Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли ноября 2019. Выбор редакции


  1. 1 ноября — «Барабаны в ночи», режиссер Кристофер Рюпинг, Театр Камершпиле (Германия) на сцене Александринского театра.
    В рамках Театральной олимпиады.

    Не каждый день увидишь Брехта в немецком исполнении

  2. 2 ноября — «Все, что произошло и могло произойти», режиссер Хайнер Гёббельс, The Artangel Trust (Великобритания) в Музее стрит-арта.
    В рамках Театральной олимпиады.

    Легендарный Гёббельс. Надо проверить.

  3. 3 ноября — «Опасная жалость», режиссер Саймон Макберни,
    театр Шаубюне (Германия) на Новой сцене Александринского театра.
    В рамках Театральной олимпиады.

    Макберни — выдающийся режиссер. Со времен «Улицы крокодилов» он для меня — в мировой пятерке.

  4. 3, 17 ноября — «Человек из Подольска», режиссер Михаил Бычков,
    «Приют комедианта».

    Распространенная рекомендация в статье.

  5. 12, 24 ноября — «Преступление и наказание», режиссер Константин Богомолов, «Приют комедианта».

    Самое сильное мое театральное впечатление последнего времени. Большой текст, объясняющий это, — в № 97 «ПТЖ».


  1. 1 ноября — «Игра об Анне Франк», режиссер Владимир Кустов,
    Социально-Художественный театр (СХТ), на площадке театра «ЦЕХъ».

    Актриса Ксения Плюснина рассказывает историю жизни и смерти еврейской девочки Анны Франк, каждый раз импровизируя в жестких условиях цейтнота: брошенный игральный кубик диктует дату, один из дней Анны в убежище, который ей надо представить прямо здесь и сейчас.

  2. 2 ноября — «Чайка», режиссер Иван Латышев, Большой театр кукол.

    Премьера, которую Иван Латышев готовит со студентами режиссерской мастерской Руслана Кудашова, откроет Шестой фестиваль «БТК-фест: театр актуальных кукол».
    В дни фестиваля странно быть не на Некрасова, 10, а где-то еще.

  3. 12 ноября — «Машина едет к морю», режиссер Алексей Янковский,
    театральная мастерская АСБ, театр «Особняк».

    Метафизическая клоунада великолепного трио артистов — Алисы Олейник, Дмитрия Поднозова и Анатолия Хропова. Режиссер Янковский легко превращает комическое в космическое — и обратно.

  4. 15 ноября — «Лавр», режиссер Борис Павлович, театр «На Литейном».

    Спектакль очень тонкой настройки, гармонии всех составляющих — романа Евгения Водолазкина, режиссуры и сценографии Бориса и Ольги Павловичей и ансамбля артистов, между которыми ощутимы токи взаимопонимания и поддержки.

  5. 22, 23 ноября — «Репетиция. История(и) театра (I)», режиссер Мило Рау, театральная компания «Международный институт политического убийства»
    (Цюрих, Гент, Берлин) и творческая студия Национального театра Валлонии-Брюсселя (Брюссель). В рамках фестиваля NET (Новый Европейский театр).

    Театральная Олимпиада привозит в Петербург спектакль одного из самых знаменитых европейских режиссеров, чья вселенная расширяет привычные представления о «политическом», «документальном», «социальном» театре. Мило Рау мастерски провоцирует, будоражит, шокирует зрителя.


  1. 1, 23 ноября — «Девочка со спичками», режиссеры Элина Сарно (Финляндия), Анна Иванова, театр «KARLSSON HAUS».

    История маленькой кукольной, но такой живой девочки в мире больших людей, случившаяся одним зимним вечером. Погружение в кукольную реальность без слов и практически в темноте. Спектакль — как полнометражный мультфильм, снятый одним планом без монтажных склеек.

  2. 2, 3, 4 ноября «БТК-ФЕСТ: театр актуальных кукол». Игра в классиков на сцене Большого театра кукол.

    Актуальный контекст театра кукол. При обилии драматических фестивалей в нашем городе — «кукольный» пропустить нельзя.

  3. 6 ноября — «Дядя Ваня», режиссер Юрий Бутусов, театр им. Ленсовета.

    Упущенная жизнь во всем ее многообразии. В финале — канистры с бензином.

  4. 15 ноября — «Лавр», режиссер Борис Павлович, театр «На Литейном».

    Условная природа театра отлично справляется с житием святого, кочующего по времени, как по земле.

  5. 30 ноября — «Пиноккио», режиссер Руслан Кудашов, Большой театр кукол.

    Сюжет Карло Коллоди средствами классического театра кукол. Деревянный мальчик стремится стать человеком, но понятные человеческие качества (наивность, своеволие, проказливость) усложняют эту задачу.


  1. 1, 2 ноября — «Барабаны в ночи», режиссер Кристофер Рюпинг,
    театр Каммершпиле на сцене Александринского театра. В рамках Театральной олимпиады.

    Брехта, поставленного немцем с немецкими актерами на сцене главного мюнхенского и одного из самых важных немецких театров, пропустить невозможно. К тому же к нам этот спектакль точно никогда больше не привезут, как и все остальные в этом списке.

  2. 2, 3 ноября — «Опасная жалость», режиссер Саймон Макберни, театр Шаубюне на Новой сцене Александринского театра. В рамках Театральной олимпиады.

    Макберни в полностью немецком контексте обещает интригу сразу в нескольких плоскостях. К тому же у Шаубюне давно репутация театра, который не ходит проторенными путями.

  3. 7, 8, 9 ноября — «Великий укротитель», режиссер Димитрис Папаиоанну, Компания Димитриса Папаиоанну на сцене Александринского театра.
    В рамках Театральной олимпиады.

    Тут цирк внедрился в пластическую драму, и это как всегда любопытно.

  4. 16, 17 ноября — «Сирано де Бержерак», режиссер Тадаси Судзуки, театр SCOT на сцене Александринского театра. В рамках Театральной олимпиады.

    Сирано-самурая мы точно увидим не скоро, а может быть никогда.

  5. 22, 23 ноября — «Репетиция. История (и) театра I», режиссер Мило Рау, Театральная компания «Международный институт политического убийства» (Цюрих, Гент, Берлин) и творческая студия Национального театра Валлонии-Брюсселя (Брюссель) на сцене Александринского театра.
    В рамках фестиваля NET (Новый Европейский театр).

    Мило Рау будоражит театральный мир Европы настойчиво и эффективно уже не первый год. То, что его везут к нам, это почти чудо.


  1. 1, 2 ноября — «Все, что произошло и могло произойти», режиссер
    Хайнер Гёббельс, The Artangel Trust (Великобритания).
    В рамках Театральной олимпиады.

    После октябрьской лекции Гёббельса, на которой он рассказывал, как работал над спектаклем с отарой овец, еще больше поражаешься способности режиссера контролировать импровизацию и «как по нотам» вплетать в действие новостную сводку дня.

  2. 5, 27 ноября — «В Мадрид, в Мадрид», режиссер Лев Эренбург,
    Небольшой драматический театр.

    В ноябре «В Мадрид, в Мадрид» особенно бодрит.

  3. 5 ноября — «Язык птиц», режиссер Борис Павлович совместно с центром социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом», БДТ им. Г. А. Товстоногова.

    Спектакль, который, к сожалению, слишком редко стоит в афише. А про него всегда хочется сказать что-нибудь невозможное, но нежное. Это… «акварель чувств»? Когда вначале приходишь как чистый лист, получаешь от артистов краски-эмоции, а потом плачешь на них слезами счастья в финале и смотришь, как неожиданно смешиваются в душе подаренные тебе цвета.

  4. 12 ноября — «Машина едет к морю», режиссер Алексей Янковский,
    Театральная компания АСБ, театр «Особняк».

    Иногда хочется снова увидеть этот спектакль впервые.

  5. 22, 23 ноября — «Репетиция. История (и). Театра (I)», режиссер Мило Рау, Театральная компания «Международный институт политического убийства»
    (Цюрих, Гент, Берлин) и творческая студия Национального театра Валлонии-Брюсселя (Брюссель). В рамках фестиваля NET (Новый Европейский театр).

    Опираясь на реальный случай жестокого убийства, Мило Рау задается вопросом, как в театре можно убедительно говорить о беспределе насилия. Какими способами авторы собираются воздействовать на зрителя — пока загадка.