон». Театр Комедии. Режиссер Татьяна Казакова, художник Эмиль Капелюш
В предновогодние дни, когда царит праздничная суета и радостная детвора просит у Деда Мороза насущно необходимое для повседневной жизни, театр Комедии без всяких настойчивых просьб порадовал самых несмышленых театральных зрителей города премьерой красочной сказки «Дракон» по политической пьесе Евгения Шварца. На маркировке «Дракона», несомненно, должно гордо красоваться 6+ (можно и 0+, к нулю что ни прибавить — выйдет подходяще...).
-
«Иванов». А. П. Чехов.
Театр Наций.
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко.«Люди больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт... но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни...», — писал автор пьесы «Иванов». Спектакль Театра Наций сделан так, как будто это не просто события действительной жизни, но еще и происходят они в наши с вами времена.
-
«Бег». Композиция по пьесам М. Булгакова.
Театр «ОКОЛО дома Станиславского».
Режиссер Александра Толстошева, при товарищеском участии Юрия Погребничко.В ситуации множащихся постановок «Бега» трудно уйти от банального предположения: им помогает крымский вопрос. Но удовлетвориться этой причиной как основной все-таки странно. Дерзкая, беззаконная поэтика пьесы М. Булгакова остается сценически неразгаданной — она продолжает манить режиссеров. Шаг в этом направлении делает и Александра Толстошева на сцене театра ОКОЛО. Ее спектакль завораживает отзывчивостью главной тайне булгаковского текста — пластическому потенциалу ремарок.
-
«Ливия, 13». К. Редеркнехт.
Новая сцена Александринского театра.
Совместный проект с Гёте-Институтом в Санкт-Петербурге.
Режиссер Михаил Патласов.В тесной «шлюпке» медиастудии Новой сцены народу набилось, будто где-то по соседству потерпел крушение какой-нибудь «Титаник». Это театральная публика поспешила застать в городе самый кочевой спектакль Новой сцены — «Ливия, 13», созданный по пьесе швейцарского драматурга Крестине Редеркнехт. Но увидели мы, скорее, его демонстрационную версию. Постановка Михаила Патласова адресована подросткам, и лишь с их непосредственным участием (желательно в отсутствии взрослых) может состояться вполне. Дело спасает лишь то, что в смешанном зале все же находятся окруженные со всех сторон учителями и другими разнообразными взрослыми истинные адресаты спектакля.
-
«Снежная королева».
Екатеринбургский Академический театр оперы и балета.
Композитор Артем Васильев, дирижер-постановщик Павел Клиничев, хореограф-постановщик Вячеслав Самодуров.«Снежная королева».
Муниципальный театр балета «Щелкунчик» (г. Екатеринбург).
Музыка сборная, балетмейстер-постановщик Петр Базарон (Санкт-Петербург), художник-постановщик Ольга Меньщикова.Ганс Христиан Андерсен не любил маленьких детей. Он также не считал сказки чем-то значительным для своей писательской карьеры и делал ставку на «крупную форму» — романы, пьесы. А еще его «долговязая фигура и угловатые движения» (по воспоминаниям его приятеля, хореографа Бурнонвиля) не позволили ему в свое время стать балетным артистом. Реальность такова, что и взрослые зачитываются его сказками (ведь их многозначность и глубина даст сто очков вперед иному роману), и «нелюбимые» дети. А связь с хореографическим искусством (балет на сюжеты Андерсена «Сказки в картинках» был-таки поставлен все тем же Бурнонвилем) продолжалась всю жизнь и во всем творчестве чудаковатого датского фантазера. Продолжается и в наши дни.
-
«Человеком года» члены АТК почти единодушно назвали Константина Райкина за смелость и бескомпромиссность в отстаивании свободы творчества.
Лонг-лист в этой номинации при рейтинговом голосовании выглядит так:
1. Константин Райкин. За смелость и бескомпромиссность в отстаивании свободы творчества
2. Евгений Миронов. За создание Нового пространства Театра Наций и уникальную коллекцию режиссерских имен в афише театра.
3. Инна Соловьева. За создание выдающегося историко-театрального труда «Первая студия. Второй МХАТ»
4. Теодор Курентзис. За художественные и репертуарные достижения Пермской оперы в 2016 году.
5. Всеволод Лисовский. За серию экспериментальных спектаклей в «Театре. doc».В номинации «Спектакль года» лучшим спектаклем по версии АТК стал «Князь» в постановке Константина Богомолова (театр «Ленком», Москва).
-
В начале декабря в Канском драматическом театре прошла театральная лаборатория — уже в шестой раз.
Несколько лет подряд концепцию этой лаборатории умело и небанально разрабатывают театральный критик Павел Руднев и директор театра Вера Сазонова. Они приглашают перспективных молодых режиссеров, устраивают образовательную программу и, как водится, показы эскизов с обсуждением и голосованием зрителей. Темы каждый раз новые — из последних, к примеру, «Забытая классика» или «Грубый нежный возраст».
-
Петрушка под дулом пистолета, изображенный на нашей обложке прекрасным Борисом Петрушанским, коротко характеризует ситуацию с ближайшей будущностью журнала. Обложка торжественно и аллегорически портретирует редакцию «ПТЖ» как того самого Петрушку. Неизвестно, пристрелят ли (и кто — свои или чужие), а также сумеет ли старый Петрушка научить представлениям другого, поменьше. Родится ли новый «петрушечный» формат или петрушка-внук, собственно, и стреляет в Петрушку-прародителя…
Пока совершенно неясно, в каких формах сохранится «ПТЖ» в 2017-м. Конечно, мы делаем все, чтобы не потерять саму организацию, подвал и сайт, ищем формы своего нового бытования. Многие читатели и коллеги советуют нам остаться только в сети, путают журнал и блог, не понимая, что в сети и на бумаге печатаются совершенно разные тексты.
-
«Мама». А. Волошина.
Театр им. Ленсовета.
Акция Юрия Бутусова.Мамы нет. Про маму будет. Мамой не буду.
Это короткий пересказ исповедальной пьесы Аси Волошиной, которую главный режиссер Театра Ленсовета Юрий Бутусов представляет в формате читки на Малой сцене и лаконично называет «акцией». Поначалу кажется, что мы слушаем историю про взаимоотношения дочери с матерью. Но ближе к финалу понимаем, мама — повод сказать о чем-то большем.
-
«Трамвай „Желание“». Т. Уильямс.
Малый театр (Москва).
Режиссер Сергей Потапов, художник В. Беспалова.Западная переводная драматургия в репертуаре этой цитадели русской классики — редкость, раритет. И спектакль так и выглядит — отдельно, и идет на Малой сцене филиала поэтому. При всей иллюстративности по отношению к Уильямсу и нежелании режиссера вторгаться в замысел драматурга, в спектакле чувствуются нерв и ритм сегодняшнего дня. Намечена (но только намечена) любопытная тема: Бланш, которую играет народная артистка Елена Харитонова, — человек театра, манерная, всматривающаяся в несуществующую точку, с блуждающими многозначительными эмоциями на лице, часто со словно выродившейся мимикой. Человек элитарной культуры, она залетела в реальность из далекого прошлого, не заметив, как резко поменялось время.
-
В архиве появился № 83. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
О спектаклях няганского ТЮЗа
Ровно год назад произошло мое знакомство с театром Нягани. За это время многое переменилось. Появился художественный руководитель — им стал балетмейстер Николай Реутов. Из «детского музыкально-драматического» театр стал ТЮЗом. Труппа, и без того не старая, еще больше помолодела — в ее состав вошли выпускники драматического факультета петербургского Университета культуры и искусств. Директору Анастасии Постниковой, заманившей на работу восемь молодых актеров и обеспечившей их жильем, удалось невозможное. Ведь выпускники петербургских вузов редко покидают город, а выпускники драматического факультета СПбГУКИ вообще редко работают по специальности: если учесть, что драмфак РГИСИ что ни год выпускает 2–3 курса, то шанс работать в театре сводится к нулю, слишком высока конкуренция.
-
«Ахматова. Поэма без героя».
Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова.
«Гоголь-центр».
Художник и художник по костюмам Кирилл Серебренников.«Ахматова. Поэма без героя» — третий спектакль проекта «Звезда» в «Гоголь-центре». Театр задумал цикл постановок о советских поэтах. Вышли две работы: «Пастернак. Сестра моя жизнь» Максима Диденко и «Мандельштам. Век-волкодав» Антона Адасинского. Последнее название могло быть дано всему циклу, ибо «Ахматова. Поэма без героя» — тоже о «веке-волкодаве».
-
«1987». И. Васьковская.
Театральная платформа «В Центре» (Екатеринбург).
Режиссер Дмитрий Зимин, художник Владимир Кравцев.В екатеринбургском Ельцин Центре, помимо Музея первого президента России Б. Н. Ельцина и Арт-галереи, открылась театральная платформа «В Центре», создание которой позволило президентскому Центру заниматься не только сохранением и трансляцией исторического прошлого, но и осмыслением его посредством театральных постановок. Документальный спектакль Дмитрия Зимина «1987» — это попытка представить свердловских авангардных художников 80-х годов и первые уральские художественные выставки авангардного искусства, самая яркая из которых состоялась в 1987 году в Свердловске, в доме по улице Сурикова, 31.
-
А. Володин «С любимыми не расставайтесь».
Тюменский Большой драматический театр.
Режиссер Александр Баргман. Художник Анвар ГумаровЕсли кто-то думает, что существует полнометражная пьеса «С любимыми не расставайтесь», — он сильно заблуждается. Есть буквально несколько страниц маленьких диалогов в суде — по сути, стихотворений в прозе. Есть несколько сценок Мити и Кати, Мити и Ирины. Отдельным текстом — «Перегородка», отдельным стихотворением — «Сначала были встречи...» (его читает в «Любимых» Женщина, пришедшая по объявлению о размене квартиры, героиня «Перегородки»).
Вот, собственно, и все. А дальше — полная свобода любому режиссеру наполнять спектакль то ли советскими играми «Бег в мешках» и «Безбилетный пассажир», то ли песнями начала 1970-х, то ли володинскими стихами. Лишь бы говорить о человеческой тоске и этом легендарном — «Я скучаю по тебе!».
-
VII Фестиваль экспериментальных театральных форм «Ночь в театре»
Театр «Наш дом» живет и работает в Озерске, небольшом закрытом городе в Челябинской области. «Закрытость» обусловлена опасным производством системы предприятий Росатома. О судьбе театра в таком сложном городе директор «Нашего дома» Владимир Кулик говорит без трагических интонаций, дельно и серьезно: «Специфика не просто малого, но еще и закрытого города в первую очередь заключается в ограниченности зрительской аудитории. В Озерске зарегистрировано 80 тысяч жителей, фактически проживает тысяч на 10 меньше. И только 20% из них действительно ходят в театр. И это еще очень хороший результат, скорее плюс, чем минус. По статистике, театральные зрители обычно составляют лишь 5–8% городского населения. У нас город высокого культурного уровня, в большинстве своем интеллигентный, на театре воспитанный».
-
«День опричника». Антиутопия по романам В. Сорокина.
Театр «Ленком».
Режиссер Марк Захаров, художник Алексей Кондратьев.В «Ленкоме» одновременно произошли два изменения в репертуаре: художественный руководитель театра Марк Захаров снял спектакль Константина Богомолова «Князь» по «Идиоту» Федора Достоевского и показал свою новую работу «День опричника» по одноименному произведению Владимира Сорокина. При отсутствии внешней связи между этими событиями оба они — поступки не только художественные, но и политические, и если первый выглядит уступкой господствующим умонастроениям дня, то второй — высказыванием о них же.
-
«Урод». По пьесе М. фон Майенбурга.
Театр Поколений.
Режиссер Валентин Левицкий, сценография Данилы Корогодского.Премьера «Урода» в режиссуре Валентина Левицкого состоялась 26 марта 2016 года. С тех пор спектакль был номинирован на «Золотой софит», включен в лонг-лист фестиваля «Золотая Маска» и вошел в текущую афишу «Рождественского парада». В свое время мы не писали о спектакле. Теперь исправляем ситуацию.
«Урод» — закономерный выбор для Театра Поколений, главный режиссер которого немец Эберхард Келер. Автор текста, Мариус фон Майенбург — один из лучших немецких драматургов современности. Постоянного автора берлинского «Шаубюне» причисляют к кругу так называемых «новых рассерженных» — Майенбург говорит о проблемах сегодняшнего общества, в котором человек сведен к роли товара и покупателя на сексуально-денежном рынке.
-
В Краснодаре завершился пятнадцатый краевой фестиваль «Кубань театральная»
Юг России принято считать скверным для театра местом. Краснокирпичной крепостью стоит на рубежах великой степи Воронежский Камерный Михаила Бычкова, а дальше — земли неизвестные, страшные, не ходи туда со своей дружиной, чтоб Ярославне не плакать. Не без оазисов, найдутся даже центры театральной контркультуры вроде ростовского «18+», но исключения лишь подтверждают правило. В России хороший театр предпочитает процветать в скверном климате.
-
«Вернувшиеся». По мотивам пьесы «Привидения» Г. Ибсена
Проект компании YBW (Москва, Россия) в рамках фестиваля NET.
Режиссеры Виктор Карина (Journey Lab) и Миа Занетти (Journey Lab).Спектакли-«бродилки» сегодня популярны, и вот уже русский вариант иммерсивного шоу известной американской компании Journey Lab можно увидеть сегодня в Москве. Полгода режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти вместе с большой командой актеров обустраивали и обживали старинный особняк в Дашковом переулке, чтобы погрузить участников (уже не зрителей) в мир «Привидений» Ибсена. Больше всего интересовало, чего же там будет больше — театра или аттракциона, искусства или коммерции. Меньше всего я рассчитывала на какое-то тайное, личное переживание — и, как выяснилось, была неправа.
комментарии